Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Различные концепции социогенеза и общественно-политического устройства древнейших обществ на территории современной России.



Проблемы возникновения человечества, как социума, эволюции основных черт общественной жизни в Древнейшей истории являются вопросами, вызывающими серьезные научные дискуссии. Интерес в этом проблемам усиливает то обстоятельство, что к началу XX1 столетия в различных регионах земного шара насчитывалось около 500 народов, чей образ жизни схож с жизнью людей в Древнейшей истории. На территории современной России это палеоазиатские народы Северной и Северо-Восточной Сибири: ительмены, кеты, коряки, нивхи, чукчи, эскимосы, юкагиры и др.

Круг источников изучения этого периода развития человечества весьма скуден и ограничивается, в основном, археологическими, антропологические и этнографическими свидетельствами. Это обстоятельство способствует появлению различных гипотез социогенеза, которые нашли отражение в различных, порой альтернативных концепциях общественно-политического устройства древнейших обществ на территории современной России,

Одной из них является теологическая концепция возникновения человечества. Согласно религиозным представлениям люди были созданы богами. Например, оригинальную картину появления человека на Земле и происхождения различных животных предложил на рубеже V - IV вв. до н.э. древний греческий мыслитель Платон. В диалоге «Тимей» он писал, что «человек, высочайшее животное, создан богами, а другие животные произошли от него в процессе вырождения и разложения. Сначала некоторые мужчины - трусы и жулики выродились в женщин. Птицы произошли от безвредных, но легкомысленных людей, слишком доверявших своим чувствам..., племя сухопутных животных произошло от тех, кто вовсе чужд философии», а рыбы — от самых скудоумных неучей, души которых были нечисты из-за всевозможных заблуждений».

Еще одна из версий божественного возникновения человечества изложена в Библии. В первой книге пятикнижия Моисея приводится легенда о сотворении богом мира и человека. Согласно этой концепции в первый день бог сотворил небо и землю. На второй день - сушу и море. На третий день божественного творения возникли зелень, трава и деревья, приносящие плоды. На четвертый день создал бог два светила великие: Солнце и Луну, а также звезды. На пятый день были произведены пресмыкающиеся и птицы. А на шестой день создал Бог зверей земных и сотворил человека по образу своему. Одной из наиболее принятых в теологической литературе дат сотворения мира является 5508 год до рождества Христова. А, например, архиепископ Ушер Ирландский, живший в ХУП веке, подсчитал, что Бог создал человека в 9 часов утра 23 октября 4004 года до рождества Христова.

Другой концепцией возникновения человека является эволюционная, согласно которой человек постепенно выделяется из животного мира. Идею эволюционного происхождения человечества одним из первых высказал римский поэт и мыслитель Лукреций, живший в I в. до н.э. В поэме «О природе вещей» он сначала описывает человека еще очень похожим на дикое животное, которое добывает себе пищу, разрывая ногтями добычу. Затем человек начинает пользоваться примитивными орудиями труда из дерева и камня.

Мощный импульс разработке эволюционной концепции дали эпоха Возрождения и научные открытия XIX столетия. Буквально штурм библейских представлений о сотворении мира и человека совершили: Буше де Перта, отдавший десятилетия самоотверженного труда исследованию палеолита - древнего каменного века в долине реки Соммы в Северной Франции; Чарльз Лайель – родоначальник четвертичной геологии; Чарльз Дарвин, изучавший происхождение видов и высказавший гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобных предков. В развитие эволюционной теории Ф. Энгельс высказал мысль, что главную роль в происхождении человека от обезьяны сыграла трудовая деятельность. Согласно Энгельсу именно она способствовала постепенному формированию речи, появлению орудий труда и складыванию человеческого коллектива.

Сторонники эволюционной теории определяют дату рождения человечества по-разному. Те, кто ставит во главу угла создание человеком орудий труда, связывают примерную дату возникновения человечества с моментом появления первых каменных орудий (ок. 4,5 млн. лет назад). Некоторые же эволюционисты связывают рождение человечества не с изготовлением орудий труда, а с переходом трудовой деятельности на качественно новый уровень, когда труд из инстинктивного превратился в осмысленный. Так, Б.Ф. Поршнев считал, что эти процессы имели место около 29 тыс. лет назад и именно тогда начинается человеческая история.

Следует упомянуть также и космологическую концепцию происхождения человечества. Она получила широкое распространение в связи с успешным освоением космического пространства во второй половине XX века. Приверженцы космологической концепции связывают генезис человечества с передачей землянам инопланетными цивилизациями своих научно-технических достижений, что якобы нашло отражение во многих монументальных архитектурных сооружениях, некоторых обрядах и традициях, а также в мифах и сказках народов мира. Например, швейцарский историк-любитель Эрих фон Дэникен высказал идею, что между 40 и 10 тыс. лет назад пришельцы из космоса посетили Землю и оплодотворили определенное количество обезьян. Позже инопланетяне вновь прилетели на Землю и обучили свое потомство многим техническим навыкам и т.д. Так по одной из космологических версий и возникло человечество.

Перечисленными концепциями не ограничивается богатство взглядов на проблему происхождения человеческого общества. Но они наиболее ярко характеризуют разброс точек зрения по вопросу о том, к какому же времени относится появление человека как социального существа, живущего в обществе по определенным правилам.

Постижение Древнейшей истории основывается в первую очередь на археологических, и этнографических источниках. Эти источники предоставляют науке некоторый ряд свидетельств взаимоотношения людей в столь отдаленную пору. Ученые строят гипотезы по поводу якобы имевших место общественных отношений и высказывают предположения о возможных рычагах регулирования этих отношений. Главным аргументом, подтверждающим такую точку зрения, является факт существования человечества в наши дни, что было бы, по мнению авторов таких гипотез, невозможно без «правопорядка» в Древнейшей истории.

Обобщая данные различных источников и используя разные подходы к постижению процесса зарождения человеческого общества, можно говорить, о существовании в эпоху Древнейшей истории палеолитических обществ (палеолит - древний каменный век), которые в своем развитии проходят несколько этапов.

Хронологические рамки первого этапа определены приблизительно в 80-57 тыс. лет назад, который условно можно назвать «эпохой праистории». Следующий этап развития палеолитического общества охватывает приблизительно 56-33 тыс. лет назад«эпоха доистории» человечества. И завершающим этапом Древнейшей истории явилась «эпоха предыстории», приблизительные хронологические рамки, которой 32-8 тыс. лет назад. Основанием для такой временной шкалы Древнейшей истории является сопоставление археологических данных с явлением прецессии.

Существуют различные подходы к определению места этого периода в истории человечества. Некоторые исследователи не включают Древнейшую историю в собственно человеческую историю, и не употребляет при характеристике данной эпохи понятие «цивилизация». Другие же ученые, например французский археолог Анри Брейль, применяют термин «цивилизация» к временам Древнейшей истории.

Наиболее известными и достаточно хорошо изученными археологическими памятниками эпохи праистории (ок. 80-57 тыс. л. н.) на отечественной территории являются Рожок I и П, Носово (Приазовье), Сухая Мечетка (Северное Прикаспье) и другие.

Археологические находки свидетельствуют, что люди, жившие ок. 80 - 57 тыс. л. н., (антропологический тип – неандертальцы) создали культуру, которая была ориентирована в первую очередь на максимальное освоение богатств растительного мира. В эпоху праистории имелись весьма развитые виды контактных орудий (рука, орудие и предмет труда находятся в непосредственном контакте): палка-копалка, дубина, съемник плодов с верхушек деревьев и др. Кроме этого имели место и простейшие каменные орудия - скребла и рубила.

Совокупное использование археологических и этнографических источников позволяет судить об общественной организации палеолитического общества в эпоху праистории. Ячейкой такого общества был материнский род. Именно в эту эпоху складывается механизм социального регулирования - обряды инициации. Инициации, посвятительные обряды – испытания, сопровождавшие переход людей эпохи палеолита из младшей возрастной группы в более старшую, из одного класса общественной иерархии в другой, приобретением людьми новых обязанностей и прав, в конечно счете, получение статуса взрослого члена общества. Например, известный английский этнограф Д. Фрэзер описывает обряд инициации девушек-подростков, который состоит в том, что их, завернув в коконы из коры и листьев, подвешивают на ветвях священного дерева. При этом прошедшей испытание считается та девушка, которая проявила необходимую выдержку.

В эту эпоху общество делится на социальные группы по половому признаку. В качестве господствующего класса выступают женщины, поэтому часть исследователей считает, что неандертальцы этого времени жили в условиях матриархата.

Следующая - доисторическая эпоха (ок. 56 - 33 тыс. л. н.) представлена на территории современной России рядом интереснейших археологических памятников, например, пещерами: Малая Воронцовская (Северный Кавказ), Страшная и Двуглазка (Алтай).

Культуры человека этого времени была ориентирована на максимальное освоение богатств животного мира. Орудия труда, используемые в это время, носили ярко выраженный пугающий характер: факелы, трещотки, свистульки, барабаны, дротики, не обладающие убойной силой. С помощью таких орудий можно было напугать группу промысловых животных, подогнать ее к обрыву, с которого испуганные звери прыгали и разбивались.

В качестве социальной ячейки доисторического общества выступал отцовский род. Механизмом социального регулирования также являлись обряды инициации. Испытания включали: длительную изоляцию, овладение оружием и охотничьими навыками, выработку выносливости, способности терпеть боль, беспрекословное подчинение старшим, усвоение моральных норм, священных обрядов, познание основных мифов и преданий о происхождении рода.

Половой принцип и в этот период лежал в основе разделения общества на социальные группы. Но теперь господствующим классом являются мужчины. Поэтому этот период развития палеолитического общества носит название «патриархат». Специфическим общественным институтом этой эпохи были мужские тайные союзы, сыгравшие важную роль в разрушении социально-политических механизмов матриархата. Члены мужских тайных союзов, закрыв лица масками, терроризировали ярых последовательниц матриархальных традиций.

Глубокие пещеры, непригодные вследствие сырости для жилья, использовались для устройства святилищ, так как горные полости трактовались в качестве жилища огненного божества. Должно быть, именно в это время человек вполне овладел умением добывать огонь искусственным путем. Следует отметить, что поклонение огню выступает в качестве центральной религиозной идеи этой эпохи Древнейшей истории.

Предысторическая эпоха (ок. 32 - 8 тыс. л. н.) отмечена максимумом похолодания. По своему климату она явилась самой суровой из всех рассматриваемых эпох Древнейшей истории. Граница Скандинавского ледникового щита проходила, например, на территории современной России по Тверской, Вологодской и Архангельской областям.

Неандертальцы предшествовавшей эпохи оказались не в силах адаптироваться к столь ужесточившейся климатической обстановке. Потенциал их развития как антропологического типа был исчерпан. Им на смену с началом новой эпохи пришел кроманьонец.

Из множества археологических памятников предыстории на отечественной территории особо привлекают внимание Капова , Игнатьевская и 2-Серпиевская пещеры (Южный Урал), Мальта и Буреть (Сибирь), Костен-ковско-Борщевская группа стоянок, Сунгирь (европейская часть России) и

т.д.

В предысторическую эпоху социальной ячейкой являлось племя. В рамках этой эпохи усложняются механизмы социального регулирования. Инициации приобретают более многоступенчатый характер.

Общество делится на социальные группы по поло-возрастному принципу. Во главе племени находится класс семейных мужчин. Юноши и молодые мужчины вынуждены работать на семейных мужчин за право жениться на одной из дочерей. Иногда молодые охотники, принося добычу в качестве отработки, не получали из нее ни одного куска. Общественное устройство характеризовалось геронтократией (власть мужчин старших возрастных групп).

Важнейшими инструментами упорядочения общественной жизни в Древнейшей истории были не только инициации, посвятительные обряды, но и табу система запретов. Табу как система запретов распространялась на совершение определенных действий, например, употребление каких-либо предметов, произнесение определенных слов и т.п. Особую роль играли охотничье-производственные табу. Нарушителей запретов строго наказывали вплоть до изгнания из рода, племени. Табу являлись своеобразными мононормами , которые регулировали важнейшие стороны жизни человечества, такие как производственные и семейные.

Таким образом, в рамках Древнейшей истории в палеолитических обществах существовала четкая организация, механизмы социального управления, просматриваются прообразы будущей государственной организации и зачатки права, выражавшиеся в мононормах. Вероятно, можно согласиться с теми учеными, которые включают Древнейшую историю в цивилизационный поток развития человечества.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь