Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Явление Шри Гададхары Пандита.



Явление Шри Гададхары Пандита.

Ссылки:

Тексты

Ш. Бхактиведанта Нараяны Махарадж, «Кто такой Шри Гададхара Пандит?»:

http://sampradaya.ru/legacy/article1/snms_a/825-ob-istinnoy-prirode-shri-gadadhary-pandita.html

Ш. Б.С.Говинда Госвами Махарадж, «Гададхар Пандит – наше единственное прибежище»: http://harekrishna.ru/2011/05/8148-gadadhar-pandit-nashe-edinstvennoe-pribezhishe-bozhestvennoe-rukovodstvo.html

Ш. Б.С.Говинда Госвами Махарадж, «Пандит Шри Гададхар»:

https://harekrishna.ru/2017/04/24073-pandit-shri-gadadhar.html#main

Ш. Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж, «Шрила Гададхар Пандит»:

http://sampradaya.ru/legacy/article1/brsm_a/844-shrila-gadadhar-pandit.html

Ш. Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж, отрывок из книги «Сердце и сияние». «Положение Шри Гададхара Пандита»:

http://harekrishna.ru/2011/05/8141-polozhenie-shri-gadadhara-pandita-serdce-i-siyanie.html#main

Ш. Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж, «Пандит Шри Гададхар Госвами»:

http://harekrishna.ru/2013/07/12957-pandit-shri-gadadhar-gosvami.html

Аудио

Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Госвами Махараджа, «Слава Шрилы Гададхара Пандита в день его явления»:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/6773-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-kalkutta-2016-g.html

Ш. Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж, «Гададхар Дас и Гададхар Пандит: сияние и сердце»:

https://harekrishna.ru/2017/04/24064-gadadhar-das-i-gadadhar-pandit-siyanie-i-serdce.html#main

Ш. Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж, «Радхарани и Рукмини в личности Гададхара Пандита»:

https://harekrishna.ru/2017/04/24063-radharani-i-rukmini-v-lichnosti-gadadhara-pandita.html#main

Ш. Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж, «Кришна-лила и Гаура-лила. Шрила Гададхар Пандит»:

https://harekrishna.ru/2014/04/15375-krishna-lila-i-gaura-lila-shrila-gadadhar-pandit.html#main

Ш. Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж, «Объяснение шлоки, посвященной Гададхару Пандиту»:

https://harekrishna.ru/2013/04/12366-obyasnenie-shloki-posvyashennoi-gadadharu-panditu.html#main

Ш. Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж, «Великодушие — природа Гададхара Пандита»:

https://harekrishna.ru/2013/04/12367-velikodushie-priroda-gadadhara-pandita.html#main

Ари Мардан дас, «День явления Шри Гададхара Пандита»:

http://sampradaya.ru/current/audio/855-gadadhar-pandit-yavlenie-ari-mardana-das-2012g.html

 

Видео

Ш. Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж, «Природа Гададхара Пандита»:

https://harekrishna.ru/2012/04/10026-priroda-gadadhara-pandita-ontologiya-prekrasnoi-realnosti-5-9.html#main

Ш.Бон Махарадж, «Явление Шри Шримад Гададхара Пандита», часть1:

https://www.youtube.com/watch?v=540glEQtLP4

Ш.Бон Махарадж, «Явление Шри Шримад Гададхара Пандита», часть2:

https://www.youtube.com/watch?v=1dQFLQXvGPE

Бхаджаны

Ш.Сварупа Дамодар, «Шри Гададхара-аштака»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1386-shri-gadadhara-ashtaka.html

Ш.Бхактивинода Тхакур, «Ха ха мора гоура-кишора»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1352-ha-ha-mora-goura-kishora.html

 

Пандит Шри Гададхар

опубликованной в честь дня явления Шрилы Гададхара Пандита
в «Шри Гаудия Даршане»
(том двенадцатый, выпуск десятый, 11 мая 1967 года)

Шрила Бхакти Сундар Говинда Госвами Махарадж

 

Высочайшее совершенство в мире души состоит в переживании расы игр Шри Кришны. Расо ваи сах: Он есть раса. Поскольку Шри Кришна игрив (лиламайа), и Его усилия, направленные на распространение расы, самопроявлены, Его природа такова, что Он порождает духовное счастье вокруг Себя. Когда Шри Кришна — акхила-расамрита-муртих [олицетворение нектара всех рас], сатйам-шивам-сундарам [олицетворение истины, блага и красоты] — желает широко распространить Свои игры, Он разделяет Себя на членов Панча-таттвы и являет верховное величие Своего экстатического имени, формы, качеств, игр и спутников.

Шрила Кавирадж Госвами Прабху представил эту концепцию в следующем стихе:

панча-таттватмакам кришнам бхакта-рупа-сварупакам
бхактаватарам бхактакхйам намами бхакта-шактикам

Смысл этого стиха в том, что Шри Кришна, посредством Своей энергии, проявляет Себя в пяти формах и вечно раздает Себя. Для поддержания этих игр Шри Гауранга явился в обществе Шри Гададхара в Шри Навадвип Дхаме и начал, в должное время, Свой труд, втайне совершая игры в качестве ребенка.

Шри Гададхар Пандит остается позади Шри Гауранги, словно тень — он пребывает (букв. hangs — «маячит») позади Господа в качестве слабого, не выраженного протеста против великой кампании, совершаемой Господом, — кампании по раздаче «драгоценных камней» божественной любви из их общей сокровищницы. Шри Кришна раздает божественную любовь Шри Радхики. Сохраняя дистанцию, Шри Нитьянанда одаривает Его энтузиазмом. Шри Адвайта, Шривас и другие заняты трудом распространения Святого Имени и счастливы им заниматься. Но настроение Шри Гададхара Пандита в чем-то независимо. Он — вечный спутник Шри Гауранги; он не в силах скрыть ничего от Господа даже на мгновение, и, тем не менее, он не в силах сочувствовать или радоваться этому особому усилию Господа [брать и раздавать их совместное богатство].

Прежде всего, он возражал против санньяса-лилы Шри Гауранги. Он попытался пресечь санньясу Господа, ссылаясь на то, что Его мать нуждается в помощи. Но он не мог быть оставлен этим санньяси [Шри Гаурангой]. В проповеди — там, где другие преданные с энтузиазмом поддерживают ее, — Шри Гададхар остается молчаливым наблюдателем; он не хочет покидать свой круг — он предпочитает свое общение, свой брахманический уклад и обособленное служение у себя дома.

Там он служит Шри Гауранге согласно своим представлениям — это его неизбежная потребность и желание. Все выглядит так, словно все обретают, а он теряет. В двух словах, положение вещей таково, что Шри Гауранга словно раздает богатство Шри Гададхара, а последний испытывает известный дискомфорт. Враджа на чадите наре, тома на декхиле маре, враджа-джанера ки хабе упайа («Ч-Ч», Мадхья, 13.146) — «Обитатели Враджи не в силах покинуть Враджу, но если они не увидят Тебя [Кришну], то умрут. Так что же им делать?» Гададхар чувствует нечто подобное.

По словам великих душ, Шри Кришна совершал игры в качестве Шри Гауранги, чтобы выплатить Свой «долг», тянущийся со враджа-лилы. Но как так? В Шри Гауранге и Его усилиях «оплатить долг» мы находим скрытое намерение увеличить этот долг и остаться навеки обязанным Своим кредиторам. В особенности по этой причине «знатоки редчайших драгоценных камней» признали Шри Гададхара Пандита в качестве Шри Радхики.

От тат сат ом.

 




Шрила Гададхар Пандит

Пандит Шри Гададхар Госвами

Шри Гададхара Пандит

Шри Гаурахари испытывал столь сильную привязанность к Шри Гададхаре Пандиту, что не мог перенести и мгновения разлуки с ним. Он родился за год до явления Господа Чайтаньи. Гадай и Нимай были неразлучны с самого детства. Умиротворенный, отрешенный, серьезный, сдержанный, стремящийся к уединению, Гададхара сильно отличался от своего друга Гаура Райи, который от рождения был переменчивым, неспокойным и легкомысленным. В школе Ганга даса Пандита Нимай часто высмеивал Гададхару, бросая ему вызов нелогичными вопросами.

Шри Кави Карнапура утверждает, что во Враджа-лиле Гададхара Пандит являлся дочерью царя Вришабхану – Шримати Радхарани. В навадвипа-лиле Гададхара Пандит был основным помощником Господа Гауры. Шри Шри Радха Кришна во Вриндаване появился как Гаура-Гададхара для того, чтобы совершить игры в Навадвипе в рощах на берегу Ганги.

«Никто не способен по достоинству описать проявления экстатической любви Гададхары Пандита. Поэтому другое имя Шри Чайтаньи Махапрабху – это Гададхара Прананатха, «жизнь и душа Гададхары Пандита» («Чайтанья-чаритамрита»).

Однажды, странствуя по берегам Ганги, Гаурасундара вошел в рощу и расположился там в медитативном настроении. Вскоре он пришел в восторг от воспоминаний Своих вриндаванских лил. Чтобы проникнуть в настроение Господа, Мукунда Датта начал петь, а Шри Гададхара сделал гирлянду из благоухающих лесных цветов и предложил ее Господу. Как во Вриндаване Шри Радха часто одевала Дамодару, так и Гададхара украшал сияющее тело Господа Гауранги. Он украшал постель и комнату Господа Чайтаньи свежими благоухающими цветами. Каждый день он готовил сандаловую пасту, чтобы нанести ее на тело Шри Чайтаньи.

Гаура-Гададхара расположился на выступающем корне дерева, который служил сидением. Шри Нитьянанда Прабху сел справа от Господа Чайтаньи. Шривас Пандит украсил их цветами. Шри Адвайта Ачарья предложил аротику. Нарахари обмахивал их чамарой. Шукламбхара предложил чандану, а Мурари Гупта воспевал славу Господу. Виджай, Мукунда, Пурушоттама, Мадхава и Васудева Гхош пели разные песни в самых разных тональностях. Таким образом Шри Чайтанья Махапрабху совершил Свою надия-лилу.

Гададхара Пандит принял отреченный образ жизни, чтобы вместе с Господом Чайтаньей отправиться в Джаганнатха Пури. Приняв кшетра-санньясу (статус отшельника, никогда не покидающего определенного места), он с любовью и преданностью служил Божеству Тота-Гопинатхи. Иногда Шри Кришна Чайтанья приходил к Шри Гададхаре, чтобы насладиться его чтением «Шримад-Бхагаватам». Господь Чайтанья завершил Свои земные игры, войдя в Божество Тота-Гопинатхи.

Хотя Гададхару Пандиту было всего около сорока восьми, когда ушел Господь, он быстро состарился из-за боли разлуки, иссушавшей и терзавшей его. Он даже не мог поднять своих рук, чтобы предложить Божествам гирлянду. Понимая сложности, с которыми столкнулся Его слуга, Шри Тота-Гопинатха специально сел, чтобы облегчить любовное служение Гададхары. С тех пор Шри Тота-Гопинатха является единственным сидячим Божеством Кришны.

В соответствии с утверждениями некоторых авторитетных источников вскоре после ухода Господа Чайтаньи, Шри Гададхара Пандит вошел в любимое Божество Тота-Гопинатхи. Его данта-самадхи находится рядом с храмом Вамши Гопала во Вриндаване.

ШРИ ПАНЧА-ТАТТВА
Стивен Дж. Роузен

Глава 5
Шри Гададхара Пандит

гададхара-пандитера шуддха гадха бхава,
рукмини-девира йаичхе "дакшина-свабхава"

"Гададхара Пандит любил Шри Чайтанью чистой, глубокой и восторженной любовью, как Рукмини, которая всегда отличалась своей покорностью Кришне".

 

5.1 За древностью лет подробности детства и юности Гададхары Пандита до нас не дошли, но кое-какие детали известны наверняка. Родители его были выходцами из Читтагонга. Они вели свою родословную от брахмана Варендры Шрени и принадлежали к Кашьяпа-готре. Отца его звали Мадхава Мишра, а мать - Ратнавати. Он родился в тот же год, что и Махапрабху, или около того (в большинстве достоверных источников говорится, что он был годом младше Господа Чайтаньи), брата его звали Ванинатха. В тринадцать лет он переехал в Навадвипу и поселился в доме своего дяди по матери. С этих пор он стал для Нимая самым близким другом.

5.2 Согласно "Кадаче" Мурари Гупты, после возвращения Махапрабху из Гайи Гададхара Пандит, которого звали тогда Гадаем, всегда находился с Ним рядом. Мурари рассказывает, что однажды ночью, после того, как Нимай и Гадай немало часов проговорили о Кришне, Нимай сказал: "Утром ты должен раздать этот прасад преданным!" С этими словами Махапрабху снял с себя украшавшую Его гирлянду, отдал ее Гададхаре и пожелал ему всего хорошего. На следующее утро все преданные приходили к Гададхаре Пандиту, который, исполняя просьбу Махапрабху, любезно раздавал каждому из них прасад из гирлянды.

5.3 Приносить Махапрабху сандаловую пасту стало для Гададхары одним из его повседневных занятий во время юношеских игр. Также он делал цветочные гирлянды и лично надевал их на тело Господа. Мурари Гупта раскрывает некоторые сокровенные подробности бхавы Гауры-Гадая: в своих предыдущих воплощениях, во Вриндаване, Радха в лесной беседке, украшенной драгоценными камнями, готовила Кришне цветочное ложе и затем, переполненная любовью, сама ложилась спать подле Него; точно так же и Гададхара готовил ложе для Господа и часто спал рядом с Ним. Два мальчика могли ночи напролет рассказывать друг другу истории о любовных отношениях Радхи и Кришны, переживая внутри себя тот же экстаз, что и божественная чета.

5.4 Следует четко уяснить, что в играх Гауры-Гадая нет бхога-лингам, мирских чувственных удовольствий, нет никакой похоти в любом смысле этого слова. Гададхара был строгим брахмачари, и Махапрабху радости материального мира не интересовали тоже. Восторг, который они испытвали, имел, как и их взаимоотношения, духовную природу, и был куда выше убогих наслаждений этого царства смерти. С этим единодушно соглашаются философы и биографы средневековой Бенгалии, хотя члены сект сахаджии, жившие в более позднее время, высказывают иное мнение. Эти теории, выдвигаемые сахаджиями, не основываются на достоверных биографических источниках и являются просто плодами извращенного воображения.

5.5 По-настоящему о Гададхаре и его неприступном характере рассказывают биографы Махапрабху. Кави Карнапура рассказывает, что Гададхара отличался мягким и прекрасным нравом, он был спокойным, умиротворенным, великодушным, здравомыслящим и религиозным человеком. Согласно Лочану Дасу Тхакуру, Гададхара был великим ученым и обителью всех благородных качеств. Когда в Навадвипе находился Ишвара Пури, он лично обучал Гадая Кришна-лиламрите и открыл ему таким образом тайны Кришна-лилы. Говорится также, что Гадай отлично учился и всегда был самоудовлетворен.

5.6 Повторяя слова Мурари Гупты, Лочан Дас пишет, что Гададхара постоянно находился рядом с Господом, добавляя также, что он всегда повторял имя Господа, словно в оцепенении. Лочан пишет, что однажды ночью, когда Гададхара лежал рядом с Господом, Господь, видя, насколько сильна его любовь, сказал ему: "Утром по милости вайшнавов ты достигнешь состояния любовной преданности, которое редко можно встретить в этом мире". После этого Он снял свою гирлянду и повесил ее на шею Гададхаре. Утром к Господу пришли преданные, и Он рассказал им о беседе, произошедшей в предыдущую ночь. Когда Господь упомянул об обещании, данном Им Гададхаре, просто от звука Его слов Пандита переполнила према. Вдохновленный словами Махапрабху, Гададхара отправился купаться на Гангу.

5.7 Несмотря на то, что он просто оцепенел от божественных ощущений и дрожи, которая охватила его тело, он как-то ухитрился вернуться домой и стал поклоняться своему божеству шалаграме. Закончив свое поклонение, он вернулся к Махапрабху, чтобы поклоняться Ему непосредственно. Смазав Господа сандаловой пастой, он предложил Ему гирлянды и вознес молитвы. Лочан Дас рассказывает, что после такого поклонения Гададхара обычно засыпал у Господа в ногах, и его мысли всегда были набожны и благочестивы.

5.8 Махапрабху часто наслаждался сладкими речами Гададхары, и обычно впадал от них в такой экстаз, что в своем безудержном стремлении хватал Гададхару и танцевал с ним в киртане. Испытывая трансцендентное блаженство, Господь часто хватал другой рукой Нарахари и все трое - Махапрабху, Нарахари и Гададхара - забывались в танце в доме Шривасы Пандита. Эти игры имели свой тайный смысл, поскольку были копией раса-лилы, но лишь самые великие преданные Махапрабху понимают их таким образом.

5.9 Преданные, наблюдавшие за танцем Махапрабху и Гададхары во дворе дома Шривасы, видели, как Гаура становится черным, словно Кришна, а Гададхара - золотистым, будто Радхарани. Во время этого восторга и веселья, говорит Лочан Дас, Нарахари становился Мадхумати, сокровенным ухажером гопи. Все, кому посчастливилось видеть эти мистические проявления, не могли сдержать своих чувств и изо всех сил начинали кричать: "Харибол! Харибол!"

5.10 Дом Шривасы Тхакура не отличался от Вриндавана, и поэтому когда преданные пели там киртан, сын Шачи (Махапрабху) начинал вспоминать свои лилы, потому что находился по сути в обществе пастушков и девушек Враджи. Те же самые преданные, которые участвовали в лилах Кришны, пришли теперь снова, чтобы помочь Господу наслаждаться расами в Его новых лилах. В доме Шривасы все преданные начинали показывать, кем они были на самом деле в играх Кришны и один за другим присоединялись к танцу Гауры-Гададхары. Радость спутников Господа, видевших друг друга в изначальных формах, была столь огромной, что они начинали плакать. Понимая, что луна Враджи (Кришна) взошла над Навадвипой и что они могут принять участие в этом редчайшем событии, они плакали так, что их слезы превращались в потоки нектара. Иногда Господь чувствовал себя как Махапрабху в обществе Гададхары, а иногда вся лила была как во Вриндаване, и Он наслаждался трансцендентной любовью с Радхарани. Все преданные, изумленные тем, что происходило у них на глазах, выкрикивали имена Хари и громко прославляли Господа.

5.11 Лочан Дас всячески заверяет своих читателей, что Гаура и Гададхара, находясь в мужских телах, не имели никаких физических отношений. Эти отношения имели место в другом измерении бытия, где они превращались в мужскую и женскую формы - Кришну и Радху.

5.12 Согласно Вриндаванадасу Тхакуру, Гададхара был одним из первых преданных, кто видел изумление Господа и, еще до этого, абсолютно не знал ничего о признаках премы в доме Шукламбары Брахмачари. Хотя вначале Гададхару и не приглашали туда, где собирались Господь, Шукламбара, Шриваса, и другие, он, тем не менее, спрятался в доме. Подслушивая из своего укрытия, Гададхара был совершенно тронут, когда Господь со слезами на глазах рассказывал, что несколько раз видел Кришну и потом снова терял Его из виду. Господь рассказывал о своих духовных неудачах все ярче и ярче, и Гададхара рухнул в обмороке.

5.13 Однажды пришел Адвайта, чтобы совершить свое обычное поклонение Нимаю, но Гададхара остановил его и сказал: "Вы не должны этого делать, Госаи. Он совсем ещё ребенок". На это Адвайта ответил: "Ты совсем скоро увидишь, что это за ребенок, о юный Гадай!" Услышав эти слова, Гададхара застыл в изумлении: "Если такой уважаемый и мудрый ученый, как Адвайта Ачарья, считает таким образом, то, наверное, Верховный Господь и в самом деле воплотился!" Это была лила Адвайты, во время которой он убедил Гададхару в том, что Нимай божественен.

5.14 Как-то раз, желая доставить Махапрабху удовольствие, Гададхара принес Ему листья пана. Он появился перед Господом, преисполненный восторга и предвкушения радости. Увидя его, Господь спросил: "Где же Мой Кришна, облаченный в прекрасные желтые одеяния?" Гададхара лишился дара речи. Что мог он сказать? Сердце его разрывалось, когда Он видел, что Господь пребывает в беспокойстве и смятении. Гададхара осторожно ответил: "Кришна всегда покоится в Твоем сердце". Неожиданно Махапрабху, услышав ответ Гададхары, начал раздирать ногтями свою грудь. Гадай поспешно схватил Его за руки и попытался успокоить Его различными словами. "Кришна сейчас придет. Пожалуйста, успокойся!" Мать Нимая наблюдала всю эту сцену и ей очень понравилось, с каким терпением и любовью уладил Гадай это трудное положение. Она подумала: "Он всего лишь ребенок, но все-таки смог Его успокоить. А я из-за страха не смогла к Нему даже подойти!" И, подумав таким образом, она обратилась к Гадаю: "Дорогое дитя, всегда оставайся с Нимаем. Куда бы Он ни пошел, не покидай Его".

5.15 Согласно некоторым преданным, поклоняющимся Гаура-Гададхаре, именно эта просьба Шачи и была причиной, по которой Радха приняла мужское тело. В "Прартхане" Нароттамы Даса рассказывается, что Радха молится о мужском теле, чтобы Она могла всегда оставаться с Кришной, не боясь поношений со стороны старших и уважаемых членов общества. Это желание должно было как-то претвориться в жизнь, и осуществилось, в конце концов, в Гауранга-лиле. Сказано, что Господь считает себя обязанным выполнять желания всех своих преданных, и это, конечно же, справедливо в отношении первой среди них, Шримати Радхарани. Поэтому Гададхара Пандит - это воплощение желания Шри Радхи родиться мужчиной.

5.16 Ранние идеи Кави Карнапуры о том, какое отношение имеет Гададхара к Радхе и Кришне, можно обнаружить в пьесе "Чайтанья-чандродая-натака": точно так же, как один боб имеет две половинки, так и Господь образует полное целое как "могущественный" и "могущество". Поскольку по своей природе Господу присущи оба этих аспекта, Он может по отдельности явить как мужское, так и женское начала, в соответствии со своими желаниями. Что касается непосредственно Гададхары, то Карнапура говорит следующее: "Поскольку Господь - это как Радха, так и Кришна, то есть как женщина, так и мужчина, то эта личность, известная как Гададхара, скорее всего является подружкой Радхарани по имени Лалита. Или так, или же Господь разделил себя на три части: на себя самого, на Радху и на Ее подругу, которая по сути имеет абсолютно такую же природу, как и Она сама".

5.17 Пример Карнапуры с двумя половинками, образующими один боб, - это первая в Гаудия-вайшнавизме вразумительная попытка сформулировать теорию о "милита-тану", ("объединенном теле"). Однако он не хочет забывать здесь о Гададхаре, который считается неотличным от Радхи, будучи Ее сакхи, Лалитой. Это ранние рассуждения о личности Гададхары, которые основаны на идее о том, что Махапрабху - это Радха. Иными словами, если Махапрабху - это уже Радха, то зачем нужна еще одна?

5.18 Кришнадас Кавирадж, который объясняет, что Махапрабху - это совместное проявление Радхи и Кришны, редко упоминает о Гададхаре как о Радхе. Вместо этого он называет Гададхару "прабхур ниджа-шакти", "шакти-аватара", "антаранга-бхакта" и "тенхо лакшми-рупа тар саме кехо нахи". Все эти фразы лишь по-другому выражают ту же самую идею о том, что Гададхара - это могущество, или энергия, Кришны. В конце концов, Кавирадж Госвами соглашается, конечно, с этим в своем анализе, так как Радха по сути и есть энергия Кришны, но совершенно ясно, что он предпочитает называть Гададхару Пандита альтернативными именами и, говоря о Шри Радхе, он думает скорее не о Гададхаре, а о Махапрабху.

5.19 Теологически все это было улажено признанием того, что у Шри Радхи есть различные настроения, например, Махапрабху - это Радха, переживающая разлуку, Гададхара - это Радха в умонастроении Рукмини, Джагадананда Пандит - это тоже Радха, но в каком-то другом умонастроении, и так до бесконечности. В конце концов с тем, что Гададхара - это Радха, соглашается также и Кави Карнапура, который вполне ясно утверждает это в "Гаура-ганоддеша-дипике", написанной после "Чайтанья-чандродая-натаки", где можно найти его первоначальные идеи о Гададхаре. В этой более поздней работе Карнапура делает окончательные утверждения об изначальных вриндаванских формах различных преданных, принимавших участие в Чайтанья-лиле. О Гададхаре он пишет совершенно недвусмысленно: "Та, кто раньше была воплощением премы, богиней Вриндавана, известная всем как Шри Радха - это Гададхара, возлюбленный Гауры, увенчанный титулом "Пандит". Сварупа Дамодара провозгласил, что это богиня удачи Враджи (Лакшми). Та, которая была раньше богиней удачи во Вриндаване, возлюбленной Шьямасундары (Кришны), стала теперь богиней удачи для Гауры, Гададхарой Пандитом". Поэтому ортодоксальный вывод состоит в том, что Гададхара - это как Лалита, так и Шри Радха, но особое ударение делается на той части его природы, которая относится к Радхе. Радха-бхавой Гададхара Пандит прославился в Пури, где он провел добрую часть явленных им развлечений.

5.20 Вскоре после первого путешествия Махапрабху в Пури (последовавшим сразу же за принятием Им санньясы) Гададхара также появился в этом городе и провел там весь остаток своих земных игр. Он также принял санньясу (к тому же он был настоящим санньяси-тридандой, в отличие от Махапрабху, санньяси-майявади) и среди Панча-таттвы он был единственным, кто в последние годы своих лил остался в числе спутников Господа. Нитьянанда, Адвайта и Шриваса Тхакур остались в Навадвипе и исполняли свою миссию там.
5.21 В 1513 г. н.э., по возвращении из своего путешествия в Гаудию, Махапрабху в первую очередь отправился прямиком в храм Тоты Гопинатхи, где остановился Гададхара. Мурари рассказывает эту историю следующим образом. Махапрабху, сопровождаемый Гададхарой и Нитьянандой, пришел к Божеству Гопинатхи, на которое Он смотрел не как на статую, а как на сына царя Нанды, Кришну, играющего на флейте. Поскольку Махапрабху всегда пребывал в умонастроении гопи, Он изо всех сил обнял Гопинатху и упал, смущенный и почти парализованный, привязанный к Божеству, которое было для Него дороже самой жизни. Видя, что его золотой Господь, Махапрабху, находится в таком восторге (и зная, что Он - это Кришна), Гададхара был просто несказанно счастлив. Будучи непосредственным проявлением Радхи, Гададхара взвалил на себя Махапрабху, помог Ему спуститься с алтаря Божества и успокоил Его. После этого Гададхара приготовил для Гопинатхи еду и предложил ее Божеству, а остатками накормил Шри Чайтанью и Нитьянанду. Поев, Махапрабху удобно уселся рядом с Гададхарой. Полностью поглощенный своими мыслями о любовных взаимоотношениях, Он оставался в саду со своими любящими спутниками.

5.22 Не называя Гададхару Радхой, Вриндаванадас рассказывает ту же самую историю с несколько иными незначительными подробностями. Нитьянанда принес в храм Гопинатхи, где Гададхара жил один вместе со своим Божеством, рис из Бенгалии. Гададхара приготовил рис вместе с растительной добавкой из листьев тамаринда и предложил все Господу Гопинатхе. После этого к ним без доклада вошел Махапрабху и громко спросил, почему это Его не пригласили. "Нитьянанда принес еду, - сказал Махапрабху, - а Гададхара ее приготовил. Это духовные взаимоотношения и, вне всякого сомнения, Я тоже должен получить свою долю". Тогда трое Прабху уселись все вместе, чтобы поесть. Вриндаванадас замечает, что Махапрабху был в совершенном восторге от кулинарных способностей Гададхары и не преминул ему об этом сказать. Это существенный момент, потому что Кришна высоко ценил то, как готовит Радха, и теперь это повторилось в Гаура-лиле.

5.23 Обычно принято считать, что Гададхара - это один из самых близких последователей Махапрабху, даже если на эту близость редко обращают внимание. Кавирадж Госвами говорит, что из спутников Господа, находившихся с Ним в Пури - Рамананда Рай - поклонялся Ему, находясь с Ним в дружеских отношениях (сакхье), Парамананда Пури был Его опекуном (т.е. был с Ним в ватсалье), а отношения Говинды Даса с Господом были отношениями слуги и господина (дасьей). Согласно Кавирадже Госвами, Гададхара, Джагадананда и Сварупа Дамодара были поглощены экстазом величайшей из всех рас (мадхурьей). Говорится, что, в сущности, Господом можно "управлять" с помощью этих четырех рас, особенно с помощью мадхурья-расы. И хотя в списке тех, кто может "управлять Господом", имя Гададхары стоит первым, самых близких спутников Махапрабху возглавляет Сварупа Дамодара. В "Чайтанья-Бхагавате" говорится, что Сварупа Дамодара - лучший среди всех санньяси - учеников Господа. Он был специалистом по киртанам, а Гададхара - по чтению "Бхагавата Пураны". Слушая изложенные в "Бхагавате" лилы из уст Гададхары, Господь проявлял все признаки экстаза, упомянутые в писаниях.

5.24 Сварупа Дамодара изображен как друг Пундарики Видьянидхи, гуру Гададхары. Видьянидхи (Махапрабху называл его "Преманидхи" в знак того, что он взошел на высокий уровень любви и преданности) был склонен носить дорогие одежды и создавалось впечатление, что он питает страсть к деньгам. Он был богатым землевладельцем и учеником Мадхавендры Пури. Когда Гададхара впервые его увидел, он подумал: "Этот человек явно предается чувственным удовольствиям". Однако когда Мукунда Датта, представивший их друг другу, произнес стих из "Бхагаваты", Пундарика забился в приступе экстаза, чем выказал свою сильную любовь к Кришне и привел Гададхару в изумление. Внешне Пундарика казался материалистом, но достаточно было малейшего повода, чтобы каждый мог увидеть, насколько он действительно был развит духовно.

5.25 Когда Гададхара понял, что его представление о Видьянидхи было ошибочным, он решил принять его в качество своего гуру, что было весьма уместно в данном случае, поскольку Преманидхи в духовном мире действительно отец Гададхары. Пундарика был воплощением Махараджи Вришабхану, отца Радхарани, и это также была одна из причин, по которой Махапрабху называл его "Боп", отец, но лишь самые возвышенные преданные могли понять их отношения.

5.26 После инициации Гададхара в полном восторге проводил свое время в Пури в качестве одного из близких спутников Махапрабху. Ему предоставили жилье в юго-западной части храма Джаганнатхи, которая называется Ямешвара и включает в себя небольшой сад и песчаный пляж, известный как Ямешвара-тота. Там он жил, выполняя служение для Махапрабху, и, находясь в этом месте, он дал обет посвятить остаток своей жизни служению Божеству Гопинатхи. Однако Махапрабху собрался во Вриндаван, а Гададхара не смог бы жить дальше, если бы не пошел вместе с Ним, и поэтому его счастье оттого, что он вместе и с Махапрабху, и с Божеством Гопинатхи, должно было смениться болью разлуки. Поначалу Господь не хотел покидать Пури, в основном из-за того, что преданные слезно просили Его этого не делать и пускались на разные хитрости, чтобы Его удержать. Гададхара тоже пытался удержать Господа, но вел себя при этом несколько иначе, желая скорее не удержать Господа, а пойти вместе с Ним.

5.27 Господь возражал против просьбы Гададхары, говоря, что Гададхара сам дал обет провести остаток своей жизни в Пури (кшетра санньяса) и что это обязательство нарушать нельзя. Но Гададхара ответил Ему: "О Господь, куда бы Ты ни отправился, там и есть настоящий Пури. Так что к черту мое обещание все время жить в этом Пури!"

5.28 Махапрабху сказал: "Здесь, в Пури, у тебя есть служение Божеству Гопинатхи, и об этом следует позаботиться". Гададхара возразил Господу: "Видеть Твои стопы стоит миллиона таких служений". Этого Господь уже не хотел слышать, и Он откровенно сказал Гададхаре: "Если ты бросишь свое служение Гопинатхе, из-за греха придется страдать Мне. Если ты хочешь доставить Мне удовольствие, оставайся здесь и не покидай Господа Гопинатху".

5.29 "Не беспокойся о грехах, - сказал Гададхара, - я возьму ответственность за них на себя. Если Ты не хочешь, чтобы я пошел с Тобой, то я пойду один. Но идти я должен!" После этих слов Гададхара пошел на некотором расстоянии позади Махапрабху и Его спутников, но когда они дошли до Куттака, Господь позволил ему идти вместе со всеми. Кто может описать славу любви Гададхары Пандита к Шри Чайтанье, ради которого он нарушил свои обеты, данные им Гопинатхе, словно они были столь же бесполезны, как валяющася посреди улицы солома? Следует также заметить, что при всем своем внешнем недовольстве внутренне Господь был рад. Но, как бы там ни было, через какое-то время Господь сказал Пандиту: "Если ты хотел прекратить выполнять свои обеты, то успеха в этом ты уже добился. Ты покинул Пури и находишься сейчас далеко от него. Создается впечатление, что ты остаешься со Мной ради своего собственного счастья. Видя, как ты нарушаешь таким образом принципы религии, Я чувствую себя несчастным. Если ты снова хочешь увидеть Меня счастливым, возвращайся в Пури. Это последнее, что Я хочу тебе сказать".

5.30 Высказав Гададхаре все, что Он думает, Господь забрался в лодку, которая должна была перевезти Его через Маханади, и оставил на берегу своего дорогого спутника, Гададхару. Когда на лодке поднялся парус, Гададхара, весь в слезах, упал на землю в обморок. Сарвабхаума Бхаттачарья, который тоже там находился, поднял его со словами: "Вставай, Пандит. Таковы лилы Господа. Для того, чтобы выполнить обещания, данные Его преданными, Он страдает и даже нарушает свое собственное слово, как, например, в случае с Бхишмой [см. "Махабхарату"]. Так что сейчас Он страдает из-за разлуки с тобой, но лишь потому, что не хочет, чтобы ты нарушал обещание, данное Гопинатхе".

5.31 Махапрабху покинул Гададхару. Как Кришна может покинуть Радху? В проявленных лилах Кришна иногда покидает ее, но это лишь видимость, и на самом деле они не расстаются никогда.

5.32 Махапрабху уже дважды отправлялся во Враджу, но оба раза Он по той или иной причине возвращался, так и не дойдя до конечной цели своего путешествия. Во время одной из этих неудачных попыток Махапрабху сказал своим преданным: "Я покинул Гададхару, и это причинило ему великую боль, из-за чего Я не смог дойти до Враджи. И теперь Я прошу вас, будьте добры ко Мне, подумайте, как бы Мне беспрепятственно туда добраться". Услышав эти слова, Гададхара, переполненный экстатической любовью, пал к стопам Господа и сказал: "Шри Чайтанья, где бы Ты ни был, там Вриндаван, Ямуна, Ганга и все остальные места паломничества. Однако, если Ты хочешь пойти во Вринадаван, чтобы научить весь мир тому, насколько важно это самое священное из всех мест, тогда иди - Ты волен и независим делать все, что Тебе нравится". Получив от Гададхары - Шри Радхи - это разрешение, Господь смог наконец-то отправиться во Вриндаван.

5.33 Во время своего пребывания в Пури Гададхара Пандит стал духовным учителем Валлабхачарьи, основателя Пушти-марги. Вот как это произошло. В Пури все преданные знали, что у Махапрабху были замечания по поводу комментария Валлабхи на "Бхагавата Пурану". Махапрабху считал, что Валлабха пренебрежительно относится к толкованиям Шридхары Свами, главнейшего из всех комментаторов, и не может поэтому надлежащим образом комментировать самую лучшую из священных книг. Не обращая внимания на критику со стороны Махапрабху, Валлабха отправился к Гададхаре, и, видя, что он не настолько противится, как Махапрабху, попытался уговорить его прочесть комментарий. Гададхара прочел и даже дал положительный отзыв на сочинение ачарьи. Тем не менее, он не оказал его произведению горячей поддержки, потому что не хотел делать выводы, не посоветовавшись предварительно с Махапрабху. Однако то, тчо Гададхара не отверг его раз навсегда, придало Валлабхе больше уверенности в себе, и он опять реил попытаться убедить Шри Чайтанью в ценности своего коммментария. Однако усилия его оказались бесполезны, и Махапрабху отверг его весьма поучительным способом. История эта хорошо известна, и нет нужды повторять ее здесь. Важно в этом случае то, что у Валлабхи завязались близкие отношения с Гададхарой Пандитом.

5.34 Хотя раньше Валлабха особое значение придавал поклонению Кришне-младенцу, после общения с Гададхарой его мнение изменилось в сторону поклонения юному Кришне, находящемуся в романтическом расположении духа. Гададхара возымел на Валлабху столь заметное влияние, что со временем Валлабха даже попросил его об инициации (хотя этого факта валлабхиты не признают).

5.35 Гададхара упорно не хотел инициировать Валлабху без одобрения Махапрабху. Такова черта бхавы Гададхары - он ничего не сделает, не спросив вначале совета своего Господина. Фактически, рассказывая об упорстве Гададхары в его нежелании инициировать Валлабху, Кришнадас Кавирадж сравнивает его характер с характером Рукмини. Рукмини всегда отличала кротость и преданность, она не могла терпеть жестоких слов или каких бы то ни было неприятных ситуаций. Говорят, что дело доходило до того, что, услышав неприятные слова, пусть даже сказанные в шутку, Рукмини теряла сознание и падала, как "банановое дерево во время бури". Подобным же образом, Гададхара чаще всего был мягок и уступчив в своих отношениях с Махапрабху, в то время как Джагадананда вел себя нахально и постоянно спорил и поэтому Махапрабху однажды сказал, что Джагадананда напоминает Ему Сатьябхаму.

5.36 На просьбу Валлабхи об инициации Гададхара ответил следующее: "Я не независим. Мой господин - Гауранга. Без Его повеления я ничего не могу сделать". К счастью, Махапрабху стал благосклонно относиться к Валлабхе, и согласился, когда Валлабха пригласил Его на обед. Также Валлабха пригласил и Гададхару. Когда Гададхара шел к дому Валлабхи вместе со Сварупой Дамодарой, Джагаданандой и Говиндой, Сварупа спросил его, почему он не скажет Господу, что он просто питает к Валлабхе добрые чувства (по всей видимости, Махапрабху наказал Гададхару за его милосердное отношение к Валлабхачарье) и что он ничего не может сделать без повеления Махапрабху. Гададхара ответил Сварупе Дамодаре так: "Господь всеведущ и полностью независим. Я не думаю, что стоит пытаться заставить Его потсупить против своей воли. Я должен принимать и терпеть все, что Он скажет. Осудив меня за ошибки, Он поступит затем милостиво".

5.37 Когда они пришли в дом Валлабхачарьи, Гададхара пал в ноги Махапрабху и заплакал. Господь улыбнулся и обнял его, и затем обратился к Гададхаре так, чтобы все могли слышать: "Я хотел рассердить тебя, но ты остался невозмутим. Ты не разгневался и все стерпел. Своей непоколебимостью и искренностью ты завоевал Меня". В конце концов, Гададхара понял, что Господь просто проверял его, и, насладившись вместе с Гададхарой многими развлечениями, Господь позволил ему инициировать Валлабхачарью (см. Ч.Ч. Антья, 7.171).

5.38 Большинство преданных, живущих во Вриндаване, не писали о спутниках Махапрабху, а уходили в лилы Кришны. Вследствие этого некоторые ученые выдвинули теорию о том, что вриндаванские преданные не согласны с выдающимся положением Гададхары Пандита и остальных членов Панча-таттвы. Например, Рупа и Санатана почти все свое внимание уделяли лилам Радхи и Кришны. Рупа Госвами написал три аштаки о Махапрабху, но Гададхара не упоминается ни в одной из них, равно как и в произведениях Рагхунатхи Даса. Доказать, что преданные, жившие в то время во Вриндаване, считали Гададхару Радхой, взялся, по всей видимости, Радхакришна Госвами. После Дживы Госвами и до появления Вишванатхи Чакраварти он считался лидером гаудия-вайшнавов Вриндавана. Ученик Харидаса Ачарьи (священника из храма Говиндадевы, попросившего Кришнадаса Кавираджа написать "Чайтанья-чаритамриту"), Радхакришна Госвами стал главным служителем Божества Рупы Госвами, Говиндадевы, после Харидаса.

5.39 Радхакришна Госвами - автор по меньшей мере двух работ, дошедших до наших дней. Первая называется "Даша-шлоки-бхашья", а вторая - "Садхана-дипика", и она посвящена различным темам, включая служение Радхе-Говинде, славу Рупы Госвами, рагануга-бхакти и "истину о Гададхаре". Чтобы определенно поддержать идею о том, что Гададхара - это Радха, а также что эту концепцию раделяли вриндаванские преданные тех времен, он цитирует стихи, приписываемые им Рупе Госвами, в которых говорится, что Гададхара - это Радха и что все Госвами Вриндавана были его последователями. Радхакришна Госвами добавляет, что Рупа и Санатана Госвами передали служение своим Божествам, Говиндадеве и Мадана-мохане, ученикам Гададхары. Парамананда, слуга Гопинатхи, также был учеником Гададхары. Радхакришна указывает и на причину, по которой все главные Божества Вриндавана были вверены ученикам Гададхары: Госвами Вриндавана, вне всякого сомнения, знали о его славе.

5.40 Последующие лилы Гададхары и Махапрабху анализу не поддаются, хотя некоторые их развлечения упоминаются во многих хрониках того времени. Например, по меньшей мере два выдающихся биографа соглашаются с тем, что Махапрабху попросил Гададхару остаться в этом мире по меньшей мере на год после того, как Он отправится в царство Бога. Он попросил Гададхару дождаться Шринивасу Ачарью, который должен был вскоре появиться и сыграть свою роль в распространении дхармы Гаудия-вайшнавизма на большей части территории Индии. Гададхару попросили дождаться Шринивасу и обучить его "Бхагавате".

5.41 Появившись в Пури, Шриниваса увидел известную всем тень Гададхары Пандита. Из-за разлуки с Махапрабху Гададхара выглядел, как призрак - он был совершенно худой, потому что ничего не ел, одежды его промокли от слез, и он бессвязно что-то закричал, едва услышав о том, что Шриниваса здесь. Увидев Гададхару в таком состоянии, Шриниваса был просто потрясен. Он увидел на теле Пандита гусиную кожу и другие признаки экстаза, которые он никогда раньше не видел проявленными до такой степени. На то, как проявлялась эта разлука, смотреть было практически невозможно, но Шриниваса сидел и смотрел, и рыдал вместе с ним.

5.42 На следующий день Шриниваса осмелился заговорить с Гададхарой, и звук его голоса привел Пандита Госвами в некое подобие внешнего сознания. В это время Гададхара пытался читать для Шринивасы из "Бхагаваты", как хотел Махапрабху, но не мог, потому что его голос постоянно душили слезы. Он отдал свою "Бхагавату" молодому Шринивасе, надеясь, что тот сможет сам ее читать. Однако это было невозможно, потому что, как оказалось, слезы Гададхары, размыли на ее страницах чернила. Когда Шриниваса указал на это Гададхаре, тот припомнил, как он читал "Бхагавату" Махапрабху, и как Махапрабху рыдал, словно влюбленная школьница, и как Он испортил книгу Гададхары - слезы, сделавшие эту "Бхагавату" непригодной, были слезами самого Махапрабху! Рассказав Шринивасе эту историю, Гададхара послал юношу в Бенгалию за новым экземпляром "Бхагаваты", но когда Шриниваса вернулся, Пандита Госвами в этом мире уже не было. Так что можно сказать, что Гададхара научил Шринивасу "Бхагавате" не толкованиями различных мест из книги, а тем, что показал ему на собственном примере, насколько глубоким был его чувство разлуки с Махапрабху.

5.43 Говорят, что свои последние дни Гададхара провел, с любовью и преданностью поклоняясь Господу Тоте Гопинатхе. Это особенное Божество. Оно сидит, что для Божества Кришны является редкостью. История такова. Последние годы своей жизни Гададхара Пандит посвятил Тоте Гопинатхе, одевая Ему на шею цветочные гирлянды и целый день выполняя для Него различные виды служения. Когда Гададхара стал совсем стар, он больше не мог дотягиваться до шеи Божества, чтобы повесить на Него цветочную гирлянду, хотя пытался сделать это из последних сил. И тогда Божество Тоты Гопинатхи, растроганное преданностью Гададхары, село, чтобы Его преданному было удобно. Такова была любовь Господа и Гададхары, дороже которого для Него не было никого.

5.44 В "Чайтанья-мангале" Джаянанды говорится, что Махапрабху, когда Ему пришло время покинуть этот мир, отправился в храм Тоты Гопинатхи, и оттуда Он вознесся в свою вечную обитель. Некоторые говорят, что причина, по которой Он выбрал именно Тоту Гопинатху, заключалась в том, что этому Божеству поклонялся Гададхара Пандит, и таким образом, всецело вручив себя Божеству Гададхары и сделав это своим последним деянием на этой земле, Махапрабху косвенно провозгласил, что Гададхара занимал особое место в Его жизни и в Его лилах.

 

Шри Гададхар Пандит

Гададхар Пандит – один из четырех ближайших спутников Чайтаньи Махапрабху, входящих вместе с самим Господом Чайтаньей в Панча-таттву. Такое воплощение в традиции гаудия-вайшнавизма чтится как воплощение энергии наслаждения, Шри Радхи в Гаура-лиле (Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, 10.15, 16.130-148).

Большую часть своей жизни Гададхар Пандит провел в Джаганнатха-Пури, поклоняясь Божеству Тота-Гопитатхи. Духовное посвящение он принял у Пундарики Видьянидхи, у которого он был учеником.

Само явление этой светлой личности на нашей планете произошло в семье брахмана Мадхвы Мишры в городе Навадвипе. С детства Гададхар Пандит с неприязнью относился к материальной жизни. Его любовь к Кришне сделала его самого очень дорогим членом общины вайшнавов. А дружба с Господом Шри Чайтаньей Махапрабху зародилась у Гададхара еще со школьной скамьи.

Однажды Вишвамбхара, так звали Господа в те годы, предложил организовать представление по одной из лил Господа Кришны. Роль Рукмини должен был играть Гададхар. Во время представления, когда Гададхар начал свой восхитительный танец, все преданные не смогли удержать экстатических слез любви к Богу.

Шрила Кавирадж Госвами говорил о Шри Гададхаре следующее: «В Гаура-лиле правит Гададхара Пандит - Ему принадлежит всё. Тем не менее, Он вынужден признать, что у Него нет ничего - всё забрал Гауранга! Он всецело посвятил Себя Гауранге. Он представляет главную силу Гауранги, и никто не может сравниться с Ним».

Гададхара Пандит совершенно пуст, но он всегда следует за Чайтаньей Махапрабху. Таково Его положение. Его сердце принадлежит Махапрабху, поэтому у него больше нет ничего своего, он просто идет за Ним. Такая его роль очень напоминает положение Шримати Радхарани. Ее сердце полностью принадлежит Кришне.

Гададхар был всецело погружен в Шри Гаурангу. Гауранга стал всем для Него, поэтому не оставалось иного выбора: Он был во всех отношениях пленён Господом.

В книге «Поток вдохновения» Шрила Б.С.Говинда Дев-Госвами Махарадж так описывает отношения Шри Гададхара Пандита с Господом Чайтаньей:

«…Благо можно обрести повсюду - всё зависит от того, насколько мы преданы Господу. Такова сама природа благодати. Когда же вы видите ашрам Шри Гададхара Пандита, у вас появляется возможность ещё раз вспомнить об играх Махапрабху.

Гададхар Пандит жил неподалеку от ашрама Махапрабху, в Каши Мишра Бхаване, теперь известном под названием «Гамбир». Когда Чайтанья Махапрабху шел принимать омовение или отправлялся навестить Шрилу Харидаса Тхакура, Он иногда проходил по дороге мимо ашрама Шри Гададхара Пандита и заходил к нему в гости. Порой Шри Гададхар Пандит сам приглашал Махапрабху к себе на прасадам. Каждый день Шри Гададхар Пандит предлагал бхогу Божествам в ашраме, но бывало и так, что он предлагал ее Махапрабху, который тут же появлялся и принимал подношение. Шри Гададхар Пандит ничего не покупал, ему каким-то образом удавалось собрать все нужные продукты. Махапрабху особенно нравилось блюдо из шпината, которое готовил Шри Гададхар Пандит.

Спустя годы Махапрабху почти каждый день приходил к океану и встречался со Шри Гададхаром Пандитом, а тот иногда посещал Гамбиру и читал Махапрабху «Шримад-Бхагаватам». Последние двенадцать лет жизни Махапрабху провел в Пури, в Гамбире, и муки разлуки в то время были особенно нестерпимы. Опьяненный Кришна-премой, Махапрабху в Гамбире страдал от разлуки с Кришной и непрерывно проливал слезы. Тогда Гададхар Пандит приходил к Махапрабху и утешал Его, читая «Шримад-Бхагаватам». Махапрабху говорил, что в каждой букве «Шримад-Бхагаватам» живет Кришна, и, слушая звуки «Бхагаватам», льющиеся из лотосоподобных уст Гададхара Пандита, Он совершенно успокаивался, это было для Него лучшей пищей. Так Шри Гададхар Пандит служил Махапрабху.

Когда Шри Гададхар Пандит читал "Шримад-Бхагаватам", Шриман Махапрабху сидел напротив него и звуки "Бхагаватам" исцеляли Его. Читая шлоки, Шри Гададхар Пандит сам плакал, опьяненный ими. Так он поклонялся своему самому дорогому другу, Шриману Махапрабху. Подобные чувства владели Гададхаром Пандитом, и он — мое единственное прибежище».





Махапрабху принял всю бхаву и канти Шримати Радхарани, все Ее чувства и даже сияние тела, ибо Сам хотел испытать Ее божественные переживания. Шри Гададхар Пандит — сама Шримати Радхарани, но без присущих Ей чувств, которые забрал у Нее Махапрабху. Шри Гададхар Пандит — скрытое воплощение Шримати Радхарани. Всё это лежит за пределами нашего понимания.

Вскоре после того, как Шри Чайтанья Махапрабху принял санньясу, преданные в Шантипуре решили, что Он будет жить в Джаганнатха Пури. Тогда Шри Гададхар Пандит также решил отправиться за Господом. Он дал обет кшетра-санньясы, обет всегда оставаться на одном месте. Этим местом стал его ашрам, храм Тота-Гопинатхи.

Божество Кришны, Тота-Гопинатх, которое Гададхара Пандит носил на груди почти всю свою жизнь.

 

Всегда помни удивительно веселые игры Гауры и Гададхары. Стань верным сторонником лагеря Гауры и Гададхары. Слушай очаровательные истории о Гауре и Гададхаре и так поклоняйся прекрасной Луне, озаряющей рощи лесов Годрумы.

***

гададхара-ади джата саджала-найане

ананде вихвала хоило прабхура киртане

При звуках киртаны из глаз Гададхары, Мукунды, Шридхары и других преданных лились слезы, потому что сердца их пребывали во власти ашта-саттвика-бхав.

***

гададхара-мадана, нита’йера пранадхана,

адвайтера прапуджита гора

нимак вишвамбхара, шриниваса-ишвара,

бхаката-самуха-чита-чора

Он объект любви Гададхары Пандита и сама жизнь Нитьянанды Прабху. Он дорогой господин Адвайты Ачарьи и Шринивасы. У Него много разных имен, таких как Нимай и Вишвамбхара. Он пленяет умы Своих преданных.

***

(джайа) маха-вишнур аватара шри адвайтачандра

(джайа) гададхара, шривасади гоура-бхакта-вринда

Слава Шри Адвайтачандре, воплощению Маха-Вишну! Слава Гададхаре и всем бхактам Гауры во главе со Шривасом.

***

какути корийа, «гоура-гададхара», «шри-радха-мадхава» нама

кандийа кандийа, даки’ учча-раве, бхрамибо сакала дхама

С искренней мольбой я буду громко воспевать имена Гауры-Гададхары и Радхи-Мадхавы. Плача, я буду скитаться по всей дхаме.

***

смара гаура-гададхара-кели-кала?

бхава гаура-гададхара-пакша-чарах

шрину гаура-гададхара-чару-катха?

бхаджа годрума-канана-кунджа-видхум

Медитируй на сокровенные игры Гаура-Гададхары, стань их спутником, внимай сладостной катхе о Гаура-Гададхаре, поклоняйся Махапрабху, луне Годрумы!

***

ДХАНА МОР НИТЬЯНАНДА

Мое сокровище — Нитьянанда

Из «Прартханы» Нароттамы даса Тхакура

 

дхана мор нитйананда, пати мор гаура-чандра,

прана мор йугала-кишор

адваита ачарйа бала, гададхар мор кула,

нарахари виласа-и мор

Мое сокровище — Господь Нитьянанда, мой учитель — Господь Гаурачандра, и сама моя жизнь — юная Божественная Чета Враджа. Адваита Ачарйа — моя сила, Гададхар Пандит — моя семья, а Нараха­ри Саракар — моя деятельность.

***

НИТАИ НАМ ХАТЕ

Панча-таттва маха-мантра

(джайа) шри-кришна-чайтанйа

прабху нитйананда

шри-адваита гададхара

шривасади-гаура-бхакта-вринда

Явление Шри Гададхары Пандита.

Ссылки:

Тексты

Ш. Бхактиведанта Нараяны Махарадж, «Кто такой Шри Гададхара Пандит?»:

http://sampradaya.ru/legacy/article1/snms_a/825-ob-istinnoy-prirode-shri-gadadhary-pandita.html

Ш. Б.С.Говинда Госвами Махарадж, «Гададхар Пандит – наше единственное прибежище»: http://harekrishna.ru/2011/05/8148-gadadhar-pandit-nashe-edinstvennoe-pribezhishe-bozhestvennoe-rukovodstvo.html

Ш. Б.С.Говинда Госвами Махарадж, «Пандит Шри Гададхар»:

https://harekrishna.ru/2017/04/24073-pandit-shri-gadadhar.html#main

Ш. Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж, «Шрила Гададхар Пандит»:

http://sampradaya.ru/legacy/article1/brsm_a/844-shrila-gadadhar-pandit.html

Ш. Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж, отрывок из книги «Сердце и сияние». «Положение Шри Гададхара Пандита»:

http://harekrishna.ru/2011/05/8141-polozhenie-shri-gadadhara-pandita-serdce-i-siyanie.html#main

Ш. Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж, «Пандит Шри Гададхар Госвами»:

http://harekrishna.ru/2013/07/12957-pandit-shri-gadadhar-gosvami.html

Аудио

Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Госвами Махараджа, «Слава Шрилы Гададхара Пандита в день его явления»:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/6773-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-kalkutta-2016-g.html

Ш. Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж, «Гададхар Дас и Гададхар Пандит: сияние и сердце»:

https://harekrishna.ru/2017/04/24064-gadadhar-das-i-gadadhar-pandit-siyanie-i-serdce.html#main

Ш. Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж, «Радхарани и Рукмини в личности Гададхара Пандита»:

https://harekrishna.ru/2017/04/24063-radharani-i-rukmini-v-lichnosti-gadadhara-pandita.html#main

Ш. Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж, «Кришна-лила и Гаура-лила. Шрила Гададхар Пандит»:

https://harekrishna.ru/2014/04/15375-krishna-lila-i-gaura-lila-shrila-gadadhar-pandit.html#main

Ш. Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж, «Объяснение шлоки, посвященной Гададхару Пандиту»:

https://harekrishna.ru/2013/04/12366-obyasnenie-shloki-posvyashennoi-gadadharu-panditu.html#main

Ш. Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж, «Великодушие — природа Гададхара Пандита»:

https://harekrishna.ru/2013/04/12367-velikodushie-priroda-gadadhara-pandita.html#main

Ари Мардан дас, «День явления Шри Гададхара Пандита»:

http://sampradaya.ru/current/audio/855-gadadhar-pandit-yavlenie-ari-mardana-das-2012g.html

 

Видео

Ш. Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж, «Природа Гададхара Пандита»:

https://harekrishna.ru/2012/04/10026-priroda-gadadhara-pandita-ontologiya-prekrasnoi-realnosti-5-9.html#main

Ш.Бон Махарадж, «Явление Шри Шримад Гададхара Пандита», часть1:

https://www.youtube.com/watch?v=540glEQtLP4

Ш.Бон Махарадж, «Явление Шри Шримад Гададхара Пандита», часть2:

https://www.youtube.com/watch?v=1dQFLQXvGPE

Бхаджаны

Ш.Сварупа Дамодар, «Шри Гададхара-аштака»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1386-shri-gadadhara-ashtaka.html

Ш.Бхактивинода Тхакур, «Ха ха мора гоура-кишора»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1352-ha-ha-mora-goura-kishora.html

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.186 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь