Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Историософия  Вл. Соловьева



Последним русским философом XIX века, века рационального и прагматического, как его обозначили славянофилы, и одновременно основоположником русского духовного, в том числе историософского, ренессанса был Владимир Сергеевич Соловьев (1853 - 1900). Он не только сказал "последнее слово" русской историософии XIX в., подведя итог славянофильству и позитивизму, сохранив при этом и пронеся через все свое творчество, по справедливому замечанию Г. Флоровского, "страстное искание социальной правды" , но и обозначил новую парадигму религиозно-философских и эсхатологических исканий XX века.

Исследователи выделяют три периода в творчестве Соловьева:

Первый период с 1873 по 1882 г. обычно определяют как подготовительный. К этому времени относится завершение его программной работы “Чтения о Богочеловечестве” и докторской диссертации “Критика отвлеченных начал”, которую он блестяще защитил в 1880 г

 Во второй период, охватывающий 80-е годы и характеризуемый обычно как утопический, Соловьев отдается богословской и публицистической деятельности. Центральной идеей этого периода становится утопическая идея вселенской теократии и мессианского призвания в ее реализации России. К этому времени относится и его открытая полемика с идеологией позднего славянофильства, выродившегося в “зоологический национализм”. Его богословские изыскания равно как и общественно-политические работы мыслителя вызвали сильнейшее негодование официальных церковных кругов и “славянофильствующих патриотов”.

Третий этап творчества Соловьева относится к 90-м годам. Параллельно с авторской и редакционной работой в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона он возвращается к работе над фундаментальными философскими трудами по этике и истории философии. Последние годы жизни философа омрачены глубоким разочарованием в теократическом идеале, в возможности осуществления “Царства Божьего на земле”. С этим связан его переход на позиции эсхатологии, т.е. идеи конца истории с перенесением Царства Божьего “по ту ее сторону”. Отражением этих настроений стала практически последняя работа Соловьева “Три разговора” с включенной в нее “Повестью об антихристе»

*Важное место в философской системе Соловьева занимают философская антропология и вырастающая из нее историософия. Зачастую, когда говорят об историософских взглядах Соловьева, ограничиваются тем, что лежит на поверхности, а именно - утопической идеей вселенской теократии и ее крушением, получившей отражение в последней крупной работе философа “Три разговора”. Безусловно, и то и другое имеет отношение к историософии, но не они являются ее ядром. В этой связи нельзя не согласиться с суждением В.В. Зеньковского, который писал: «Как ни сильно был увлечен Соловьев теократической утопией, но не эта утопия образует живую основу его историософии, а та метафизика, которая связывала для него космическую и историческую сферу бытия в понятии Софии» . Правда, в его метафизике мы бы сделали акцент не столько на понятии Софии, сколько на идее всеединства, включающего в себя софийность.

Статус и роль мировой души, или Софии, в мировом процессе, направленном к всеединству, достаточно сложны и не лишены противоречий, но остаются существенными для Соловьева на всем протяжении его творчества (первоначально эти понятия у него совпадают). В “Чтениях о Богочеловечестве” Соловьев характеризует мировую душу как существо двойственное, ибо она заключает в себе божественное и природное начало и, не определясь однозначно ни тем, ни другим, пребывает свободной. “Свободным актом мировой души объединяемый ею мир отпал от Божества и распался сам в себе на множество враждующих элементов; длинным

рядом свободных актов все это восставшее множество должно примириться с собою и Богом и возродиться в форме абсолютного организма” . Таким абсолютным организмом является идеальное человечество. В природном мире абсолютный момент мировой души существует только потенциально, в слепом бессознательном стремлении к абсолюту. И только с появлением человека, в процессе человеческой истории он получает идеальную действительность и постепенно реализуется. Воплотившись в человечестве, мировая душа обретает лик Софии, которая раскрывается как любящая душа абсолюта, или Бога, воспринимающая его воздействия и воздействующая на него. В силу этого она становится его представительницей в человеческом мире, основанием и душой его истории на пути восстановления всеединства человечества с Богом. Однако человек не является слепым орудием ни материальных, ни божественных сил.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 799; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь