Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Предпосылки становления древнерусского средневекового государства.
Предпосылки становления древнерусского средневекового государства лежат в рамках предшествующего этапа развития отечественной государственности. Значительная часть территории современной России была ареной Великого переселения народов, которое сопровождалось завершением развития циивилизаций Древнего мира, а точнее поздних античных отечественных цивилизаций, началом формирования Древнерусского государства. Древняя Русь в 1Х-Х вв. носила в себе черты античности, а начиная с Х1 в. развивалась уже как средневековая цивилизация. Древнюю Русь часто называют Киевская Русь, т.к. столицей единого государства был определен Киев. Под таким названием отечественное государство просуществовало до 30-х гг. ХП в. Теория парности цивилизаций позволяет сделать вывод, что цивилизации Средневековья выступают в качестве завершающих цивилизаций третьей цивилизационной пары Древнего мира – античности. Поэтому между цивилизациями Древнего мира и Средневековья имеется много общего. В силу же закона о жестских границах цивилизационного развития, между этими цивилизациями существуют и множественные глубинные различия. Эти общие и особенные черты оказали влияние на развитие всех сфер жизни древнерусского общества, безусловно, и на формирование и развитие государственных и правовых институтов средневековой отечественной цивилизации. Античные цивилизации Древнего мира и средневековые цивилизации имеют следующие черты, свидетельствующие о существующей взаимосвязи, и одновременно об антагонизме между ними: - Основными видами хозяйственной деятельности людей, как в античном мире, так и в средневековье являлись земледелие и скотоводство, причем производство было основано на ручном труде. В рамках средневековой цивилизации результаты сельскохозяйственного производства являются главным источником процветания народов и государств, а земля является - главным богатством. - Социальной ячейкой организации общества в античности была община. В поздних античных цивилизациях на территории Отечества доминировала семейная община (вервь), основанная на кровнородственных связях. Во главе верви стоял выбираемый старейший наиболее почитаемый представитель этого сообщества. В средневековье община становиться соседской, хотя кровнородственные отношения продолжали играть важную роль. Должность руководителя уже не выборная, а назначаемая. Усиливались черты присущие общинной жизни, такие как, коллективная ответственность, круговая порука. Кроме того, община брала на себя выполнение определенных полицейских функций: надзора за соблюдением общественного порядка, розыск преступников. Важнейшей чертой средневековой общинной жизни являлась нетерпимость, к инакомыслию, к вариативному поведению общинников. - В недрах античности при господстве политеизма (многобожие) зарождается духовная система средневековых обществ – монотеизм (единобожие). В христианстве, одной из мировых религий, фигура Иисуса Христа в определенном смысле сопоставима с античными полубожественными героями. Как и у последних, у Иисуса один из родителей был богом, другой – человеком. При князе Владимире Святославиче (980-1015 гг.) произошло официальное крещение Руси. Православная церковь из Византии постепенно распространяла свое влияние на Руси, строила храмы, монастыри, учила людей грамоте и живописи Князь Владимир пытался превратить язычество в государственную религию, объединить разные божества под главенством Перуна. Но эта реформа не удалась, т.к. Русь уже готова была вступить в средневековье, где господствует единобожие. В 988 г. состоялось крещение населения Киева, а в 991 – Новгорода. Официальное принятие христианства на государственном уровне свидетельствовало о начале становления средневековой цивилизации в Древней Руси. Церковь является энергичной проводницей средневековых, феодальных порядков. Например, вслед за Византией, где была уже осознана невыгодность рабского труда, русская церковь пыталась ликвидировать в Приднепровье элементы рабского труда. Документы свидетельствуют о стремлении церкви к ограничению работорговли. - Цивилизации античные и средневековые различаются по характеру труда. Для античного мира был характерен труд свободных людей с дополнением рабского, а средневекового – труд зависимых крестьян и опутанных цеховыми нормами труд ремесленников. - Отличается и мироощущение человека античного и средневекового миров. О. Шпенглер употреблял термины «аполлоновское» и «фаустовское» восприятие мира, подчеркивая глубинные различия в этой сфере жизни представителей разных цивилизаций. О. Шпенглер отмечал, что, например, процесс движения в античности понимался как многогранное изменение, или перемещение из одной точки в пространстве в другую, а в средневековье – как целенаправленное продвижение к бесконечному, к идеальной цели. «Аполлоновской» душе было чуждо одиночество, она находилась в постоянном общении и близости с себе подобными. Главное же чувство «фаустовской» души – одиночество и страдание. Для людей античных божество есть высший образ, а для людей средневековых – высшая сила. Античный политеизм, благосклонно относился к чужим богам. В языческих капищах можно было поклониться, проявить дань уважения неведомым другим, но почитаемым каким либо путником богам. В Ростове, например, долгое время сохранялись две городские общины: христианская и языческая. В одном конце города стояла православная церковь, а в другом находилось капище бога Керемета. При этом христианство и язычество сосуществовали довольно мирно, что характерно для античного времени. Средневековый монотеизм нетерпим к другим религиозным конфессиям. - Для человека античной цивилизации «любить» значило «желать», а для человека средневековой цивилизации – «любить» означало «жертвовать собой». Формирование отечественного средневековья представляет собой сложную картину. С одной стороны, самобытные отечественные античные цивилизации передавали свой цивилизационный опыт средневековым. С другой стороны, на определенном этапе до отечественной территории докатился из Средиземноморья мощный цивилизационный поток, исходящий из Восточной Римской империи (Византии). В результате на территории Киевской Руси средневековая цивилизация сформировалась как итог сложных взаимодействий местных цивилизационных процессов и цивилизационного воздействия средиземноморской античности. К началу Х1 в. Древнерусское государство исчерпало возможности развития в рамках античности, и начало вхождение в новый цивилизационный виток в средневековье. Этот процесс был сопряжен с проведением ряда реформ, затрагивающих все сферы общественных отношений. Крупным отечественным реформатором был Ярослав Мудрый (1019-1052 гг.). Таким образом, отечественное средневековье, получив импульс от античности, создало качественно новую цивилизацию с присущей ей государственностью и системой права.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы