ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ПОЭЗИИ - IV
Фигурный стих – стихотворение, строки которого визуально образуют какую-либо фигуру или предмет - звезду, конус, сердце, крест, пирамиду, ромб и пр. Изобретателем фигурных стихов принято считать Симмия Родосского - древнегреческого поэта, написавшего три стихотворения в форме яйца, секиры и крыльев. Позднее, фигурный стих был в ходу в европейской поэзии барокко, а также не был обделён вниманием и русскими поэтами: первые фигурные стихи в России составляли виршеписцы ещё на заре русской поэзии - в XVII веке, когда стихотворная "алхимия" была в большой моде. В 18 веке в этом жанре написал несколько образцов (в виде лабиринта, креста, сердца и восьмиугольной звезды) и один из крупнейших стихотворцев того времени Симеон Полоцкий. В XVIII-XIX вв. к фигурным стихам обращаются Державин, Сумароков, Ржевский, Апухтин, Рукавишников и некоторые другие поэты. В дальнейшем к фигурным стихам проявляют интерес символисты и авангардисты (Брюсов, Кирсанов, Вознесенский и др.). В целом, фигурные стихи - не более чем стихотворная забава, в которой форма преобладает над содержанием. По этой причине высокохудожественных образцов создано крайне мало.
О, где же те мечты? Где радости печали,
Светившие нам столько долгих лет?
От их огней в туманной дали
Чуть виден слабый свет…
И те пропали,
Их нет.
(А. Апухтин)
Лабиринт - ещё один жанр визуальной поэзии, часто рассматриваемый как вариант фигурных стихов; стихи, в которых различные буквы из различных строк складываются в зашифрованное слово или фразу, образуя какие-либо линии или геометрические фигуры. Как пример, послание в стихах Валерия Брюсова Вадиму Шершеневичу.
ВлекисуровуюмечтУ,
дАйутомленнойреЧи
ваДимъ,иэтудальИту,
дарИнастаромВече
себеМгновениЕогня,
дайсмУтестеНыволи.
тыискуШениЕкремля:
затмениЕоШибокбудня -
троньискРоюдоболи!
(В. Брюсов)
Гетерограмма - игра слов, различных по значению, но сходных по буквенному составу (больше веков - большевиков, не бомжи вы - небом живы, теперь я - те перья). Основой гетерограммы может быть как целое предложение, так и всего одно слово. Разновидность каламбура. Стихи, состоящие из гетерограмм - редкое, но весьма интересное явление в поэзии.
Азам учили,
а замучили.
Пока лечили –
покалечили.
(С. Федин)
Ослабел - осла б ел.
(С.Федин)
Наполеон стоял и думал:
Ко злу дорога широка.
На поле он стоял и думал:
Козлу дорога широка.
Зубра сбил -
Зуб разбил
(В. Евлухин)
Нету житья! Снова меч таю —
Не тужить! Я снова мечтаю...
(В. Васина)
Да, в ноябре думал, осмысляя в ночи тайны небес:
«Давно я бреду, мало смысля явно. Читай ныне, бес!».
(И. Чудасов)
Гетерограммы Дмитрия Авалиани:
Что вы простонете?
Что вы просто не те?
Заказ и нож дали
За казино ждали.
Игру стих, лад открыл,
И грусти хлад от крыл...
Ночи тают, оскудев
Но читаю тоску дев.
Не ЗАКОН - чучело вечное.
Не закончу человечное,
Ибо где точка?
Утро - бабочка,
И Бог - деточка:
Утроба - бочка.
Звуковое кольцо – четверостишие или стихотворение, в котором последняя буква стиха совпадает с первой буквой предыдущего стиха, а последняя буква последней строки с первой буквой первой:
Выживание
Давно известно: жизнь - борьба,
А у борьбы - один исход:
Держать, как нам велит судьба,
Атаки яростных невзгод.
Как выжить вот вопрос
Среди сплошных атак?
Корпеть, не вешать нос,
Сжать зубы. Только так.
Таков закон
На много лет.
Трагичен он,
Но спору нет.
(И. Овчинников)
Последняя буква каждой строки в четверостишии совпадает с первой буквой последующей, а последняя буква последней строчки - с первой буквой первой. Т.о., стихотворение состоит из трёх четверостиший в виде звукового кольца. Идея нового жанра принадлежит Ивану Овчинникову.
Каламбур – игра слов; стилистический оборот или самостоятельная миниатюра, основанная на обыгрывании звукового сходства слов или их сочетаний, имеющих разное значение. Обычно каламбур придаёт речи оттенок комизма. Часто с помощью К. переосмысляются фразеологизмы, Пример «Ученье – свет, неучёных – тьма» (Э.Кроткий) «Форма анекдота – игра слов, каламбур, излюбленная ситуация – с лёгкостью приспосабливается к любому злободневному содержанию» (Е.Аксёнова).
Липограмма – текст, в котором начисто отсутствует один или несколько звуков ( например, «Соловей во сне» Г.Н. Державина написан без звука «р»).
Соловей во сне
Я на хОлме спал высоком,
Слышал глас твой, соловей,
Даже в самом сне глубоком
Внятен был душе моей:
То звучал, то отдавался,
То стенал, то усмехался
В слухе издалече он;
И в объятиях Калисты
Песни, вздохи, клики, свисты
Услаждали сладкий сон.
Если по моей кончине,
В скучном, бесконечном сне,
Ах! не будут так, как ныне,
Эти песни слышны мне;
И веселья, и забавы,
Плясок, ликов, звуков славы
Не услышу больше я, —
Стану ж жизнью наслаждаться,
Чаще с милой целоваться,
Слушать песни соловья.
(Г. Державин)
Логогриф – стилистический приём; фраза или стих, основанные на убывании начальных звуков.
В поэзии логогрифические стихи встречаются довольно редко в виде фрагментов.
На фабрике «Победа»
Во время обеда
Случилась беда –
Пропала еда!
Ты съел? – Да!
И моя небовая свирель
Лучистая,
Чистая,
Истая,
Стая,
Тая,
А я -
я.
(В. Каменский)
Метаграмма – замена или прибавление букв в словах для получения игрового или комического эффекта.
Кобра я
Добрая.
(С. Федин)
Монорим - стихотворение с повторяющейся однородной рифмой. Часто встречается в старинной восточной поэзии.
Ушедший, хоть один, вернулся бы хоть раз,
Из-за покрова тайн принёс тебе отказ:
"Коль в чём нужда у вас, так нужен не намаз:
И что был за намаз? Так, для отвода глаз".
(Омар Хайям)
В русской поэзии, как правило, используется в сатирических и юмористических стихотворениях:
Когда будете, дети, студентами,
Не ломайте голов над моментами,
Над Гамлетами, Лирами, Кентами,
Над царями и над президентами.
(Апухтин)
Оставаться самим собой
Был ведь свод небес голубой?
Бил ведь в скалы морской прибой?..
Будь доволен своей судьбой -
оставайся самим собой.
Помнишь, вился дым над трубой?
Воркотню голубей над избой?
Подоконник с витой резьбой?..
Будь доволен своей судьбой.
Лес был весь от солнца рябой,
шли ребята веселой гурьбой -
лезть на сучья, на птичий разбой,
пересвистываясь меж собой.
Ведал вкус не дурой губой,
не дул в ус пред дурой-судьбой,
не сходился с дружбой любой -
оставался самим собой.
Мята, кашка и зверобой
пахли сладко перед косьбой,
гром гремел нестрашной пальбой,
словно сказочный Громобой.
Не хвались удач похвальбой,
не кичись по жизни гульбой,
не тревожь никого мольбой -
оставайся самим собой.
Если сердце бьет вперебой,
если боль вздымает дыбой, -
не меняйся ни с кем судьбой -
оставайся самим собой!
(Н. Асеев)