Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Хадис 529. Душа верующего попадает в зависимость от его долга, пока его не выплатят



Передают со слов Абу Хурейры, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Душа правоверного попадает в зависимость от его долга, пока его не выплатят». Этот хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи, и последний назвал его хорошим.

КОММЕНТАРИЙ

Этот хадис побуждает наследников или родственников покойного поскорее выплатить его долги, потому что душа человека остается в зависимости от его долговых обязательств, пока они не будут выполнены. Если покойник оставил наследство, то его долги должны быть выплачены из наследства до того, как оно будет поделено между наследниками. Этого мнения придерживались имамы аш-Шафи‘и, Ахмад, Исхак, Абу Саур и другие. Говоря о том, как следует распределять наследство, Всевышний сказал: «…после вычета по их завещанию, которое вы завещали, или выплаты долга» (4:12).

Ибн Касир в толковании этого аята сказал: «Ранние и поздние богословы были единодушны в том, что долг следует выплачивать раньше завещания». См. “Тафсир аль-Кур’ан аль-‘Азым”, т. 1, с. 599.

Передают, что ‘Али ибн Абу Талиб рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Долг надлежит выплатить до исполнения завещания. И наследник не может получить часть имущества по завещанию». Этот хадис передал аль-Бейхаки. Аль-Албани назвал хадис хорошим. См. “Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир” (3419). Но если должник не оставил наследства либо его наследники отказались выплатить его долги, то в день воскресения Всевышний Аллах выплатит их за него. Это подтверждается многими достоверными хадисами. Более того, одного намерения расплатиться с кредиторами достаточно для того, чтобы человек освободился от ответственности за то, что не успел вернуть долги.

Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Существует два вида долгов. Если покойник намеревался расплатиться с долгами, то я буду его покровителем. Но если покойник не намеревался расплатиться с долгами, то его долг будет выплачен из его благодеяний в тот день, когда не будет ни динаров, ни дирхемов». Этот хадис передал ат-Табарани в сборнике “аль-Кабир”. Аль-Албани назвал хадис достоверным. См. “Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир” (3418).

Передают также, что Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто взял чужое имущество, вознамерившись вернуть его, за того его вернет Аллах. А кто взял его, вознамерившись погубить, того погубит Аллах». Этот хадис передал аль-Бухари. См. “Нейл аль-Аутар”, т. 4, с. 344-345.

 

 

Хадис 530. Умершего в ихраме не умащают благовониями и хоронят с непокрытой головой

Передают со слов Ибн ‘Аббаса: «Мы находились возле Пророка, мир ему и благословение Аллаха, когда он находился в ихраме, и в это время один человек попал под ноги верблюдице и умер. Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Помойте его водой с дикой ююбой и оберните в два покрывала. Но не умащайте его благовониями и не покрывайте его головы, ибо Аллах воскресит его в день воскресения произносящим тальбийу”». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

КОММЕНТАРИЙ

Ихрам — это ритуальное состояние, в котором паломнику запрещается совершать некоторые поступки, дозволенные в другое время. Паломники в Мекку произносят тальбийу, которая звучит следующим образом: “Лаббейк аллахумма лаббейк! Лаббейка ла шарика лака лаббейк! Инна-л-хамда ва-н-ни‘мата лака ва-л-мулка ла шарика лак!” Что же касается скончавшегося во время паломничества сподвижника, то в день воскресения он окажется в том состоянии, в котором он покинул земной мир. Из обсуждаемого нами хадиса следует, что при купании усопшего следует добавлять в воду дикую ююбу (сидр). Это можно сделать тремя способами. Во-первых, листья дикой ююбы можно опустить в сосуд с водой и встряхивать его до появления пены, после чего этой водой можно помыть покойника. Во-вторых, листья дикой ююбы можно вскипятить в воде. В-третьих, их можно растолочь, а затем получившейся кашицей смазать тело покойника, после чего следует смыть следы растения водой. См. “Итхаф аль-Кирам”, с. 152.

Следует знать, что купание покойника относится к обязательным предписаниям. Этого мнения справедливо придерживалось большинство богословов. И только некоторые ученые маликитского толка ошибочно полагали, что купание покойников является желательным. Некоторые богословы маликитского толка также считали, что целью купания покойника является не обеспечение ритуальной чистоты, а простое удаление нечистот. Они допускали использование при купании покойников розовой воды и других чистых добавок, но считали это нежелательным излишеством. Однако большинство считало, что купание покойников обеспечивает ритуальное очищение и должно совершаться в полном соответствии с правилами, относящимися к купанию живых людей.

Также следует отметить, что в обсуждаемом нами хадисе запрещается умащать покойника благовониями и покрывать его голову. Причина этого запрета заключается в том, что сподвижник скончался во время паломничества. А как известно, во время ихрама паломникам запрещается умащаться благовониями и покрывать голову. Из этого следует, что смерть не нарушает ритуального состояния ихрама. Этого мнения придерживалось большинство богословов. И только ученые ханифитского и некоторые последователи маликитского толков полагали, что покойник освобождается от ихрама. Однако их логические аргументы являются неубедительными и не могут противостоять достоверным хадисам.

Из обсуждаемого нами хадиса также следует, что скончавшегося паломника желательно хоронить в его ритуальной одежде и нельзя хоронить в одежде, вышитой по частям тела. См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, с. 126-127.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь