Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
По учен i ю Святыхъ и Богоносныхъ Отцевъ Церкви.
Церковная свёча предназначается не для одного только освёщен i я. Если бы она назначалась только для одного освёщен i я храмовъ, то и употреблялась бы только во время вечерняго Богослужен i я; между тёмъ, мы видимъ, что она употребляется при каждомъ Богослужен i и и употребляется тёмъ въ большемъ количестве, чёмъ торжественнее Богослужен i е. Изъ этого видно, что она, помимо назначен i я освёщать, имёетъ у себя другое назначен i е выражать наши разнообразные душевные состоян i я. Она есть, такимъ образомъ, то же, что жертва. А если она есть жертва, то матер i алъ ее ни въ коемъ случае не можетъ опредёляться тёми взглядами на пользу и удобства, какими опредёляются обыкновенные предметы освёщен i я. Онъ изключительно можетъ опредёляться только идёей самой жертвы. Въ немъ, слёдовательно, не должно быть, прежде всего, ничего, что заключало бы въ себё какую-либо нечистоту. Какъ въ Ветхомъ Завёте отъ всёхъ сжигавшихся передъ Господомъ Богомъ веществъ и предметовъ требовалось, чтобы они были чисты, чтобы елей былъ чистый, выбитый из маслинъ (Исх. XXVII , 20), чтобы вещество для курен i я было благовонное, чистое (Исх. XXX , 34,35), чтобы приносимое въ жертву животное было безъ порока (Лев. XXII , 20-22): такъ, тёмъ болёе, это нужно сказать о матер i але, который возжигается теперь предъ чистейшей и совершеннейшей жертвой. Въ немъ все должно быть къ тому направлено, чтобы онъ возможно больше могъ служить выражен i емъ того внутреннего состоян i я, въ какомъ мы должны приносить себя въ жертву Богу. Что воскъ есть предметъ, по преимуществу соответствующ i й указаннымъ цёлямъ, на то одинъ изъ церковныхъ писателей пёрвой половины XV столёт i я, а имённо Симеонъ Епископъ Солунск i й, выставляетъ слёдующ i е причины: «Воскъ, - говоритъ онъ, - какъ вещество самое чистое, означаетъ чистоту нашу и искренность приношен i я; воскъ, какъ вещество, на которомъ можно отпечатлевать предметы, означает печать или знаменiе креста , которое возлагается на насъ въ крещен i и и м v ропомазан i и; воскъ, какъ вещество мягкое и удобосгибаемое, означаетъ наше послушанiе и готовность покаяться въ своей грёховной жизни; воскъ, собираемый съ благоуханныхъ цвётовъ, означаетъ благодать св. Духа: воскъ, составленный изъ множества цвётовъ, означаетъ приношенiе , дёлаемое всёми христ i анами (книга о церкви, гл. 134. см. «Новая скрижаль», стр. 40) Конечно, явится мысль: это издержки нашаго спекулятивнаго безбожнаго времени. Но, судя по всёму, какъ и грёхъ вообще не сегодня родился, такъ и эти «издержки» -гораздо старше нашаго времени. -Взглянемъ, что писалось въ девятнадцатомъ вёкё: «въ послёднее время идетъ борьба и конкуренц i я чистого пчелинаго воска съ церезиномъ и со всякою похожей на воскъ смолою. Одни, проникнутые благочест i емъ, желаютъ, чтобы въ Церквахъ горели свёчи чистаго пчелинаго воска, приносные и покупаемые Церквами. Они жалеютъ и роскошно украшенные золотомъ и живописью храмы, которые коптятся отъ гари свёчей съ примесью смолы, или вовсе безъ примеси пчелинаго воска, и здоровье христ i анъ, которые бледнеютъ и задыхаются въ храмахъ гарью отъ свёчей дешеваго, дурнаго и возбуждающаго морскую болёзнь свойства: и желаютъ, чтобы жертва Богу приносилась чистая и цённая, насколько возможно безъ скупости и безъ обмана, совсёмъ не подходящихъ къ таковому святилищу, каковы наши храмы Бож i и, гдё складываются наши торговые и всякаго рода житейск i е грёхи только въ покаян i и, но но не въ виде кипъ свёчей: откуда изливается Бож i е Благословен i е на всю нашу жизнь и на всё наши дёла, не исключая и торговыхъ». Въ книге правилъ Святыхъ Апостоловъ, въ 71 и 72 правилахъ) прямо говорится, о томъ, что воскъ, наряду съ елеемъ, былъ въ числе постоянныхъ принадлежностей Церкви и что похищен i е его признавалось такимъ преступлен i емъ, которое наказывалось отлучен i емъ отъ Церкви. Итакъ, если воскъ служитъ, по учен i ю церкви, самымъ лучшимъ матер i аломъ для нашаго жертвеннаго къ Богу приношен i я, если кроме него и елея, ничего другого Церковь никогда и нигдё не употребляла, то никакая примесь къ воску не должна иметь мёста. Какого бы свойства эта примесь ни была, она всегда произведетъ въ составе изменен i я, а съ измен i емъ состава воскъ уже не можетъ быть выражен i емъ тёхъ духовныхъ качествъ, как i е должны быть имъ выражаемы. Сопоставляя все сказанное о матер i але свёчей въ одно цёлое, мы приходимъ къ заключен i ю, что матер i аломъ для церковныхъ свёчей, долженъ быть воскъ натуральный, пчелиный, что допущен i е къ нему примесей есть дёло не согласное ни съ учен i емъ Церкви, ни съ вселенскимъ предан i емъ, что изготовленные изъ такого изпорченнаго воска свёчи должны быть непременно устраняемы отъ допущен i я въ храмахъ» |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы