Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. ТРОПЫ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - V
Две капли брызнули в стекло, Метатеза – перестановка звуков или слогов в слове или фразе. Используется как комический приём (обветрится – обвертится, перепёлка – пеперёлка, байкодром Космодур, в траве кузнел сидечик…) Параллелизм - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ. Параллелизм может быть, как словесно-образный, так и ритмический, композиционный. В синем море волны плещут. Образный параллелизм - такой вид олицетворения, когда сначала отражаются отношения в природе, а потом отношения между людьми: Не свивайся, не свивайся, трава с повиликой, Хиазм - вид параллелизма: расположение двух частей в обратном порядке («Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть», «в жаркое лето, в зиму метельную». Или когда не зарифмованная строка используется среди рифмованных в особой форме построения строфы, где рифмуются только чётные строки или только нечётные. Парцелляция - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь». П. Антокольский). Ша- Перенос - несовпадение синтаксического членения речи и членения на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в его конце. Выходит Пётр. Его глаза Плеоназм – стилистический оборот речи (иногда нежелательный, случайный), содержащий однозначные и как бы излишние слова или выражения: тёмный мрак; густая шевелюра волос; я плачу, я проливаю слёзы (тавтология); во саду ли, в огороде (параплерма). «У А.Блока в стихотворении «Сольвейг! О, Сольвейг! О, Солнечный путь!) есть скрытый плеоназм: имя «Сольвейг» взято из драмы Г. Ибсена «Пер Гюнт», и по-норвежски оно значит именно «солнечный путь», «солнечный след» (С.А.Небольсин). Прозаизм – слова или речевые обороты характерные для обыденной речи, вставленный в поэтическое произведение: Он подал руку ей. Печально, Реминисценция – то, что кажется знакомым и наводит на воспоминание о чём-то уже известном; результат невольного заимствования автором чужого образа, приёма, мотива и т.п. Солецизм - неправильный языковой оборот, тем не менее, не нарушающий смысла высказывания. Может использоваться для создания стилистического эффекта («Сколько время?»). Силлепс – объединение неоднородных членов в общем смысловом или синтаксическом подчинении («У кумушки глаза и зубы разгорелись», А. Крылов). Часто используется в комических целях («За окном идёт дождь, а у нас – концерт»). Что делают меж тем герои наши? Умолчание – стилистическая фигура; связана с явлением подтекста, особой художественной недосказанности. Имеет несколько значений. 1) Недоговорённость фраз, стилистический приём, отражающий высокую напряжённость речи, когда читатель сам должен догадаться, что именно осталось невысказанным. 2) Композиционный приём, когда писатель, как бы интригуя своих читателей, какое-то время держит их в неведении об истинной сути изображаемых событий. Но слушай: если я должна
Уподобление – стилистический оборот на основе развёрнутого сравнения. Раскрывает в художественном произведении систему параллельных общностей между двумя предметами или явлениями. Параллельный поэтический образ усиливает художественную выразительность основного образа. Они глумятся над тобою, Так сын, спокойный и нахальный, Глядит с улыбкой состраданья Утрировка – изображение в преувеличенном виде черты характера или манеры какого-либо лица. Эвфемизм – замена неприличных, грубых, деликатных слов или выражений более неопределёнными и мягкими (вместо «беременная» - «готовится стать матерью», вместо «толстый» - «полный» и «не сочиняйте» вместо, «не врите»). Эллипсис (эллипс) - пропуск в речи подразумеваемого слова, которое можно восстановить из контекста. День в тёмную ночь влюблён, Эмфаза - эмоционально-экспрессивное выделение части высказывания посредством интонации, повторения, порядка слов и т. («я это вам говорю»). Эпитет - образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо («парус одинокий», «роща золотая»…). При расширенном толковании эпитетом называют не только прилагательное, определяющее существительное, но и существительное-приложение, а также наречие, метафорически определяющее глагол («мороз–воевода», «бродяга-ветер», «гордо реет Буревестник»). Я помню чудное мгновенье!
ФОНИКА И МЕЛОДИКА I. Фоника - раздел стиховедения, изучающий сочетания звуков в стихе, звукопись, музыкальность стиха. Сюда же некоторые относят учение о стиховой рифмике. Но более обычным и чётким является изучение сочетаний гласных и согласных звуков в звуковых комплексах и их конструктивные функции в организации стиха. Наиболее употребимые приемы: Ассонанс – повтор в пределах стиха (строчки) одинаковых гласных звуков. О весна без конца и без краю - Аллитерация – повтор одинаковых согласных звуков в пределах стиха (строчки), придающее стиху особую интонационную выразительность. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Поэтическая этимология – повтор в пределах стиха близких по звучанию слов, как правило, однокоренных: А зало-то золотом залито II Мелодика - система распределения восходящих и нисходящих интонаций в стихе. В основном мелодика стиха связывается с интонацией. Интонация - свойственное стихотворной речи повышение голоса к середине стиха и понижение с паузой в его конце. Интонация делит стихотворную речь на фразы, расставляет смысловые ударения, выражает чувства, устанавливает темп произведения, тембр и громкость. 1) Одическая - намеренно торжественная, с декламационным произнесением. 2) Напевная – фраза укладывается в пределах одной строки. Встречаются три вида напевного стиха: куплетный, песенный, романсный. 3) Говорная –имеем дело с так называемым стиховым переносом. Зачем – стрела – я не сгорел на лоне
ВИДЫ СТИХА - I Народное стихосложение - русская устная народная поэзия. Различают три вида: 1) Говорной стих (пословицы, поговорки, загадки, прибаутки и пр.), чисто-тонический, с парными рифмами, без внутреннего ритма (раешный стих); 2) Речитативный стих (былины, исторические песни, духовные стихи), нерифмованный стих, с женскими или дактилическими окончаниями, в основе ритма - тактовик. 3) Песенный стих («протяжные» и «частые» песни) — ритм тесно связан с напевом. Имитация под народный стих - чистый метр встречается редко (например, «Песня о купце Калашникове»). Логаэды – стихи с использованием стихотворного размера с упорядоченным явлением пропуска безударного слога, как правило, на четных стопах, то есть образуемый сочетанием неодинаковых стоп (например, анапестов и хореев), последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу. Часто античные логаэдические размеры назывались в честь их создателей и пропагандистов: алкеев стих, сапфический стих, фалекий, адоний и др. Что ты за-во-дишь пес-ню во-ен-ну Се-год-ня дур-ной день: По хол-мам — круг-лым и смуг-лым,
Анакруза - метрически слабое место в начале стиха перед первым ударным слогом, обычно постоянного объема. На анакрузу часто падает сверхсхемное ударение. Анакрузой также называют безударные слоги в начале стиха. Зи-ма!... Кресть-я-нин тор-жест-ву-я, Вариация анакруз – последовательное чередование стихов с разными размерами. Хоть счас-тье зем-но-е и мень-ше в сто раз, * * * И ста-ра-лась о-на до-плес-нуть до лу-ны Гу-бы мо-и при-бли-жа-ют-ся
Пентон (пятисложник Кольцова) – (схема: 0 0 1 0 0 ) стихотворный размер с третьим слогом, постоянно ударным, а четвёртым – постоянно безударным (константные места в стихе). Употребляется только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует. Не шу-ми ты, рожь, Александрийский стих (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском) - русский шестистопный ямб с цезурой после шестого слога и парной рифмовкой; основной размер крупных жанров в литературе классицизма. Над-мен-ный вре-мен-щик, и под-лый и ко-вар-ный, Мой голос для тебя и ласковый и томный
Гекзаметр - шестистопный дактиль, в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях - хореями). Возможно до 32-х ритмических вариаций гекзаметра. // - цезура Примеры схем: Гнев, бо-ги-ня, вос-пой А-хил-ле-са, Пе-ле-е-ва сы-на, Пентаметр - фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями в середине и в конце стиха. В чистом виде пентаметр не употреблялся. Элегический дистих – сочетание гекзаметра (первый стих) и пентаметра (второй). ВИДЫ СТИХА – II
Дольник (тактовик) - стих начинает делиться не на стопы, а на доли; это размер, метрический ряд которого состоит из ударных слогов, между которыми может стоять либо один, либо два безударных слога. Дольники различаются по количеству метрических ударений в строке. Наиболее часто встречаются 3-ударный и 4-ударный дольник. Считаются не все ударения в словах, но только ударные места в стороке. Формула дольника: Трёхударный дольник: Были святки кострами согреты, Его схема (цифры показывают количество безударных долей между ударными, обозначаемыми знаком «равно» (=)): Четырёхударный дольник: Девушка пела в церковном хоре Схема: Акцентный стих (или чисто тонический, или ударный стих) — стихотворный размер, самый свободный по шкале метрических разновидностей, или метров. Строки могут быть равны по количеству ударений, а то, сколько слогов стоит между ударениями, неважно, но их больше, чем два (иначе это дольник).
Четырёхударный акцентный стих: Армия пролетариев, встань стройна! Схема: =4=2=1= Аллитерационный стих – принадлежа к категории акцентного стиха, отличается от него системой обязательных звуковых повторов, расположенных в определённых местах стиха. Например, в древнегерманском стихосложении характерной была «горизонтальная» аллитерация; количество слогов в стихе от ударения до ударения – произвольное. В поэзии народов Средней Азии и бурятов наиболее популярной является «вертикальная» (анафорическая) аллитерация стиха. Бугристы берега, благоприятны влаги, Схема: Холостой стих - стихи с холостой рифмовкой, при которой в строфе, помимо зарифмованных строк, присутствуют и незарифмованные (не имеющие рифмованной пары). Холостые стихи могут быть как с регулярным ожиданием отсутствия рифмы в определённых местах строфы (схема рифмовки АВСВ, АВАС, ААВА и т.п.) так и с эффектом обманутого ожидания. Я, к мачте прислонясь, стоял, Травка зеленеет,
* * * Пусть рифмует через строчку Зарыться бы в свежем бурьяне, Нет не сдамся: папа-мама, Безрифменный стих – исторический предшественник белого стиха, к которому относится вся античная поэзия и европейская поэзия более позднего периода, когда традиция рифмованной поэзии ещё не сложилась. О том, что ждёт нас, брось размышления, Белый стих – стих без рифм, но при неизменной метрической организации. Разновидностью белых стихов являются народные стихи и их имитации, среди которых есть шедевры, удивляющие своей неповторимой напевностью и мелодичностью. Белые стихи, в отличие от безрифменных - это сознательное отступление от сформировавшихся правил и стихотворных традиций, игнорирование рифмы как своеобразный художественный приём. В ка-ком го-ду – рас-счи-ты-вай, Сяду я за стол да подумаю: Во тьме ночной явилась буря;
ВИДЫ СТИХА – III
...Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
Она пришла с мороза,
Стихотворения в прозе - небольшое эмоционально насыщенное лирическое произведение в прозаической форме без признаков метра и рифмы. Отличительные черты – мелодичность и напевность. Произведение поэтическое по содержанию и прозаическое по форме Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!..
Информация подготовлена по следующим источникам: Дополнена по справочной литературе: Источники в текстовом электронном виде:
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы