Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РОЛЬ ДУХОВНОГО КОМПОНЕНТА МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ПОДДЕРЖАНИИ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ



 

Содержание духовного компонента морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил)

В современных условиях возрастание роли человеческого фактора и связанных с этим политических и морально-психологических аспектов применения войск (сил), а также их переориентация на решение гуманитарных задач придают еще большее значение морально-психологическому облику их личного состава. Учитывая данные факторы, военно-политическое руководство Вооруженными Силами Российской Федерации в 1992 году приняло решение о формировании самостоятельного вида обеспечения деятельности войск (сил) - морально-психологическое обеспечение, основное предназначение которого заключается в заблаговременном создании и постоянном наращивании морально-психологического состояния личного состава в целях поддержания боеспособности войск на уровне, необходимом для надежного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, гарантированного отражения агрессии, а также выполнения поставленных задач в мирное время.

Морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил) представляет собой сложную систему, которая включает в себя не только идеальные (цели, задачи, принципы организации), но и материальные (объекты, субъекты, технические и другие средства) составные части.                 Процесс функционирования системы морально-психологического обеспечения включает в себя целый спектр компонентов. К ним в первую очередь, необходимо отнести: политический, духовный, законодательный, социальный, информационный, управленческий, психологический и др. Обобщенно их можно представить в виде подсистем - более сложных составляющих системы морально-психологического обеспечения: организационно-управленческой, главное назначение которой - установление между элементами системы морально-психологического обеспечения целесообразных и устойчивых связей; психологической, которую можно трактовать как систему мероприятий, нацеленных на всестороннюю подготовку и применение войск (сил) с учетом психологических закономерностей поведения и действий объектов воздействия; социально-духовной, играющей главную жизнеобеспечивающую роль. Именно в ней (и через нее) удовлетворяются социальные, жизненно необходимые и духовные потребности личного состава, производятся, потребляются и воспроизводятся ценности общества и воинской службы.

Объектом воздействия морально-психологического обеспечения являются духовные силы военнослужащего, под которыми понимаются факторы, определяющие преобладание духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Оно объединяет в единое целое все интеллектуальные, волевые и физические его возможности. Следовательно, особое место в системе морально-психологического обеспечения занимает духовный компонент, входящий в состав социально-духовной подсистемы.

Ядром духовного компонента являются те ценности, которые представляют собой смыслообразующие элементы человеческой деятельности, от них зависит её направленность. В современных условиях рассматриваемая проблема приобретает особое значение вследствие возникновения комплекса противоречий в различных областях жизни общества и его Вооруженных Силах. Именно духовный компонент системы морально-психологического обеспечения является одним из основных факторов формирования морального сознания, морального духа военнослужащих.

Моральное сознание - сложный социально-психологический феномен, выполняющий функции оценки окружающего мира (других людей, общества в целом), а также самооценки (совесть). Первичными элементами морального сознания являются нравственные чувства и эмоции.

Моральный дух есть специфическое состояние общественного и индивидуального сознания военнослужащего, выраженного в единстве смысложизненных ценностей как совокупности духовных качеств личности воина. Они выражаются в побуждении личности к защите жизненно важных национальных ценностей, интересов государства, что способствует поддержанию высокого уровня морально-психологического состояния личного состава.

Реализация духовного компонента осуществляется в процессе комплекса информационно-пропагандистских, индивидуально-психологических, правовых, культурно-досуговых и иных мероприятий, входящих в состав морально-психологического обеспечения. В концепции воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации отмечается, что выдвижение на первый план человека, который управляет оружием и боевой техникой, утверждение приоритета его духовно-нравственных ценностей, личностной позиции, социального самочувствия - решающее условие успеха любой социальной деятельности, в том числе военной.

Вопрос ценностей в воинской деятельности возникает из самой сущности деятельности. Она обусловлена природой человека и социальными потребностями общества, является жизненно необходимой формой активности в обществе. Ценности защиты, свободы, справедливости и др. возникнув из самой потребности обеспечения жизни человека, отражаются и фиксируются в сознании военного человека в процессе деятельности и с помощью же деятельности реализуются. Поэтому духовный компонент придаёт воинской деятельности аксиологическое измерение.

Основными элементами компонента, которые придают ей динамику, обеспечивая высокий уровень морально-психологического состояния военнослужащих, являются: идеалы, нравственные и правовые регулятивы общества. Исходя из такого подхода, духовный компонент морально-психологического обеспечения включает следующие ценностные основания воинской деятельности:

а) ценности-потребности (безопасность, свобода, справедливость, творчество, любовь);

б) ценности-интересы (общественные и личностные идеалы);

в) ценности-цели (общественное и индивидуальное благо);

г) ценности-средства (воля, знание, труд, мастерство);

д) ценность-результат (реализация цели).

Появлению ценностей-потребностей военнослужащего способствует характер воинской деятельности, при этом деятельность выступает источником потребности. К духовным ценностям-потребностям: защиту, свободу, справедливость, творчество, любовь.

Реализация интересов воинской деятельности формирует социальные качества военнослужащих, необходимых для осуществления цели по защите отечества. Ценности-интересы затрагивают личность, структуру самосознания, личностные и общественные идеалы. Без них нет ни подвига, ни понимания общественных интересов, ни подлинного самоутверждения личности. Только личность, действующая во имя ценностей-интересов, способна объединить вокруг себя других людей, способна стать выразителем определенных социальных интересов и общественных потребностей. Процесс реализации ценностей-интересов в воинской деятельности формирует у военнослужащих определенные ценности-качества: патриотизм, гражданственность, ответственность и др.

Наряду с понятием интереса мы употребляем понятия цели, средства, результата для описания причины, источника, основания той или иной конкретной деятельности. Цель (образец, эталон), будучи одним из элементов поведения и сознательной деятельности человека, в социальном плане выступает как идеальное предвосхищение результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. На основе цели возникает целая система ценностей, идеалов, благодаря которым воинская деятельность приобретает целеполагающий характер.

Важное место в понимании сущности ценностных оснований воинской деятельности играет результат этой деятельности как ценность. Его значение проявляется в том, что, во-первых, он является исходной точкой для постановки реальной цели. Во-вторых, результат всегда предполагается в цели, а сама цель определяет средства и способы воинской деятельности, ориентируясь на положительный результат. Поэтому ценность-результат выступает: во-первых, как реализация цели, во-вторых, как совершенствование средств, в-третьих, как корректировка программы деятельности и, в-четвертых, как структурирование системы ценностей.

Иными словами, непосредственно реализовать принимаемые индивидом, коллективом, обществом ценностные основания (смыслообразующие ценности) можно лишь поступками, линией поведения или в деятельности. Понимание того, что твоя деятельность значима в том или ином социокультурном пространстве, производит не только материальные, но и духовные ценности порождает мотивацию индивида в действиях и поступках и придает уверенность во всей служебной деятельности, позволяет поддерживать высокий уровень морально-психологического состояния военнослужащих.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 767; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь