Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ПОЭЗИИ - I




Дежа вю («уже было») – уже виденное. В постмодернизме использование чужих литературных приёмов (кодов), ощущение невозможности неповторимого личного стиля в эпоху «текстуализации» сознания, «фрагментации» субъекта, т. е., когда все приёмы в литературе уже исчерпаны. Как бы ты ни начал писать, читатель найдёт в тексте то, что он читал уже у других.

Графомания – ненормальная, зачастую болезненная тяга к литературному творчеству без наличия ярко выраженного творческого дара. Иногда это страсть в некоторой степени присуща талантливым авторам, например, Бальмонту.

Комбинаторная поэзия - создание словесных конструкций по чётко заданным алгоритмам и, как следствие, полным подчинением содержания форме. Для комбинаторной поэзии характерна реализация некой идеи или концепции в рамках максимально ограниченного словарного запаса. Часто такая поэзия выступает в симбиозе с графикой, математикой и пр. К комбинаторной поэзии относятся: палиндромы, анаграммы, равнобуквицы, тавтограммы, p-тексты и т.п.

Экспериментальный стих (экзотический стих) – оригинальный стих, построенный на нетрадиционных способах рифмовки, построения строф и т.п . К таким стихам относятся панторифмы, палиндромы, моноримы, фигурные стихи и пр.


Алфавитный стих (или азбуковник, абецедарий) - стихотворение, в котором первые буквы всех слов или строк образуют алфавит. В русской поэзии абецедарии встречаются крайне редко.
Русский алфавитный стих ведёт своё начало от Азбучной молитвы (Х в.), широко распространённой в средневековой Руси и по форме напоминавшей современный верлибр. В таком стихе каждое изречение (сентенция) начиналось с новой строки и
буквы алфавита.

Азъ словом симь молюся Богу
Боже вьсея твари и зиждителю
Видимыимъ и невидимыимъ!
Господа духа посъли живущаго
Да въдъхнетъ въ сьрдце ми слово
Еже будетъ на успехъ вьсемъ...


Алфавитный стих «Июльская ночь»

Алый бархат вечереет,
Горделиво дремлют ели,
Жаждет зелень и июль
Колыбельной лаской млеет...
Нежно отзвуки пропели...
Разостлался синий тюль.
Улетели феи холить
Царство чары шаловливой,
Щебет едких эпиграмм...
Начинает сны неволить,
Миро льет нетерпеливый
Юга ясный фимиам.
(В. Брюсов)

 


 

Антисемит Антанте мил.
Антанта сборище громил.

Большевики буржуев ищут.
Буржуи мчатся вёрст за тыщу.

Вильсон важнее прочей птицы.
Воткнуть перо бы в ягодицы…
(В. Маяковский)

Акростих (краестишие, краегранесие, краестрочие, началестрочие, иместишие) -
стих, первые буквы всех строк которого образуют слово или фразу, чаще всего имя самого автора или того, кому стихи посвящены.
Акростих был изобретён ещё в древности (V в. до н.э.) сицилийским поэтом Эпихармом из Сиракуз, фиксировавшим таким образом авторство своих текстов; акростихи писали и поэты Древней Греции; в поэзии средневековья акростихи вкраплялись в сакральные тексты как зашифрованные подписи, заклинания или тайные послания, а в византийской гимнографии в форме акростиха писались церковные песнопения - каноны; традиции жанра были продолжены в эпоху Возрождения.
Древнейшей формой акростиха был «абецедарий»: начальные буквы стихов или строф следовали в простом алфавитном порядке.
Как стихотворная забава акростихи были популярны в России начиная с XVII века - ими писались всяческие эпистолии, дружеские и любовные послания. Позднее в русской поэзии акростих был в ходу в XVIII веке: помимо "серьёзных" стихотворных опытов, он был одним из любимых салонных развлечений - на заданные слова или имена необходимо было виртуозно составлять изящные стихотворения.
В начале XX века акростихи становятся "альбомным жанром" Серебряного века - поэты пишут (часто - друг другу) акростихи-посвящения; известны акростихи Кузмина, Гумилёва, Есенина и др. Писали акростихи и поэты-символисты. В современной русской поэзии акростихи встречаются редко; каких-либо серьёзных и значимых произведений в этом жанре создано не было. Несмотря на то, что акростих всегда воспринимался как, своего рода, литературное трюкачество и игра, он всегда будет притягивать к себе поэтов, обладающих нестандартным мышлением и не равнодушных к экспериментам, - своей визуальностью, изощрённой техникой письма и возможностью тонкого подтекста.
Бывают и более сложные расположения выделенных слов (фраз) в стихотворном тексте, например по диагонали: 1-я буква 1-ой строки, 2- буква 2-ой строки, 3- буква 3-ей строки и т.д.. Таким «акростихом» писал сонеты Эдгар По, а переводил В. Брюсов

Акростих «Анна Ахматова»

Ангел лёг у края небосклона,
Наклоняясь, удивлялся безднам.
Новый мир был тёмным и беззвёздным.
Ад молчал. Не слышалось ни стона…

....
(Н. Гумилёв)

Акростих «Роса»

Родясь от пламени, на небо возвышаюсь;
Оттуда на землю водою возвращаюсь!
С земли меня влечет планет всех князь к звездам;
А без меня тоска смертельная цветам.
(Г. Державин)

Акростих «Поэзия»

Пишу о чем-то вдохновенно,
О Боже! снова в раж вошёл -
Экстаз творения нетленный
Зачем-то вновь меня нашел.
И что б там ни было вокруг,
Я весь во власти дивных мук!
(А. Бердников)

Акростих «Загадка»:

Развязные, вполне живые разговоры,
Язвительный намёк и шуточка подчас,
Блестящие, как сталь отпущенная, взоры
И мягкий голос ваш смущают бедных нас.
Но угадайте, что поистине у вас
Очаровательно и сердце обольщает?
В раздумье вы?.. Так я шепну вам на ушко:
Кто знает вкус мой, тем и угадать легко,
А кто не знает, пусть посмотрит: угадает…
(Л. Мей)

Существуют также разновидности акростиха:

Акроцентон - стих, собранный из строк известных стихотворений и составляющий по начальным буквам строк какое-либо слово или фразу,

Центон – юмористическое стихотворение, составленное из «заготовок» - отрывков разных стихов одного или нескольких авторов. Вот пример центона, собранного, в основном, из заглавных строк стихов Пушкина.

Я помню чудное мгновенье, -
Три сестрицы под окном.
Зима!.. крестьянин торжествуя,
Всё ходит по цепи кругом
Гонимый вешними лучами.
Уж солнце меркнет за горами...
Беги , сокройся от очей!
И сердцу будет веселей.

Во глубине сибирских руд
Горит восток зарёю новой.
Не пой красавица при мне,
Подруга дней моих суровых.
Прощай свободная стихия!
Гусей крикливых караван…
Мороз и солнце! День чудесный!
Храни меня мой талисман!

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь