Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя, вечер и заутра и полудне.



[380] Свя́ то-Успе́ нская Саро́ вская пу́ стынь — мужской монастырь, основанный в начале XVIII века в городе Сарове на севере Тамбовской губернии в Темниковском уезде (ныне Саров — часть Нижегородской области). Известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский, почитаемый православный подвижник и святой. Первым монахом-отшельником, поселившимся на Саровской горе, стал пензенский инок Феодосий, пришедший на «старое городище» в 1664 году и устроивший себе здесь келью. Пожив здесь около шести лет, Феодосий задумал удалиться в Пензу. Около этого времени на «старом городище» поселился монах Герасим из Краснослободского монастыря (по другим данным — Арзамасского Спасского монастыря)[1]. Некоторое время оба отшельника жили вместе, однако вскоре Феодосий «отошёл» в Пензу, и Герасим остался один на «старом городище». Прожив здесь более лет[1], Герасим удалился в Краснослободский монастырь, очевидно, из боязни воров и разбойников, которые стали делать ему «многия пакости» (по версии Леонида Денисова — насельники упросили стать у них строителем)[1], после чего «старое городище» вновь запустело[1].

Около 1683 года приходили иеромонах Савватий и монах Филарет, из основанного в 1659 году Санаксарского монастыря, но вскоре они вернулись в свой монастырь[1]. «Старое городище» снова обезлюдело.

Основателем Саровской пустыни стал иеромонах Исаакий (в миру Иоанн Фёдоров, сын дьяка села Красного Арзамасского уезда[1]), который по благословению настоятеля оставил Введенский монастырь и вместе с иноком Филаретом Санаксарского монастыря поселился в «старом городище»[1]. Вскоре у Исаакия появились сподвижники, и отец Исаакий возбудил ходатайство об учреждении в Сарове иноческой обители.

После революции 1917 года хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни — осквернены.

16 октября 1923 года решением Патриарха Тихона «Саровская пустынь Тамбовской епархии подчиняется временно непосредственному управлению Святейшего Патриарха»[4], то есть монастырь становился ставропигиальным.

К концу 1925 года было принято решение о закрытии монастыря, а в марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря. Имущество монастыря вместе со строениями было передано в ведение Нижегородского управления НКВД. Соборы монастыря были уничтожены.

На базе Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммуна. В ноябре 1931 года трудовая коммуна был закрыта. После неё в посёлке была организована исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключённых. В ноябре 1938 года эта колония также была закрыта[5]. После войны Саров стал известен, как Арзамас-16, закрытый город, где разрабатывалось ядерное оружие. Ныне здесь располагается известный Саровский ядерный центр.

В 1990 году здесь организован православный приход. Началась постепенная передача Церкви храмов бывшей обители. В 2003 году, в день столетия канонизации преподобного Серафима Саровского, состоялось Великое освящение храма преподобного Серафима, некогда первого, освященного в честь преподобного. В 2006 году Священный Синод принял решение о возрождении обители. Ныне возрождение обители продолжается.

[381] Серафимо-Понетаевский Скорбященский монастырь – некогда существующий в селе Понетаевка, нынешней Новгородской области женский монастырь. В 1864 году дочь генерал-майора Е. А. Копьева в память преподобного Серафима Саровского основала в своей усадьбе женскую общину. Через пять лет община была преобразована в монастырь.

В монастыре хранилась чудотворная икона Божией Матери «Знамение», написанная в 1879 году насельницей Клавдией Войлошниковой. Икона прославилась 14 мая 1885 года чудесным сиянием изображенного на ней лика Божией Матери и движением Её глаз, а также исцелением больных по молитве перед этим образом.

В 1925 году монастырь был закрыт. С 2009 года здесь расположен скит Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря.

[382] Лидда, ныне Лод – древний город, расположенный в 20 км. южнее Телль-Авива. В память о погребении здесь великомученика и Победоносца Георгия город до арабского названия носил греческое название Георгиополь.

[383] Имеется в виду Галич Костромской. Также имеется утверждение, что на самом деле он родился близ другого города – Солигалича. (др.-рус. Соль Галичьская) — город (с 1938) в Костромской области, административный центр Солигаличского района, образует городское поселение город Солигалич. Солигалич расположен в верхнем течении реки Костромы (левый приток Волги), на Галичской возвышенности (отрог Северных Увалов, приурочена к тектоническому поднятию — Солигаличско-Сухонскому мегавалу) в 95 км к северу от железнодорожного узла Галич, в 216 км к северо-востоку от Костромы.  Назван так из-за месторождений поваренной соли, имеющихся в его окрестностях.

[384] Си́ монов Успе́ нский монасты́ рь — в прошлом один из самых крупных и богатых монастырей ближайшего Подмосковья, ныне в Южном административном округе Москвы (ул. Восточная, 4). Мужской монастырь был основан вниз по течению Москвы-реки от Москвы учеником и племянником св. прп. Сергия Радонежского — свт. Федором Ростовским, уроженцем города Радонежа на землях, которые пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин, принявший иночество с именем Симон, от чего и происходит название монастыря[1]. В XVI—XVII вв. входил в пояс укреплённых монастырей, защищавших подступы к Москве с юга. В 1771 году монастырь был упразднен Екатериной II и по случаю распространившейся в то время эпидемии чумы был обращен в чумной изолятор. Лишь в 1795 году он был восстановлен в своем религиозном качестве ходатайством графа Алексея Мусина-Пушкина. При этом его первым настоятелем стал архимандрит Игнатий (Ушаков), перемещенный из Большого Тихвинского монастыря Новгородской епархии.   Уничтожен в советские годы. Подавляющее большинство построек было снесено в 1930-е годы; территория частично застроена. В начале 1990-х остатки монастырских зданий передали церкви.

[385] Святитель Фотий – преемник святителей Московских Алексия и Киприана, но в собор Московских святителей не входит. Память святителя Фотия 27 мая / 9 июня в день перенесения мощей, 2 / 15 июля в день преставления, в Соборах Галицких, Киевских и Московских святых.

[386] В других источниках утверждается, что поставление митрополита, вообще, не было согласовано с Константинополем, так как там на престоле был патриарх Григорий (Маммас), принявший унию. Была между самими русскими партия, не признававшая законности поставления митрополита Ионы. Известно о преподобном Пафнутии Боровском, что он соблазнялся поставлением митрополита Ионы, не позволял в своей обители называть его митрополитом и исполнять его указы. Позванный по этому делу в Москву, он объяснялся с митрополитом " негладостно и неподобательно, яко же подобает гладостно и подобательно великовластным глаголати", за что митр. Иона «бил его своим жезлом и посадил его в оковах в темницу для покаяния» (хоть за такое, по канонам, священнослужитель должен быть сразу же низложен, следовательно, приведенная информация может быть ложью). Некий боярин Василий Кутуз также не признавал архипастырской власти св. Ионы и не хотел принимать его благословения. Вскоре воцарившийся император Константин XI изгнал патриарха-униата и объявил о восстановлении православия и по версии источника (https: //drevo-info.ru/articles/12878.html) Великий князь затеял восстановление отношений, но загнивающая империя, гибнущая под натиском турок-османов, снова бросилась под их натиском в объятия унии, что отбило охоту восстанавливать отношения. По версии источника, никаких официальных решений по придании Русской Церкви автокефалии не было, но со временем фактический статус был признан Вселенской Церковью. Формально автокефалия была признана в 1589 году, когда Московский митрополит получил достоинство патриарха. Впрочем, до XVII века киевская митрополия, входящая в состав Речи Посполитой, по-прежнему относилась к Константинопольскому патриархату. Последняя информация, заметьте, противоречит написанному выше, как и тому, что будет написано далее (что святителю удалось подчинить себе южно-русские земли, захваченные Литвой)…...

[387] Он же остров Баранова. Ситка – существующий и поныне город, бывший Новоархангельск (переименован после продажи Аляски США), до 1906 года являвшийся столицей Аляски (близ южного ее побережья).

[388] Эве́ нки (самоназвание — эвенкил, ставшее официальным этнонимом в 1931 году, старое название — тунгусы) — коренной народ Российской Федерации (Восточная Сибирь). Живут также в Монголии и на северо-востоке Китая. Отдельные группы эвенков были известны как орочены, бирары манегры, солоны. Язык — эвенкийский, принадлежит к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Выделяется три группы диалектов: северная, южная и восточная. Каждый диалект подразделяется на говоры.

[389] Гангры (τ α Γ ά γ γ ρ α ), иначе Германикополь (η Γ ε ρ μ α ν ι κ ο ύ π ο λ ι ς ), город в Пафлагонии на севере Малой Азии (в 140 км. северней нынешней Анкары), ныне город Чанкыры, административный центр Чанкырского ила Турции. Расположен и подножия горы Олгасс, вдали от морского побережья, в глубине континента. Название города выводят из слова обозначающего " козёл". Гангры были столицей царя Диотара Филадельфа, а после его смерти в 65 году до н. э. вошли в Римскую провинцию Галатия. На середину IV века был главным городом Пафлагонии. В XIV веке этот край был завоёван турками. В 1402 году Гангры захватил Тамерлан, но в 1423 году Османский султан Мурад II отвоевал город. Под турецким владычеством название горда принимало разные формы - Кангары, Кандары, Чангра, Чанкыры. На начало XX века был санджаком Кастамунийского вилайета.

[390] Пафлагония (др.-греч. Π α φ λ α γ ο ν ί α, лат. Paphlagonia) — исторический район на севере Малой Азии, которая в этом месте сильнее всего выступает в Чёрное море, оканчиваясь мысами Карамбисом (ныне Kerembeh) и Сириасом (или Лепте, ныне Индже Бурун). С восточной стороны Пафлагония примыкала к Понту, от которого отделялась рекой Галисом, а с западной граничила, по реке Парфения (Бартан) и притокам Билеоса, с Вифинией; с южной стороны естественную границу её составлял хребет Орминион и река Кызылырмак.

[391] Нике́ я (греч. Ν ί κ α ι α ) — древний и средневековый город в Малой Азии на месте современного турецкого города Изник.

Город был расположен на берегу озера Изник, что близ Мраморного моря (между проливами Босфор и Дарданеллы), а с суши ограничен высокими холмами, что создавало наилучшие условия для обороны города во время осады. Стены высотой около 10 м, вырытый перед стеной глубокий ров и около 100 крепостных башен обеспечивали надежную оборону.

[392] Новацианство – учение отрицавшее возможность принимать обратно христиан, отпавших от веры, а также проповедующее отлучение от Церкви без права принятия обратно всех христиан, впавших в смертные грехи. Осуждена Лаодикийским Собором 364 году и II Вселенским Собором 381 года.

[393] Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь — мужской монастырь в западной части Костромы на берегу одноимённой реки недалеко от её впадения в Волгу. Относится к Костромской епархии Русской православной церкви. Обитель сыграла заметную роль в событиях Смутного времени. В честь монастыря названа найденная там Ипатьевская летопись. Монастырь впервые в летописи упоминается в 1432 году, но основан, возможно, был гораздо раньше. Согласно наиболее общепринятой версии, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите и принявшим в Москве крещение под именем Захария. В этом месте ему было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским, результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление на этом месте был основан монастырь. Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена. Вокруг располагались жилые и хозяйственные постройки. Все строения были деревянными.

Согласно менее известной версии, монастырь основал в 1275 году князь Василий Ярославич, брат Александра Невского, ставший уже великим князем Владимирским, но предпочитавший жить в Костроме. Деяния Василия Ярославича приписываются также легендарному князю XIII века Василию по прозвищу Квашня.

Монастырь чрезвычайно расцвел во времена Бориса Годунова, так что его нередко именовали «прееименитой лаврой». В годы Смуты монастырь переживает период упадка: после обращения царя Василия Шуйского за финансовой помощью для войны с Иваном Болотниковым и Тушинским вором архимандрит обители Феодосий и игумен соседнего костромского Богоявленского монастыря Арсений в октябре 1608 года отправились в Тушино, где и принесли присягу Лжедмитрию II. С этого времени монастырь находится в руках сторонников Лжедмитрия II и патриарха Филарета. В 1612 – 1613 годы здесь жил юный Михаил Романов и здесь он был призван на царство. После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднён, а его материальные ценности национализированы. Большая часть монастырской ризницы комиссиями Гохрана была вывезена в Москву, остатки поступили на хранение в Костромской краеведческий музей. Монастырские постройки были приспособлены для жительства рабочих костромских текстильных предприятий, тут же размещались детский приют и военные казармы, были устроены стадион и танцплощадка. Во время массового уничтожения костромских храмов в 1934 году был разрушен храм Рождества Пресвятой Богородицы. Позднее, в 50 годы здесь разместился музей. 23 ноября 1989 года состоялось первое после закрытия монастыря богослужение, в 1991 году была зарегистрирована Свято-Троицкая Ипатьевская монашеская община. Началось долгое возрождение обители, сопровождавшееся борьбой с музейной администрацией, не желавшей передавать имущество монастырю. В 2004 году вся территория обители оказалась в пользовании монастыря. В 2005 году обители была передана частица мощей блаженного Симона Юрьевецкого.

[394] Су́ зы (перс. ش و ش ‎ (Š uš ) — Шуш, ивр. ‏ ש ו ש ן ‏ ‎ ‎ ‎ — Шушан) — один из древнейших городов мира. Расположен на территории современной провинции Хузестан в Иране, близ персидского побережья Персидского залива. В III — I тыс. до н. э. — столица Элама. В VI — IV веках до н. э. — центр Сузианы, одна из столиц в государстве Ахеменидов. В III веке до н. э. — III веке н. э. — одна из столиц в Парфянском царстве. В III — VII веках — одна из столиц в государстве Сасанидов.

[395] Фиваи́ да (греч. Θ η β α ΐ δ α Thē baida, Θ η β α ΐ ς Thē bais) — старинное название области в Верхнем Египте (область близ северного побережья Красного моря); термин происходит от греческого названия его столицы Фив. В состав Фиваиды входило тринадцать номов.

В правление Птолемеев Фиваида образовала отдельный административный район, центром которого были Фивы. Правителем этой области был стратег, в обязанности которого входило наблюдение за навигацией в Красном море. Во время Римской империи император Диоклетиан создал на основе Фиваиды провинцию, которую охраняли два легиона — I Максимианов и II Надежный Флавиев. Позже Фиваида была поделена на две провинции — Верхнюю и Нижнюю. Название фигурирует в легендах о первых христианских отшельниках.

[396] Хемену (копт. Шмун) — город в Древнем Египте, один из главных религиозных центров. Древнегреческое название ‛ Ε ρ µο υ π ό λ ι ς μ ε γ ά λ η ( Гермополис Мегале) и латинское — Hermopolis Magna перешли в отечественную историографию в формах Гермополис, Гермополь, Ермополь и Ермополь Великий. Центр XV верхнеегипетского нома Унут. Ныне это северная часть Египта, к югу от дельты Нила, южнее Каира, близ города Эль-Минья.

[397] Фри́ гия (греч. Φ ρ υ γ ί α, лат. Phrygia, тур. Frigya) — внутренняя историческая область на западе Малой Азии и могущественное царство, являвшееся первой из известных грекам «паназиатских» держав. Столица — сначала город Келены, а примерно с X в. до н. э. — Гордион.

[398] Фра́ кия (греч. Θ ρ ά κ η, болг. Тракия, тур. Trakya, лат. Thracia) — историческая и географическая область на востоке Балкан. Ныне, в соответствии с Лозаннским мирным договором 1923 года, разделена между тремя государствами: Болгарией (Северная Фракия, также известная как Верхнефракийская низменность), Грецией (собственно современная греческая провинция Фракия, также исторически известная как Западная Фракия) и Турцией, которой отошла Восточная Фракия.

[399] Халкидон ( Халкедон, Калхедон ) (греч. Χ α λ κ η δ ώ ν ) — древнегреческий город, расположенный в Малой Азии. Основан в 680 году до н. э. В персидскую эпоху известен тиран Аристон, правивший как вассал персов (он же правил в Византии).

В 451 году в Халкидоне в храме великомученицы Евфимии прошёл Четвёртый Вселенский собор, утвердивший нынешний текст Символа веры и осудивший монофизитство.

В настоящее время место называется Кадыкёй и является районом современного Стамбула.

[400] Гу́ нны (греч. Ο ύ ν ν ο ι, лат. Hunni) — кочевой народ, вторгшийся в 370-х годах из Азии в Восточную Европу. Гипотеза о происхождении гуннов от центрально-азиатского народа хунну, упоминаемого в предшествующее время в китайских источниках, принимается большинством учёных. Происхождение гуннского языка неизвестно, научные теории предполагают, что он мог быть алтайским, уральским, енисейским или тюркским.

Вторжение гуннов, которое, как и миграция сарматов в предыдущий период, было обусловлено этническими сдвигами в средней Евразии, имело далеко идущие исторические последствия для дальнейшего развития как западной Евразии, так и собственно Европы. Вторжение гуннов положило начало «Великому переселению народов». В правление Аттилы (434—453) гуннское объединение с центром в Паннонии достигло максимальной экспансии, охватив территорию от Волги и Кавказа до Рейна. После смерти Аттилы Гуннская держава распалась, и гунны были поглощены новыми группами прибывавших с востока кочевников.

[401] ГУ СБУ в Крыму. Д. 017110, л. 38.

[402] Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, Господь утверждение мое.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь