Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методика изучения литературы по теме исторического исследования



Розыски литературы – важная стадия исследовательской работы, требующая определенных знаний, большой затраты сил и времени. Ее недопустимо игнорировать или выполнять недостаточно внимательно и добросовестно, так как от количества и качества библиографии, особенно источников, зависят успех всего исследования,  характер выводов.

Обнаружив в результате поисков литературу, исследователь приступает к ее изучению. Ознакомление с литературой необходимо по ряду причин: чтобы оценить сделанное предшествующими исследователями, представить себе общие контуры сюжета и, наконец, обезопасить себя от бесполезной работы – заново открывать то, что уже открыто. Из литературы нужно не только делать выписки, но и давать ей оценку, помня, что при переходе к написанию собственного исследования эти оценки лягут в основу историографической части «Введения».

Несомненно, что основным источником информации являются книги, и именно работа с ними отличается особой результативностью.

Лишь изучив литературу, можно сформулировать проблематику своего исследования. Не будет лишним напомнить, что под проблемой имеется в виду еще не решенный наукой вопрос. Хорошо известно, что тема исследования и проблема – понятия не совпадающие. Изучая литературу к избранной теме, исследователь выясняет, какие стороны данной темы освещены должным образом, а какие вовсе не осмыслены либо проработаны недостаточно. Отсюда и вытекает постановка проблемы или постановка вопроса. Она связана с определением цели и задач исследования (и формулируется во «Введении»).

После того, как студент выбрал нужную научную литературу, следует ее систематизация, обобщение знаний, анализ на их основе конкретных фактов и событий действительности.

Особенность научных трудов заключается в том, что заложенные в них идеи и положения раскрываются автором, как правило, не в одном месте работы. Собрать воедино однородный материал - нужное и нелегкое дело для студента. Большинство авторов в своих работах много важных положений формулируют в процессе полемики, которая может быть поучительной, научной, доказательной, конкретной, конструктивной, основанной на тщательном изучении материала. В процессе анализа работ студент должен научиться отбирать из полемического материала позитивное содержание, то есть высказывания и утверждения, которые противопоставляются критикуемым и является вкладом в развитие экономической, исторической или социально-политической теории.

Обязательным элементом самостоятельной работы с литературой является записывания содержания прочитанного, важнейших мыслей автора. Процесс записывания прочитанного актуализирует главные идеи и положения, фиксирует самое важное в содержании, положительно влияет на запоминание материала.

31.Принцип историзма. В структуре исторического познания фундаментальное значение имеет принцип историзма. Он выражает коренные особенности исторического познания, порождаемые своеобразием ее объекта — исторической действительности.

Следует различать термин «историзм», теоретическую постановку проблемы и накопление историческим познанием в ходе его развития свойств, приемов и признаков мышления, формирующих научную основу понимания принципа историзма. Конечно, постановка проблемы историзма, как и в других случаях выдвижения методологических проблем и принципов, не была целенаправленной логикой развития мышления. Отношение к принципу историзма и его понимание были и остаются различными. Речь идет об обосновании наиболее рациональной позиции по данной проблеме в соответствии с современным этапом развития общества и уровнем исторического познания.

Принцип историзма резюмирует представления о характере, своеобычае явлений общественной среды. Развитие этих представлений стало важной составной частью исторического познания в целом, причем это не было областью абстрактного теоретического анализа, оторванного от практики конкретно-исторического исследования. Более того, она является основой формирования признаков и черт мышления, составляющих содержание развивавшихся представлений об историзме и подводящих к современному его значению и смыслу.

Постановка проблемы историзма в качестве способа теоретических представлений об истории и принципа исторического мышления относится к концу XIX в. В это время в исследованиях появляется термин «историзм». Впервые это понятие было использовано немецкими историками. Что же касается возникновения и формирования представлений об историчности явлений общественной среды, то начало этому было положено еще историками Античности. Самым главным, чтобы не сказать, исчерпывающим суть исторических событий и общественных форм, признаком античные ученые признавали их сходство, повторяемость.

 

32.Детерминизм в истории. Концепция идеальных движущих сил.

Концепция идеальных движущих сил. В их рамках история рассматривается как результат действия сверхъестественных сил, как их каприз или упорядоченный замысел. Например, в христианской церковной историографии сутью и смыслом исторического процесса считается движение человечества к спасению, приближение к богу, духовный прогресс, а движущей силой истории – божественная воля, направляющая мир к конечной цели, божий промысел, провидение Родоначальником концепции идеализма в философии Древней Греции считается Платон. Он считал, что дух, мышление, идеи существуют независимо от человека и первичны по отношению к бытию.

Давая идеалистическую трактовку бытия, философ выражает и свое, связанное с этим представление, понимание характера, природы мышления: чтобы объяснить какое-то явление, следует найти его идею как некоторую сущность, недоступную чувственному восприятию. Возникает вопрос: «Сколько таких идей должно быть, чтобы объяснить все многообразие бытия?» Очевидно, столько же, сколько существует явлений, процессов, состояний, свойств и т.д., Значение Платона не в том, что он дал ключ к пониманию истории в целом или конкретных ее событий, а в том, что он в общей философской форме выразил существо подхода к ее пониманию. Смысл данного подхода — в стремлении понять и объяснить историю, исходя не из нее самой, а на основе внешних по отношению к ней сил, сущностей, идей и т.д.Разновидностью этих представлений является вера в Бога как творца всего сущего. Она присуща историческому мышлению Геродота . Впрочем, вера в Бога есть и у Платона: он говорил не только о первичности безличных идей, но и о Боге, как устройстве мироздания. С возникновением мировых религий идеальное становится (в рамках этих вероисповеданий) синонимом божественной воли как некой универсальной первопричины всего сущего. В Евангелии от Иоанна сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» . Влияние этих идеалистических представлений на историческое мышление Средневековья огромно. Данное мышление по своему существу теоцентрично: фактор, определяющий развитие истории, — божественное провидение. Бог вечен, неизменен, ни от чего не зависит, все в мире — продукт его творения.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь