Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Судебник царя и великого князя Ивана Васильевича 1550 г.



(Перевод)

1550 году, в июне, царь и великий князь Иван Ва­сильевич всея Руси со своими братьями и с боярами установил этот Судебник: как судить боярам и околь­ничим, и дворецким, и казначеям, и дьякам, и всяким приказным людям, <и по городам наместникам, и по во­лостям волостелям, и тиунам, и всяким судьям.

26. А (штраф за) бесчестие детям боярским, за ко­торыми кормления, указывать соответственно доходу, какие на том кормленьи по книгам доходы; а жене его (штраф за) бесчестье вдвое соответственно тому дохо-ДУ; какие дети боярские получают денежное жалованье, сколько кто получал жалованья, то ему и (штраф за) бесчестие, а жене его вдвое против его бесчестья и жа­лованья; а палатным и дворцовым дьякам (штраф за) бесчестие, что царь и великий князь укажет, а женам их вдвое против их бесчестия; а торговым большим го­стям—пятьдесят рублей, а женам их — вдвое против их бесчестия; а торговым людям и посадским людям и

109


всем середним — бесчестия пять рублей, а женам их вдвое бесчестия против их бесчестия; а боярскому чело­веку доброму бесчестия пять рублей, кроме тиунов и доводчиков, а жене его вдвое; а тиуну или доводчику и праведчику бесчестия против их дохода, а женам их вдвое; а крестьянину пашенному и непашенному бесче­стия рубль, а жене его бесчестия два рубля; а боярско­му человеку молодшему или черному городскому чело­веку молодшему рубль бесчестия, а женам их бесчестия вдвое. А за увечие указывать (штраф) крестьянину, смотря по увечию и бесчестию; и всем указывать (штраф) за увечие, смотря по человеку и по уве­чию.

35. А с холопа и с рабы за правую грамоту и за от­пускную боярину, или дворецкому, или казначею за приложение печати брать с головы по девяти денег, а дьяку брать за подпись с головы по алтыну, а подьяче­му, который напишет правую грамоту или отпускную, брать с головы по три деньги.

40. А с холопа и с рабы за правую грамоту брать печатнику с головы по девяти денег, а дьяку за подпись брать по алтыну, а подьячему, который напишет пра­вую грамоту, брать с головы по три деньги.

49. Если неделыцик даст кого на поруку, в каком-нибудь деле, то ему истцов и ответчиков не волочить, а ставить их перед судьями; а сроки им крестьянам (сле­дует) отписывать и бессудные (грамоты) по срочным (делам) (следует) давать в сроки по указу безволокит-но; если кто станет волочить после срока, то с него взять тому, кого он волочит, проести по три деньга в день За бессудную (грамоту) неделыцикам не брать ни у кого ничего, кроме пошлин. А если неделыцик срок отпишет обоим истцам вместе, то ему взять с обеих сторон одно хоженое, а кроме того не брать ему ничего. Если в своем езде он даст на поруку, пока дело кон­чается, то ему езд взять на виноватом. Если какой истец или ответчик к сроку не приедет, а пришлет вместо себя срок отписывать, то неделыцику (следует) взять хоже­ное с одного того, кто приедет вместо его срок отписы­вать.

66. А наместникам и волостелям, которые держат кормления без боярского суда, полных и докладных (грамот) не давать, и холопа и рабы без доклада не ПО


выдавать, и беглой грамоты не давать Если какой на­местник или волостель без боярского суда выдаст холо­па или рабу без доклада и даст правую грамоту, то та лрамота не (принимается) за грамоту; если господин того холопа или рабы скажет что о своем убытке, то это (следует) взять на судье вдвое, а истцам (дать) суд

с головы.

67. А наместничьему тиуну на кормленьи господину на холопа, ни холопу на господина, без доклада правой грамоты не давать. Если какой тиун господину на хо­лопа, или холопу на господина, даст без доклада пра­вую грамоту, то тому холопу, который возьмет правую грамоту на господина, дать суд с головы, да то дело по суду и кончать; а наместничьего или властелипского тиуна до царского указа бросить в тюрьму, а все убыт­ки правому взять на тиуне. Если тиун даст господину ,на холопа правую грамоту без доклада, то та правая грамота не (принимается) за грамоту, (следует) дать суд с головы.

76. Суд о холопстве. По полной грамоте холоп. По сельскому ключу с докладною (грамотою) холоп с же­ною и с детьми, которые у одного господина с ним в одной крепости и которые родились в холопстве; если какие его дети родились до холопства, а начнут жить у иного господина, или начнут жить самостоятельно, то (они) не холопы. А по городскому ключу не холоп. По рабе холоп; по холопу раба. По духовной (грамоте) холоп. По приданой рабе холоп, а по холопу раба. А по тиунству без полной и без докладной (грамоты) не хо­лоп; а по сельскому ключу без докладной (грамоты) не холоп. А полному и докладному холопу своего свобод­ного сына, который у него родился до холопства, не продавать, а продастся он сам, кому хочет, тому же ли господину, у кого отец его служит, или иному, кому хо­чет; а отцу его и матери у полной (грамоты) не стоять и из холопства (его) не брать, потому что отец его и мать сами в холопах; да и в полных и в докладных (грамотах) то писать, что отец его и мать у него есть, а У полной (грамоты) не стояли, потому что сами в хо­лопах. Если у кого отец в чернецах, или мать в черни­цах, то тому отцу и матери у своего сына и у дочери У полной и у докладной (грамоты) не стоять и из хо­лопства (их) не брать; а в полных и в докладных (пра-

111


мотах) писать, что у того отец и мать есть, а у пол­ных и у докладных (грамот) не стояли, потому, что по­стрижены; да и не продавать (им) тех своих детей, про­дастся он сам, кому хочет.

77. А отпускные (грамоты) давать с боярского док­лада; а боярам к тем отпускным прикладывать свои пе­чати, а дьякам подписывать (их). А отпускные (грамо­ты) давать в Москве боярам и дьякам, да давать от­пускные в Великом Новгороде да в Пскове наместни­кам и дьякам. А пошлины брать за отпускные (грамо­ты) боярину или наместнику за приложение печати с головы по девяти денег, а дьяку за подпись (брать) с головы по алтыну, а подьячему, который напишет от­пускную, (брать) с головы по три деньги. А кроме Мог-квы и Великого Новгорода и Пскова, нигде в иных ме­стах, ни в каких городах, отпускных (грамот) не да­вать. Если кто представит отпускную (грамоту) без боярского доклада и без доклада новгородских <и псков­ских наместников и без дьячей подписи, хотя собствен­норучную своего господина, то та отпускная не (прини­мается) за отпускную.

78. Если какие вольные люди начнут бить челом князьям и боярам и детям боярским и всяким людям, а станут на себя давать кабалы за рост служить, то бо­лее пятнадцати рублей на серебреника кабалы не брать. Если старые кабалы, которые взяты на вольных людей, и больше пятнадцати рублей, до этого Уложения, а за рост им за те деньги служить у них, то тем людям при­носить те кабалы к боярам, и боярам к тем кабалам прикладывать свои печати, а дьякам подписывать (их); если впредь кто ту кабалу объявит ложной, то о той кабале (следует) совершить суд. А брать им кабалы на вольных людей, а на полных людей, и на докладных, и на старинных холопов кабал не брать. Если кто возь­мет кабалу на полного, и на докладного, или на старин­ного холопа, не проверив, или кто на него возьмет бег­лую грамоту, а кто-либо на того холопа представит полную или докладную (грамоту), или доведет на «его старинное холопство по духовной грамоте или по иным крепостям, то у того деньги пропали; если тот, чей холоп был, скажет, что он от него сбежал, обокрав его, то ту потерю взять с того, кто, не проверив, возьмет ка­балу на чужого холопа или возьмет беглую (грамоту);

112


тот холоп по старому холопству, или по полной, или по докладной, или по духовной (грамоте) (должен быть отдан) тому господину.

79. Если представят на одного холопа две полные или две докладные (грамоты), то которая будет старее, тому тот холоп, а деньги по новой полной или по док­ладной пропали у того; а снесенное у старого господи­на взять с того, кто представит новую полную или док­ладную (грамоту); а тот ведается со своим поручите­лем сам; если станет тот на того поручителя бить челом о суде, то на него дать суд.

80. Если холопа войско возьмет в плен, а он убежит из плена, то он свободен, а старому господину не холоп. Если тот холоп пожелает (вернуться) к своему старому господину, то того холопа явить боярам, а дьяку подпи­сать на старой крепости, и пошлины взять с головы по алтыну. Если какой холоп убежит со обоим господином, или один убежит от своего господина, а не войско его возьмет в плен, и вернется тот холоп из какой-либо зем­ли опять к Москве, то он старому господину холоп по старому холопству, кроме того, если кого господин по­жалует, даст (ему) вольную грамоту.

81. А служилых детей боярских и их детей, которые не служили, никому не (принимать в холопы, кроме тех, которых государь отставит от служ'бы.

82. Если кто займет сколько-нибудь денег в рост, то тем людям у них не служить ни у кого, жить им само­стоятельно, а за деньги давать им рост. Если кто даст денег в заем да того человека станет держать у себя и убежит от него тот человек, обокрав (его), то что он снесет, то у него пропало и по кабале он лишен денег.

83. Если наймит у господина своего не дослужит договорного срока и уйдет прочь, то он лишен наемной платы. Если какой господин наймиту не захочет дать наемную плату и уличат его в том, то наймиту на том доправить наемную плату вдвое.

84. Суд о землях. Если будет искать (на суде) боя­рин на боярине, или монастырь на монастыре, или боя­рин на монастыре, то судить в течение трех лет; если будет искать монастырь на боярине, то судить в течение трех же лет, а далее трех лет не судить; если будет искать черный на черном, или помещик на помещике, за которым земля царя и великого князя, или черный

8 Заказ 769                                                                                                  JJ3


сельский на помещике, или помещик на черном на сель­ском, то судить по тому же в течение трех лет, а далее трех лет не судить. Если будет искать на боярине или на монастыре земли царя и великого князя, то судить в течение шести лет, а далее не судить. Если какие зем­ли за приставом в суде, то те земли досуживать. А го­сударю и боярам, всем приказным людям по челобитью истца судей на землю не посылать, а послать судью на землю, выбрав одного, не по их челобитью; а двух судей на землю не посылать.

85. Суд о вотчинах. Если кто продаст вотчину, то детям его и внучатам до той вотчины дела нет, и не вы­купать ее им; если будут братья или племянники в по­слухах в тех купчих (грамотах), то им и их детям и внучатам потому же до той вотчины дела нет. Если не будет в послухах братьев или племянников, то братья или сестры и племянники ту вотчину выкупят. Если ста­нет тот купец ту вотчину продавать, то тем продавцам вотчину у них купить полюбовно, как ему тот продавец ту вотчину продаст; а не полюбовно ему вотчины не выкупать. А судить о вотчине в течение сорока лет, а далее сорока лет вотчичам до вотчины дела нет. А до купленных земель им дела нет; если кто куплю продаст, то и детям, и братьям, и племянникам той купли не выкупать. Если кто напишет (в завещании) свою куп­лю детям своим после своей смерти, то о«а им вотчина; то им держать ее как вотчину и впредь им ту вотчину выкупать по тому же указу как вотчину. Если кто выку­пит свою вотчину в те урочные сорок лет, то ему (сле­дует) держать ту вотчину за собою, а иному той вотчи­ны не продать, не заложить в чужой род, а отдать ему ту вотчину в свой род тому же, кого нет в послухах в прежних купчих (грамотах). Если кто купит вотчину на чужие деньги, или заложит, или продаст, а продавец доведет на него, что о<н выкупил на чужие деньги и держит ее не за собою, то та вотчина (возвращается) прежнему продавцу безденежно. Если кто захочет впе­ред свою вотчину, помимо вотчичей, заложить посторон­нему человеку, то тем посторонним людям и не вотчи­чам те вотчины в заклад брать за столько, сколько та вотчина стоит; если возьмет кто посторонний человек, не вотчич, чью вотчину в заклад во много больше той цены, чего та вотчина стоит, и кто-либо из вотчичей нач-114


нет бить челом, то он закладывает, или уже и зало­жил, в чужой род, то тому вотчичу ту вотчину взять в заклад в меру, чего та вотчина стоит, а что тот денег больше того дал в заем лишних, больше той цены, чего та вотчина стоит, то у того те деньги пропали. Если кто свою вотчину променяет не вогчичу и возьмет денег и кто-либо из вотчичей ту вотчину начнет выкупать, то тому ту вотчину выкупать; а земли ему оставить в ме­ру, сколько он своей земли променял.

'86. А промеж сел и деревень городить изгородь по половинам; если из-за (неисправности) чьей изгороди учинится потрава, то тому платить, чья (это) изгородь. Если где около сел и деревень отхожие пожни, то гос­подину пожень не огораживать, городит всю изгородь тот, чья пахотная земля подошла к пожне. Если кто потравит какой хлеб или пожню, то за тот хлеб и за пожню платить тому, чья изгородь.

87. Если кто запашет межу или грань ссечет с земли царя и великого князя, у боярина или у монастыря, или боярский у монастырского, или монастырский у бояр­ского, то того, кто у тех межу запашет или грань ссе­чет, бить кнутом да истцу с него взять рубль; если кре­стьяне между собою в одной волости или в селе кто у кого межу запашет или перекосит, то волостелю или посель'скому взять с него за барана два алтына.

88. А крестьянам отказываться из волости в волость
и из села в село один срок в году за неделю до Юрье­
ва дня до осеннего и неделю после Юрьева дня осенне­
го. А за дворы пожилое платят в степи рубль и два
алтына, а в лесах, где десять верст до хоромного леса,
за двор (платят) полтину и два алтына. Если какой
крестьянин за кем живет год да уйдет прочь, то он пла­
тит за четверть двора; если два года поживет, то он
платит за полдвора; если три года поживет, то он пла­
тит за три четверти двора; если четыре года поживет, то
он платит за весь двор, рубль и два алтына. А пожилое
брать с ворот. А повоз брать с двора по два
алтына; а кроме того, пошлин с него не брать. Если
останется у какого крестьянина хлеб в земле, то он, как
тот хлеб пожнет, за тот хлеб, или за стоячий, даст ба­
рана— два алтына; а покамест была его рожь в земле,
т° он подать царя и великою князя платит со ржи, а
боярского дела, за кем он жил, ему не делать. А попу
8<                                                                                                                                                                           115


пожилого нет и уходить ему вон бессрочно воля. Если какой крестьянин с пашни продастся в полные холопы, то он выйдет бессрочно же, и пожилого с него нет; ес­ли какой его хлеб останется в земле, то он за тот хлеб дает подать царя и великого князя; если он не захочет подати платить, то он своего земляного хлеба лишен.

89. Если убьют какого крестьянина на поле, в раз­бое или в ином каком лихом деле и дадут того крестья­нина за господина его, за кем он живет, или выручит его господин тот, за кем он живет, и пойдет тот кресть­янин из-за него вон, то его выпустить; а на отказчика в том деле взять поруку с записью: если будут разыски­вать того крестьянина на том его господине, за кем он жил, в ином каком-либо деле, то он был бы налицо.

97. Если какие дела прежде этого Судебника завер­шены или какие не окончены в прежних во всяких де­лах, суженых и несуженых, то тех всех дел не пересу­живать, быть тем всем делам в землях и в холопстве и в кабалах и во всяких делах, и в тиунстве судить по тому, как те дела прежде этого сужены и вершены. А вперед всякие дела судить по этому Судебнику и управу чинить л о тому, как царь и великий князь в этом Судебнике с какого дня установил.

98. Если какие будут новые дела, а в этом Судебни­ке не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, то те дела в этом Су­дебнике приписывать.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь