Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ПОЭЗИИ - II




Обратный акростих - зашифрованное слово читается снизу вверх.

Телестих - стих, в котором последние буквы каждой строки образуют слово или фразу.

Колокол

Произнося чудесный чистый звуК,
Вишу на колокольне. ВысокО!
Неоднократно сам звенеть хотеЛ,
Разлиться песней сердца далекО,
Но мой язык во власти чьих-то руК.
Вздохнул бы я свободно и легкО,
Когда бы сам, не по заказу, пеЛ.
(И. Чудасов)

Месостих - стих, в котором из букв каждой строки составляется слово или фраза. В отличие от акростиха и телестиха, в месостихе слово образуют буквы, распололоженные в определённом порядке внутри строчек, причём вертикальное расположение не обязательно. Кроме того, как правило, зашифрованное слово или фраза выделяются. В качестве примера - четверостишие одного из родоначальников русского месостиха иеромонаха Кариона Истомина, в котором он зафиксировал своё духовное звание и фамилию.

Иисус господь Ему Рабов Оных,
возмёт ей МОльбы НАук всех свободныХ
Иже, Сия зде ТОщие навыкают.
МИлости любве всех благ Научают.
(Карион Истомин)

Наряду с акростихом существует и «акропроза», например, газетный фельетон (январь 1917 г.) А.В. Амфитеатрова. «Рысистая Езда Шагом Или Трусцой Есть Ледяное Неколебимое Общественное Настроение… И, Ох, Чтобы Его Милое Пошевелить Или Сбить Адская Твёрдость Нужна Едва Ли Завтра Явится Предсказуемая! Робкая, Еле Движущаяся Вялость, «Археянство» Рабское, Идольская Тупость, Едва Ловящая Новости, А Ярких Целей Если Не Зовом Урядника Рекомендованных, Артистически Бегущая Елико Законными Отходами, Безмерная Растрёпанность, Асбестовая Заледенелая Невоспламеняемость, Исключительно Чадная Атмосфера, Этическая Тухлость, Чучела Ухарские, Дурни-Обломовы, Волки И Щуки Наполняют Общество…»
(Акрограмма: Решительно ни о чем писать нельзя предварительная цензура безобразничает чудовищно…)

Анаграмма - слово или текст, полученные в результате перестановки букв другого слова или текста: щетина - нищета,
"Карпов - мастер, Каспаров - метр" (С.Гайдаров), "Меланхолия - не хамло ли я?" (Д. Авалиани). В русской поэзии анаграммы можно встретить в эпизодических вкраплениях. Полностью стихотворных анаграмм крайне мало.

Что нам весна или за ней дано?
Одна мечта: знай сон и лей вино!
(В. Брюсов)

Акромонограмма – стихотворение, каждый стих которого начинается последними буквами предыдущего стиха. Лексико-композиционный приём, заключающийся в повторении конца стиха.

Различается три вида:

1) слоговая, когда предыдущий слог повторяется в начале следующего стиха:

Но когда коварны очи
Очаруют вдруг тебя.
(А. Пушкин)



 

2) лексическая, когда слово или ряд слов в конце строки повторяются в начале следующей строки из народного фольклора:

Далеко ли ты, широко ли ты, степь, протянулася,
Протянулася ты, степь, вплоть до Царицына!

3) рифменная, встречается в поэзии редко и заключается в смежной рифмовке слов, стоящих на стыке двух строк:

Реет тень глубокая, объята
Ароматом нескошенных трав,
Но упав на зелёную землю,
Я объемлю глазами простор.
(В. Брюсов )

Акромоносиллабина – стихотворение, каждый стих которого начинается последним слогом предыдущего стиха.

Анацикл - стихотворение, написанное таким образом, что его можно одинаково читать как сверху вниз слева направо, так и снизу вверх справа налево. Анацикл читается в обоих направлениях не по буквам (как в палиндроме), а по словам. В отличие от стихотворения-реверса, порядок изложения, рифмы и рифмовка сохраняются. Анациклические стихи - крайне редкое явление даже для эксперементальной поэзии.

Жестоко - раздумье. Ночное молчанье
Качает виденья былого,
Мерцанье встречает улыбки сурово.
Страданье -
Глубоко - глубоко!
Страданье сурово улыбки встречает...
Мерцанье былого - виденья качает...
Молчанье, ночное раздумье, - жестоко!
(В. Брюсов)

Реверс - стихотворение, которое можно читать как сначала (слева направо), так и с конца (справа налево), при этом общий смысл сохраняется, но меняется очерёдность изложения и, что самое главное, меняются рифмы и может меняться рифмовка.
В образчике ниже четверостишие имеет смежную рифмовку и две рифмы "твои - и", "твой - шальной". При воспроизведении стихотворения по словам в обратном порядке (с конца) смежная рифмовка меняется на перекрёстную, а также происходит смена конечных рифм на "весне - мне" и "слеза - глаза". Жанр практически не разработан.

Глаза зелёные твои
Мне будут снова сниться и
Слеза как чистый образ твой
Весне запомнится шальной.
Шальной запомнится весне
Твой образ чистый как слеза
И сниться снова будут мне
Твои зелёные глаза.

Хочу тебя любить.
Любить тебя хочу.



Ассонанс – созвучие ударных гласных звуков при полном или частичном несовпадении согласных (ведро - светло, весь – месть, красивый - неугасимый, сказка – палка, ворон - посох…). Ассонанс широко использовался в русском фольклоре, а также и поныне применяется как в поэзии, так и в песенном творчестве. Ассонанс вместе с аллитерацией являются основными приёмами звукописи в литературе.

Употребление в стихах слов исключительно с одной гласной можно занести в разряд экспериментальных стихов, как например, стихотворение "Трюк с «Ю»".

Пью Брют.
Плюю в крюк.
Юн, Лют.
Люблю юг!
Бьюсь, злюсь.
Юлю, вьюсь…
Вьюг блюз.
Сплю? Снюсь?
(Б. Гринберг)

Авторская глухота – бессознательное нарушение автором грамматических правил или фактических данных. Например, в творчестве Лермонтова: «Из пламя и света рождённое слово» (грамматически правильно – из пламени). В поэме «Мцыри» упомянут барс, однако на Кавказе барс не обитает. «Терек скачет, будто львица, с гривой пены на хребте» – грива бывает только у льва, (на шее, не на хребте). У Полонского читаем о ласточке: «Дам тебе я зёрен…» – ласточки питаются мошками, не зёрнами.

Бесконечный стих – стихи с кольцевой структурой, где конец переходит в начало. Всем известен стих: «У попа была собака…». А вот пример бесконечной басни:

…Сидел на ветке
Как-то глупый попугай.
И взлетая очень редко,
Он смеялся с птичьих стай:
«Будет дымка голубая,
Красивее облака,
Вот тогда и полетаю
Выше всех, наверняка!»
И решил он вниз спуститься,
Сэкономить больше сил.
Только ж надо так случиться:
Он в силки и угодил.
И теперь в красивой клетке
Всё твердит: …



Брахиколон - жанр экспериментальной поэзии; односложный размер (односложник), в котором все слоги ударные.

Бей
тех,
чей
смех,
вей,
рей
сей
снег!
(Н. Асеев)

Дол
Сед
Шёл
Дед.
След
Вёл -
Брёл
Вслед.
Вдруг
Лук
Ввысь:
Трах!
Рысь
В прах.
(И. Сельвинский)

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь