Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Конфликты между отдельными религиозными деятелями, лидерами или адептами;



Сциентизм

· Система убеждений, утверждаются основополагающую роль науки в жизни общества

· Мировоззрение, в основе которого лежит представление о научном знании как ценности

Научное познание – исторически развивающийся процесс, достижение достоверных знаний о мире, истинность которых проверяется и доказывается человеческой практикой.

 

Основные положения сциентизма:

1. Наука способна адекватно объяснить окружающий мир

2. Наука может заменить собой религию, философию, метафизику в деле решения фундаментальных моральных и этических проблем

3. В науке заключены решения всех проблем человечества.

 

1. Научное знание противоречиво, а сама наука не способна адекватно отобразить реальность.(Человек острова ФлоресHomo Floresiensis)рост всего около метра.

2. Научное мировоззрение – самая аморальная и смертельно опасная система взглядов. Отряд 731: японская станция в Китае – разработка биологического бактериального оружия. Сиро Исии (1892 – 1959) японский ученый, микробиолог, начальник управления биологическим оружием Квантунской армии.

3. Наука не способна стать источником морали. Франс де Вааль (1948) – нидерландский этолог, изучает поведение приматов, «Политика шимпанзе».

 

3. Религиозный конфликт: сущность, особенности, уровни

Религиозный конфликт - это столкновение и противодействие между носителями религиозных ценностей, которые обусловлены различиями в их мировоззрении, представлениях и отношении к Богу, разным участием в религиозной жизни.

По характеристикам - социально - политический аспект поскольку религия, как основа общества +большинство наций формировалась на основе общей религии.

Объектом (предметом) - являются религиозные нормы.

Религиозные нормы – нравственный регулятор земного бытия людей. Люди (этносы) имеют разные идеалы, долгосрочные прогнозы, желанные цели, формирующие различные психологические доминанты (религии), порождающие межконфессиональные противоречия.

Субъектами - могут выступать нации (этносы) – приверженцы различных религий, религиозные организации и группы, личности, а также религиозные и государственные институты (государство и его органы власти, церкви, партии, движения, организации и др.).

Три уровня:

Индивидуальный;

Межгрупповой;

Дискурсивный.

Типы конфликтов:

Конфликты между отдельными религиозными деятелями, лидерами или адептами;

Конфликты между организациями, консолидирующими для победы в конфликте группы людей;

Религиозное насилие – преднамеренное причинение вреда, убийство, лишение свободы или иное подобное действие, направленное против индивида или группы, совершенное социальными или политическими акторами под воздействием религиозных убеждений.

 

6. Война, насилие и мир в современной православной апологетике

Апологетика — раздел христианского богословия, посвящённый обоснованию вероучения с помощью рациональных средств. Апологетика отстаивает ортодоксально-религиозную точку зрения в вопросе о сущности религии, её происхождении, критикует различные атеистические гипотезы происхождения и сущности религии, выдвигает и исследует доказательства истинности бытия Бога, а также основных положений христианской веры. 

По ОСИПОВУ «Война и мир»:

О войне: В истории нет периода, который обходился бы без войны. С увеличение мощности оружия, которые достигаются с помощью ТНК. 20 век перекрыл все предыдущие века. Война – есть зло? Значит война сопряжена убийством. Тогда убийство это зло или нет? Н: человек убивает, защищая родину – это не грех, если он не будет убивать – будет предателем, это еще больший грех. Нельзя дать однозначный ответ. Все войны начинались либо захватническими или тщеславными мотивами. Церковь, воспринимая войну как зло, но принимает ее если речь идет о защите. Война не желательное, но необходимое средство. Но когда можно назвать войну справедливой, а когда нет? Захватническая – несправедливая. Но сейчас это сложно определить. Фр.компания 1812 г – французская национальная армия за ней остались пожарища, грабежи, насилие и напротив русская армия дошла до парижа без жертв. Метод войны показал какая страна связана со злом, а какая с добром (не тронули мирных – освободительная война). Вот что значит православие, которое проникает в души людей. Гнев есть праведный (когда противостоит злу) – гнев любви (когда родители наказывают ребенка).

У Соловьева: не сама смерть, убийство является грехом, а то чувство, из который выходит эта злоба.

О мире: Есть 2 понятия мира:

1.Связано с исканием комфорта в жизни, благополучии. Для того, чтобы лучше жить здесь. Это касается только земных удобств. Шалом – ориентирован на земное благополучие. В шаломе остаются все страсти. Этот мир очень непрочный, может оборваться в один миг.

2.Но есть другой мир, мир духа. Мир борьбы со страстями, истоками зла (злом, алчностью, которые порождают войну). Христос призывыет к миру ирини. Мир ирини – мир от страстей. Когда есть ирини – война отменяется. Так где забыли об ирини, без души, там ищут просто мира без войны – это ведет к конфликтам.

О преступления (насилие, ненасилие): О профилактике, священники должны проявлять чуткость когда к ним приходят люди и говорят о своих преступных деяниях. Как быть священнику когда ему говорят о готовящихся преступлениях. Сохраняя конфиденциальность, пастырь должен сделать все, чтобы преступление не осуществилось. Он должен призвать его к покаянию. А также он может не указывая на лицо исповедующегося, предупредить тех, кому угрожает опасность. Церковь просит не рассматривать арест как месть, за то, что он сделал, а как средство возможного воспитания человека.

О смертельной казни: Церковь ее не принимает, но она есть .

1.СК иногда плохо, у человека должно быть время осознать, что он наделал и прийти к богу.

2. А иногда хорошо – в убийстве человека всегда присутствует 2 стороны, но раз кто-то убивает, значит он убийца. Для жертвы (преступника) смертельная казнь осознает, что он конечен. Палач – должен взять смертный грех, но это не хорошо. Да есть законы справедливые/несправедливые – Н: есть осужденный и кто-то должен дернуть рычаг, чтобы повесить. И ко всем подходят и одни открещиваются, а другой согласиться за деньги – они готовы убивать за деньги, они сами такие люди и актом назначения палача, Бог показывает до чего вы опустились.

 

7. Естественнонаучная интерпретация роли религиозного фактора в современных социальных конфликтах

 

Здесь речь идет о различии во взглядах Р. Докинза и Ф. де Вааля относительно влияния религии на конфликтогенез.
т.е. Роль религии в конфликтах с точки зрения естественных наук

ДОКИНЗ
Докинз - либерал – за свободу мысли, просвещение, науку. За полное устранение религии.
Рассматривает существование бога как научную гипотезу.
Одним из самых пагубных действий религии является пропаганда идеи о том, что отказ от познания является добродетелью. Верующие заполняют «белые пятна», все непонятное – божественным.
Из-за религии жизнь верующего и окружающих может оказаться в опасности. Тысячи людей подвергались за веру мучениям, часто от рук фанатиков, чьи убеждения лишь весьма незначительно отличались от верований их жертв. Поглощаемые религией ресурсы порой достигают колоссальных размеров.
Фундаменталистская религия активно работает на подрыв научного познания мира, учит не пытаться узнать новое. Любая вера вредна, потому что не требует доказательств и не терпит возражений.

Де Вааль
Говорит о том, что невозможно представить, какой была бы человеческая этика без религии, т.к. не существует нерелигиозных культур. Человек всегда развивался рука об руку с религией.
Влияние религии проявляется не столько в том, что она заставляет нас делать что-то, чего мы иначе не стали бы делать, сколько в поддержании и развитии некоторых естественных склонностей.

  • крч, суть в том, что Докинз хочет устранить религию, ибо она зло и виновник всех конфликтов, вот от неё сколько бед. А де Вааль говорит, что может без религии лучше и не станет, да и вообще она не зло сама по себе, есть и другие факторы. Вообще у вааля в основном про обезьянок и мораль, оч сложно что-то вычленить по теме -_-
  • вот мы когда Суад обсуждали
  • говорили еще, что убийства чести - это агрессия людская. и религия здесь не всегда важна
  • религия может дать например толчок, разрешить выпустить свою внутреннюю агресию на волю. бла-бла-бла

 

 

8. Конфликтогенность православного фундаментализма в России

Начало зарождения относят к началу ХХ века. На общественном уровне его проявлением стали еврейские погромы (1881, 1903), а на политическом — созданием «Союза русского народа».

Второй волной роста фундаменталистских настроений отмечены 1980—1990-е годы. В стране действовал ряд религиозно-общественных организаций фундаменталистского характера, таких как «Братство», «Православие или смерть», «Общества ревнителей митрополита Иоанна», «Чёрной сотни», «Славянского мира», «Союза православных граждан», «Общественного комитета за нравственное возрождение отечества», Христианско-патриотического движения «Александр Невский».

Значительное влияние на рост православно-фундаменталистских настроений в российском обществе играет позиция РПЦ. Уже к середине 1990-х годов иерархи и священники Русской православной церкви участвовали в лоббировании ужесточения религиозного законодательства по отношению к другим конфессиям, прежде всего нетрадиционным.

Общими основами современного православного фундаментализма называются: бескомпромиссный антиэкуменизм, антикатолицизм, антисектантство, антилиберализм, антииндивидуализм, критика «западных ценностей»; государственничество (державность), поддержка национально-патриотических движений. Идеологическими столпами можно назвать теоцентризм, благочестие, Священное Предание и традиция, следование истине Писания и святых Отцов, добродетель и целомудрие, концепции Христианского государства и «Народ и Родина».

Социальной базой православного фундаментализма в России являются женщины старшего поколения, интеллигенция (особенно гуманитарная). Во многих случаях фундаментализм представляет собой маргинальное проявление обрядоверия, проявляющееся в форме радикально-националистической идеологии, ненависти к чужакам, политического ангажирования.

9. Религиозный конфликтогенез в теории мемов

Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, объединение людей в организации – общины.

Религия = мемплекс (мем=ритуал)

Мем (англ. meme) — единица культурной информации. Мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д. Докинз предложил идею о том, что вся культурная информация состоит из базовых единиц — мемов, точно так же как биологическая информация состоит из генов; и так же как гены, мемы подвержены естественному отбору, мутации и искусственной селекции.

Доккинз: СЦИЕНТИЗМ=новая религия. Ритуалы как павлины: затрачивают время и ресурсы для показухи. Люди верят,что религия предохранит их от болезний, но это не доказано – помощь скорее в утешении(как плацебо снимает стресс).Но люди как солдаты, марширующие по приказу под поезд, не отличают – от + команд.









Священные степени РПЦ

1. Епископы (и архиереи все относятся к черному братству, принимают обет безбрачия)

2. Иеромонахи-черные диаконы

3. Пресвитеры-белые диаконы

Диаконы помогают священникам в таинствах, пресвитеры – священники, совершают обряды, епископам дозволено все.

Главные элементы управления РПЦ:

1. Патриарх (Может выступать от лица всей церкви)

2. Поместный собор (включает в себя съезд как высокопоставленных людей, так и мирян от паствы)

3. Архиерейский собор (съезд епископов)

4. Священный Синод (исполнительная власть, 30-31 отдел, выделяются 22 отдела как синодальный отделы: отдел внешних церковных связей, комиссия по канонизации святых)

5. Высший церковный совет

Данилов монастырь: Синод, центр власти

Самоуправления церкви РПЦ:

· РПЦ заграницей (стала частью РПЦ в результате объединения церквей в 2007)

· Эстонская православная церковь московского патриархата

· Латвийская православная церковь

· Украинская православная церковь московского патриархата

· Православная церковь Молдовы

· Китайская ПЦ

· Японская ПЦ

Деньги РПЦ: каждый приход и епархия зарегистрированы как самостоятельные религиозные организации, все деньги принадлежат по идее местным, они должны отдавать процент Москве, однако в соответствии с уставом РПЦ все имущество принадлежит московскому патриархата.

Софрино: завод по производству церковной утвари, иконы, кресты. 3000 человек. Ассортимент: 2500 наименований. В Подмосковье, принадлежит московскому патриархату.

Проблема: дифференциация доходов и отчислений в пользу РПЦ. Сам патриарх толком не знает, сколько денег они получают. Храмы Москвы больше всего отчислений.

Приоритетные интересы РПЦ:

· Светское образование (от дошкольного до научно-педагогического)

· Режимные и закрытые сообщества (тюрьмы, здравоохранение, армия)

· СМИ

· Досуговая жизнь россиян

Только одна глобальная цель: собственная безопасность.

Назад в школу:

· В период нэпа

· С 2008

· Всероссийская олимпиада по основам православной культуры (Андрей Кураев, протодиакон, бывший профессор МДА, ст. научный сотрудник МГУ)

· Основы религиозной культуры и светской этики в 2010, в 19 регионах. Люди: 18-20% родителей выбрали православие.

 

Высшие учебные заведения в системе РПЦ:

· Московская Духовная Академия

· Санкт-Петербургская Духовная Академия

· Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

· Российский Православный Университет

· Признание теологии наукой

 

11. Насилие и религия (Р. Жирар)

Насилие и священное Р. Жирар

Религиозный смысл насилия и жертвоприношения:

1. Жертвоприношение как коммуникация.

Издавна принято определять жертвоприношение как коммуникацию между тем, кто приносят жертву, и «божеством».

Жертвоприношение – институт. Создается для Бога, но даже если о Боге не упоминается, все переноситься в область воображаемого.

2. Жертвоприношение предстает здесь как источник религии вообще.

Непонимание составляет фундаментальный аспект религии.

Следовательно, в ритуал включена определенная форма непонимания

А фундамент самого непонимания — это как раз жертва отпущения, секрет этой жертвы, никогда не выходящий на свет.

3. Жертвоприношение обладает той катартической эффективностью

katharsis — таинственное благодеяние.

В итоге:

Всякий религиозный ритуал происходит из жертвы отпущения, а все великие человеческие институты — религиозные и светские — происходят из ритуала. Мы отмечали это в связи с политической властью, судебной властью, медициной, театром, философией, даже самой антропологией.

из самого тела изначальной жертвы появляются все полезные для человека растения, все виды пищи, равно как и религиозные, семейные и социальные институты. У жертвоприношений, музыки, наказаний и законов одна и та же цель — объединять сердца и устанавливать порядок

По семинарам:

Люди отчуждают от себя вину через жертву. Она – виновник и судья(Религ.Смысл). Через жертву также происходит выброс всеобщей агрессии и самозащита о-ва. Жертва должна быть не своим и не чужим. В религиозном аспекте: жертва уносит всё с собой в трансцендентальное(выходящее за пределы возможного опыта), так как она посредник между профаном и священным (можно вспомнить ассоциацию с шаманами как посредниками между о-вом и Богами).

Рождая мы заведомо обрекаем ребенка на смерть. Осознание своей смертности – это уже насилие над собой. История по Жирару – циклы агрессии вины и искупления, также и с религией.

«Преступно убивать жертву, т.к. она священна, но она не станет священной, если её не убить.»

РЕЛИГИЯ – ЭТО И ЕСТЬ СПОСОБ ЛЕГИТИМИЗАЦИИ НАСИЛИЯ

Ритуал – источник религии, а совершая жертвоприношения мы совершаем насилие без риска мести. Погибая жертва восстанавливает равновесие.

«Людям удается избавляться от своего насилия постольку, поскольку процесс избавления предстает им не как их собственное действие, а как абсолютный императив, приказ бога, требования которого настолько же страшны, насколько мелочны».

Война – это то же самое древнее средство направления агрессии вовне. По сути, не бывает справедливых войн, есть только жажда насилия, ищущая, куда излиться, и она неминуемо должна найти объект, иначе случится непоправимое: насилие поразит ее носителя (человека или общество) и наступит хаос, называемый Жираром «жертвенным кризисом», когда все потоплено во взаимном насилии и старые механизмы не помогают, нужно искать новые. ТАКЖЕ И С РЕЛИГИЕЙ

Козла отпущения распят на кресте, чтобы выплеснуть жажду агрессии, как Иисуса распяли за все грехичеловечества.

 

12. Конфликт креационистов и эволюционистов

 

Суть спора заключается в том, что э., придерживаются теории Дарвина и теории эволюции космоса, а к. говорят о том, что наша вселенная была спроектирована кем-то очень умным (Богом).

Э. Теория большого взрыва: 15-18 миллиардов лет назад произошел великий взрыв, который породил хаус, а хаус приводит к порядку и наоборот, упорядоченность к беспорядку (парадокс из философии) . Сингулярность- в начале ничего не было, потом это ничего взорвалось. ДНК человека и шимпанзе на 98% схожи. Э. Химическая эволюция : спонтановая генерация - жизнь произошла от жизни. Стенли Миллер проводил опыт по происхождению протеина (жизни). Он соединил элементы, ударил их током и через неделю получил аммиак. Критика опыта: не те условия проведения опыта, по сравнению в первоначальной вселенной и он взял не те вещ-ва; аминокислоты в протеине часто разрываются; вероятность случайного образования протеина 10 в 65000 степени, это 1 шанс в 41000 степени. К.: вселенная работает как часы, значит есть кто-то, кто ее завел. Если солнечная система сформировалась из звезд, пыли и газа, тогда все бы планеты и солнце содержали бы одни и те же компоненты, материал и вращались в одну сторону. ПОЭТОМУ: вначале Бог создал небо и землю, вся вселенная создана им, он мудрый проектировщик. Всегда все упирается в то, что кто-то смастерил космос для нашего блага. ГДЕ БЫ НЕ СУЩЕСТВОВАЛА ЖИЗНЬ, ЕЕ СОЗДАЛ Бог. Не нашли ни 1 вид самых первых ископаемых и связующее звено первобытных обезьян не найдено. Эволюция – это всего лишь спонтанные изменения ДНК. Т.е. мутация + адаптация к окружающей среде, которая заложена во всем с самого рождения (пример про вьюнков) Бог не зависит от времени и пространства. В священных писаниях написано, что Бог повесил Землю не на что.(объяснение космоса).

 

 

13. Базовые принципы иудаизма (конфликтологический аспект)

Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племени Иуды, самого многочисленного среди 12 колен израилевых, как об этом повествуется в Библии. Выходцем из рода Иуды был царь Давид, при котором иудейско-израильское царство достигло наивысшего могущества. Иудаизм — одна из старейших монотеистических религий, и самая древняя из существующих по настоящее время.

Основные идеи иудаизма

Главная идея иудаизма - идея богоизбранности евреев. Символом этой избранности является обряд обрезания, совершавшийся над всеми младенцами мужского пола на восьмой день их жизни.

Основные заповеди иудаизма, по преданию, были переданы Богом через Моисея. Они содержат как религиозные предписания: не поклоняться другим богам; не упоминать имени Бога напрасно; соблюдать день субботний, в который нельзя работать, так и моральные нормы: почитать отца и мать своих; не убивать; не красть; не прелюбодействовать; не произносить ложного свидетельства; не желать ничего у что есть у ближнего твоего. Иудаизм предписывает евреям пищевые ограничения: пища делится на кошерную (дозволенную) и трефную (недозволенную).

КНИГА ИИСУСА НАВИНА.

В первой части повествуется о переходе евреев через Иордан и о покорении ими Ханаана (Земли Обетованной). Во второй - о разделении земли между коленами Израилевыми. В третьей описывается собрание старейшин под руководством Иисуса Навина и его последнее завещание. Первая часть. После краткого введения, где говорится о первом откровении Господа Иисусу Навину с обетованием никогда не оставлять его Своей помощью, рассказывается о приготовлении народа к переходу через Иордан и завоевании Земли Обетованной. Вторая глава повествует о посылке соглядатаев в Иерихон и о гостеприимстве Раав. Чудесному переходу через Иордан посвящены. Исполнение завета об обрезании, совершение Пасхи и встреча с таинственным вождем воинства Господня. Далее описываются факты самого завоевания: чудесное падение стен Иерихона и заклятие его Иисусом Навином, корыстолюбие и казнь Ахана, завоевание Гая и напоминание народу Закона Моисеева, подчинение Гаваонитян, хитростью сохранивших свою жизнь, две великие победы Израильтян над союзными войсками ханаанских царей у Гаваона и на севере Ханаана, перечисление всех покоренных царей. Вторая часть. Повествуется о разделении завоеванной Земли Обетованной между коленами Израилевыми. Это повеление Божие Иисус Навин ревностно выполнял, будучи уже в преклонных летах. Палестина была разделена между десятью коленами. Колена Гадово и Рувимово ещё ранее при Моисее получили в удел землю к востоку от Иордана. Колено Левино получило в удел 48 городов для проживания левитов. Назначаются также 6 городов убежищ для невольных убийц и один город самому Иисусу Навину. Третья часть. Под конец своей жизни Иисус Навин собирает старейшин города, увещевает их избегать общения с язычниками, и в Сихеме возобновляет завет израильтян с Богом. Заканчивается книга упоминанием о смерти Иисуса Навина, о погребении праха праотца Иосифа в Сихеме и о смерти священника Елиазара.

14. Характеристика атеизма и его конфликтность

В др. Греции атеист - безбожник или человек другой религии. Развивается в эпоху просвещения.

Атеизм это:

- мировоззрение, отрицающее существование сверхъестественного;

- гуманизм, опосредованный с самим собой путем снятия религии (К. Маркс)

- борьба за светский плюрализм и за право не верить и не присуждаться к вере (Хитченс)

Основные положения Атеизма:

- существование бога или любой другой сверхъестественной силы противоречит здравому смыслу, логике, науке.

- религия и связанные тексты созданы одними людьми для манипулирования другими.

- единственный источник морали - сам человек

Критика атеизма:

1.атеизм - политическая доктрина

2. Атеизм - "эрзац-религия", вера в отсутствие бога.

3. Атеизм - разрушает материальную религиозную культуру, не имеющую для него ценности.

4. Общество не может быть источником морали.

Спектр религиозных убеждений по Докинзу:

- убежденный теист

-агностик со склонностью к теизму

- агностик (ВПА-временный практ.агностик И ППА-постоянный принцип.агностик )

-агностик со склонностью к атеизму

- атеист по существу

- убежденный атеист

 

Религиозный фанатик = воинствующий атеизм

- Книги Хитченса и Докинза

- «Воинствующий атеизм» в СССР
- Невзоров. «уроки атеизма». Религия-устар предрассудки. Отношение к церкви: «крысы», кот вырвались из клеток.

Псих и религоведы выделяют: 

Вера обыденная - логически выстроенная гипотеза.        

Вера религиозная - не подразумевает рац. аргументов

Мотивы преобщения к религиозной вере

- рациональные мотивы

- иррациональные (психологический кризис)

Типология религиозности по Гордону Олпорту

-внешне ориентированая религиозность (желание использовать веру для обретения соц статуса, интегрироваться в религ сообщ-ва для обретения соц идентичности и т.д.)

-внутренне ориентированная религиозность (стремление приблизиться к сверъестественному, испытать религ переживания)

- Пашковский. Религ переживания:
- видение («внутреннее зрение разума»);
- прозрение (внезапное просветление мысли);
- озарение (внезапное ясное понимание ч-л.);
- благоговение (внезапное чувство подавленности связи с величием);
- экстаз (восторг, близк к умопомешательству);
- страх (безрассудный метафиз страх).

Он же отмечает влияние внешн фaкторов на психоэмоц поведение людей

Рост психоэмоционального напряжение и воцерковление (наиб частые факторы):

-материально-экономические трудности

-потеря работы

-смерть близких

-физ травма

Иерусалимский синдром-умопомешателство отдельных поломников в иерусалиме (культурно-религиозная психопатология): начинают подражать христу

Одержимость-это психопатология. «заразно»

 

15. Религиозные основания террора «Аум Синрикё»

Секта «Аум Синрикё», ныне известная как «Алеф», неорелигиозная организация, возникшая в Японии и в настоящий момент в США, Канаде, Евросоюзе и ряде других стран причисленная к числу террористических организаций. Религиозная корпорация «Аум Синрикё» имеет центры в Нью-Йорке, Бонне и Шри-Ланке. Основана Сёко Асахарой в 1987 г. и получила «мировую известность» в 1995 г., совершив газовую атаку в Токийском метро.

Термин «Аум Синрикё» восходит к санскритскому слову «аум» (Вселенная); приблизительное значение - «учение истины».

Лидер и основатель культа – Сёко Асахара(настоящее имя — Тидзуо Мацумото).

В 1986 г. его организация приняла облик религиозной. В этом же году Асахара достиг «окончательного спасения», побывав в Гималаях.

Асахарой была разработана псевдорелигиозная система, якобы «содержащая в себе сущность всех религий»: элементы йоги, тантрического буддизма, христианства, даосизма, псевдонауки и апокалиптизма (записи Нострадамуса), а также элементы «теории заговора» масонов. Христианскую церковь Асахара считает одним из масонских учреждений.

В 1992 г. Асахара издал книгу, в которой объявляет себя «Христом» — японским абсолютно просветленным наставником и «Агнцем Божьим». Он заявлял, что его миссией является взять на себя грехи всего мира. Асахара говорил, что он может передать своим последователям духовную силу и в конечном счёте унести их грехи и плохую карму. Он также видел злой умысел во всем, что распространяют евреи, масоны и соперничающие с его учением другие японские религии. В конечном счёте Асахара обрисовал пророчество дня страшного суда, который включает в себя Третью мировую войну. По Асахаре, финальный конфликт достигнет своей кульминации в ядерном Армагеддоне. Человечество прекратит свое существование за исключением нескольких избранных — тех, кто сумеет достигнуть Аум. Миссия Аум не только в том, что распространять по миру спасение, но также в том, чтобы пережить этот «конец времен». Асахара предсказывал, что Армагеддон случится в 1997 г. Асахара постоянно делал нападки на евреев и британскую королевскую семью как на главных виновников в заговорах. Он называл США Зверем Апокалипсиса, предсказывая, что Америка со временем нападет на Японию.

 

16. Римско-католическая церковь и фашизм (конфликтологический аспект)

Католическая церковь и фашизм.

Рассекреченные документы говорят, что никакого серьёзного взаимодействия церкви с фашистами. Победа фашистов в Италии (22.10.1922). В феврале такого же года умер папа Бенедикт 16, Пий 11 – долгая результативную любовь к фашизму. Их взаимная симпатия началась раньше. Пий высказывался в поддержку Муссолини ещё до его победы.

Убийство Джакомо Маттеотти (10 июня 1924).Открыто выступил в парламенте против Муссолини, обвинил его в том, что он подстроил победу на выборах фашистов. У него были доказательства, что они фальсифицировать выборы.Маттеотти был символом борьбы с фашизмом, после его смерти могло начаться выступления против фашистов. По мнению некоторых историков восстания не было благодаря пропаганде католической церкви.

Римский вопрос: Муссолини сказал, что должен стать центром католического мира. В 1923 году правительство Муссолини ввело обязательное преподавание религии, сделало католицизм гос религией, везде распятия, было увеличено наказание за убийство или грабёж католического священника.

Римский вопрос: до 1870 существовало ватиканские государство до объединения Италии, папская область была ликвидирована. Папа Пий 9 психанул и объявил себя ватиканского затворника.1929 – Латеранские соглашения: создавалось новое государство – Ватикан, католической церкви предоставлялись очень широкие права: Италии выплачивала крупную сумму Ватикану, правительство гарантировало постоянные выплаты церкви, независимость, свободное перемещение Папы Италии, дали постоянную резиденцию в окрестностях Рима. Кардиналы присягали на верность итальянской короне. Сразу 10 католических праздников стали государственными, свободу СМИ Ватикана.

 

17. Ахимса как конфликтологическая идея и принципы её реализации

Ахимса – поведение и образ действий — ненасилие. Непричинении вреда всему живому (людям, животным, растениям) никогда и никаким образом.

- Любовь и сострадание к людям
- не стоит гордиться своими достижениями
- нужно быть невозмутимым и в радости, и в горе
- удовлетворенным тем, что имеется.

«Правила ахимсы»:
- вегетарианство
- ненасилие относительно внешнего мира
- ненасилие над собой.

Национально-освободительная борьба индийского народа против британских колонизаторов - М. Ганди – 1947 Индия получила независимость. Позже массовое ненасильственное сопротивление было применено движением против расовой дискриминации в США, и в настоящее время ненасильственные методы политической борьбы широко применяются различными силами.

Индуизм. Концепция ахимсы сформировалась в рамках национальной религии индусов - индуизма. Форма брахманизма (верховного божества Брахмы) -- вишнуизм (почитание бога Вишну, охранителя мира) и шиваизм (почитание бога Шивы - разрушителя мира).

Общество должно разделяться на варны - замкнутые социальные группы:
- брахманы (жрецы)
- кшатрии (цари и воины)
- вайшьи (купцы, ремесленники)
- шудры (крестьяне).

У каждой варны был свой закон, правило - дхарма. Дхармой брахманов является служение богам, выполнение религиозных обрядов; дхармой кшатриев - участие в войне, сражениях.
Реинкарнацию - переселение душ, определяется кармой. Процесс переселения душ образно представлялся в виде колеса и носил название сансара (колеса сансары). Освобождение из колеса перерождений называлось мокша.

 

18. Конфликт шиитов и суннитов

Раскол уммы на шиитов и суннитов:

1.отказ от принципа наследования титула «халиф» в годы существования Праведного халифата

2.выдвижение Муавии(он командовал Сирией) на первые роли в умме

3.Убийство Хасана и Хусейна(сыновей Али)

4.создание Амиядской империи.

Сунниты, кроме Корана, руководствуются «сунной» - сводом правил и устоев, основанных на примере жизни пророка Мухаммеда. Сунна базируется на хадисах - сказаниях о словах и поступках пророка. Многие сунниты трактуют Коран буквально, без каких-либо модификаций.

Шииты, в отличие от суннитов, позволяют своим священнослужителям толковать слова и поступки пророка. Само арабское слово «аш-ши'а» в переводе означает «приверженцы». Это - приверженцы Али, четвертого халифа мусульман.

Шииты считают, что первые три халифа - Абу Бакр, Усман и Умар - некровные родственники пророка - незаконно узурпировали власть, и только Али - кровный родственник - обрел ее законно.

Посредник между Богом и человеком. Сунниты – не нужен. Шииты – нужен в виде Имама. Имам. Сунниты – выбирается голосованием. Шииты – потомок рода Али. Шииты почитают высказывания имамов наряду с Кораном и Сунной.

Интерпретация «Шариата» (исламский закон): Временный брак. Сунниты – нельзя. Шииты – можно. Развод, провозглашенный со стороны мужа. Шииты – нет. Сунниты – да. Намазы. Сунниты – 5 раз. Шииты – 3 раза.

2 ключевых понятия: Танзил- буквальное откровение (то что прочитаешь, то что разжевано) Тавил-внутреннее откровение (открывается если следовать правилам)

 «Свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед — Пророк Аллаха», — так звучит шахада, «свидетельство», первый столп ислама.

 

19. Суфизм как религиозно-мистическое учение и его конфликтогенность

Суфизм-путь к Аллаху лежит через индивидуальное переживание.

Хасан аль-Басри(642-728)-первый мистик суфизма.

3 фазы суфийской аскезы:

1. Отказ от мира

2. Отказ от удовольствия узнать о своем отказе от мира

3. Полное презрение к миру.

Мансур аль Халладж(858-922)-суфийский учитель, богослов. Предложил концепцию «слияния с богом». Рай- место бесконечных удовольствий для мусульманина, но самое лучшее-это соединение с богом, то есть стать Аллахом.

Его высказывание: я есть Истина(Истина=Аллах).

Мухийдин ибн Араби(1165-1240)-суфийский мыслитель, создатель концепции вахдад аль-вуджут(бог и бытие нечто единое. Бог во всем и все в боге.)

Суфизм – это особое мистико-аскетическое течение в исламе.

Его последователи считали возможным непосредственное духовное общение человека с божеством, достигаемое путем длительных специальных практик. Познание сути божества – единственная цель, к которой суфии стремились в течение всей жизни. Этот мистический «путь» выражался в нравственном очищении и самосовершенствовании человека.

 

 «Путь» суфия состоял из постоянного стремления к Богу, называемого макамат. При достаточном усердии макамат мог сопровождаться мгновенными озарениями, которые были подобны кратковременным экстазам.

Изначально суфизм был одним из направлений исламского аскетизма, и лишь в VIII-X веках учение полностью сложилось как самостоятельное течение.



















Суфии ставили во главу угла сугубо личные переживания и откровения каждого верующего, в отличие от ортодоксов, для которых главным была буква Закона, а человек должен был лишь неукоснительно подчиняться ему. В первые века становления суфийского учения официальные течения в исламе боролись с ним за власть над сердцами верующих. Однако с ростом его популярности суннитские ортодоксы были вынуждены смириться с таким положением.

 

20. Политика Русской православной церкви и конфликтные тенденции в российском обществе

РПЦ как источник конфликтных тенденций в российском обществе

Конфликтные тенденции, которые вытекают из деятельности РПЦ:

1. Десекуляризация

2. Самоорганизация мирян и формирование православной субкультуры, отождествляет с самой рпц

3. Националистическая риторика

4. Православный прозелитизм (-это двойные стандарты людей к православным идеям: за помощь армии,но против образования)

Православие как субкультура:

· Православие.ру

· Православие или смерть!

Самоорганизация православных обществ:

· «Черная сотня»

· Союз православных хоругвеносцев

· Союз «Христианское возрождение»

· Божья воля

· Казачьи организации

Националистическая риторика .

Империализм, глобализм, расширенное понимание русскости: все русские – православные.

Направление миссионерской деятельности РПЦ:

Обращение иноверцев в православие

В середине девяностых церковь выступала резко против миссионерской деятельности и прозелитизма. 1997 год Алексий на соборе выступил против. Однако никто из других церквей не собирался отступать, идти на компромисс. Поэтому была принята концепция миссионерской деятельности РПЦ (2007), разворачивается по пяти направлениям.

1. Воспитательная миссия (работа с уже обращенными в веру)

2. Апологетическая миссия (защита веры, основных положений христианства)

3. Информационная миссия (донесение информации о положительной деятельности православной церкви)

4. Внешняя миссия

5. Миссия примирения

Даниил Сысоев (1974-2009), иерей РПЦ, православный миссионер. Его убили, за «Мы не враги мусульман, мы – враги ислама».

Конфликтная роль РПЦ: гибкое управление религиозными конфликтами, протекающими в околоцерковной среде. Кооптация.

Приоритетные интересы РПЦ: светское образование ( от дошкольного до научно - педагогического); режимные и закрытые общ-ва (система исполнения наказаний, здравоохранение и тд.); СМИ; досуговая жизнь россиян. Цель - обеспечить собственную безопасность, обеспечение лояльности. В 2008 г было начато приобщение школы к РПЦ с указом президента - предмет в "основы религиозной культуры и светской этики".

Андрей Кураев(1963)- протодиакон, старший научный сотрудник МГУ. Теология признана научной. Появилась в универах специальность. Раскрывает содержание теологии, базовые разделы теологии, изучает источники теологического знания, основные вероучения и религиозных обрядов, историч формы и практич деят-ть религ. организаций и тд. Церковь и армия. Освящают оружие. "Рус чел-к идет на войну не убивать, а умирать". (протоирей Дм. Смирнов) Д. Смирнов (1951) - протоиререй, по взаимоотношениям с ВС и правоохранительными учреждениям (2002-2003). Телеканал "союз", Всеволод Чаплин (1968)- протоиерей , настоятель храма СВ. Николая на трех горах. Основные компетенции РПЦ - документ, принятый в 2000 г на Синодальном собрании (регулирует отношения духовенства с представителями светской и др дух. культуры.)

 

21. Типы и характеристика акторов в религиозных конфликтах

Акторы по Каранову:

Индивиды

2. Религиозные организации:
- Церковь – общепризнанная и религиозная организация значительных размеров.
- Деноминация – промежуточное звено между церковью и сектой.
- Секта – менее сложная организация, чаще создается в знак протеста против церкви.
- Культы – чаще организуются вокруг лидеров и имеют оккультный характер.
- Движение – аморфное образование, требующее своего последовательного изучения.

Христианские: православные, католические, протестанты - больше всех, здесь же Околохристианские секты и ереси
Мусульманские: Сунниты (последователи сунны), шииты (последователи али и мухаммеда), суфизм (проповедники самоограничения и повышенной духовности), радикальные группировки - больше миллиарда.
Буддизм: Тхеравада(достижение состояния, полностью свободного от всех загрязнений и заблуждений.),Махаяна, Ваджраяна ...-около 400 миллионов (см 9 вопр)

3. Религии или мемические комплексы, мемплексы (см 4 вопр)

4 также могут выступать нации (этносы) – приверженцы различных религий, личности, а также религиозные и государственные институты (государство и его органы власти, церкви, партии, движения, организации и др.).

 








Виды джихада в исламе

Коран о Джихаде. в Коране, наиболее часто, в значении войны. Коран сделал Джихад священным, и определял его как война против кафиров, основной целью джихада было обращение неверных в мусульман. Сначала пока Мухаммед был слаб по сравнению с язычниками, живя в Мекке, он получал мягкие аяты, а по мере его усиливающегося влияния, аяты стали жесткими с призывами к войне, убийству многобожников. в Хадисах Бухари очень много упоминаний джихада как физической святой войны.

Кредо ваххабита - Джихад — это священная война, вершина столпов религии, ведение джихада обязательно для каждого дееспособного мусульманина. Ведется для установления религии, истины и царства Аллаха на всей Земле.
4 типа джихада (сунниты):
1. Джихад – Аннас: против своих страстей и своих наклонностей
2. Джихад – Ашшайтан: борьба с внешним искушением зла (шайтана)
3. Джихад – слово правды: отстаивание своей веры в любых условиях (особенно актуален для видных деятелей, которые не могут вести борьбу открытую)
4. Джихад - Аннабиралям: джихад всеобщей мобилизации (джихад оружия)(в умеренном смысле – оборона от врага)
4 типа джихада (ваххабиты):
1. Против шайтана
2. Против души
3. Против кафиров
4. Против лицемеров (обязательный джихад для каждого мусульманина) – это важнее предыдущего джихада, потому что это лишь освобождение от неверных, а второй -это джихад на своей земле, против мусульман, которые ими только притворяются.

1. Лицемерие в вере (внешняя приверженность, когда ислам силен и люди вынуждены к нему присоединятся, но внутри строят козни против него).

2. Лицемерие в действиях (когда чел осуществялет лицемерные дела, но в душе верит в ислам). Участие в джихаде может быть 3х видов: материальное, физическое (боевые действия), словом и пером (призыв к джихаду). Джихад обязателен и по мере возможности человек должен участвовать в Джихаде своим имуществом, душой и словом. А когда мусульмане прекратили вести джихад и занялись повседневными земными делами и сельхоз., их постигло унижение, ниспосланное им Аллахом. Джихад в умеренном смысле - приложение усилий.

Саид Кутб (радикальный исламский писатель и якобы идеолог движения бр.Мусульмане) выделяет 4 этапа развития джихада:

1. Когда ранние мусульмане находились в Мекке, до бегства в Медину, Аллах не позволял им воевать 

2. Затем мусульманам дается разрешение воевать против их угнетателей; 

3. Затем Аллах приказывает мусульманам воевать с теми, кто борется против них; 

4. Затем Аллах приказывает мусульманам воевать против язычников и людей писания. Говорил, что джихад война истинно верующих неверным обществом Аллах идеал, война средство.

 











Основные догмы:

Ваххабиты считают запретным паломничество к могилам святых, которое они рассматривают как поклонение мертвым; совершение неверного, с их точки зрения, тавассуля; считают макрухом (нежелательным и порицаемым) отмечать день рождения пророка Мухаммада. Ваххабитам предлагалось держаться исключительно текста Корана и правил сунны, не допускать произвольных толкований, что считалось бы проявлением многобожия (ширк). Среди обычаев, которые Абд аль-Ваххаб подвергал критике: культ святых и поклонение их могилам (в том числе пророка Мухаммада), курение табака, употребление кофе, гашиша, ношение шелковой одежды, музыка, пение, четки и т.д. Частично эти призывы ваххабитов отражали реакцию крестьянского и бедуинского населения Хиджаза на роскошь как атрибут жизни османских правителей и чиновников.

По сути, для ваххабитов приоритетом является достижение власти, а религия выступает лишь как метод на пути к цели.

Антитурецкая направленность Ваххабизма имела конечной целью изгнание турок, освобождение и объединение арабских стран под знаменем «чистого» Ислама. В качестве обязательного требования Ваххабизм ввел уплату закята и возвел тем самым в несокрушимый религиозный принцип централизованные налоговые сборы с населения, в том числе кочевников.

Ваххабиты снимали для своих последователей многие запреты Ислама, в частности, возможность отношений мужчины и женщины только в рамках брака. Действуя в таком духе последователи новоявленного «обновителя» Ислама не могли не вызвать протест со стороны жителей оккупированных городов. В настоящее время Ваххабизм - основа официальной идеологии Саудовской Аравии, его последователи есть в арабских эмиратах Персидского залива, ряде азиатских и африканских стран.

Идеология: Аллах - обладает материальным физическим телом. Он имеет руки, лицо и другие части тела. Коран и высказывания Пророка можно трактовать, руководствуясь своим собственным пониманием. Непризнание огромного количества высказываний сподвижников Пророка мусульманских богословов. Тот, кто не следует учению ибн Абд - аль - Ваххаба, является кафиром. Все, что было внесено в Ислам после смерти Пророка - запрещено. Секты на местах возглавляются руководителем (амиром), не избираемым мусульманами, а назначаемым вышестоящими руководителями. Неверных (включая мусульман, не примкнувших к секте ваххабитов) можно убивать и вне рамок необходимой самообороны. Таким образом, основополагающий столп ислама: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - Пророк Аллаха» интерпретирован так, что поклоняться нужно только Аллаху, но не Мухаммеду, который является лишь его пророком, а тем более какому - либо другому религиозному авторитету.

 

Причины и предпосылки

С момента образования Территории Юта в 1850 до федеральных властей доходили жалобы на господство мормонов и насильственное насаждение ими своих обычаев, прежде всего многожёнства. Эти настроения подогревались ложными донесениями о бунте, которые местные представители федеральных властей передавали в Вашингтон.

Повод

В 1857 президент США Джеймс Бьюкенен назначил Альфреда Камминга, не являвшегося мормоном, новым губернатором Территории взамен мормона Бригама Янга. Мормоны выступили против этого назначения.

Ход войны

В мае 1857 президент отправил войска численностью 2500 человек для восстановления порядка и поддержки Камминга.

В сентябре 1857 года мормоны (Южный батальон Легиона Наву) и индейцы пайюты организовали нападение на мирных переселенцев, следовавших из Арканзаса в Калифорнию, вошедшее в историю как резня в Маунтин-Мидоуз; в результате были убиты 120 переселенцев, включая женщин и детей. Боясь мести, мормоны уничтожили армейские арсеналы, тем самым предотвратив приход армии до лета 1858. К этому времени был достигнут компромисс.

Итоги войны

В июне 1858 войска вошли в город Солт-Лейк-Сити, а Камминг занял пост губернатора. Следствием конфликта стало длительное недоверие между федеральными властями и местным мормонским населением, препятствовавшее приёму Юты в состав США в качестве штата вплоть до 1896.

Сциентизм

· Система убеждений, утверждаются основополагающую роль науки в жизни общества

· Мировоззрение, в основе которого лежит представление о научном знании как ценности

Научное познание – исторически развивающийся процесс, достижение достоверных знаний о мире, истинность которых проверяется и доказывается человеческой практикой.

 

Основные положения сциентизма:

1. Наука способна адекватно объяснить окружающий мир

2. Наука может заменить собой религию, философию, метафизику в деле решения фундаментальных моральных и этических проблем

3. В науке заключены решения всех проблем человечества.

 

1. Научное знание противоречиво, а сама наука не способна адекватно отобразить реальность.(Человек острова ФлоресHomo Floresiensis)рост всего около метра.

2. Научное мировоззрение – самая аморальная и смертельно опасная система взглядов. Отряд 731: японская станция в Китае – разработка биологического бактериального оружия. Сиро Исии (1892 – 1959) японский ученый, микробиолог, начальник управления биологическим оружием Квантунской армии.

3. Наука не способна стать источником морали. Франс де Вааль (1948) – нидерландский этолог, изучает поведение приматов, «Политика шимпанзе».

 

3. Религиозный конфликт: сущность, особенности, уровни

Религиозный конфликт - это столкновение и противодействие между носителями религиозных ценностей, которые обусловлены различиями в их мировоззрении, представлениях и отношении к Богу, разным участием в религиозной жизни.

По характеристикам - социально - политический аспект поскольку религия, как основа общества +большинство наций формировалась на основе общей религии.

Объектом (предметом) - являются религиозные нормы.

Религиозные нормы – нравственный регулятор земного бытия людей. Люди (этносы) имеют разные идеалы, долгосрочные прогнозы, желанные цели, формирующие различные психологические доминанты (религии), порождающие межконфессиональные противоречия.

Субъектами - могут выступать нации (этносы) – приверженцы различных религий, религиозные организации и группы, личности, а также религиозные и государственные институты (государство и его органы власти, церкви, партии, движения, организации и др.).

Три уровня:

Индивидуальный;

Межгрупповой;

Дискурсивный.

Типы конфликтов:

конфликты между отдельными религиозными деятелями, лидерами или адептами;


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.253 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь