Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОСНОВА МАССОВОГО ПРАЗДНИКА



Среди многих сложных проблем драматургии и режиссуры массового праздника, имеющих важнейшее социально-педагоги­ческое значение, наиболее актуальным представляется умение сценаристов и режиссеров выбирать жизненный материал, на ко­тором строится сюжет театрализованного массового действа, на­ходить факты, события из людских судеб, в которых раскрывает­ся красота нашей эпохи, выбирать точные художественные сред­ства для ее выражения, умело сочетать их с реальным действием массы.

Подчас еще сценаристы и режиссеры обращаются к массовым инсценировкам, лишь иллюстрирующим общеизвестные события из истории нашей Родины не менее общеизвестным литературно-художественным материалом, совершенно не опирающимся на реальную жизненную основу.

Порой затрачиваются большие силы на постановку, допустим, батальных сцен времен революции, гражданской и Отечественной войн, строятся различного рода модели в натуральную величину, но желаемый эмоциональный эффект достигается далеко не все­гда. Более глубокое впечатление оставляет подчас совсем дру­гое: появление группы участников события, «звучание» конкрет­ных документов, использование документальных экспонатов и все то, что тысячью нитей связывает массовый праздник с жизнью реального трудового коллектива, города, района, села. Дело здесь не только в излишнем натурализме и иллюстративности, которые с успехом заменяет яркая, образная ассоциация, но и в дальнейшем развитии документального стиля искусства массово­го праздника. Конечно, говорить языком театрализованного мас­сового действа вообще о революции, вообще о памятном событии легче и проще, нежели находить местный материал и докумен­тально его перерабатывать. Но факты показывают, что действие, построенное на отвлеченном материале, зачастую скользит по поверхности, не затрагивает душу человека, даже при широком антураже и гигантских масштабах. Если же массовое представ­ление в клубе, парке, на улице направляет человека по точному адресу, напоминает о том, что было с его отцом или дедом, с ним самим, его районом, городом, заводом, эффект получается подчас разительный, заставляет все заново переживать или сопережи­вать, рождает ответное чувство. Документальность, обращение к конкретному историческому опыту и героике обыденной жизни

в их неразрывном единстве с художественно-образным решением, расширением палитры выразительных средств —важнейшее условие дальнейшего развития массового праздника как формы художественной пропаганды. Причем это в равной степени каса­ется как праздника на улице, обладающего более высокой сте­пенью обобщения материала, так и клубного, стремящегося к наибольшей конкретизации событий и образов. За последние годы все более и более четко проявляется тенденция современной культурно-просветительной работы использовать массовый праздник для художественно-пропагандистского оформления важнейших событий жизни советского народа, повседневной практики коммунистического строительства. Эта тенденция была заметна в годы подготовки и проведения 50-летия Советской вла­сти, 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина, 50-летия Ленинского комсомола, 25-летия победы над фашизмом, 50-летия образования СССР, но еще более укрепилась сегодня, когда основным содержанием массовых праздников становится повседневный быт советского народа как новой социальной общ­ности, его коммунистический труд, борьба за выполнение планов девятой пятилетки, принятой XXIV съездом нашей партии. По­кажем на опыте отдельных сценариев, как используется на мес­тах документальный материал в качестве основы разнообразных форм массовых праздников в клубе, парке, на улице, как он под­сказывает сценарно-режиссерскии ход и выбор выразительных средств, оказывает влияние на композиционное построение мас­сового действа.

Вот, например, весенний праздник земледельцев Кубани, про­ходивший в колхозе «Заветы Ленина» Краснодарского края.

На центральной площади, украшенной призывами и плаката­ми, главной темой которых был девиз: «Встречай весну, земле­делец!», звучат песни о Родине, партии. Невдалеке от площади стоит колонна сельскохозяйственных машин, которые примут участие в параде техники.

14.00 — Звучат фанфары, возвещая о начале празднования. На трибуну поднимаются руководители колхоза, представители сельского Совета, ветераны войны и труда. Митинг, посвящен­ный началу весеннего сева, объявляется открытым. Медленно по флагштоку поднимается красное полотнище флага. Поднятие флага поручается старейшему ветерану колхоза — передовику производства прошлого года. Звучит Гимн Советского Союза.

На площадь выезжает празднично украшенная машина с героиней в образе Весны (участница художественной самодея­тельности) и пионерами. Пионеры — весенние гонцы — вбегают на трибуну:

1-й пионер.    

Здравствуйте, люди, песен достойные, Трактора выводящие на поля! Люди рабочие, люди с ладонями Шершавыми, как земля.

2-й пионер.    

Кубанцы в работе не знают покоя, Ведут они бережно времени счет.

Растет год от года плеяда героев,

А с ними и слава Кубани растет.

3-й пионер.    

На алом знамени Кубани

Два ярких ордена горят.

Желаем нашим хлеборобам

И третий орден заслужить!

4-й пионер.   

Народ наш не зря уважает

Тех, кто с техникой ладит всегда,

Механизаторов — творцов урожаев,

Закаленных гвардейцев труда.

5-й пионер.     

Юной сменой комсомола

Называют нас сейчас.

Но пока мы ходим в школу!

Это главное для нас.

А отличника отметки.

Наш подарок пятилетке!

 6-й пионер.  

Знаем мы,

Хлеборобское слово — прочно:

и решающий год .

Завершится досрочно.

Ну, а мы,

как сумеем и сможем,

Нашим папам и мамам — поможем!

7-й пионер.   

Хлебороб! Это гордое слово

Никакие ветра не сотрут.

В этом слове всей жизни основа,

Неделимое — хлеб и труд!

8-й пионер.    

Клятвой родной Отчизне

Звучи пионерское слово:

Строителями коммунизма

Будем... (отдает пионерский салют).

Все пионеры.

 Всегда готовы!

Пионеры подбегают к машине и сопровождают Весну на три­буну. Председатель сельского Совета вручает ей хлеб-соль.

Диктор (по микрофону).

Вновь весна идет в разведку,

Вновь весна бурлит кругом.

Продолжаем пятилетку Замечательным трудом!

Весна идет и властно вперед.

 В поход хлеборобов Кубани зовет!

Весна.

Идет весна, нелегкая весна.

Решить нам нужно трудные задачи.

И ныне хлеборобам не до сна,

Чуть свет — на поле, и нельзя иначе.

 

 

Работать вам не покладая рук,

Намеченные сроки сокращая,

Самоотверженный ваш труд—

Гарантия большого урожая.

Кубань, мы верим сердцу твоему,

Рукам твоим: все выполните с честью.

Ведь хлеб насущный — голова всему,

Он наша сила, радость созиданья.

Следующая часть — это краткие рапорты заведующих отделе­ниями, бригадиров, звеньевых руководителям хозяйства. С крат­кой речью, с напутственным словом на митинге выступят руко­водители хозяйства, ветераны колхоза. Начинается обряд посвя­щения в хлеборобы.

Секретарь партийного комитета. Дорогие друзья, сегодня принимаем вас в свой коллектив хлеборобов. Мы уверены, что вы станете хорошими мастерами. Любите землю и свою машину. Учитесь, овладевайте мастерством земледельца. По поручению правления и партийной организации посвящаем вас в семью колхозного хлебороба.

Весна опоясывает земледельца красной лентой с надписью «Посвящен в хлеборобы».

Ответное слово земледельца. Я, молодой меха­низатор, вступая в ряды его величества колхозного крестьянства, торжественно клянусь: отдать все свои силы, энергию и знания на благо нашей любимой Родины; быть честным и добросовест­ным колхозником; беречь честь трудового коллектива, как свою честь; постоянно совершенствовать свое мастерство, добиваясь высокого звания Почетный колхозник; с достоинством пронести по жизни трудовую эстафету своих отцов! Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Мимо площади проходит парад техники, ее ведут лучшие хле­боробы колхоза. Их машины украшены лозунгами. Впереди ко­лонны идет Весна. Все участники митинга направляются за око­лицу станицы. Парад техники построен. Весна объезжает празд­ничный строй, затем возвращается в голову колонны.

Весна. Собирайтесь в путь-дороженьку, пришло время в по­ле выходить, землю молодить, лучшему трактористу борозду про­ложить.

Играет оркестр, и первый трактор прокладывает по мягкой весенней кубанской земле борозду. А через некоторое время в Доме культуры начинается «огонек» «Весенние зори» для меха­низаторов и их семей.

Ведущий (читает отрывок из стихотворения М. Луконина «Хлеб»).

Хоть и жив человек не единым

и до звезд достигает рука,

остается он непобедимым, из веков

переходит в века.

Это наше знамение силы,

это то, что, как колос в гербе,

он всегда

на столе у России,

и всегда

у народа в судьбе.

Без него ни стиха, ни плаката,

без него и мартен не зажечь.

Он и плавится в тонны проката,

и куется

и в молот, и в меч.

Хлеб народный —

ну с чем он сравнится!

Хлеб — и сила, и слава страны.

Ведь недаром колосья пшеницы

В Государственный Герб вплетены.

В е д у щ а я.

Друзья, споем о нашем крае.

Гордится им великая страна

Земля моя, Кубань родная,

Ты славою труда озарена.

У нас с тобой одна забота:

Чтоб становилась Родина сильней,

Чтоб новый день

всегда был новым взлетом

Непобедимых ленинских идей.

Звучит первый куплет «Песни радости» — муз. Г. Плотничен-ко, слова В. Бакалдина.

С веселой песней вместе с Весной на празднике появляются участники тематической агитбригады.

Все выступления сопровождаются рифмовками Весны. Она объявляет номера художественной самодеятельности, выступле­ния механизаторов, руководителей хозяйства.

Весна.                                          От зари до позднего заката,

От заката снова до зари

Добывают хлеб в степи ребята,

А точней сказать — богатыри.

Нет, не те с сохою из былины,—

Эти вот, в мазуте и в пыли:

Мастера, взнуздавшие машины,

Добрые властители земли.


(Весна подходит к одному из механизаторов и объявляет его выступление.)

Золотом зерна высокой пробы

Ты их, нива, щедро одари,

Заслужили дар твой хлеборобы,

А точней сказать — богатыри!

(Слово предоставляется председателю колхоза.)

Ой, идет весна-красна,

Зеленеют ветки:

Это новая весна нашей пятилетки.

На поля пойдут бригады.

Труд упорный поле ждет, .

Мы работаем, как надо,

День весенний — кормит год.

(Напутственное слово секретаря парткома.)

Благословенно дело хлебороба, Его заботы, думы о зерне. Благословенны осени багрянцы И пахоты дыханье по весне. Благословенна высота стремленья К изобилью и щедрости полей. Благословенно то отцов уменье, Умноженное страстью сыновей. Благословен тот день из нашей жизни, Когда декретом первым на века В державный новый Герб моей России Вплела колосья Ленина рука,

В заключение самодеятельные артисты посвящают свои но­мера механизаторам, участники праздника могут потанцевать, спеть свои любимые песни.

Мы видим, что в основе праздника лежит важнейшее, этапное событие жизни колхозного крестьянства — начало весенней стра­ды. Это придает значительность всему массовому действу, кото­рое приобретает характер подведения итогов, отчета в социали­стическом соревновании.

Конкретность празднуемого события дает массу фактического материала, в частности называет имена реальных героев празд­ника. В то же время авторы данной сценарно-режиссерской раз­работки стремятся к художественному оформлению события, превращая его именно в театрализованное действо. Отсюда фольклорный образ Весны, связующий все части праздника, от­сюда специально написанные стихотворные тексты, которые все­гда попадают в цель, ибо служат задаче оформления конкретного факта. Естественны и органичны соединения в сценарии реального действия с художественным. Так, Весна принимает парад кол­хозной техники, обращается с призывом собираться в путь-доро­женьку к трактористу, чтобы проложить первую борозду. Здесь имеет место театрализованная игра, имеющая, однако, реальную основу в жизни каждого и поэтому не ставящая участников в ложное положение. .

Мы видим, что сельский праздник в большей степени конкре­тен, ибо связан с жизнью очень конкретного коллектива трудя­щихся и жителей данного села или сельского района. Однако наибольшая степень конкретизации характерна для праздника в клубе, даже когда речь идет о таких глобальных событиях, как памятные даты Великой Отечественной войны. Вот, например, сценарий клубного массового представления или театрализован­ного тематического вечера, посвященного годовщине войны, про­веденного в одном из клубов Белгородской области.

В зрительном зале медленно гаснет свет, и только свет рампы падает на слегка колышащийся занавес. Ведущий на авансцене исполняет фрагмент из «Реквиема» Р. Рождест­венского:

Помните!

Через века,

через года,—

помните!

О тех,

кто уже не придет

никогда,—

помните!

Не плачьте!

В горле

сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

павших

будьте

достойны!

Вечно достойны!

Люди!

Покуда сердца

стучатся,—

помните!

Какою ценой

завоевано счастье,—

пожалуйста,

помните!

 

 

Песню свою

отправляя в полет,—

помните! О тех, кто уже никогда

не споет,—
помните!                               

Детям своим

расскажите о них,

чтоб запомнили!

Детям

детей расскажите о них,

чтобы тоже запомнили!

Во все времена

бессмертной Земли помните!

К мерцающим звездам

ведя корабли,—

о погибших помните!

Встречайте

трепетную весну, люди земли.

Убейте войну,

прокляните войну,

люди земли!

Мечту пронесите

через года и жизнью наполните!..

Но о тех, кто уже не придет

никогда,—

заклинаю,—

помните!

* В зале, сперва тихо, потом все сильней, громче, поет хор пес­ню Д. Покрасса «Москва майская»:

Москва моя, страна моя,..

Неожиданно из динамика, заглушая песню, раздается голос диктора:

— Внимание! Внимание!

—      Говорит Москва.

Хор внезапно прерывает песню. В зале тишина. Диктор про­должает:

—      Сегодня 22 июня в 4 часа утра без объявления войны на
нашу страну напали войска фашистской Германии. Бомбили го­
рода: Киев, Одессу, Смоленск, Минск, Севастополь...

Голос диктора затихает. В зале хор вновь запевает песню. Теперь это «Священная война» А. Александрова:

Вставай, страна огромная...

Песня ширится. Ее стоя поет весь зал. Медленно раздвигается занавес. На заднике сцены в красном пылающем огне надпись — «1941 год», как воспоминание о нем идет фрагмент кинохро­ники тех лет.

Ведущий говорит:

—      Так было тридцать два года назад. 170 вооруженных до
зубов фашистских дивизий напали на нашу социалистическую
Родину. Все советские люди стали грудью на защиту своего Оте­чества. Мирные жители городов и сел брали боевое оружие и ста­новились на защиту родного государства. Война превратилась в
Великую Отечественную войну.

Войска Красной Армии, изматывая силы противника, под на­пором превосходящих сил отходили. На захваченной фашистами территории под руководством Коммунистической партии созда­ются партизанские отряды. Коммунисты и комсомольцы уходят в подполье. (Рассказ ведущего продолжает фрагмент из кино­фильма «Великий подвиг», восстанавливающий в памяти собрав­шихся эпизоды партизанской борьбы.) Ведущий говорит:

—      В нашем районе в Терновском лесу под командованием
первого секретаря Саженского подпольного райкома партии Румянцева действовал отряд местных партизан. Среди нас, дорогие
товарищи, находится один из партизан этого отряда — товарищ
Голубев.

До войны он работал заведующим отделом Саженского рай­кома партии. Он коммунист с 1927 г. Сейчас Алексей Спиридонович на пенсии, но продолжает трудиться на Гостищевском хлебоприемном пункте. За отличные боевые успехи, проявленную храбрость и отвагу он награжден правительственными награда­ми. Попросим его рассказать о саженских партизанах.

На сцену поднимается Голубев. Он рассказывает о подвиге местных партизан.

После выступления зал приветствует старого партизана.

На сцену выходит ведущая. Обращаясь к зрителям, она го­ворит:

—      У меня в руках «Правда» от 15 августа 1943 г. В статье
«Патриоты» написано о замечательном подвиге нашей землячки
Софьи Николаевны Смирновой, с огромным риском для себя спасшей жизнь раненым бойцам.— Ведущая, прочитав газету, обращается к героине: — Софья Николаевна находится в этом зале. Всю жизнь она работает в нашем колхозе имени Ленина. Обрабатывает свекловичные плантации. Трудится честно, добро­совестно. Несмотря на пенсионный возраст, работает в колхозе. За отличный труд ее много раз премировали, награждали почет­ными грамотами. Мы просим ее подняться на сцену.— Под ова­цию зала на сцену выходит колхозница. Обращаясь к ней, веду­щая просит: — Расскажите, как это было.

Колхозница рассказывает. Ведущая, обращаясь после вы­ступления к героине, спрашивает ее:

— Вы помните фамилии бойцов?

— А как же. Один — Веселов Павел Михайлович — живет в Ленинграде. Работает. Пишет мне. Поздравляет с праздниками. Вот письмо,— подает его ведущей, та читает.— А Александр Скрипин,— говорит колхозница,— неизвестно где. Жив ли? Не знаю.

— Софья Николаевна,— говорит ведущий,— в своем выступ­лении Вы назвали имя: Веселов Павел Михайлович. В настоящее время Павел Михайлович живет и работает в Ленинграде, но сегодня он приехал к нам на наш вечер, приехал, чтобы повидать­ся с Вами. Пожалуйста, Павел Михайлович, пройдите сюда.

Из зала под овации зрителей поднимается П. М. Веселов. Они бросаются друг другу навстречу: спасавшая и спасенный. Обра­щаясь к Софье Николаевне и зрителям, Павел Михайлович го­ворит: «Дорогая Софья Николаевна, дорогие друзья, прежде все­го позвольте выразить вам глубокую благодарность и призна­тельность за эту встречу». В его выступлении звучат слова благо­дарности второй матери, как он называет Софью Николаевну, спасшей его в годы войны. Он рассказал о жестокой битве на Курской дуге, о ленинградцах, которые во время войны тоже мно­го пережили и свято чтят память погибших воинов.

На сцену поднимаются девушки из села с букетами цветов в руках. Обращаясь к Софье Николаевне, одна из них говорит: — Спасибо Вам, дорогая наша землячка, от имени всего села.

Девушки крепко обнимают колхозницу и дарят ей цветы. Одна из них — участница художественной самодеятельности чи­тает стихотворение Л. Корнеева «Мама».

Ведущая продолжает: «Советская Армия готовила удар на Курской дуге. Чтобы обеспечить подвоз боеприпасов, техники, надо было построить срочно железную дорогу от станции Ржева до Старого Оскола. Курский обком партии обратился с призы­вом ко всему населению близлежащих сел. И люди восприняли это как приказ Родины. На строительство вышли все, от мала до велика. Дорога была построена в рекордно короткий срок — за 32 дня. Это титанический труд! Массовый подвиг. Такого никогда не знала история. У нас в зале присутствует участница строи­тельства этой дороги Вера Михайловна Гаврилова, ныне продавец из села Гостивцево. Прошу Вас, поднимитесь на сцену, Вера Михайловна, расскажите о строительстве. (Следует выступление героини вечера. Зал тепло приветствует ее.) Ведущий говорит:

—      Наша земля обильно полита кровью тех, кто пал смертью
храбрых, защищая нашу Родину от чужеземных захватчиков.

Мы, нынешнее поколение, в неоплатном долгу перед теми, кто погиб на Белгородской земле.

На экране проецируются памятники, расположенные в Яков-левском районе. Звучит музыка. Далее на сцену выходят сегод­няшние парни и девчата села. Каждый из них произносит взвол­нованные слова:

— Я молодой коммунист. Живу в селе Терновка. Механиза­тор. Клянусь, находясь на переднем крае трудового фронта, отдать все силы и знания, чтобы моя Родина росла и крепла. Хлеб — это наше богатство. Работая на севе, я выполнял полто­ры нормы. И даю слово вырастить в этом году богатый урожай.

— Я комсомолец. Живу в селе Дмитриевка. Механизатор. Выращиваю сахарную свеклу. Мой участок прекрасно обработан, я дам по 300 центнеров с гектара. *

— Я молодая доярка из колхоза «Первое мая». В прошлом году надоила по 3500 килограммов молока. От имени своих под­руг клянусь не посрамить чести наших отцов-воинов. В этом году дам Родине 3700 килограммов молока.

Ведущий:

Именем солнца,

именем родины клятву даем. Именем жизни

клянемся

павшим героям: То, что отцы не допели,— мы

допоем! То, что отцы не построили,—* мы

построим!

— Товарищ, где бы ты ни был: в танке, в самолете или на тракторе, трудолюбиво с огоньком пашешь землю, возделываешь поля, выкармливаешь скот, выращиваешь хлопок, или возводишь дома, сооружаешь станки и машины, или добываешь руду, пом­ни, ты совершаешь подвиг! Большой человеческий подвиг!

— Воспитать ребенка, сделать из него настоящего человека, строителя коммунизма — это тоже великий подвиг. Подвиг во имя светлого будущего — коммунизма, во имя того, за что отда­ли свою жизнь бессмертные герои Великой Отечественной войны. И лучшая память о них, дорогой товарищ, это твой ударный труд в поле, на ферме, за станком, на стройке.

В глубине сцены высвечивается один из памятников, распо­ложенных в районе, памятник одному из танкистов, погибших здесь, на Курской дуге. Он как бы оживает и обращается к залу:

— Я Вольдемар Шаландин. Танкист. Я любил жизнь и очень хотел жить. Но пришла война. И я, защищая тебя, товарищ, не задумываясь, отдал свою жизнь Отечеству для того, чтобы ты жил и строил новое общество. Я буду вечно жить с вами!

Ведущая: «Товарищ, будешь в селе Яковлево, подойди ю па­мятнику. Остановись, подумай: а что ты сделал, чтобы на земле был вечный мир? Чтобы дети не знали войны? Чтобы не было слез и горя? Какой вклад ты внес в дело построения коммуниз­ма? Где бы ты ни работал — трудись с душой. Это будет лучшей памятью о товарищах, отдавших жизнь за великое дело Ленина, за коммунизм!» (Финальные аккорды музыки.)

Это был очень эмоциональный, праздничный вечер в сельском клубе, хотя его выразительные средства были чрезвычайно скупы и отсутствовала эффектная, масштабная театрализация. Взвол­нованная, торжественная атмосфера была создана, в первую оче­редь, эффектом узнавания героев, показом конкретных героев, достоверностью, правдивостью и документальностью рассказа о Великой Отечественной войне.

За жизнью села Яковлево, о которой шел рассказ, вставал масштабный образ советского народа — героя войны. Сценари­сту и режиссеру удалось достичь этого умелым сценарным мон­тажом подлинных документов, фактов, художественным оформ­лением рассказа о подлинных событиях.

Театрализованное действо, выстроенное на реальной факти­ческой основе, очень характерно сегодня, как уже говорилось вы­ше, для праздников труда, подведения итогов социалистического соревнования, чествования героев пятилетки. Такие праздники широко распространились сегодня в практике клубной работы города.

Приведем сценарий праздника, осуществленного во Дворце культуры имени В. И. Ленина — клубе Ленинградского завода «Большевик».

Эпизод 1.

«Пролог»

Бьют куранты. С каждым ударом за тюлевым занавесом на втором плане высвечивается на возвышении фигура кузнеца у наковальни с поднятым молотом.

На первом плане висят два экрана. Из зала на них направ­лены два эпидиаскопа. На экранах цветное изображение эмблем и заставок к каждой сцене. В этой сцене на правом экране изображение пригласительного билета, на левом — эмблема вечера.

 

Эпизод 2.

«Эпиграф»

Звучит «Аппассионата» Бетховена. На экране фотография В. И. Ленина.

Диктор. Все, чего мы достигли, показывает, что мы опи­раемся на самую чудесную в мире силу — силу рабочих и крестьян.

Фигура кузнеца поворачивается. Звуки музыки усиливаются, затем резко обрываются. Небольшая пауза. Удар гонга. За кули­сами должна быть имитация мощного удара молота о наковаль­ню. Фотография с экрана убирается.

Эпизод 3.

«Трудовая победа кузнечно-прессового цеха в 1973 г.»

Играет духовой оркестр, исполняющий «Марш коммунисти­ческих бригад». Появляется перед тюлем скульптурная группа, имитирующая труд рабочих кузнечно-прессового цеха. Высве­чивается плакат со словами: «Даешь 2 миллиона тонн стали!»

Высвечивается на первом плане старый рабочий, ветеран труда. (Свет со скульптурной группы постепенно снимается.) Старый рабочий под звуки музыки Шопена как бы вспоми­нает...

Эпизод 4.

«Обуховская оборона»

За тюлевой занавеской опускается экран. Идет демонстрация кинофильма «Мятежная застава». (Отрывок со слов: «Кончай работу!..» до слов «...баррикадного боя».)

(Во время демонстрации фильма идет построение новой скульптурной группы, изображающей момент баррикадного боя рабочих-обуховцев с войсками царского самодержавия.)

Звучит песня «Это есть наш последний...» Высвечивается скульптурная группа.

Диктор. Навсегда останутся в памяти обуховцев рабочие Онуфриев (фото на левом экране, текст с краткой характеристи­кой), Шотман (фото на правом экране, текст с краткой характе­ристикой), Гаврилов (то же на левом экране), Шелгунов (то же на правом экране). Это его голос, голос верного марксиста-ле­нинца смело призывал рабочий класс страны: «Мы — голос ра­бочего класса. Да здравствует восстание! За власть Советов!»

(Звучит музыка очень громко.)

 

Эпизод 5.

«Первый советский трактор»

Идут кинокадры из фильма «Октябрь» о свержении самодер-, жавия.

Диктор. Здесь же,

из-за заводов гудящих,, сияя горизонтом

во весь свод, встала

завтрашняя

коммуна трудящихся —» без буржуев,

без пролетариев,

без рабов и господ. За тюлевой занавеской высвечивается фигура кузнеца. Раз­дается стук телетайпа. На левом экране появляется изображение советского завода, на правом — фотография ленин­ского декрета о праве на труд. На сцену выходят с разных сторон два чтеца в кожанках.

Первый чтец. Заказ Российской Советской Республики от 16 декабря 1917 г. Начальнику Обуховского завода города Петрограда: «Сим дается заказ на изготовление тракторов систе­мы «ХОЛТ» двух типов — 40 и 75 л. с. Всего тысячу штук». Второй чтец. Заказ на изготовление тракторов по 500 штук каждого типа принят к исполнению.

Ярко освещается фигура кузнеца, и тут же свет с нее снима­ется. Одновременно на обоих экранах появляется изображение первых советских тракторов. К центру сцены подходят еще два чтеца в костюмах рабочих 20-х годов. Первый чтец. Вперед тракторами по целине!

Звучит песня «Наш паровоз...» Второй чтец. Сегодня бейся, революционер, на барри­кадах производства. Третий чтец. Раздувай коллективную грудь — меха. Лозунг

мчи по рабочим взводам... Четвертый чтец. От ударных бригад — к ударным цехам,

от цехов — к ударным заводам! Освещение становится тревожным. Слышится отдаленно эхо гражданской войны (имитация звука с помощью листа железа). ч Чтецы прислушиваются.

Эпизод 6.

 Звучит песня «Смело мы в бой пойдем». На правом экране плакат «Все на защиту Петрограда», на левом — буденовка, саб­ля, штык.

Диктор. Но во внеурочный час, родились первые советские тракторы. Тоскующая по ним земля «пахалась» в то время не плугами, а снарядами, «засевалась» не зерном, а пулями граж­данской войны. Первые советские тракторы были одеты в броню и отправлены на фронт.

Звучит песня «Белая армия, черный барон...». За тюлевой за­навеской высвечивается группа рабочих-красногвардейцев. Веду­щие в кожанках вручают им винтовки. Рабочие-красногвардейцы застывают в боевом строю.

Диктор. На фронт рвался каждый честный рабочий, считая участие в защите своего Отечества революционным долгом.

Эпизод 7.

На сцене чтецы в кожанках.

Первый чтец. От боя к труду — от труда

до атак в голоде,

в холоде

и наготе держали

взятое,

да так, что кровь

выступала из-под ногтей.

Звучит песня «Наш паровоз...» Красногвардейцы маршируют. Второй чтец. Грудью вперед бравой! Флагами небо оклеивай. Кто там шагает правой? Левой! Левой! Левой!

Музыка затихает. Пауза. Красногвардейцы замирают. Диктор. Говорит Москва. Приказ Реввоенсовета № 352 от 5 апреля 1925 г. Красной Армии поставлена задача развить свою военную технику, не отставать в этом отношении от вражеских армий.

Третий чтец. Эй, рабочий — русский, в чем затор? Власть в своих руках держа, Пролетарии, помните: это лишь вы Землю взмыли, чтоб с птицей сравняться ей. Так дружней отработай мотор «Большевик» —» Это сердце всей авиации. Звучит песня «Все выше, все выше и выше...» На экранах воз­никают с одной стороны фотография первого авиамотора, с дру* гой — самолета, совершившего знаменитый рейс Москва — Смо­ленск — Ленинград — Москва.

Эпизод 8.

«Первый советский авиамотор»

Стремительно в центр сцены выходит четвертый чтец. Ч е твертый чтец. Усилиями рабочих и технического персо­нала завода «Большевик» этот мотор был сдан в установленный правительством срок. Итак, мы имеем свой советский мотор! Грандиозный перелет по маршруту Москва — Смоленск — Ле­нинград— Москва, совершенный летчиком Растегаевым на самолете с мотором завода «Большевик», блестяще завершился. Отмечая этот факт, Реввоенсовет принес от имени Красной Ар­мии глубокую благодарность рабочим и техникам, инженерам завода «Большевик».

Опускается киноэкран за тюлевой занавеской. Идут кино­кадры, раскрывающие трудовые будни рабочего класса в годы довоенных пятилеток (киномонтаж на 3—4 мин.).

Эпизод 9.

«Наш паровоз, вперед лети...»

Диктор. В 1928 г.^на заводе «Большевик» возникла первая ударная бригада Константина Воробья. Эта бригада впервые на заводе составила первый договор на социалистическое соревно­вание.

На правом экране фотография К. Воробья, на левом—его бригады.

Первый ч т е ц. Широкие, увлекательные перспективы наме­чал рабочий класс завода.

Второй чтец. Рабочие твердо верили в старую народную мудрость: «Не найдешь счастья в труде — не найдешь его ци-где».

Звучит песня «Каховка». На правом экране фотография И. Е. Дмитриева. Массовка изображает рабочих у мартена. Сце­на залита ярким светом, имитирующим картину плавки стали. Музыку перебивает характерный заводской шум. Диктор. Перед вами фотография знатного сталевара завода 30-х годов Дмитриева Ивана Егоровича. Возможно, он находится сейчас среди вас и вспоминает, как производил первую загрузку печи № 9 во время войны, как отливал сталь, ремонтировал тан­ки, а после победы восстанавливал родной завод. Почти полвека с ним рядом шагает по жизни Иван Егорович. И есть ему что вспомнить, не так ли? Третий чтец. Зайди в мартен. Все в нем горит, сверкает.

Ударил гонг — пора пришла. Четвертый чтец. Потоком мощным сталь живая

В алмазных россыпях пошла.

Эпизод 10.

«Вставай, страна огромная»

Тревожно звучит песня «Вставай, страна огромная». На ле­вом экране высвечивается плакат «Родина-мать зовет!», на правом — «1941». Гремит отдаленная канонада. Свет за тюлевой занавеской гаснет. Массовка перестраивается в группу активно протестующих людей. Раздается звук трубы. Массовка высвечи­вается.

Д и кто р. Мы отдадим все свои силы, все свое умение для пол­ного разгрома врага. Наш лозунг: «Раздавить фашистскую га­дину, стереть с лица земли гитлеровских агрессоров». Первый чтец. Кипящей сталью зальем горло фашистской военщине!

Раздается звук трубы. Гаснет свет за тюлевой занавеской. Массовка уходит. На обоих экранах фотографии ополченцев за­вода «Большевик». Звучит боевой марш.

Диктор. В короткий срок был сформирован на заводе стрел­ковый батальон. Пошли на войну ополченцы... Завод работал для фронта и одновременно стал частью фронта. Второй чтец. Он стоял геройски в дни блокады,

Над Невой поднявшийся завод. Третий чтец. Провожал рабочие отряды

Прямо в бой из заводских ворот.

Высвечивается хореографическая группа, исполняющая танец, выражающий героическую борьбу советских людей в дни войны. Диктор. Железный ветер бил им в лицо, а они шли вперед, вновь и вновь поднимаясь в бой. Чувство страха охватывало про­тивника всякий раз при встрече с ними. Смертны ли люди, хо­дившие в атаку? Нет, они бессмертны.

На экранах фотографии боевых орденов и медалей СССР. Гремит марш. Опускается киноэкран. Идут кинокадры Дня По­беды, праздничного салюта.

 

Эпизод 11.

«Я славлю тех, кто мне ковал ружье»

Диктор. За заслуги рабочего класса завода «Большевик» пе­ред Родиной в 1945 г. коллектив завода был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Звучит песня «Руки рабочих» В. Баснера и М. Матусовского. Диктор. Многим рабочим и инженерам были вручены ордена и медали Советского Союза. За доблестный труд в Великой Оте­чественной войне награждены; орденом Трудового Красного Зна­мени М. Г. Приймачук, орденом Красной Звезды В. А. Кропоткин, медалью «За трудовую доблесть» плавильщика мартеновского цеха Д. Я. Блинова и многие другие. Музыка продолжается.

Пятый чтец. Я славлю тех, кто был сосредоточен, Усталости своей не замечал, Кто напролет сквозные дни и ночи У печей и у огня стоял. Я славлю монолитное содружье, Я славлю тех, кто мне ковал ружье, Кто пушки лил и строил самолеты, В четыре пальца сваривал броню, Кто поднимал до облаков стропила, Чья мысль светла и творческая сила Подобна животворному огню. Свободна наша гордая держава. Она, как солнце, встала на виду. Пусть на века сияет эта слава Великому советскому труду!

Эпизод 12.

«Девятой пятилетке наш труд и поиск»

За тюлевой занавеской опускается экран. Демонстрируются кинокадры из кинолент послевоенных лет (киномонтаж 3— 4 мин.). На сцену выходит знатный рабочий завода «Большевик» Владимир Никитич Трутнев.

Т р у т н е в. Внедрение новой техники и технологии — вопрос ак­туальный для настоящего времени. Имеются все предпосылки, чтобы рабочие нашего завода выполняли свои плановые задания намного быстрее.

Диктор. Перед вами выступает рабочий завода «Большевик», лауреат Государственной премии, делегат XXIV съезда КПСС Трутнев Владимир Никитич.

Трутнев. У наших молодых рабочих много замечательных идей по усовершенствованию производства. Но на заводе их по­рой бывает сложно опробировать. Вот почему я считаю, что на­зрела необходимость в создании специальной, хорошо оснащен­ной лаборатории новаторов производства.

На экране появляется лозунг: «Даешь экспериментальную лабораторию!» Трутнев уходит. Диктор. Быть коммунистом —

значит дерзать, думать

хотеть,

сметь.

 

Эпизод 13.

«Завод «Большевик» на 50-дневной вахте»

На левом экране — изображение почетного знака «Победите­лю социалистического соревнования».

Диктор. Внимание, внимание. Говорит радиоузел завода. Сталевары мартеновского цеха успешно завершили государст­венный план третьего, решающего года девятой пятилетки!

Удар гонга. Включается концертный свет. Духовой оркестр играет «Марш энтузиастов».

Диктор. В борьбе за третий, решающий год пятилетки отли­чились многие рабочие. Победителей социалистического сорев­нования просим подняться на сцену заводского Дворца культуры. (Звучит песня «Руки рабочих». Все аплодируют.)

* *

Сценарий клубного праздника труда на «Большевике» — яр­кий типичный образец театрализованного массового представле­ния, прочно выстроенного режиссерски на документально-исто­рической основе, связанного с историей и сегодняшним днем одного из старейших пролетарских коллективов Ленинграда. Простейший сюжетный ход,— воспоминания старого рабочего, ветерана труда, в памяти которого оживают картины истории родного завода,— позволяет режиссеру слить все 13 эпизодов в сквозное действие, причем каждый эпизод воссоздает тот или иной конкретный сюжет заводской летописи.

Режиссер умело синтезирует в эпизодах массовые пантомими­ческие сцены, выступления реальных героев и участников худо­жественной самодеятельности, широко использует музыку, кино­фрагменты, диапроекцию.

Массовые праздники труда проводятся в наши дни не только на клубной сцене, но и на других площадках города. Раскрытие характера и героического образа нашего современника, как по­казывает анализ сценариев, становится ведущей темой советско­го массового праздника, служит делу воспитания молодежи на ярких положительных примерах жизни и деятельности трудящих­ся. В «Письме к американским рабочим» В. И. Ленин писал о великих и героических делах нашего народа, «тем более великих и геройских, что они просты, невидны, спрятаны в будничной жиз­ни фабричного квартала или захолустной деревни, совершены людьми, не привыкшими (и не имеющими возможности) кричать о каждом своем успехе на весь мир» 1. Благородная задача уч­реждений культуры в настоящее время как раз и состоит в том, чтобы в разнообразной форме рассказать людям о трудовом под­виге наших современников.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.166 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь