Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Спиралевидность общественного развития



Постмодернистские концепции истории

.Постмодернизм 1968о настроение, состояние ума интеллектуальной элиты и широкой культурной общественности. Определений постмодернизма масса, но суть —движение в современной философии, характеризующее неприятия теорий классической философии( прогресса разума, познания, объективности и др.) и недоверием к метотеориям вообще, представляет мир в виде разнообразия, нестабильности , набора различных культур или интерпретаций, деконструктивизм, постструктурализм. Жан-Франсуа Лиотар- один из самых известных специалистов по философским основаниям постмодернизма, определяет его как «недоверие к метанарративам» .

Следует отметить, что Постмодернизм возник в конце 70-х гг. ХХ в. и тесно связаны с понятием «модерн» не только названием («после модерна»), но и основными идеологическими концеп­циями, проблематикой, терминологией. На протяжении послед­них 20—30 лет и историография, и историософия (теория исто­рии) развивались под сенью теорий, связанных с герменевти­кой, феноменологией, структурализмом, постструктурализмом, деконструктивизмом, «новым историцизмом», феминизмом и постфеминизмом, постмарксизмом и др. И если в философии постмодернизм дает о себе знать в совершенно определенных выражениях, то в исторической науке он принимает более ней­тральные или кажущиеся несвязанными с ним формы.

 Сторонники постмодернизма разочаровались в ходе прогресса и считают, что европейская рациональность оказалась в итоге совершенно несостоятельной, что все ее притязания: на открытие законов, на универсальный прогресс, на руководство человеческой жизнью – так и остались на уровне притязаний, несбывшихся надежд. Их реализация на поверку оказалась зловещей. Утверждение идей обернулось отрицанием, отрицание – утверждением.

Благодаря науке и разуму жизнь стала комфортней, но одновременно и более ненадежной, хрупкой.Разум сделал человека не только счастливым. Он погрузил человечество в неисчислимые беды и страдания.

Постмодернизм устанавливает прямую связь между разумом и тоталитарными режимами Европы, между вторжением науки во все сферы жизни и ростом народонаселения и др. Знаменитое "Знание – сила!" выродилось в накапливание информации, внедрение ее в сознание и умелое манипулирование ею. Аналитизм подтачивает разум, иссушает воображение.

Постмодернисткая концепция истории оказывается очень уязвимой. Во-первых, постмодернизм несправедлив по отношению к разуму. Его исторический потенциал не исчерпан, а злоупотребление разумом не относится к самому разуму. Во-вторых, постмодернизм чрезмерно релятивизирует моральные ценности и нормы. Если все в мире одинаково ценно, то обесцениваются понятия добра и зла. 

Но в постмодернизме есть и конструктивная программа, немало положительных черт: отстаивание ценности разнообразия, расширение плюралистического взгляда на мир; способность видеть и понимать части истории до включения их в целостный процесс; углубленное изучение самостоятельности индивида в рамках общественного целого.

Историософия  Вл. Соловьева

Последним русским философом XIX века, века рационального и прагматического, как его обозначили славянофилы, и одновременно основоположником русского духовного, в том числе историософского, ренессанса был Владимир Сергеевич Соловьев (1853 - 1900). Он не только сказал "последнее слово" русской историософии XIX в., подведя итог славянофильству и позитивизму, сохранив при этом и пронеся через все свое творчество, по справедливому замечанию Г. Флоровского, "страстное искание социальной правды" , но и обозначил новую парадигму религиозно-философских и эсхатологических исканий XX века.

Исследователи выделяют три периода в творчестве Соловьева:

Первый период с 1873 по 1882 г. обычно определяют как подготовительный. К этому времени относится завершение его программной работы “Чтения о Богочеловечестве” и докторской диссертации “Критика отвлеченных начал”, которую он блестяще защитил в 1880 г

 Во второй период, охватывающий 80-е годы и характеризуемый обычно как утопический, Соловьев отдается богословской и публицистической деятельности. Центральной идеей этого периода становится утопическая идея вселенской теократии и мессианского призвания в ее реализации России. К этому времени относится и его открытая полемика с идеологией позднего славянофильства, выродившегося в “зоологический национализм”. Его богословские изыскания равно как и общественно-политические работы мыслителя вызвали сильнейшее негодование официальных церковных кругов и “славянофильствующих патриотов”.

Третий этап творчества Соловьева относится к 90-м годам. Параллельно с авторской и редакционной работой в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона он возвращается к работе над фундаментальными философскими трудами по этике и истории философии. Последние годы жизни философа омрачены глубоким разочарованием в теократическом идеале, в возможности осуществления “Царства Божьего на земле”. С этим связан его переход на позиции эсхатологии, т.е. идеи конца истории с перенесением Царства Божьего “по ту ее сторону”. Отражением этих настроений стала практически последняя работа Соловьева “Три разговора” с включенной в нее “Повестью об антихристе»

*Важное место в философской системе Соловьева занимают философская антропология и вырастающая из нее историософия. Зачастую, когда говорят об историософских взглядах Соловьева, ограничиваются тем, что лежит на поверхности, а именно - утопической идеей вселенской теократии и ее крушением, получившей отражение в последней крупной работе философа “Три разговора”. Безусловно, и то и другое имеет отношение к историософии, но не они являются ее ядром. В этой связи нельзя не согласиться с суждением В.В. Зеньковского, который писал: «Как ни сильно был увлечен Соловьев теократической утопией, но не эта утопия образует живую основу его историософии, а та метафизика, которая связывала для него космическую и историческую сферу бытия в понятии Софии» . Правда, в его метафизике мы бы сделали акцент не столько на понятии Софии, сколько на идее всеединства, включающего в себя софийность.

Статус и роль мировой души, или Софии, в мировом процессе, направленном к всеединству, достаточно сложны и не лишены противоречий, но остаются существенными для Соловьева на всем протяжении его творчества (первоначально эти понятия у него совпадают). В “Чтениях о Богочеловечестве” Соловьев характеризует мировую душу как существо двойственное, ибо она заключает в себе божественное и природное начало и, не определясь однозначно ни тем, ни другим, пребывает свободной. “Свободным актом мировой души объединяемый ею мир отпал от Божества и распался сам в себе на множество враждующих элементов; длинным

рядом свободных актов все это восставшее множество должно примириться с собою и Богом и возродиться в форме абсолютного организма” . Таким абсолютным организмом является идеальное человечество. В природном мире абсолютный момент мировой души существует только потенциально, в слепом бессознательном стремлении к абсолюту. И только с появлением человека, в процессе человеческой истории он получает идеальную действительность и постепенно реализуется. Воплотившись в человечестве, мировая душа обретает лик Софии, которая раскрывается как любящая душа абсолюта, или Бога, воспринимающая его воздействия и воздействующая на него. В силу этого она становится его представительницей в человеческом мире, основанием и душой его истории на пути восстановления всеединства человечества с Богом. Однако человек не является слепым орудием ни материальных, ни божественных сил.

 

Биографический метод

Является наиболее одним из старых методов исторического исследования. Начало биографического метода мы находим еще в античности, I-II вв. н.э. в труде Плутарха «Сравнительные жизнеописания». В этом труде Плутарх пытается воспринимать деятельность людей как историю. При этом главная идея, предложенная Плутархом, - это идея провиденциализма. При этом роль личности в истории ничтожна. Тем не менее, биографический метод ставит важный вопрос – о роли личности в истории. Он не просто ставит, он или косвенно или прямо определяет эту роль как значительную. В эпоху Просвещения происходит важное переосмысление роли личности в истории.

Одним из наиболее ярких проявлений биографического метода стал подход Томаса Карлеля и его трактат «Герой, почитание истории и героическое в истории». Он является автором теории героев и толпы. История – это вместилище биографии великих людей. Для великих людей народ – слепое и безгласое орудие. Эту позицию он отразил в труде «Французская революция».

Ретроспективный метод.

Само слово «ретроспект» - суть исторического познания (назад смотрю). В рамках ретроспективного метода ход поиска историка как бы обратный стандартному изучению. Суть ретроспективного метода – это опора на более высокую ступень развития. Цель – понять и оценить предыдущие явления.

Каждый предыдущий этап можно понять не только благодаря его связи с другими этапами, но и в свете последующей и более высокой стадии развития в целом, в которой наиболее полно выражена суть всего процесса.

Историко-генетический метод

Историко-генетический метод относится к числу наиболее распространенных в исторических исследованиях. Суть его состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения, он нацелен на изучение генезиса (происхождения, этапов развития) конкретных исторических явлений и анализ причинности изменений . Этот метод позволяет в наибольшей мере приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта исследования.

В основе историко-генетического метода лежат преимущественно описательные технологии, однако результат историко-генетического исследования только внешне имеет форму описания. Основная цель историко-генетического метода состоит в объяснении фактов, выявлении причин их появления, особенностей развития и последствий, т. е. анализе причинности.

Историко-генетический метод применим для проведения исследований как на микро-, так и на макроуровне. Чем глобальнее изучаемое явление, тем выше уровень обобщений и, соответственно, задачи исследования смещаются в сторону выявления фундаментальных причинно-следственных закономерностей. При изучении событий микроистории упор делается на выделение обстоятельств и факторов, влияющих на специфику и уникальность рассматриваемого явления, т. е. на анализ случайности.

Историко-системный метод

Историко-системный метод получает все более широкое распространение в работах историков.

 Основой применения данного метода в истории является единство в общественно-историческом развитии единичного, особенного и общего. Реально и конкретно это единство выступает в исторических системах разного уровня. Функционирование и развитие обществ включает и синтезирует те основные составные компоненты, из которых складывается историческая реальность. К этим компонентам принадлежат отдельные неповторимые события (скажем, рождение Наполеона), исторические ситуации (например, великая французская революция) и процессы (влияние идеи и событий Французской революции на Европу). Очевидно, что все названные события и процессы не только казуально обусловлены и имеют причинно-следственные связи, но и взаимосвязаны между собой функционально. Задачей системного анализа, к которому- относится структурный и функциональный методы, состоит в том, чтобы дать цельную комплексную картину прошлого. Изучаемая система (в нашем случае эпоха Великой Французской революции) рассматривается не со стороны ее отдельным аспектов и свойств, а как целостная система.

Системный подход это – эпистемологический инструмент познания, присущий всем наукам. Он ориентирует исследователя на раскрытие целостности сложного объекта, на выявление многообразных типов его связей, сведение их в единую картину. Поскольку общество является сверхсложной системой с многообразными связями и взаимоотношениями, значение данного подхода в истории особенно велико.

Система представляет собой сложную научно-исследовательскую конструкцию, при разработке которой необходимо учитывать как её объективную обусловленность, так и степень усложнения системных свойств, гносеологические возможности конструктивного оперирования с разными значениями понятия «система».

 

Спиралевидность общественного развития

Спираль в развитии общ-ва- развитие, при котором в процессе преобразования того или иного явления происходит возврат к якобы старому, т.е. повторение на более высокой ступени некоторых черт и особенностей низшей ступени.

Из диалектики как учение о развитии, скачала гегелевской, а потом марксистской пришло подтверждение, развернутое теоретическое обоснование этого образа. Именно в диалектике определился мировоззренческо-методологический статус "спирали". Разумеется, не все элементы диалектики (а она имеет сложное строение) одинаково значимы для образа и метапаттерна спирали. Непосредственна лишь связь спирали с законом отрицания отрицания.

Среди законов диалектики этот закон занимает особое, синтезирующее место. Закон отрицания отрицания фиксирует направление, т.е. форму и определенный  результат развития. Спираль- это и есть  направление развития.

 Между законом отрицания отрицания и спиралеобразным развитием существует взаимооднозначное соответствие.. В свете данного закона процесс развития структурно распадается на отдельные, относительно самостоятельные стадии, этапы, фазы. При этом каждая последующая стадия связана с предыдущей отрицанием - необходимым, сущностным элементом развития.

Гегель обозначал диалектическое отрицание через термин "снятие". В нем органически слились три понятия: упразднение, сохранение и подъем. 1. диалектическое отрицание означает устранение, отбрасывание старого, отжившего, того, что не отвечает условиям времени.

2. оно вбирает, удерживает и сохраняет все жизнеспособное, перспективное, ценное, что есть в отрицаемом состоянии.

3. диалектическое отрицание дает жизнь новому, качественному состоянию, новой стадии развития. В общем плане диалектическое отрицание утверждает более высокий уровень развития.

В законе отрицания отрицания четко выделяются три важнейших признака: преемственность, поступательность и цикличность. Преемственность есть органическое смыкание последовательных стадий развития, непрерывное накопление, собирание элементов. Поступательность раскрывается как последовательное и постепенное продвижение вперед, вверх.

Поступательность в единстве с преемственностью составляет суть диалектического развития. Как отмечал Гегель, на каждой новой ступени развитие "возвышает всю массу своего предыдущего содержания и не только ничего не теряет от своего диалектического движения вперед, не только ничего не оставляет позади себя, но несет с собой все приобретенное и обогащается и сгущается внутри себя"

Сохранение преемственности и утверждение поступательности, диалектически сочетаясь друг с другом, дают в итоге цикличность. Последняя не замкнута, как в теориях цикличности.  Каждый его отдельный цикл представляет собой виток, разомкнутый на следующий оборот круга, а развитие в целом приобретает форму спирали, диалектически соединяющей в себе круговое, собственно циклическое и линейно-восходящее движение.

При спиральной форме развития точка исхода и точка возврата не совпадают, любая позиция на данном витке спирали находится над соответствующей позицией предшествующего витка.

ПО МАРКСУ, например усматривал диалектику отрицания развитии исторических форм господства и подчинения. Вначале это прямая личная зависимость: раба от рабовладельца, крестьянина от помещика. Затем "личная независимость, основанная на вещной зависимости"- капитализм, превращающий общественные отношения из связи между людьми в связи между вещами. Ведь и раб, и крепостной – это вещи, принадлежащие хозяину. Следующая ступень – личная взаимозависимость, при которой "свободное развитие каждого является условием свободного развития всех". Общество, по Марксу, поднимется на эту ступень лишь в коммунистическую эпоху, которая станет разрешением всех исторических назревших проблем, в том числе и проблемы господства и подчинения.

Из таких малых спиралей выстраивается одна большая спираль общественного развития, всемирной истории. Эта точка зрения отражена в теории исторического материализма, созданного Марксом. Исторический материализм – это такой взгляд на ход всемирной истории, который конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий находит в экономическом развитии общества, в изменениях способа производства и обмена, в вытекающем отсюда разделении общества на различные классы и в борьбе этих классов между собой.

 

25.Ковариантная модель всемирной истории

Ковариантность истории означает независимое, многовариантное и одновременно параллельное развитие.

Достаточно полно ковариантная модель истории представлена немецким философом ХХ в. К. Ясперсом. Для обозначения ковариантности он употребляет термин "осевое время".  Таковым для него является отрезок мировой истории между 800 и 200 гг. до н.э., время образования мировых религий, период в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное,филосфское, сформировавшее нынешний тип людей.  Этот период характеризуется одновременным и независимым друг от друга однотипным изменением исторических процессов в Китае, Индии и Греции.

Характеризуя осевое время Ясперс перечисляет несколько вариантов объяснения его появления в философской литературе: 1. Внутреннее единство народной жизни. 2. Божественное вмешательство. 3. Изменения одинакового рода происходят у всех народов.

 Осевое время предопределило сущность и возможность всей последующей человеческой коммуникации. Безграничная, ничем не сдерживаемая коммуникация позволяет людям видеть и понимать друг друга, а через это и самих себя, их историческую и человеческую размерность. Она позволяет "совершить прыжок вдаль", избавиться от узости и ограниченности занимаемого исторического места, притязания на исключительность, богоизбранность и т.п.

Схема развития всемирной истории видится Ясперсу следующим образом. Он предлагает выделить в ней четыре периода: прометеевскую эпоху (возникновение речи, появление орудий труда, пользование огнем); эпоху великих культур древности (письмен­ность, государственность, религия и др.); осевую эпоху (формиро­вание человека в его духовной открытости миру); эпоху науки и техники (мир как единая сфера общения). Последняя эпоха приведет к новому осевому времени, к подлинному становлению человечества.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь