Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Хадис 521. Частые размышления о конце всех удовольствий приносят пользу верующим



Передают со слов Абу Хурейры, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Чаще вспоминайте о конце всех удовольствий — смерти». Этот хадис передали ат-Тирмизи и ан-Насаи, и Ибн Хиббан назвал его достоверным.

КОММЕНТАРИЙ

Автор начал раздел о похоронах сразу после раздела о намазе, потому что заупокойная молитва (салат аль-джаназа) — важнейший обряд похорон. Арабское слово “джаназа” означает “труп”, а “джиназа” — “погребальные носилки”. По мнению других знатоков арабского языка, слово “джаназа” означает “погребальные носилки”, а “джиназа” — “труп”. Согласно некоторым источникам, совершать заупокойную молитву было предписано в 1 г. х. См. “Итхаф аль-Кирам”, с. 150.

Что касается хадиса Абу Хурайры, то из него следует, что поминание смерти заставляет человека трудиться во благо будущей жизни и не предаваться мирским забавам и развлечениям. Рано или поздно смерть непременно разлучит человека с этим миром, и ему придется ответить за свои добрые и злые деяния.

В похожем хадисе, рассказанном со слов Абу Хурейры, сообщается, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Почаще вспоминайте о конце всех удовольствий — смерти. Если человек вспоминает о смерти в тягостные дни, то это приносит ему облегчение. А если человек перестает вспоминать о ней во время благоденствия, то это приходится ему в тягость». Этот хороший хадис передали Ибн Хиббан и аль-Бейхаки в сборнике “Шу‘аб аль-иман”. Похожий хадис также передал аль-Баззар со слов Анаса ибн Малика. По этому поводу есть и другие предания. См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, с. 120.

 

 

Хадис 522. Верующий не молит о смерти из-за мирских проблем и трудностей

Передают со слов Анаса, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не желайте себе смерти, потому что она причиняет вред. Если же кто-нибудь непременно хочет пожелать себе смерти, то пусть скажет: “О Аллах! Даруй мне жизнь до тех пор, пока она идет мне на пользу, и даруй мне смерть, когда это будет лучше для меня”». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

КОММЕНТАРИЙ

Этот хадис свидетельствует о том, что нежелательно просить смерти по причине мирских трудностей, поскольку подобный поступок подразумевает недовольство божественным предопределением. С другой стороны, долгая жизнь не приносит правоверному ничего, кроме пользы. Что же касается пожеланий стать павшим мучеником (шахид) или умереть, чтобы спастись от смуты и неверия, то подобные пожелания не считаются нежелательными. См. “Итхаф аль-Кирам”, с. 150.

 

 

Хадис 523. Испарина на лбу умирающего считается признаком хорошего конца

Передают со слов Бурейды, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Правоверный умирает с испариной на лбу». Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи, и Ибн Хиббан назвал его достоверным.

КОММЕНТАРИЙ

Согласно одному толкованию, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, имел в виду, что перед смертью правоверные испытывают мучения, которые смывают их прегрешения и избавляют их от наказания. Согласно другому толкованию, смысл этого хадиса заключается в том, что правоверный трудится в поисках дозволенного пропитания и выполняет свои обязанности перед Аллахом и людьми вплоть до самой смерти. См. “Итхаф аль-Кирам”, с. 151.

 

 

Хадис 524. Требуйте от умирающих мусульман произнести свидетельство единобожия

Передают со слов Абу Са‘ида и Абу Хурейры, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Внушайте тем из вас, кто умирает, что нет божества, кроме Аллаха». Этот хадис передали Муслим, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа.

КОММЕНТАРИЙ

Этот хадис содержит указание на превосходство тех, чьими последними словами было свидетельство единобожия. Передают, что Му‘аз ибн Джабаль рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Всякий, чьими последними словами будут слова “нет божества, кроме Аллаха”, войдет в Рай». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд и аль-Хаким. Аль-Албани назвал хадис достоверным. См. “Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир” (6479). Существует много достоверных хадисов о том, что простое произношение свидетельства единобожия перед смертью является одним из залогов преуспеяния в будущей жизни, особенно, если после этого человек не совершил никаких прегрешений. Именно поэтому собравшиеся вокруг умирающего должны напомнить ему о свидетельстве единобожия для того, чтобы последними словами человека в этом мире было признание того, что нет божества, кроме Аллаха. Ан-Навави сообщил, что это предписание является желательным. Однако это не означает, что люди должны заставить умирающего произнести эти слова. Присутствующие около умирающего должны понимать, насколько тяжело расставание с мирской жизнью, и поэтому они не должны быть назойливыми. В противном случае в сердце умирающего может возникнуть неприязнь к этим словам, или же он может произнести нечто непристойное или нежелательное. Также следует знать, что если умирающий произнес свидетельство единобожия один раз, то ему не следует напоминать об этом до тех пор, пока он не заговорит на другую тему. Но если он заговорит на другую тему, то ему следует повторить свидетельство единобожия для того, чтобы оно стало его последними словами в мирской жизни. См. “Нейл аль-Аутар”, т. 4, с. 340-341. Все сказанное относилось к умирающим мусульманам. Но если умирающий является иноверцем, то присутствующие рядом с ним должны предложить ему обратиться в ислам. Анас ибн Малик рассказывал, что однажды молодой иудей, который прислуживал Пророку, мир ему и благословение Аллаха, заболел. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пришел навестить его и сел возле его головы. Он предложил ему обратиться в веру Аллаха и сказал: «Прими ислам». Юноша посмотрел на своего отца, который стоял рядом. Тот сказал: «Послушайся Абу аль-Касима». Юноша принял ислам, и тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Хвала Аллаху, который спас его от ада». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. Также следует знать, что присутствующие рядом с умирающим должны напомнить ему о безграничной милости и добродетели Аллаха для того, чтобы умирающий думал о хорошем. Муслим передал хадис со слов Джабира, в котором сообщается, что перед смертью Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть каждый из вас умирает с хорошими мыслями об Аллахе». Ибрахим рассказывал, что сподвижники Пророка, мир ему и благословение Аллаха, любили напоминать умирающим об их праведных деяниях для того, чтобы они умирали с хорошими мыслями об Аллахе. Об этом сообщил Ибн Абу ад-Дунйа. Некоторые богословы считали, что рядом с умирающим следует читать хадисы о необходимости надеяться на милость Аллаха для того, чтобы умирающий не терял этой надежды и поминал Аллаха, который не покидает своего раба, пока тот поминает Его. Также следует знать, что надежда на милость Аллаха должна быть совмещена в сердце умирающего со страхом перед наказанием. Передают, что Анас ибн Малик рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, пришел к умирающему юноше и спросил его, как он себя чувствует. Тот ответил: «О Посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, я надеюсь на Его милость и боюсь своих грехов». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если в такой час в сердце раба нашли место эти два чувства, то Он непременно дарует ему то, на что он надеется, и обезопасит его от того, чего он боится». Этот хадис передал ат-Тирмизи с хорошей цепочкой рассказчиков. См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, с. 122-123. Присутствующие рядом с умирающим должны помочь ему обратиться лицом в сторону Мекки. Это направление является “киблой” (букв. “место, к которому следует поворачиваться лицом”) для мусульман во всем мире. Передают, что ‘Умейр рассказывал, что некий мужчина спросил: «О Посланник Аллаха! Какие грехи являются самыми тяжкими?» Он ответил: «Самых тяжких грехов - девять, но самым ужасным из них является приобщение к Аллаху сотоварищей. Это также - несправедливое убийство человека, пожирание лихвы, пожирание имущества сироты, клевета в адрес целомудренной женщины, бегство в день сражения, неуважительное отношение к родителям и непочтительное отношение к вашей кибле - заповедному дому - при жизни и при смерти». Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи. Аль-Албани назвал хадис хорошим. См. “Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир” (4605). В другом хадисе сообщается, что по приезду в Медину Пророк, мир ему и благословение Аллаха, справился об аль-Баре ибн Ма‘руре. Люди сказали: «О Посланник Аллаха! Он скончался и завещал тебе треть своего состояния. Он также завещал, чтобы перед смертью его положили лицом в сторону киблы». Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Он поступил так, как этого требует человеческая природа. А что касается трети его состояния, то я возвращаю ее его ребенку». Затем он отправился и совершил по нему заупокойную молитву. Он также сказал: «О Аллах! Прости его, смилуйся над ним и введи его в Свой Рай! Воистину, это уже свершилось». Этот хадис передали аль-Хаким и аль-Бейхаки со слов Абу Катады. Аль-Хаким назвал хадис достоверным. Ибн Хаджар в сборнике “ат-Талхис” воздержался от оценки этого хадиса. Аль-Албани назвал хадис отосланным. Аль-Бейхаки также передал сообщение, рассказанное ‘Абд ар-Рахманом ибн ‘Абдуллахом ибн Ка‘бом ибн Маликом, в котором говорится, что аль-Бара ибн Ма‘рур был первым, кто обратился лицом к кибле при жизни и при смерти. Аль-Бейхаки назвал этот хадис хорошим отосланным сообщением. Передают также, что аль-Хасан рассказывал, что ‘Умар говорил о Каабе и сказал: «Это - каменья, которые Аллах сделал киблой для наших живых. И к ней лицом мы укладываем наших мертвых». См. “Ирва аль-Галиль”, т. 3, с. 152-154. Богословы разошлись во мнениях относительно того, как следует укладывать умирающих, чтобы они оказались лицом к кибле. Согласно одному из сообщений, имам аш-Шафи‘и считал, что умирающий должен лежать на спине и смотреть лицом в сторону киблы. Согласно другому сообщению, он считал, что умирающему следует лежать на правом боку, обратившись лицом в сторону киблы. Это мнение также разделял Абу Ханифа. Имам Йахйа считал, что оба положения являются допустимыми, хотя второе является наиболее предпочтительным, потому что во время сна Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, любил лежать на правом боку. Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь из вас ложится в постель, то пусть стряхнет ее краем своей одежды, потому что он не ведает о том, что находилось на ней в его отсутствие. А затем ему следует лечь на правый бок и сказать: “Господи! Именем Твоим ложусь на бок и поднимаюсь! Если Ты удержишь мою душу, то смилуйся над ней. Но если Ты вернешь ее, то сохрани ее так, как ты хранишь своих праведных рабов”». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и Абу Давуд. Передают также, что Салма Умм Абу Рафи‘ рассказывала, что Фатима, дочь Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, перед смертью обратилась лицом к кибле, а затем легла на правый бок. Это сообщение передал Ахмад. Все сказанное свидетельствует о том, что умирающему человеку желательно лежать на правом боку, обратившись лицом в сторону киблы. См. “Нейл аль-Аутар”, т. 4, с. 342.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь