Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Реформация и христианские войны в Европе ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Реформа́ция — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией. началом - 31 октября 1517 года – Мартин Лютер «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Конец - подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике. Основной причиной - борьба между представителями зарождавшегося капиталистического способа производства и защитниками господствовавшего в то время феодального строя, охраной идеологических догм которого занималась католическая церковь. Интересы и чаяния зарождавшегося класса буржуазии и так или иначе поддержавших его идеологию народных масс нашли проявление в основании протестантских церквей, призывавших к скромности, экономии, накоплению и опоре на себя, а также в формировании национальных государств, в которых церковь не играла главную роль. Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера: (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путём англиканства. Комплекс мер, предпринятых католической церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией, получили название Контрреформации. Общими для всего Запада причинами Реформации были глубокие изменения, которые произошли во всем средневековом строе в течение XIII и XIV вв. и вызывались великими открытиями и изобретениями (открытие новых стран, изобретение книгопечатания и т. д.), а также внутренним разложением основ средневековой жизни: католицизма и феодализма. Проявлениями религиозной оппозиции были неоднократные попытки к переустройству католической церкви до самой Реформации. Заявленными принципами эпохи Реформации были: возрождение церкви в том виде, в каком она была основана Христом и апостолами, и восстановление слова Божия (Евангелия) в его первоначальном виде, без всякой примеси позднейших человеческих толкований и средневековых преданий. В связи с этим находилось требование свободы совести, которое в большинстве случаев повело к требованию политической свободы, как гарантии свободы религиозной. Эпоха Реформации началась одновременно в Германии (Лютер) и Швейцарии (Цвингли), – причем поводом в обоих случаях послужила продажа индульгенций. Из Лютеранская Реформация проникла в Данию и Швецию, где была тоже введена государственной властью, а также в Англию, где движение нашло почву в лоллардизме (уиклифианстве) и где под его влиянием образовалась особая государственная полупротестантская церковь – англиканская. В 50-х годах XVI столетия начинается преобладание швейцарской Реформации (реформатства) в её новой форме – кальвинистской, выставившей на своем знамени принцип народовластия и вызвавшей серьезные демократические движения в большинстве стран, где она утвердилась (Нидерландах, Англии и Шотландии). В Шотландии Реформация присоединилась к исконной борьбе шотландской аристократии с королевской властью (католиками-Стюартами), – борьбе, окончившейся торжеством кровавого олигархического реформационного движения и утверждением здесь особой церкви – пресвитерианской. Волнения, возбужденные в эпоху Реформации, завершились на континенте религиозно-политической борьбой, известной под именем Тридцатилетней войны, окончившейся Вестфальским миром (1648 г.). Узаконенная этим миром религиозная реформа не отличалась уже первоначальным характером.
47. Стокгольмская кровавая баня: религиозно-политическая подоплёка «Стокгольмская кровавая баня» — массовая казнь, состоявшаяся 8—10 ноября 1520 года в Стокгольме по приказу датского короля Кристиана II. В начале 1520 года датский король Кристиан II, стремившийся восстановить Кальмарскую унию, вторгся в Швецию и на льду озера Осунд разгромил немногочисленную шведскую армию. Войска смертельнораненного в ходе сражения регента Стена Стуре отступили к Стокгольму. Весной Кристиану II при поддержке возглавлявшего риксрод (государственный совет при скандинавских королях периода Средневековья и Нового времени) архиепископа Густава Эрикссона Тролле удалось добиться провозглашения себя шведским королём. В это же время датские наёмники с моря и суши осадили Стокгольм. Осада длилась 5 месяцев, и король смог вступить в шведскую столицу лишь после того, как подписал предложенные ему условия: сторонники Стуре прекращают сопротивление в обмен на полную амнистию, подтверждение личных и ленных владений семьи покойного Стуре и полное подчинение короля решениям риксрода. 4 ноября дворяне, служители церкви, зажиточные бюргеры и бонды собрались в Стокгольме на коронацию, после которой следовали трёхдневные торжества. Ещё до их окончания, 7 ноября Густав Тролле подал королю прошение, в котором он потребовал возмещение ему ущерба и назвал имена лиц, кои должны были быть наказаны как еретики. На следующий день ворота дворца неожиданно оказались запертыми. Гостей оттеснили в престольный зал, где малоизвестный каноник из Упсалы заявил публичную жалобу по поводу обиды, нанесённой Густаву Тролле покойным Стеном Стуре. Находившиеся в зале преданные Тролле церковники изобразили церковный суд и объявили действия бывшего регента и его сторонников еретическими. Казни осуждённых проходили 8, 9 и 10 ноября. В первый день на площади Стурторгет были обезглавлены епископы Скары и Стренгнеса, на следующий - обезглавлены и повешены ещё около ста человек, главным образом горожане Стокгольма, сохранявшие верность семье Стуре. Среди казнённых были семь членов риксрода — в их числе отец Густава Васы Эрик Васа, его свояк Иоаким Браге и Эрик Абрахамссон Лейонхувуд, — а также священнослужители, дворяне, стокгольмские бургомистры, 14 советников и около 50 зажиточных бюргеров. Останки Стена Стуре были вырыты из могилы и вместе с телами казнённых сожжены на Сёдермальме. Результатом «Стокгольмской кровавой бани» стало восстание, которое возглавил будущий король Густав Васа, приведшее к освобождению Швеции от датского господства. 48. Газават пророка Мухаммеда и образование Арабского халифата
Газава́т — сражения и военные походы, в которых принимал участие пророк Мухаммед (27 битв). Причины газавата: Гонения мусульман в Мекке. Переселение в Медину. Планирование покушения на пророка. Мединский период: Первоначальным ядром халифата стала созданная арабским проповедником единобожия и пророком ислама Мухаммедом в начале VII века в Хиджазе. В отличие от других основателей религиозных и религиозно-философских доктрин — Заратуштры, Будды, Конфуция, Иисуса, Павла — Мухаммед был не только вдохновенным проповедником своего учения, но и воином, и это оказало серьезное влияние на развитие ислама вообще. Именно сам Мухаммед во главе своих последователей ради насаждения ислама завоевал Мекку и значительную часть остальной Аравии. Слово халифат — означает как титул халифа, так и обширное государство, созданное после Мухаммеда арабами-завоевателями под предводительством его «халифов» (наместников). Праведный халифат (632-661). После смерти Муххамеда. Его возглавили 4 праведных халифа. В 632 году пророк Мухаммад умер, не оставив после себя наследника, начался спор о его преемнике, закончившийся избранием халифом Абу Бакра. Между тем, с известием о смерти Мухаммада почти вся Аравия, кроме Мекки, Медины и ат-Таифа, сразу отошла от ислама. Война с вероотступниками позволила Абу Бакру возвратить племена Аравии назад к исламу. Немедленно же по усмирении восстания арабов Абу Бакр, продолжая политику пророка Мухаммада, повёл их на войну против византийцев и персов. Омейядский халифат (661—750). Источник власти опирается главным образом на религию. Халиф в Арабском халифате обладал верховной властью. Он являлся религиозным главой арабов и всех уверовавших в Аллаха. Кроме того, он занимал все верховенствующие должности: был главой церкви, верховным главой государства, верховным собственником земли, верховным главнокомандующим, верховным судьей. Но постепенно (к истечению первой сотни лет) с доисламским управлением в завоеванных странах было покончено. Местное управление стало строиться по персидскому образцу. Страны стали разделяться на провинции, в которые были назначены военные наместники - эмиры, султаны иногда из местной знати. Назначением эмиров занимался сам халиф. Основными обязанностями эмиров были сбор налогов, командование войсками и руководство местной администрацией и полицией. У эмиров были помощники, которых называли наибы. Аббасидский халифат (750—1258)
49. Крестовые походы: конфликтологический аспект Крестовые походы - это военно-колонизационные движения западноевропейских феодалов, части горожан и крестьянства, осуществлявшиеся в форме религиозных войн под лозунгом освобождения христианских святынь в Палестине из-под власти мусульман либо обращения язычников или еретиков в католичество. Классической эпохой Крестовых походов считают конец 11 — начало 12 в. Термин «Крестовые походы» появился не ранее 1250 г. Участники первых Крестовых походов называли себя пилигримами, а походы — паломничеством, деяниями, экспедицией или священной дорогой. Причины крестовых походов. Необходимость Крестовых походов была сформулирована папой Урбаном после окончания Клермонского собора в марте 1095 г. Он определил экономическую причину крестовых походов: европейская земля не в состоянии прокормить людей, поэтому для сохранения христианского населения необходимо завоевание богатых земель на Востоке. Религиозная аргументация касалась недопустимости хранения святынь христианства, прежде всего Гроба Господня, в руках неверных. Было принято решение о выступлении Христова воинства в поход 15 августа 1096 г. В назначенное время в поход вышло основное войско, и к весне 1097 г. оно оказалось в Малой Азии. Военное преимущество крестоносцев, которым противостояли разобщенные войска сельджуков, было очевидным. Крестоносцы захватывали города и организовывали государства крестоносцев. Туземное население попало в крепостную зависимость. Последствием первого похода явилось значительное усиление позиций католической церкви. Однако его результаты оказались непрочными. В середине XII в. усиливается сопротивление мусульманского мира. Одно за другим падали государства и княжества крестоносцев. В 1187 г. был отвоеван Иерусалим со всей Святой землей. Гроб Господень остался в руках неверных. Были организованы новые Крестовые походы, но все они заканчивались полным поражением. Всего на Восток было совершено восемь Крестовых походов. К XII-XIII вв. относятся походы немецких феодалов против языческих славянских и других народов Прибалтики. Результаты Крестовых походов неоднозначны. Католическая церковь существенно расширила зону своего влияния, консолидировала земельную собственность, создала новые структуры в виде духовно-рыцарских орденов. Вместе с тем усилилась конфронтация Запада и Востока, активизировался джихад как ответная агрессивная реакция западному миру со стороны восточных государств. IV Крестовый поход еще более разделил христианские церкви, заложил в сознание православного населения образ поработителя и врага — латинянина. На Западе утвердился психологический стереотип недоверия и враждебности не только к миру ислама, но и к восточному христианству.
50. Церковь Иисуса Христа святых последних дней: конфликтологическая характеристика Организация основана Джозефом Смитом в годы Второго великого пробуждения (1790–1840 гг). Миссионерскую деятельность практически по всему земному шару по состоянию на 31 декабря 2012 года осуществляли более 58 тыс. человек. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней считает себя восстановленной раннехристианской церковью, созданной лично Иисусом Христом - Иисус управляет организацией под руководством Небесного Отца, открывая свою волю её президенту, которого члены организации считают пророком, провидцем и носителем откровения - Томас Монсон. Президент возглавляет иерархическую структуру, в основе которой лежат местные общины. Во главе последних находятся епископы, избранные из среды прихожан.
Основные положения вероучения: Мормонская космология и «план спасения» включают доктрины о «предземном существовании». Для достижения божественного состояния человек должен верить в Иисуса Христа и пройти серию обрядов в храме («облечение» и «запечатывание брака на вечность»). Мужчины и женщины могут быть «запечатаны» друг с другом, чтобы брачный союз имел силу и в загробной жизни. Дети, появившиеся в семье до заключения такого брака, могут быть «припечатаны» к своим биологическим или приемным родителям, дабы семейные связи были вечными. Если человек умер, не пройдя обряды, необходимые для возвышения, их можно совершить за него (например, крещение за умерших). Церковь Иисуса Христа Святых последних дней учит, что все будут иметь возможность услышать и принять или отвергнуть Евангелие Иисуса Христа и таинства в этой жизни или следующей. Верующие должны также соблюдать «Слово мудрости», в соответствии с которым они воздерживаются от употребления алкогольных напитков, кофе, чая и табака. Моральный кодекс содержит закон о целомудрии, который запрещает сексуальные отношения вне гетеросексуального брака. Кроме того, члены организации должны выделять один вечер в неделю (как правило, понедельник) для проведения так называемого семейного вечера, в ходе которого семья изучает доктрины организации и их принципы. Война в Юте — конфликт 1857—1858 между федеральным правительством США и мормонами в Территории Юта. Причины и предпосылки С момента образования Территории Юта в 1850 до федеральных властей доходили жалобы на господство мормонов и насильственное насаждение ими своих обычаев, прежде всего многожёнства. Эти настроения подогревались ложными донесениями о бунте, которые местные представители федеральных властей передавали в Вашингтон. Повод В 1857 президент США Джеймс Бьюкенен назначил Альфреда Камминга, не являвшегося мормоном, новым губернатором Территории взамен мормона Бригама Янга. Мормоны выступили против этого назначения. Ход войны В мае 1857 президент отправил войска численностью 2500 человек для восстановления порядка и поддержки Камминга. В сентябре 1857 года мормоны (Южный батальон Легиона Наву) и индейцы пайюты организовали нападение на мирных переселенцев, следовавших из Арканзаса в Калифорнию, вошедшее в историю как резня в Маунтин-Мидоуз; в результате были убиты 120 переселенцев, включая женщин и детей. Боясь мести, мормоны уничтожили армейские арсеналы, тем самым предотвратив приход армии до лета 1858. К этому времени был достигнут компромисс. Итоги войны В июне 1858 войска вошли в город Солт-Лейк-Сити, а Камминг занял пост губернатора. Следствием конфликта стало длительное недоверие между федеральными властями и местным мормонским населением, препятствовавшее приёму Юты в состав США в качестве штата вплоть до 1896. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы