Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Хадис 525. Первые мусульмане читали Коран рядом с умирающими



Передают со слов Ма‘киля ибн Йасара, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Читайте умирающим суру “Йа cин”». Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи, и Ибн Хиббан назвал его достоверным.

КОММЕНТАРИЙ

Аль-Албани назвал хадис слабым. См. “Ирва аль-Галиль”, т. 3, с. 150-151. Ибн Каттан сказал, что этот хадис является прерванным и запутанным, а его рассказчики Абу ‘Усман и его отец были неизвестны авторитетным знатокам хадисов. Ад-Даракутни сказал, что цепочка рассказчиков хадиса запутана, его текст отсутствует среди авторитетных свидетельств, и по этому поводу нет достоверных хадисов. Несмотря на это имам Ахмад в сборнике “аль-Муснад” сообщил, что Абу аль-Мугира рассказывал со слов Сафвана, что учителя говорили: «Если умирающему человеку читают суру “Йа син”, то это приносит ему облегчение». Абу аш-Шейх в книге “Фадаиль аль-Кур’ан” и Абу Бакр аль-Марвази в книге “Китаб аль-Джанаиз” передали слова одного из учеников ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса по имени Абу аш-Шу‘аса, который рассказывал, что Ибн ‘Аббас любил читать умирающим суру “ар-Ра‘д” (“Гром”) и говорил: «Это облегчает страдания умирающего». Аш-Ша‘би рассказывал, что ансары любили читать умирающим суру “аль-Бакара” (“Корова”). См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, с. 123.

 

 

Хадис 526. Взор умершего устремляется вслед за душой, покинувшей тело

Передают со слов Умм Саламы, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, пришел к Абу Саламе, когда тот уже скончался. Его глаза были широко раскрыты, и Посланник, мир ему и благословение Аллаха, закрыл их и сказал: «Воистину, взор устремляется вслед за извлеченной душой». Некоторые из домочадцев покойного принялись вопить и причитать, и тогда он сказал: «Не просите для себя ничего, кроме добра, потому что после ваших молитв ангелы говорят: “Аминь!”» Затем он добавил: «О Аллах, прости Абу Саламу и возвеличь его среди тех, кто следует прямым путем, сделай его могилу просторной и светлой и заботься вместо него о тех, кого он оставил». Этот хадис передал Муслим.

КОММЕНТАРИЙ

Из этого хадиса следует, что после смерти глаза покойника следует закрыть. Богословы единодушны в том, что поступать так желательно. А причина этого предписания в том, что взор покойника устремляется вслед за удаляющейся душой. Этот хадис также подтверждает утверждения богословов, которые считают, что душа представляет собой нежную субстанцию, которая поселяется в человеческом теле. Когда эта субстанция покидает тело, плоть начинает умирать. Из всего сказанного следует, что душа не является кровью, честью или абстрактным понятием. Этот хадис также свидетельствует о том, что присутствующим на похоронах мусульманам следует молиться за покойника, его семью и тех, кого он покинул в этом мире. Этот хадис также подтверждает существования наказания и наслаждения в могиле. См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, с. 124.

 

 

Хадис 527. Перед погребением тело умершего нужно завернуть в саван

Передают со слов ‘Аиши, что, когда Посланник, мир ему и благословение Аллаха, скончался, его завернули в полосатое покрывало с узорами. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

КОММЕНТАРИЙ

Речь идет о покрывале, в которое обернули тело Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, перед купанием. Ан-Навави в комментариях к сборнику “ас-Сахих” имама Муслима писал: «Богословы единодушны в необходимости этого. Смысл этого предписания заключается в том, чтобы тело покойного всегда оставалось накрытым, и посторонние люди не видели того, как оно изменяется. Некоторые считали, что это делается для того, чтобы с покойника можно было снять одежду, которая может способствовать быстрому изменению тела». См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, с. 125.

 

 

Хадис 528. Целовать умершего в лицо в знак уважения разрешается

Передают со слов ‘Аиши, что Абу Бакр ас-Сыддик поцеловал Посланника, мир ему и благословение Аллаха, после смерти. Этот хадис передал аль-Бухари.

КОММЕНТАРИЙ

Из этого хадиса следует, что разрешается целовать покойника в знак уважения или для испрашивания благословения у Аллаха (табаррук). Такой вывод можно сделать, потому что нет ни одного сообщения о том, что кто-нибудь из сподвижников упрекнул Абу Бакра за подобный поступок. Об этом упомянул аш-Шаукани. См. “Итхаф аль-Кирам”, с. 152.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь