Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава V //. МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ПРАЗДНИКА ДЕНЬ МОЛОДОГО РАБОЧЕГО ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Заканчивая книгу, хотелось бы показать, как можно на практике применить основные теоретические и методические положения, изложенные в ней, при создании того или иного массового праздника. Мы не ставим перед собой задачу дать готовые рецепты подготовки праздника, а хотим ввести читателя в лабораторию его создания. . По традиции, установившейся еще в первые годы Советской власти, массовые праздники занимают важное место в культурной жизни Ленинграда, в идеологической деятельности его партийных, комсомольских и профсоюзных организаций. Метод планирования, подготовки и проведения праздничных кампаний, основанных на той или иной праздничной ситуации и включающих в себя серию разнообразных массовых представлений, митингов, шествий, концертов и т. д., прошел испытание временем и прочно вошел в арсенал идеологической работы. Инициаторами таких праздничных кампаний выступают городские партийные, советские и общественные организации, как правило, проводящие эту важную работу через специально созданный отдел массовых праздников, фестивалей и театрализованных представлений. Анализируя массовые праздники последних лет, можно заметить, что их основой, последовательно проводимой линией, является праздничное оформление быта ленинградцев. В самом деле, из праздничного осмысления жизни выросли «Алые паруса» — праздник в день, когда город дает путевку в жизнь выпускникам своих школ, и первый школьный звонок — праздник, проводящийся в первый день каждого учебного года, и «Зимние звезды» — традиционный новогодний праздник молодежи. Это совершенно естественно, так как праздник всегда является продолжением, осмыслением будней. Не случайно один из первых советских теоретиков массового праздника А. И. Пиотровский считал именно эту линию развития праздника важнейшей. Однако организаторам праздничной самодеятельности масс здесь нужно быть чрезвычайно тактичными и умными педагогами, стремиться не уйти в «бытовой» праздник, связанный лишь с личным событием для человека, со сферой его семейной жизни, отдыха и т. д., а постоянно развивать линию праздничного осмысления и оформления труда, сферы общественного быта людей. Именно такая задача создания ежегодного общегородского праздника труда в системе массовых праздников Ленинграда стала чрезвычайно актуальной в начале 70-х годов. Особенно остро ощущали эту необходимость комсомольские организации города, накопившие большой опыт использования массовых праздников в идейно-воспитательной работе с молодежью. Многие первичные организации и районные комитеты ВЛКСМ совместно с культурно-просветительными учреждениями систематически проводили праздники посвящения в рабочий класс, первой заработной платы, слеты молодых передовиков труда. По существу, именно низовой опыт поставил на повестку дня вопрос о создании общегородского праздника рабочей молодежи, который должен был подводить итог, быть вершиной празднично-трудовой кампании на местах. В известной мере вопрос о создании праздника рабочей молодежи Ленинграда был обусловлен успехом общегородского праздника учащейся молодежи «Алые паруса», который к тому времени пользовался заслуженной популярностью. Ленинградский комсомол выступил с инициативой о ежегодном праздновании Дня молодого рабочего, которая была поддержана партийными и советскими организациями города. Прежде всего необходимо было решить вопрос о времени проведения нового молодежного праздника труда, о его постоянной дате в городском праздничном календаре. Вопрос этот чрезвычайно важен. Дата праздника, особенно общегородского, не может быть выбрана произвольно. Она связана с праздничной ситуацией, т. е. со временем, когда наибольшая масса людей, в данном случае молодежи, имеет определенный праздничный настрой. Причем речь идет не об абстрактном, а ориентированном на труд праздничном настрое, о таком ситуативном моменте, который является важной вехой в жизни молодежи, вызывает у нее соответствующее общественное настроение, стремление подвести итоги труда и наметить новые рубежи. В качестве такой праздничной даты, имеющей важней общественный смысл для молодежи и вызывающей у нее определенное отношение, была выбрана дата произнесения Владимиром Ильичем Лениным исторической речи «Задачи Союзов молодежи» на III съезде комсомола 2 октября 1920 года. Анализ подготовки и проведения общегородских праздников День молодого рабочего
1Ленин В, И. Полн4 еобр, соч. Изд. 5-е, т. 37, 61с Ленинграда, уже проводимых в течение нескольких лет, показал, что дата была выбрана удачно. Такой вывод позволяет сделать в первую очередь отношение ленинградской молодежи к своему новому трудовому празднику, выражающееся в постоянном ежегодном расширении масштабов торжества. Если первое празднование прошло лишь как городское торжественное заседание в Большом концертном зале «Октябрьский», то начиная с 1972 года праздник рабочей юности превратился в масштабную кампанию, т. е., по существу, стал всеобщим ленинградским праздником рабочей молодежи. Об энтузиазме, с которым встречен был новый праздник, говорит также инициатива заводских комсомольцев по проведению ударной вахты, принятию и досрочному выполнению трудовых обязательств в честь Дня молодого рабочего. Эта инициатива стала характерной чертой нового праздника, важной составной частью его подготовки, способствовавшей укреплению и расширению праздничного настроя. Итак, дата ежегодного проведения Дня молодого рабочего Ленинграда определена. Опыт показывает, что ситуативный момент праздника найден удачно, вызывает повсеместно торжественный, праздничный настрой молодежи. Однако важно не только найти наиболее точно праздничную ситуацию, обосновать праздник психологически, но и успешно реализовать найденную ситуацию в театрализованном массовом праздничном действии. Здесь на передний план выступает проблема художественной организации праздника, его режиссуры и драматургии, образного решения темы. Впервые День молодого рабочего проводился в октябре 1971 года и строился как общегородское торжественное заседа Однако при анализе первого опыта организации праздника можно отметить, что в этом торжестве было недостаточно элементов художественности, слаба была театрализация самого торжества, мало использовались средства искусства. Ряд важных смысловых моментов торжества не достиг цели, вызвал отключение внимания из-за сухости изложения, информации, монотонности, похожести эпизодов, злоупотребления словом. При подготовке праздника на следующий год эти недостатки были учтены, и перед специально созданной сценарно-режиссер-ской группой встала задача создания сценария театрализованного массового действия, которое должно было стать органической составной частью празднования. По замыслу авторов День молодого рабочего 2 октября 1972 года проходил как театрализованная встреча поколений Ведущий представление в образе рабочего парня идет по своему городу. В этом эпизоде, представлявшем собой пролог театрализованной встречи, удачно использовались видовые кинокадры со стихами М. А. Дудина «Разговор с городом», в которых поэт от первого лица обращается к Ленинграду, ведет с ним разговор о наступившем новом трудовом дне. Все дальнейшее театрализованное действие и развивалось как показ трудовых будней города, его замечательных традиций. По ходу этого действия, от эпизода к эпизоду, оживали в поэтических строках, кадрах кинохроники, выступлениях ветеранов рабочего класса и сегодняшних молодых рабочих страницы трудовой летописи Ленинграда от первых лет Великого Октября до наших дней. Удачным воплощением сценария удалось создать образную, цельную документально-художественную композицию о рабочем классе города Ленина. Однако создать праздничное действие, которое «втянуло» бы в себя всех участников, «сломало» бы границу между сценой и зрительным залом, превратив всех присутствующих в участников праздника, не удалось. Аудитория смотрела представление, но не участвовала в праздничном действии. Неактивно прошла в зале перекличка передовых предприятий и районов, которая по замыслу должна была подвести к финалу праздника. На наш взгляд, ошибка состояла в непропорциональном соотношении художественного и документального материалов, в результате чего участники праздника несколько сместили свой «ориентир», превратившись в зрителей. Кроме того, была недостаточно продумана в сценарии проблема стимулирования активности собравшихся. Важная задача — активизация зрителей побудила устроителей, во-первых, перенести проведение торжества в другой зрелищный зал. Новая площадка (Дворец спорта «Юбилейный»), оказалось, более интенсивно стимулирует массовое общение молодежи, чем концертный зал, предполагающий скорее ориентацию на пассивного зрителя. Во-вторых, устроителями был взят курс на проведение праздника в форме театрализованного митинга, позволяющего максимально активизировать собравшихся, превратить праздничную акцию в действие самой массы молодых рабочих, а не в зрелище для нее. Общегородской праздник День молодого рабочего 2 октября 1973 года во Дворце спорта «Юбилейный» строился как театрализованный митинг-рапорт о выполнении заветов вождя, как разговор с В. И. Лениным в знаменательную для каждого комсомольца дату — 53-летие III съезда РКСМ. Праздник начинался заводским гудком, переходящим в музыкальные позывные торжества и затем в песню-марш молодых рабочих Ленинграда, специально сочиненную к этому дню и исполненную хором и солистами в сопровождении оркестра. Синхронно песне, с двух сторон от центральной сценической площадки, как бы продолжая ее, раздвигая рамки сцены, масса молодых рабочих на трибунах — своеобразный коллективный герой праздника и одновременно участник театрализованного действия — поднимает над головой эмблемы передовых предприятий города, плакаты и транспаранты с цифрами комсомольского рапорта. Группа ведущих стремительно разворачивает по краю сцены перед экраном огромный лозунг «Комсомол — на марше девятой пятилетки», соединяющий воедино сцену и сидящих с двух сторон от нее участников действия и служащий одновременно как бы краем импровизированной трибуны. С этой трибуны обращается к собравшимся секретарь областного комитета комсомола. Его слова о труде молодых рабочих как бы продолжает вокально-хореографическая композиция «Слава труду» в исполнении самодеятельных рабочих коллективов. Но вот оживает в памяти собравшихся другой митинг — III съезд комсомола. Ведущие в костюмах комсомольцев 20-х годов разворачивают по краю сцены-трибуны лозунг «Москва. 2 октября 1920 г. III съезд РКСМ». Одновременно вся масса молодых рабочих с двух сторон от сцены превращается на глазах в комсомольцев 20-х годов, одев бескозырки, красноармейские шлемы, косынки. И вот уже на III съезде РКСМ выступает перед молодежью В. И. Ленин. Это идет фрагмент фильма. Слова вождя, обращенные к молодежи, подхватывают чтецы-ведущие с двух сторон от экрана, как бы продолжая разговор с товарищем Лениным. А на экране проходят кадры кинохроники, рассказывающие о том, как все поколения комсомола выполняли и выполняют трудовой наказ вождя. Заканчивая этот поэтический кинорассказ о труде, ведущие говорят о том, что сегодняшний ленинский марш поколений начинают ветераны ленинградского комсомола, вот уже 30 лет несущие эстафету трудовых традиций. Под звуки оркестра в торжественном марше проходят на арену Дворца спорта шеренги ветеранов комсомола. Один из них обращается с приветственными словами к молодежи. Ведущие говорят о молодых рабочих Ленинграда, кинорассказ об их делах оживает на экране, и вот уже, горячо приветствуемые залом, шеренги молодых героев труда выходят на импровизированную сцену-трибуну, которая теперь окаймлена лентой «Комсомол Ленинграда несет эстафету традиций». Молодые рабочие выстраиваются напротив ветеранов труда, каждый из которых снимает с себя алую ленту Почета, перекинутую через плечо, и одевает ее молодому рабочему. Один из молодых рабочих выступает с речью о трудовом рапорте ленинградского комсомола. Звучит мощное «Ура!», оживает на арене сотнями красных платочков «Серп и молот» — композиция, осуществленная силами участников рабочей самодеятельности. Завершая торжество, все его участники исполняют «Интернационал». А затем во второй части праздника, которая представляет собой коллективное художественное приветствие, выступают мастера искусств Ленинграда, спортсмены, пионеры. Нужно отметить, что к 1973 году праздник рабочей юности сложился окончательно как массовая кампания. Ему предшествовала недельная трудовая вахта молодых рабочих Ленинграда и областные конкурсы по профессиям. Передовики трудовой вахты, ударники пятилетки, победители трудовых конкурсов были главными героями торжества в «Юбилейном». >В канун третьего праздника была учреждена книга трудового рапорта молодых рабочих города Ленина, совершившая путешествие по всем крупнейшим предприятиям. Везде подписание рапорта проходило в торжественной обстановке, доверялось лучшим из лучших. Книга трудового рапорта стала важным элементом праздничного торжества, придала ему массовый, активный характер. В праздничную кампанию, предшествовавшую финальному торжеству, входили слеты, митинги, вечера в каждом рай^ оне города и области, в которых приняло участие около 450 тысяч человек. Суммируя все сказанное выше, можно сказать, что партийным, профсоюзным и комсомольским организациям, творческим силам города удалось вписать в праздничный календарь Ленинграда ежегодное торжество молодых рабочих, удачно найти и обосновать психологически время его проведения, превратить этот новый праздник рабочей юности в эффективную педагогическую систему воздействия на молодежь и найти ему образное сценарно-режиссерское решение. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Превращение праздника в советском обществе в сильнейшее и эффективнейшее орудие политического, нравственного и эстетического воздействия на трудящихся поставило очень остро вопрос о профессиональном подходе к его организации. Как говорил А. В. Луначарский, «настоящий праздник должен быть организован, как и все на свете, что имеет тенденцию произвести высокоэстетическое впечатление» 1. Не секрет, что при недостаточно четкой организации, при слабости сценарно-режиссерского замысла праздник может иметь отрицательный эффект, оставить у человека чувство глубокой неудовлетворенности. Организаторам праздников еще порой не хватает профессиональных навыков, педагогического такта, художественной эрудиции. Из сказанногб ни в коем случае нельзя делать поспешный вывод о том, что лучше вообще не браться за организацию праздника. 1Луначарский А. В. Театр и революция. Л., 1926, с. 64.; Стремление широкой массы людей к празднику, готовность к нему еще не есть сам праздник. Его обязательно нужно организовать, создать, сделав это умно, красиво, тонко. Это особенно важно именно сегодня, когда так возрастает тяга к художественному оформлению быта советских людей, когда художественное начало проникает во все сферы деятельности человека. Повсеместно основную часть организационно-творческой работы в сфере массового праздничного действа берут на себя культурно-просветительные учреждения. Они ведут огромную работу, особенно по внедрению в жизнь новых обрядов и превращению их в театрализованное праздничное действо, по утверждению жанра массового клубного представления, паркового праздника. Именно культурно-просветительные учреждения выступают чаще всего как основные организаторы праздников. Закономерно, что именно в советском обществе сегодня встал вопрос о специальной профессиональной подготовке режиссеров — организаторов массового праздника, ибо праздник в нашей стране является важным государственным делом. Появление в настоящее время в советской высшей школе новой ветви культурно-просветительного образования — объективная потребность нашего общества. Закономерно и то, что новая режиссерская специализация родилась именно в институтах культуры, ибо в силу своей специфики, сложившихся традиций культурно-просветительная работа, особенно современная, ближе всего стоит к народным массам. Дворцы культуры, клубы, Дома и парки культуры и отдыха чаще всего являются основной базой праздничного действа, и культпросветработнику подчас приходится самому браться за сценарно-режиссерские разработки. Недооценка организационно-педагогических вопросов непосредственной работы с массами может привести к тому, что сценарно-режиссерский замысел окажется слабым. Чтобы превратить культурно-просветительные учреждения страны в подлинные центры художественного оформления быта трудящихся, культпросветработникам необходимо органически соединять художественно-творческие навыки с организационно-педагогическими в своей повседневной практической деятельности. Такое сочетание отвечает комплексному подходу к массовому празднику как социальному и культурному явлению и наиболее полно отражает его педагогическую сущность. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Ленин В. И. Партийная организация и партийная литература.— Поли, собр. соч. Изд. 5-е; Т. 12, с. 99—105. Ленин В. И. О литературе и искусстве. М., 1969. Крупская Н. К. Основы политико-просветительной работы.— Пед. соч. Т, 7. М., 1959. Луначарский А. В. Театр и революция. М., 1924. Луначарский А. В. О театре. Л., 1926. Луначарский А. В. О народных празднествах.— В сб.: Золотые россыпи России. М., 1966. Брежнев Л. И. Отчетный доклад ЦК КПСС XXIV съезду Коммунистической партии Советского Союза. М., 1971, с. 101—102. Ануфриев Е. А. Социальная роль и активность личности. М, 1971. Бахтин М М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 197Ц Б рудный В. И. Обряды вчера и сегодня. М., 1968. Вахтангов Е. Б. Материалы и статьи. М., 1965, Волькенштейн В. Драматургия. М., 1969. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968. Генкин Д. М. Театрализованные формы массовой работы клуба. Л., 1969. Давыдов Ю. Н. Искусство как социологический феномен. М., 1968. Довженко А. П. Лекции по сценарному мастерству. М, 1954. Ершов П. М. Режиссура как практическая психология. М., 1971. Зазерский Е. Я Массово-политическая работа в клубах. М., 1973, Коган М. С. Морфология искусства. Л., 1972. Клубоведение. М., 1972. Керженцев П. М. Творческий театр. М., 1923. Массовые праздники и зрелища. Сост. Б. Глан. М., 1961. Мейерхольд В. Э. Избранные сочинения. М., 1968. Моль Э. Социодинамика культуры. М., 1973. Научные основы политической работы в массах, Сборник. Л., 1972. На черняк Е. В., Петрова В. Я., Р а у з е н М. В. Новые обряды и праздники. М., 1965. Немиро О. В. В город приходит праздник. Л., 1973. Парыгин В. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. . П е т р о в И. В. 50 и 500. М., 1960. Режиссура массовых зрелищ. М., 1964, Режиссура и организация массовых зрелищ. Харьков, 1973. Сценарии театрализованных массовых праздников. Сост. Б. Глан. М, 1967. Смирнов Г. Л. Советский человек. М, 1973. Соколов Э. В. Культура и личность. Л., 1972. Театр под открытым небом. Сценарии, статьи. М., 1969* Туманов И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. Л., 1974. Целихова О. П. Коммунистический идеал и нравственное развитие личности. М., 1971. Цехновицер О. В. Празднества революции. Л., 1931. Шишкин А. Ф., Шварцман К. А. XX век и моральные ценности человечества. М„ 1968. Эстетическое воспитание в клубе. Сборник. М, 1974. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966, Яхонтов В. Театр одного актера. М, 1958. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ………………………………………………………………… 2 Глава I. Значение массового праздника в современной культурно- Глава II. Краткая история массовых праздников……………. 12 Глава III. Социальная сущность массовых праздников….. 21 Глава IV. Педагогика массового праздника……………….. 28 1. Массовый праздник как воспитательная система……………. .28 Глава V. О драматургии и режиссуре массовых праздников………….. 39 1. Массовый праздник как художественное явление………………. .39 2. Средства идейно-эмоционального воздействия массового праздника… 40 3. Театрализация, драматургическая обработка жизненного материала и игра как ведущие методы организации массового праздника................. ……. 44 4. Специфические особенности драматургии и режиссуры массового праздника .... 47 5. О сценарии массовых праздников.............................. 50 Глава VI. Образ современника, жизнь трудового коллектива как конкретная сценарно-режиссерская основа массового праздника ....................... 54 Глава VII. Методика создания праздника День молодого рабочего 65 Заключение................................................................... 67 Рекомендуемая литература …………………………………… 68 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы