Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Специфические особенности драматургии и режиссуры массового праздника



В чем же состоит специфика, каковы отличительные особен­ности драматургии и режиссуры массового праздника? Прежде всего в документальности. Драматургия и режиссура массового праздника, как правило, основаны на конкретных фактах, на их осмыслении. Это не означает, что они лишены художественного вымысла, что в сценарии праздника, театрализованного концер­та, массового представления не может быть обобщенных образов героев прошлого, настоящего, будущего. Напротив. Именно со­четание двух линий — документальной публицистичности и худо­жественной образности — придает сценарию масштабность, вы­разительность и глубину, их нельзя противопоставлять друг дру­гу или взаимоисключать, как это подчас еще делают некоторые драматурги и режиссеры. Документальность, разумеется, не яв­ляется особенностью только лишь массовых форм. Сценарий, ос­нованный на документах, письмах, дневниках, сегодня чрезвы­чайно распространен в театре, кино, на телевидении и радио. Од­нако документальность наиболее присуща именно массовому празднику, происходящему на площадях и в парках культуры и отдыха, на улицах и в клубах.

Использовать конкретные факты, положить их в основу сце­нариев массовых праздников — это значит прежде всего изучать и хорошо знать жизнь конкретной человеческой общности, чер­пать из нее темы и сюжеты, рассказывать о реальных, жизненных событиях. Без такого жизненного материала немыслим любой праздник в советском обществе.

Разумеется, степень документальности в различных массовых праздниках может быть разной: от театрализованного клубного представления или вечера-портрета по биографии героя до сим­волического действия на площади, ассоциирующегося с реаль­ным событием.

Фактический материал нужен сценаристу и режиссеру массо­вого праздника не как самоцель, а для того, чтобы на этом до­ходчивом, близком людям материале раскрыть важнейшие обще­политические вопросы, сделать доходчивей и понятнее задачи, стоящие перед страной. Именно отражение общих процессов в реальных делах интересных людей своего предприятия, села, города, района, области есть основное содержание документаль­ной драматургии массового действа, предстающее в известном смысле в качестве специфического образного способа обработки социальной информации. Только образное решение превращает документальный материал в произведение искусства. Документ может быть основой, отталкиваясь от которой драматург и ре­жиссер создают новый образ. Однако возможности театрализа­ции позволяют показать в документальном действии реальных, а не вымышленных героев.

Знание живых прототипов тех образов, что воплощены в теат­рализованном представлении, или показ самих героев неизмери­мо усиливает в зрителях активное начало «сотворчества» с про­исходящим, делает более полноценным само эстетическое вос­приятие 2.

1См.: Плеханов Г. В. Литература и эстетика, т. 1. М., 1938, с. 58,

2 См,: «Советская культура», 1970, 21 июля.

 

По своей художественной природе массовый театрализован­ный праздник суть высокая идея, выраженная в яркой, образной форме. Именно образность делает массовый праздник явлением искусства, его массовой формой. Возьмите, например, полюбив­шиеся и вошедшие в быт современного села Летние праздники березы. Ярким символическим образом этого массового праздни­ка является образ Матери-Родины, красной нитью проходящий через наиболее удачные сценарии и режиссерские разработки. Революционные праздники, посвященные традициям нашей пар­тии, названные в народе Праздниками алой гвоздики, ассоцииру­ются с образом революционера. В празднике выпускников школ, который ежегодно проходит в Ленинграде в начале лета, образ алых парусов символизирует как бы путевку в жизнь, которую город дает своим юным жителям.

Система образов в документальной драматургии массового театрализованного праздника не ограничивается лишь таким символическим, ассоциативным стержневым образом. Примени­тельно к ней необходимо говорить также и о герое советского массового праздника.

В настоящее время все учреждения культуры и искусства со­средоточивают усилия на создании центрального образа нашего искусства — образа человека нового мира, советского труженика. Герой массового театрализованного праздника всегда реален, и в этом проявляется документальность драматургии и реоюиссуры праздника. Героем может быть отдельная личность или группа людей, например, заводская бригада, колхозное звено, студенче­ская группа.

В документальной драматургии и режиссуре массового дей­ства необходим момент узнавания собравшимися образа героя.

Если необходимо показать того или иного героя в массовом действе, то сначала всем предыдущим сюжетом нужно расска­зать о нем, подвести собравшихся к встрече с ним, дать предысто­рию героя. Вот здесь как раз и приходят на помощь сценаристу и режиссеру образы, созданные в театре, кино.

Документальная образность драматургии и режиссуры совет­ского массового праздника рождает свою символику. Именно в художественные символы перерастают широко вошедшие в наш праздничный быт реликвий времен Великой Октябрьской рево­люции, гражданской и Великой Отечественной войн, восьми ге­роических пятилеток нашей Родины — революционные, боевые и трудовые знамена, факелы, зажженные от Вечного огня в том или ином городе, горсть земли с места исторического события, пробитые пулями солдатские каски. Такие художественно-доку­ментальные символы обладают огромной силой эмоционального воздействия.

Символическими образами становятся в историко-революци­онных праздниках те или иные реальные исторические здания и памятники, реальные места исторических событий, как бы оживающие в памяти народной. Как правило, они несут определенную ассоциативно-документальную нагрузку. Так, те­атрализованные праздничные шествия и митинги, посвященные 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, проводились во многих селах и городах у памятников вождю и превращались в симво­лический рапорт В. И. Ленину, КПСС, Родине.

Все чаще и чаще в праздничных представлениях с помощью звука и света «оживают» здания, улицы, площади, которые «рас­сказывают» собравшимся свою историю, становясь центральным образом сценария. Так было в Ленинграде на Дворцовой площа­ди и на Центральной площади в Казани, и в старинном литов­ском городе Каунасе, и у стен Новгородского Кремля, и на быв­шей линии фронта гражданской войны под Нарвой, где роди­лась Советская Армия, и у стен Брестской крепости, и на Красной площади в Москве, где Всесоюзная торжественная манифестация молодежи в честь 50-летия ВЛКСМ у стен Кремля превратилась в символический рапорт молодежи, и во многих других местах нашей страны.

По сути дела улицы, площади, здания, связанные с историей, с биографиями знатных земляков, со знаменательными события­ми в жизни того или иного города, района, села, являются бога­тейшим сценарно-режиссерским резервом для развития сельско­го и городского праздников.

В образном решении массового праздника, в его театрализа­ции чрезвычайно важным является также проблема соотношения художественного и документального материалов. Мы говорили выше о тех случаях, когда линия художественных образов не сое­диняется с линией документальных, а проходит вторым планом, ассоциацией. Однако бывает и по-другому, когда художествен­ный и документальный материал синтезируется в рамках единого эпизода. В таких случаях нужна особая методика, чрезвычайно осторожная и скрупулезная.

Художественный материал может предварять или продол­жать документальное выступление реального лица. Нельзя героев войны и труда, ветеранов партии и комсомола, сегодняшних знатных людей делать участниками игрового эпизода на сцене или эстраде, ибо это может поставить героя праздника в неудоб­ное положение, сиять воспитательный эффект.

Документальность массового праздника во всех его проявле­ниях не беспристрастное изложение собранных фактов. Она пред­полагает их строгий отбор, обязательное стремление к непосред­ственному воздействию на жизнь всего коллектива, каждого из его членов, активное утверждение нового, передового.

Все основные компоненты, входящие в понятие документаль­ной драматургии и режиссуры массовых праздников, представ­ляют собой хорошую идейную и эмоциональную основу для акти­визации участников.

Еще одна отличительная особенность драматургии и режиссуры массовых праздников состоит в том, что они построены на дейст­виях массы людей. Человек в ситуации массового праздника дол­жен быть участником, а не зрителем, поэтому в сценарной и ре­жиссерской разработке нужно предусмотреть пути его активиза­ции, каналы, по которым может развиваться активная деятель­ность каждого участника во время праздника. В противном случае любой, даже самый яркий праздник оставит у людей чувство неудовлетворенности. Несколько лет тому назад в Ле­нинграде итоги третьего трудового семестра студентов подводи­лись на вечерах, центральным событием которых были театрали­зованный рапорт отрядов и праздничный концерт лучших артис­тов города. Наблюдения показали, что студенты, участники этих вечеров, были не удовлетворены своей пассивной ролью. Тогда было внесено предложение активизировать подведение итогов летних студенческих строек и проводить праздники-слеты студен­ческих строительных отрядов с максимальным участием каждого из присутствующих. Итоговые студенческие праздники в Ленин­граде стали заметным событием в жизни не только студенческих отрядов, но и всего города. Каждый раз они завершаются гран­диозным факельным шествием к Смольному и принятием здесь обращения к студентам Ленинграда. Таким образом, был найден путь использования активности студентов. Приведенный пример показывает, что в процессе праздника очень важно именно мас­су людей поставить в положение участников, сделать ее главным действующим лицом, ибо, как говорил Робеспьер, «великолепней­шее из всех зрелищ — это зрелище собравшегося народа».

Стремление предоставить возможность действовать как мож­но большей группе людей превращает массовый праздник в ком­плекс разнообразных культурных и художественных акций.

Специфичность драматургии и режиссуры массового праздни­ка, обусловленная их активным характером, заключается в том, что они представляют собой не только и не столько организацию действия на сценической площадке, сколько организацию дейст­вия аудитории, самой массы участников.

Очень эффективной является такая разработка театрализо­ванного действия, при которой масса людей или отдельные наи­более характерные для данной праздничной ситуации группы становятся главным, коллективным героем праздника. Так, на празднике, посвященном 25-летию Победы над фашистской Гер­манией, который проводился в Москве на стадионе им. В. И. Ле­нина (режиссер засл. арт. РСФСР М. Д. Сегал), кульминацион­ным моментом был проход двухтысячной колонны ветеранов войны. Под торжественную музыку сводного оркестра по дорож­кам стадиона медленно двигалась колонна, в составе которой были 50 Героев Советского Союза, 400 генералов, офицеров, сол­дат, кавалеров всех военных орденов. Это документальное дей­ствие вызвало взрыв энтузиазма участников праздника. В про­должение церемониального марша весь стадион стоя аплодиро­вал ветеранам, олицетворявшим собой собравшуюся здесь массу людей.

Другая результативная возможность заключается во внесении в массовое действо элементов импровизационной творческой игры, психологическая потребность в которой присуща людям всех возрастов. С помощью игры, как мы уже отвечали выше, можно подготовить человека к восприятию, можно включить его в массовое действо, сделать участником тех или иных эпизодов. Особенно удачно можно использовать элементы игры в шествиях, праздниках, фестивалях, народных гуляньях.

Импровизационная художественно-творческая театрализован­ная игра предстает перед нами как универсальный механизм пре­вращения зрителя массового действа в участника, причем его партнером в этрй игре выступает либо театрализованная сюжет­ная группа, либо отдельный импровизатор в образе возможного праздничного персонажа. По такому принципу организуются, на­пример, различного рода карнавальные театрализованные шест­вия, праздники на улице и в парке, где инициативные группы вступают во взаимоотношения с празднующей массой людей и тем самым образуют вокруг себя очаги действия.

В другом случае отдельный импровизатор вступает в личное взаимодействие с участниками праздника, втягивая их в своеоб­разный игровой экспромт, театрализованную «схватку», соревно­вание и таким путем в общее массовое действо.

Если театрализованные группы и персонажи, действующие на празднике, связаны единым сценарно-режиссерским замыслом и взаимодействуют не только со зрителем, но и между собой, то такой массовый праздник можно назвать огромной театрализо­ванной игрой.

Важной специфической чертой режиссуры и драматургии массового праздника является их синтетический, комплексный характер, при котором универсальным методом создания любого вида театрализованного массового действия выступает синтез. Режиссура и драматургия используют часто синтез различного рода единовременных акций, различных типов действия, синтез документа и искусства, разнообразных выразительных средств.

Массовый праздник обычно использует несколько разных площадок, которые действуют одновременно или поочередно. На них проходят разного рода действия: выступления хоров, орке­стров, спортивных и хореографических коллективов. Причем все это не механическое объединение нескольких разнообразных дей­ствий, а действие единое, скрепленное одним замыслом, подчи­няющееся единой теме массового праздника, тщательно разра­ботанное в одном сценарии, нашедшее единое художественно-образное воплощение. Таким был, например, массовый праздник «Волга Ленинская», проведенный в городском парке культуры и отдыха, у памятника В. И. Ленину на берегу Волги в г. Рыбин­ске в честь 100-летия со дня рождения Ленина. Праздник вылил­ся и в праздничное шествие горожан, и в демонстрацию образцов промышленной продукции, и в коллективные выступления спорт­сменов, самодеятельных артистов, и в театрализованное пред­ставление. Причем все это решалось в едином ключе, было под­чинено единой теме.

Праздник «Пусть светят только мирные огни», проводившийся в Москве в ЦПКиО им. М. Горького в честь Дня электрификации (сценарий и постановка Б. Н. Глан), развертывался одновремен­но более чем на 50-ти площадках, включал в себя театрализован­ное шествие, карнавальное гулянье, десятки концертов, игр и аттракционов, праздничный бал молодежи — весь огромный куль­турно-зрелищный комплекс, который синтезировался и составил единое целое.

Что касается синтеза документа и искусства, а также разно­образных выразительных средств, то на основе творческого мон­тажа этих компонентов, на основе единой авторской мысли, еди­ной сюжетной линии создается произведение совершенно нового комплексного жанра. Цель состоит в том, чтобы создать ориги­нальное художественно-публицистическое произведение, исполь­зующее документальные выступления, церемонии, стихи, песни, фрагменты из спектаклей и кинофильмов.

Искусство составления такого рода композиций из разнооб­разного художественного и документального материала есть осо­бый род творческого мышления и одновременно синтетический метод организации массового театрализованного действия.

А. И. Пиотровский называл литмонтаж, широко распростра­ненный в 20-х годах, не новым видом спектакля, а куском клубно­го быта, художественно оформленным торжеством, заседанием *.

Точность применения всего разнообразия специфических осо­бенностей драматургии и режиссуры массовых праздников приведет к созданию сценария, а затем и к его яркому вопло­щению.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 1557; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь