Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Хваля призову Господа, и от враг моих спасуся.



3: Услыша от храма святаго своего глас мой.

[403] Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

[404] Дом милосердия.

[405] Память перенесения мощей из Болгар в город Владимир в 1229-м, 1230-м или 1231-м году. По ряду источников эта память отмечается 9 / 22 марта, подробнее см. раздел " Почитание". В современном календаре Русской Православной Церкви эта память отсутствует, дата 6 марта приводится по церковному календарю Берлинской епархии РПЦЗ - Православный Церковный Календарь 2015. Издание Обители Преп. Иова Почаевского в Мюнхене, 2014. По благословению Высокопреосвященнейшего Марка, Архиепископа Берлинского и Германского РПЦЗ. - С. 18 (6 / 19 марта).

[406] Память второго перенесения мощей в 1711 году.

[407] Волжские (камские) болгары – тюркский народ, некогда существующий на берегах Волги и Камы. В VI – VIII века тюркские племена пришли в эти земли. В X веке они создали здесь свое государство, уничтоженное в XIII веке монголами. Их потомками считают себя современные татары и чуваши.

[408] Успе́ нский Владимирский Княги́ нин монасты́ рь — действующий женский монастырь во Владимире. Основан в начале XIII века великим князем Владимирским Всеволодом Большое Гнездо по настоянию его жены, великой княгини Марии Шварновны дочери чешского князя Шварна. На протяжении семи лет княгиня тяжело болела и желала последние дни соей жизни посвятить Богу служением в монастыре. В 1200 - 1201 гг. в монастыре возвели каменный Успенский собор, в котором Мария в 1206 г. принимает постриг с именем Марфа. Перед своей кончиной она беседовала со своими сыновьями и завещала им жить в любви и мире друг с другом. Через несколько месяцев именитая насельница мирно отошла ко Господу. В память о ней монастырь стали называть Княгининым. Неоднократно был разорён, страдал от пожаров. В XX веке был закрыт, возрождение обители началось в 1993 году (см: http: //knyaginin.wix.com/monastery#! hist).

[409] Кавелин, 104.

[410] РГБ. МДА. № 201. Л. 312об.-313

[411] Житие Авраамия Болгарского 1798 года, опубликованное Л. Кавелиным

[412] святцы из РНБ. Погод. № 637. Л. 326об., 3-я четв. XVII в.

[413] Летопись по Воскресенскому списку (1075-1353 гг.), ПСРЛ, том VII, стр. 136 - http: //psrl.csu.ru/data/PSRL_T.07_Izd.01_1856.djvu; Львовская летопись (свод 1518); Мученик Авраамий Болгарский († 1229) / Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского. - Кн. дополнительная 2 [Русские святые, январь-апрель]. - М.: Синодальная типография, 1916. // Репринт.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1994. - С. 506, http: //omsk-eparhiya.ru/orthodoxbasics/Jitiya/4/R01Avraamiy.htm; Перенесение мощей святого мученика Авраамия Болгарского / Избранные жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней архиепископа Филарета Черниговского, В 2-х тт. - М.: Сибирская благозвонница, 2011. - Т. 1. - С. 354-355. За 6 марта высказывался и Александр Пономарев, профессор СПбДА, издатель-редактор журнала " Странник" (см. ПБЭ, т.1, тб. 189 - 190, http: //dlib.rsl.ru/viewer/01003960155#? page=111) и архим. Сергий (Спасский), " Полный месяцеслов Востока", т. II, стр. 60, http: //azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasskij/polnyj-mesjatseslo...k/2

[414] " 26 апреля 1899 г. резолюцией архиепископа Казанского и Свияжского Арсения (Брянцева) был утверждён «Порядок празднования памяти Свв[ятителей] Гурия, Варсонофия и Германа Казанских Чудотворцев и мучеников Казанских Авраамия болгарского, Иоанна, Петра и Стефана», согласно которому в качестве дней памяти святого мученика Авраамия (Аврамия) Болгарского утверждались 1 апреля - «день страдальческой кончины мученика» и 9 марта - «день перенесения честных мощей мученика из селения Болгар, Казанской епархии, в г[ород] Владимир»". - Игорь Алексеев, " Почитание святого мученика Авраамия (Аврамия) Болгарского в Казанской епархии во второй половине XIX - начале XX вв." - http: //ruskline.ru/analitika/2012/11/26/pochitanie_svyatogo_...vv/

[415] Малов Е.А. Святый мученик Аврамий Болгарский и сказание об его чудесах// Известия Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском Университете. - Т. XXIII. - Вып. 6. - Казань: Типолитография Императорского Университета, 1908. - С. 424. Цит. по Игорь Алексеев, " Почитание святого мученика Авраамия (Аврамия) Болгарского в Казанской епархии во второй половине XIX - начале XX вв." - http: //ruskline.ru/analitika/2012/11/26/pochitanie_svyatogo_...vv/

[416] Православный Церковный Календарь 2015. Издание Обители Преп. Иова Почаевского в Мюнхене, 2014. По благословению Высокопреосвященнейшего Марка, Архиепископа Берлинского и Германского РПЦЗ. - С. 18 (6 / 19 марта)

[417] Таково мнение Голубинского, Е. Е., 62). Однако сведения о почитании Авраамия Болгарского в рукописных святцах встречаются не ранее XVII века. Древнейший источник, сообщающий об Авраамии Болгарском - Лаврентьевская летопись [[XIV в.; ПСРЛ, т. 1, стб. 452-453.

[418] ГИМ. Вахр. № 450, XVII в.; ГИМ. Щук. № 116, 1762 г.

[419] «Потом еще о чюдесех страстотерпца Аврамия слово предлежит к нам в духовное напоение, любезне празднующих его страстотерпческую память» - РНБ. СПбДА. № 424. 1. Л. 41-45.

[420] к началу XX века список был утрачен.

[421] Малов, 4

[422] Филимонов, 50

[423] Добролюбов, А. И., ред. Н. И. Золотницкого, Ознакомление с фонетикой и формами чувашского языка, Казань, 1879, 5-7, 28-32.

[424] Известия по Казанской епархии, 1899, № 9, 383-387.

[425] В Палестине существовали два города: Кесария Палестинская – располагавшаяся на Средиземноморском побережье (центр современного Израиля, ближе к северу), а также Кесария Филиппова, располагавшаяся у северо-восточных границ современного Израиля – у восточного истока реки Иордан (у реки Хермон).

[426] Мячковский Спасо-Евфимиев монастырь во имя святителя Василия Великого – мужской монастырь, некогда существующий близ нынешнего города Гороховец Владимирской области, около деревни Мячково. Основан в 1352 году преподобным Евфимием Суздальским. Просуществовал до 1764 году (правления Екатерины II), когда был упразднен, а храм в честь святителя Василия Великого стал приходским. Храм просуществовал до XX века. В 1935 году с него были сняты колокола, а в 1939 году был закрыт сам храм. В 2014 году в храме прошло первое богослужение. Речь идет о его возрождении.

[427] Суздальский Покро́ вский монасты́ рь — женский монастырь Владимирской епархии Русской православной церкви, расположенный на правом берегу реки Каменка в северной части Суздаля.

Основан в 1364 году при князе Дмитрии Константиновиче, но нынешний вид ансамбля сложился лишь в XVI веке, когда монастырь превратился в место заточения постриженных в монахини представительниц аристократических фамилий. В XVI—XVII столетиях монастырь был одним из крупнейших на Руси. В 1923 году монастырь был закрыт и разорён. Начиная с 1933 года в монастыре была расположена военная биологическая лаборатория (БОН ОО ОГПУ, Бюро особого назначения Особого отдела ОГПУ) — шарашка, в которой работали заключённые специалисты, занимавшиеся разработкой биологического оружия. В 1934 году лаборатория была передана биохимическому институту РККА. В 1935 году находившиеся в заключении Н.А.Гайский и Б.Я.Эльберт впервые в мире создали жидкую вакцину против туляремии. Лаборатория находилась в монастыре до 1936 года.

В 1950—1960-е годы монастырские постройки реставрировались, в них открылись музейные экспозиции. В 1980-е годы здесь разместился туристско-гостиничный комплекс с рестораном и баром. В соборе был концертный зал.

С 1992 года в древней обители возродилась монашеская жизнь. В настоящее время монастырь действующий.

[428] Имеется в виду святитель Варсонофий Тверской, память которого совершается 11 / 24 апреля, 4 / 17 октября (перенесение мощей). Однако известно, что мощи его пребывали в Казанской Спасо-Преображенском монастыре, поэтому эта путаница не дает понять, о какой обители идет здесь речь. Впрочем, возможно, речь идет не о целых мощах, а об их частице.

[429] Оптина пустынь, Козельский мужской монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Козельской епархии. Монастырь находится приблизительно в 4 километрах от города Козельска на правом берегу р. Жиздры. Пустынь имеет два подворья; Московское и Санкт-Петербургское (Свято-Успенское). Скромный по своему внешнему облику монастырь был знаменит благодаря резко отличающему его от других русских обителей внутреннему строю, единству иноческого жития, благотворному влиянию старцев на множество приходящих в обитель богомольцев. Время основания Оптиной неизвестно. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Храбрым, или ближайшими его наследниками. По другой версии ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария, почему ее называли и Макарьевской. Однако более реальным является предположение, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь - а таковые ранее носили название Оптиных. Вероятно, что основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья, у пограничной засеки с Польшей, место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее.

Таким образом, Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей. В 1630 году там была деревянная церковь, шесть келлий и 12 человек братии. Царь Михаил Федорович пожаловал Оптиной мельницу и землю в Козельске под огороды. В 1689 году братья Шепелевы (местные бояре) построили Введенский собор.

Вскоре наступило время реформ Петра I. В 1704 г. отобрали в казну мельницу, перевоз через Жиздру и рыбную ловлю, а в 1724 г. обедневшая обитель указом Синода и совсем была упразднена, как «малобратный монастыр». Но уже в 1726 г. по ходатайству стольника Андрея Шепелева она была восстановлена. При закрытии совершенно разоренная, она теперь медленно восстанавливалась. Указом 1727 года ей была возвращена мельница. Впрочем, лишь в 1795 году началось настоящее ее возрождение, когда сюда был назначен настоятелем о.Иосиф. Вскоре после революции обитель была закрыта. С 1923 по 1987 годы святая обитель была на поругании. На месте монастыря была образована сельскохозяйственная артель. После смерти прп. Анатолия (Потапова) в пустыни остался лишь один старец Нектарий (Тихонов). После закрытия Оптиной в 20-е годы последние монахи переехали в Московский Даниловский монастырь (отец Георгий (Лавров), отец Иоасаф (Моисеев) и другие).

Вскоре сельскохозяйственная артель была ликвидирована, а на ее месте был образован музей " Оптина пустынь", директор которого Лидия Васильевна Защук как могла, помогала верующим.

5/18 августа был закрыт последний действующий храм в обители - Казанский собор. Следующая служба в обители была совершена лишь 65 лет спустя.

Возвращение обители Русской Православной Церкви произошло 17 ноября 1987 г. Сразу же начались восстановительные работы, проводимые насельниками Свято-Данилова монастыря. 3 июня 1988 года в обители началось богослужение, сначала в надвратной церкви, а затем в Введенском соборе.

[430] Казанская Амвросиевская пустынь (неофициальное название Ша́ мординский монастырь ) — ставропигиальный женский монастырь Русской православной церкви, расположенный рядом с деревней Шамордино Калужской области, в 12 км к северу от Оптиной пустыни. В административно-территориальном отношении числится как село Шамординский. Казанская женская община (не монастырь) в сельце Шамордино, в имении умершей вдовы надворного советника Ключаревой, была учреждена Определением Святейшего Синода от 13 — 20 июня (27 июня – 3 июля) 1884 года за № 1216[1].

22 августа (3 сентября) 1884 София Михайловна Болотова (почитательница преподобного) подала прошение на имя епископа Калужского и Боровского Владимира (Никольского) с просьбой о вступлении в общину[2].

Со своей стороны, настоятель Оптиной пустыни преподобный Исаакий и духовник Софии Михайловны преподобный Амвросий Оптинский направили епископу Калужскому и Боровскому Владимиру представление к утверждению матушки Софии настоятельницей строящейся общины, приложив к этому рекомендательное письмо: «Вашему Преосвященству угодно знать наше мнение о Софье Михайловне Астафьевой, способна ли она быть Настоятельницей новой Казанской общины. Хотя Софья Михайловна делом ещё и не проходила монашескую жизнь, но довольно понимает и монашество и хозяйственную часть, и сестры новой общины очень расположены к ней, так, что и теперь беспрекословно повинуются её распоряжениям.

— 25 августа (6 сентября) 1884 года»[2]

Последнее формальное препятствие было устранено, когда 4 (16) сентября 1884 София была пострижена в монахини Амвросием Оптинским, позже он постриг её в мантию с сохранением имени София.

Стараниями старца вскоре была создана первая церковь обители и 25 сентября (7 октября) 1884 игумен Исаакий и матушка София направили рапорт на имя епископа Калужского и Боровского Владимира об окончании внутреннего устройства деревянной церкви и о готовности её к освящению.[2] Она была освящена 1 (14) октября 1884 года, этот день считается днём создания обители. Монахиня София стала первой настоятельницей монастыря[3]. Становление обители шло сложно, средств не хватало ни на что. Однако удалось возвести собор в честь Казанской иконы Божией Матери, устроить кирпичный завод. Несмотря на трудности хозяйственного плана, настоятельница София не забывала о духовной жизни общины. Под руководством старца Амвросия она устраивала духовную жизнь обители, подавая пример послушания, смирения и любви[3]. На закате лет матушку Софию постригли в великую схиму. Смерть настоятельницы наступила 24 января / 6 февраля 1888 года, в том году в общине было 250 сестёр[3]. Схимонахиня София в 1987 году включена в Собор Тульских святых. Почитается местно.

К 1918 году здесь подвизались более 800 сестёр. Имелась богадельня, больница, приют для девочек-сирот, несколько скитов.

В марте 1923 года обитель была окончательно закрыта и ликвидирована, все земли и угодья монастыря стали собственностью колхоза.

В марте 1990 года в обители была возобновлена монашеская жизнь. 3 мая 1990 года Патриарх Московский и всея Руси Пимен подписал указ о возобновлении монастыря в Шамордине[7].

[431] Богоявле́ нский Ста́ ро-Голу́ твин монасты́ рь — мужской православный монастырь Русской православной церкви на окраине Коломны. Расположен недалеко от места впадения реки Москвы в Оку[1]. Основан в конце XIV века. Действующий. С 1993 года идёт восстановление монастыря.

В 1995—2012 годах ряд зданий монастыря занимала Коломенская православная духовная семинария.

Есть несколько версий толкования названия: 1.Дано по названию местности Голутвино, которое, в свою очередь, образовано от слова «голутва». Им обозначается лесная просека, то есть вырубка по лесной дороге от города к Окской переправе. Возможно, голутва означает также речной берег без леса. 2. Название Голутвино может также происходить от древне-русского слова голытьба (голыдьба, голижьба), означавшего разбойников из племени Голяда, пришедших в эти края по р. Оке с берегов р. Протвы. на границе Московской и Владимирской областей.

Приставка Старо- в названии обители появилась в конце XVIII — начале XIX века, в 1799—1800 гг., когда была упразднена Коломенская епархия. Для сохранения архиерейского подворья в Коломне (где власти собирались устроить военные казармы) митрополит Московский Платон (Левшин) распорядился переселить туда братию Голутвина монастыря. Образовался Ново-Голутвин Свято-Троицкий монастырь, в подчинение которого вошли опустевший Старо-Голутвин и Бобренев монастыри.

Один из многих монастырей, возникших в конце XIV века в результате подвижнической деятельности Сергия Радонежского. Первым настоятелем считается ученик преподобного Сергия — преподобный Григорий Голутвинский (местночтимый святой Коломенской епархии, входит в Собор Радонежских святых). Он был поставлен игуменом новообразованной обители коломенским епископом Герасимом. В источниках имеется упоминание о коломенском епископе Григории, относящееся к этому времени. Возможно, этим епископом и был преподобный Григорий Голутвинский. Предание гласит, что под руководством преподобного Сергия было выбрано не только место обители, но и заложен первый храм, в честь Богоявления. Сегодня в подклете Богоявленского храма монастыря можно видеть остатки первоначального фундамента храма, называемые «камушки преподобного». По преданию, когда возникла нужда в колодце, преподобный Сергий указал братии место на территории монастыря, где вскоре забил источник. Он действовал вплоть до первой половины XX века, когда после закрытия монастыря источник был засыпан, а впоследствии забетонирован властями. До закрытия монастыря в 1929 году в монастыре хранились святыни, связанные с именем святого: его посох, наперсный крест, ризы. В 1800 году, после того, как братия была переселена в бывшее архиерейское подворье в Коломне, обитель опустела. В 1912 году она была возобновлена возглавившим ее за год до кончины преподобным Варсонофием Оптинским. Монастырь был закрыт в 1929 году. Передан в ведение Московской епархии в 1994 году; с декабря 1994 года возобновлены регулярные богослужения. В 1995 году в монастырь переведено Московское епархиальное духовное училище, впоследствии преобразованное в Коломенскую православную духовную семинарию.

[432] Вифиния (греч. Β ι θ υ ν ί α, лат. Bithynia) — историческая область, древнее государство и римская провинция, существовавшая на северо-западе Малой Азии, у Черноморского побережья,  между проливом Босфор и рекой Сангариус.

[433] БД ПСТГУ, страница о мч. Борисе Заварине - http: //www.pstbi.ru/bin/db.exe/cnt/ans/newmr/? HYZ9EJxGHoxITY...tk*

[434] УФСБ России по Ярославской обл. Д. С-11586, л. 28.

[435] УФСБ России по Ярославской обл. Д. С-11586, л. 28.

[436] УФСБ России по Ярославской обл. Д. С-11586, л. 3.

[437] УФСБ России по Ярославской обл. Д. С-11586, л.13.

[438] Дал еси достояние боящымся Тебе, Господи.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь