Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Психологический детерминизм.
Основатель психоанализа З. Фрей (1856—1939) стал основателем психологического детерминизма. Он писал о глубинах бессознательного, в которых, по его мнению, хранились тайны мотивов человеческого поведения. Впрочем, об одном из таких мотивов — половом инстинкте — он высказывался вполне определенно. Развитие общества — это, согласно З.Фрейду, процесс обуздания полового инстинкта и использования его для решения разного рода социальных проблем. Изложить взгляды 3. Фрейда на общество и историю не так просто, ибо они претерпевали определенные изменения и довольно противоречивы. Основная его мысль состоит в том, что если первобытные люди полностью удовлетворяли свои инстинкты, прежде всего половой, то с созданием цивилизации им пришлось отказаться от этого, ограничив и подавив свои сексуальные стремления. Подавленная половая энергия была трансформирована (сублимирована) в несексуальную психическую энергию, которая и была использована для строительства цивилизации. Чем выше уровень цивилизации, тем больше сексуальной энергии должен человек сублимировать и соответственно подавлять свое либидо (сексуальное стремление). Результат чрезмерного подавления (фрустрации) своих инстинктов — растущая склонность к неврозам. Поэтому, хотя историческое развитие — позитивное явление (если учитывать только созданные цивилизацией продукты), оно же с неизбежностью влечет за собой неудовлетворенность цивилизацией. Начало цивилизации рисуется 3. Фрейдом следующим образом. Существовала первобытная орда во главе с отцом, который пользовался всеми женщинами, не допускал к ним сыновей и изгонял их. В конце концов сыновья объединились, убили отца и съели его. Затем их охватило чувство вины. Они раскаялись и отказались от плода победы — доступа к женщинам орды. Так возникла первая моральная норма — табу, или запрет инцеста. Одновременно дается и другое объяснение этого табу: он был введен для того, чтобы предотвратить борьбу между братьями из-за женщин орды и тем обеспечить в ней мир. По Фрейду, ребенок в своем развитии проходит тот же путь. В возрасте пяти-шести лет мальчик испытывает сексуальное тяготение к матери и сильнейшую ревность к отцу. Он подавляет в себе это желание из-за угрозы кастрации. Чтобы освободиться от постоянного страха, ребенок усваивает табу на кровосмешение. Этот комплекс, который 3. Фрейд именует эдиповым, занимает в его учении центральное место. Согласно Фрейду, сознание занимает сравнительно небольшое место в психической жизни. Оно всегда находится под влиянием психических процессов, которые протекают бессознательно и поэтому недоступны для сознательного контроля. Поэтому огромное значение для понимания поведения людей, жизни общества и исторических событий имеет изучение бессознательного и особенно эдипова комплекса. С позиций психоанализа 3. Фрейд пытался объяснить все явления жизни общества. 36.демографический детерминизм. Термин «демография» утвердился в научной литературе различных стран примерно в середине XX в. С этого же времени начинается формирование особой дисциплины — демографии, или исторической демографии. «Историю делают люди» — в этом тезисе заключена возможность формулировки отдельной теоретической проблемы, значимой для понимания любой эпохи человеческой истории. Речь идет о влиянии на ход событий, самых разных по масштабам и последствиям, колебания численности населения, ее динамики. Проблема демографического детерминизма — одна из сравнительно поздних в практике конкретного исторического исследования и области методологии. Одним из первых среди поставивших эту проблему мыслителей был К. А. Гельвеций. Высказанные им идеи имели концептуальное значение. Согласно представлениям К.А. Гельвеция, рост численности населения лежит в основе всех перемен в развитии общества. Мыслитель проводил прямую связь между этим ростом и материальными отношениями и считал, что накопление богатства небольшой группой людей, как и нищета большинства обусловлены именно ростом численности. Накопление богатства приводит к развитию городов, в которые устремляются многие, потому что для бедных там «...больше помощи, для порока — больше безнаказанности, а для сладострастия — больше средств удовлетворить его» . Распространение нужды приводит к формированию все более сурового законодательства и к зарождению деспотизма. Рост численности населения приводит и к изменению формы правления: «Граждане какого-нибудь государства, сделавшись весьма многочисленными, чтобы собираться в одном и том же месте, назначали представителей». Это влечет за собой раскол интересов представителей и тех, кто их представляет. Сосредоточение собственности в руках все меньшего количества людей подрывает устойчивость власти. «Все империи пришли к разрушению, и падение их нужно датировать с того времени, когда народы, размножившись, стали управлять через своих представителей; когда эти представители, использовав различие интересов между представляемыми ими лицами, могли стать от них независимыми», — писал К. А. Гельвеции Чрезмерно большая численность населения, по его мнению, является во всех странах конечной причиной порчи нравов.
37.язык историка. Структура, состав языка историка включает в себя: 1) современный историку литературный язык эпохи, количественно преобладающий пласт; 2) язык исторических источников, в той или иной мере входящий в структуру языка историка; 3) научные исторические понятия; 4) слова, термины, заимствованные из других научных дисциплин; 5) формализмы неязыкового происхождения [321]. Рассмотрим смысловую нагрузку языка в каждом случае. Литературный язык является важной составной частью любой формы повествования о жизни людей. Его основное назначение — сделать доступным понимание этой жизни читателю. Изучение прошлого предпринимается историком не для самого себя, а для общества, т.е. его работа не может быть рассчитана только на узкий круг читателей, историков по профессии. Естественно-научные исследования в большей части адресованы ученым, знать квантовую механику непрофессионалу не обязательно, в истории же все иначе. В структуру языка историка входит терминология источников изучаемой эпохи. Роль этого языкового пласта иная, чем литературного языка: он выражает дух, своеобразие ушедшего времени. В одних случаях термины, употребляемые в источниках, не меняют своего содержания, сохраняют для потомков то же смысловое наполнение, которое было присуще им в современную для них эпоху (например, «булла», «инвеститура», «вира», «прекарий»). Другие термины переосмысливаются последующими историками и в прежней терминологической оболочке содержат отчасти иное понимание обозначаемых ими явлений («колонат», «раб», «аллод», «манор» и т.д.). Изменение содержания понятий является результатом развития научного познания. Язык в соотношении с мышлением как раз является средоточием смысла. На эту связь указывает этимология русского слова «с-мысл». Смысл — это то, что соотнесено с мыслью. А между тем стиль, по определению французского писателя А. Моруа, это — душа, это — победа личности над природой 2. Язык статей М.Я. Гефтера разительно отличался от обычного академического изложения обилием метафор, полунамеков, риторических вопросов. Гефтер провоцировал на вопрошание, чтобы читатель мог ощутить незавершенность исторических процессов.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы