Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
РЕЧЬ ПАТРИКА ГЕНРИ НА КОНВЕНТЕ КОЛОНИИ ВИРГИНИИ
1775 г. Человеку весьма естественно поддаваться обманчивым иллюзиям надежды. Мы все склонны закрывать глаза на неприятную правду и, наоборот, всегда готовы слушать голос сирены, пока эта сирена не обратится в дикого зверя. Но, господа, так ли должны поступать благоразумные люди, защищая великое и трудное дело свободы? Неужели и мы, господа, относимся к числу тех, кто, имея глаза, не видит, имея уши, не слышит всего того, что нас так близко касается? Однако я по крайней мере, как бы это ни было для меня тяжело и мучительно, хочу знать всю правду, не исключая вещей самых неприятных, самых опасных, я хочу все знать, чтобы принять заблаговременно меры. Господа, мне известен только один надежный руководитель, которого я согласен слушать в случаях сомнений, и руководитель этот — есть опыт. Я не знаю, господа, другого способа судить о будущем, кроме внимательного изучения прошедшего. А если это так, если о будущем можно делать предположения, лишь исходя из прошедшего, то я спросил бы вас, господа, какие действия английского правительства, совершенные им за истекшие десять лет, могут сколько-нибудь подтверждать надежды, которыми утешают себя некоторые из предшествовавших ораторов и которыми они убаюкивают других членов конвента? Уж не коварные ли улыбки, с которыми была принята наша недавняя петиция? Не верьте этому, господа: это не больше, как приготовленная для вас ловушка! Господа, не позволяйте увлекать себя предательскими поцелуями! Подумайте, как можно примирить милостивый и благосклонный прием, оказанный нашей петиции, с военными приготовлениями, совершающимися на наших землях и в наших водах! Или, может быть, С.24 флоты и армии нужны английскому правительству для скорейшего примирения с нами, для снискания нашей любви? Неужели мы обнаружили так мало склонности к примирению, что любви нашей приходится добиваться силой? Не будем же, господа, обманывать себя! Ведь это орудия войны и порабощения — последние аргументы, к которым обращаются короли. Я бы спросил вас, господа, для чего могут быть нужны все эти военные приготовления, если не для того, чтобы принудить нас к повиновению силой? Или, может быть, вы объясняете себе это иначе? Но, господа, какие же у Англии есть еще враги в Америке, для которых назначены находящиеся здесь английские суда и английские полки? Таких других врагов, нет. Против нас, господа, направлены все военные и морские силы Англии, против нас, а не против кого-либо другого. Флот и армия посланы сюда, чтобы наложить на нас оковы, давно уже приготовляемые для нас английским правительством. Чем же мы будем бороться с нашими врагами? Противопоставим ли мы им ряд аргументов в доказательство справедливости своего дела? Но, ведь, господа, вот уже прошло десять лет в таких диалектических схватках! Или, может быть, у нас теперь есть новые доказательства, новые аргументы? Нет, все уже и не раз было сказано. Мы стремились осветить вопрос со всех решительно сторон, и — что же! — все оказалось тщетно! Неужели мы теперь обратимся к просьбам, смиренным мольбам? Что же мы можем сказать такого, что не было уже и без того много раз сказано? Господа, умоляю вас, не будем больше ласкать себя обманчивыми надеждами. Ведь мы сделали уже положительно все, что только могло предотвратить надвигавшуюся на нас грозу. Мы обращались с просьбами, мы посылали возражения, мы обращались с мольбами, мы, наконец, падали ниц перед троном, мы взывали о его заступничестве, прося отвратить от нас тиранические руки министров и парламента. К нашим петициям отнеслись пренебрежительно, наши возражения повели лишь к усилению притеснений и оскорблений, на наши мольбы не обратили . никакого внимания и нас оттолкнули с презрением от подножия трона. Тщетно было бы после этого убаюкивать себя слад- С.25 кими мечтами о возможности мира и примирения. Нет больше никаких оснований для таких надежд! Если мы желаем быть свободными, если мы хотим сохранить неприкосновенными те неоценимые права, которые мы отстаивали так долго от посягательств правительства Англии, если мы не хотим подобно подлым трусам прекратить теперь же благородную борьбу, которую мы уже так долго ведем и которую мы обещались друг другу не прекращать, пока не будет достигнута великая цель всех наших усилий, мы должны сражаться! Да, господа, я повторяю, мы должны сражаться! Нам осталось теперь только взяться за оружие и решить спор на поле брани. Некоторые ораторы говорили вам, господа, что мы слабы, что мы не в состоянии вести борьбу со столь сильным противником. Но, господа, когда же мы будем сильные? Когда? На будущей неделе или в будущем году? Или, может быть, тогда, когда нас успеют обезоружить и поставят у каждого дома английского солдата? Или, может быть, силу нам придадут нерешительность и бездеятельность? Или, наконец, наша способность оказать врагу активное и действительное сопротивление возрастет от того, что мы будем лежать на спине, крепко прижимая к себе обманчивый призрак надежды, пока наш неприятель не свяжет нас крепко по рукам и по ногам? Нет, господа, мы не окажемся слабыми, если сумеем надлежащим образом воспользоваться всеми теми средствами, которые сама природа дает нам в руки. Трехмиллионный народ, сражающийся за святое дело свободы и ведущий эту борьбу при тех местных условиях, в каких мы находимся, непобедим, каковы бы ни были силы, которые выставит против нас наш враг. Кроме того, господа, мы будем сражаться не одни. Есть еще в мире справедливый бог, от которого зависят судьбы народов и который пошлет нам друзей, которые будут сражаться за нас. Не забывайте также и того, что не одной силой решается исход борьбы, а также бдительностью, деятельностью, храбростью. Наконец, господа, ведь собственно для нас уже нет больше выбора. Если бы даже мы оказались настолько подлыми трусами, чтобы желать начать отступление, нельзя не видеть, что время для этого рода желаний С.26 уже прошло. Да, теперь уже слишком поздно уклоняться от борьбы. Отступление теперь возможно лишь при согласии нашем на покорность и рабство! Цепи для нас уже готовы! Их бряцание уже раздается вокруг Бостона! Война неотвратима, господа, пойдемте же смело на врага! Да, господа, повторяю я, идемте, идемте на врага! Не следует, господа, умалять серьезность переживаемого кризиса. Между вами находятся ораторы, говорящие о компромиссах, о примирении, но, господа, время таких речей прошло безвозвратно! Война фактически уже началась. Ближайший вихрь, несущийся с севера, может быть, донесет до вашего слуха лязг бьющегося оружия! Наши братья уже выступили в поход! Зачем же мы здесь стоим праздно? Чего хотят эти люди, которые говорят вам о мире? Неужели жизнь так дорога и мир так сладок, что их следует покупать даже ценою кандалов и рабства? Сохрани нас Бог от таких мыслей! Я не знаю, как думают другие, что до меня касается, я не пощажу свой жизни для дела свободы! П. Г. Мижуев. Великий раскол англосаксонской расы. Американская революция. СПб., 1901, стр. 96—99 // Кислица Н.А. Американская революция XVIII века. М., 1968. С.23-26 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы