Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социологическое направление русской философии истории: Н.И. Кареев, П.А.Сорокин



Социальные перемены 60 - 70-х годов поставили российское общество и его интеллигенцию в новую ситуацию: рухнул основной оплот самодержавия - крепостничество, проведен ряд демократических реформ (судебная, земская, городская, образовательная, военная). Однако самодержавие, решительно повернувшее от либерализма к реакции, казалось обрело второе дыхание. Новый смысл обрел вопрос "Что делать?"

В 70-е годы не только философы, но и историки (В.Е. Герье, Н.И. Кареев, В.О. Ключевский, который даже говорил о новой дисциплине - "исторической социологии"), юристы  стали настаивать на внесении "социологической точки зрения" в свою профессиональную сферу.

К этому времени исследовательский интерес переключился на общественные процессы, взаимосвязи и взаимодействия различных сторон жизни. Этот усложненный взгляд на общество - соответственно и на его историю - связывался с социологией, обращающей исследователя к научному анализу общественной динамики и статики, с одной стороны, и к человеческой цивилизации в целом, с другой стороны.

Активным защитником и проводником социологического направления в философии истории был Николай Иванович Кареев (1858 - 1931), имевший к этому времени известность как философ, социолог и историк. Как и у Е.В. Де-Роберти, теоретическая социология Н.И. Ка­реева постоянно соединяется с философией истории и психологией, в том числе социальной психологией.

В работе «Основные направления социологии и ее совре­менное состояние» Н.И. Кареев указал на две основные сторо­ны социологии: 1) социология выступает как система взгля­дов «на то, что нужно прежде всего видеть в обществе и как понимать его природу»; 2) она решает вопрос о том, какие методы могут быть применены к изучению общественных яв­лений2.

Социология, — писал Кареев, — исходит из определенного мировоззрения, из общей картины общества, которая создается социальной философией3. В то же время она должна опираться не на произвольные умозрительные построения, а на факты и науку.

Необходимо пользоваться более методом объективным, а не субъективным, т.е. наблюдать, классифицировать социальные фак­ты по тем или иным реальным основаниям, а не заниматься про­извольными построениями. Надо изучать явления такими, каковы они есть, избегать субъективных подходов и оценок.

Кареев был убежденным защитником связи философии истории и социологии как двух взаимодополняющих наук. Законы общества как социального организма, считал он, определяют движение человеческой истории и находятся в компетенции социологии - вот почему социология является составной частью научной философии истории.

*В начале XX в. обозначился новый этап в развитии социологического направления философии истории. Он связан с исследованиями в этой области М.М.Ковалевского, Е.В.де-Роберти, Питирима Александровича Сорокина (1889 - 1968), который сам называл свою позицию в науке эмпирическим позитивизмом.

П. А. Сорокин.

Основные сочинения П.А.Сорокина, опубликованные до выезда из России: Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах человеческого поведения; Границы и предмет социологии; Категория "должного" и ее применимость к изучению социальных явлений; Проблема социального равенства; Система социологии (в 2 т.).

Свое научное творчество Сорокин начинает с обращения к социологическим концепциям прогресса.

Идею прогресса Сорокин считал одной из самых сложных проблем социологии. Его взгляды на учение о прогрессе, как он сам об этом писал, формировались под влиянием западных социологов (Конта, Спенсера, Вебера) и отечественных мыслителей - Лаврова, Михайловского, Ковалевского, Де-Роберти, Петражицкого,. На этом этапе Сорокин принимает теорию прогресса, понимая под последним "идеал, который мы преследуем, не имея возможности его схватить" .

Обращаясь к разнообразным теориям прогресса, он классифицирует их по двум основаниям: 1) оценочные, основанные на признании социального идеала, к которому должно стремиться все человечество (в этом случае понятие прогресса не смешивается с понятием эволюции); 2) безоценочные, нейтральные, в рамках которых формула прогресса совпадает с формулой эволюции, обнимающей собой последовательный ряд изменений по принципу "что позже, то лучше".

Ограниченность первых теорий Сорокин видел в том, что разрабатываемая в их рамках формула прогресса в принципе не может быть общезначимой и логически доказуемой, т.е. научной, так как недоказуема вообще никакая норма - будь то счастье, благополучие, развитие личности или любая другая.

Безоценочные же теории в этом плане имеют явное преимущество уже по одному тому, что в их формулах речь идет не о том, что должно быть, а о том, что есть или что было. И если верно определено это бывшее или сущее, то формула, выражающая эволюцию, становится общезначимой - ведь за ней не стоит ничего, кроме идеи совершенствования, которая в социологии равнозначна самопроизвольной эволюции.

В 1920 г. выходит его двухтомная "Система социологии". В «Системе социологии» П. Сорокин подробно разъясняет научные принципы, на которых основан этот труд. Он считает, что 1) социология как наука должна строиться по типу естест­венных наук. Ни о каком противопоставлении «наук о приро­де» и «наук о культуре» не может быть и речи. 2) Всякое субъективное вмешательство в науку с позиций нравственных и других норм, должен быть изгнан из социологии. 3) со­циология  изучать реальные взаимодействия людей, доступные объ­ективному измерению и изучению;

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь