Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Отрывки из «Нового летописца»
О восстании Хлопка и о начале восстания И. И. Болотникова Паки же древле враг наш диавол, не хотя роду христианского видети в добре, вложил в человеци лукавь^-ство, еже есть лихоимъствовать, и введе многих людей в пагубу. Бысть в то же время, умножишась разбоиство в земле Рустей не токмо что по пустым местом проезду не бысть, ино и под Москвою быша разбои велицы. Царь 128 же Борис, видя такое в земле нестраение и кровопролитие, посылаша многижда на них. Они ж разбойники, акп звери зубы своими скрежетаху на человека, тако про-тивляхуся с посланными, и ничево им не можаху сотво-рити. Они же воры и досталь православных христиан посецаху и грабяху. У них же воровских людей старейшина в разбойниках именем Хлопка. Царь же Борис, слышав, яко ничто им не зделати, прискорбен бысть зело и призва к себе бояр и возвести им и думаше с ними, како бы тех разбойников переимати. Боляре же приду-маша на них послати со многою ратью воевод. Царь же Борис посла на них околничево своево Ивана Федоровича Басманова, а с ним многую рать. Они же поидоша и сойдоша их близ Москвы. Разбойницы же с ними бию-щеся, не щадя голов своих, и воеводу Ивана Федоровича убиша до смерти. Ратные ж, видя такую от них над собою гибель, что убиша у них разбойники воеводу, и начаша с ними битися, не жалеюще живота своего, и едва возмогаша их окаянных осилить, многих же побиша: живи бо в руки не давахуся, а иных многих и живых поимаша. И того же вора их старейшину Хлопка едва возмогоша жива взяти, что изнемог от многих ран, а иные уйдоша на Украину и тамо их всех воров поимаша и всех повелеша перевешать. Воеводу ж Ивана Басманова повеле царь Борис погрести честно в Сергиеве монастыре. О побои и разорении служилым людям от холопей своих и крестьян Егда же мы не исправихомося перед богом, мы не потребны быхом, зависти и гордости не лишихомся, за то ж наша согрешения наведе на нас бог, яко же убо пострадахом и убиении быхом ни от неверных, но от своих раб и крестьян поругаеми и убиваеми. Бысть в лето 7115 году, собрахуся боярские люди и крестьяне, с ними же пристаху Украинские и посацкие люди и стрельцы и казаки, и начаша по градом воеводы имати и сажати по темницам. Бояр же своих домы разоряху и животы грабяху, жен же и детей их позоряху и за себя имаху. В них же бысть старейшим князь Андреев человек Андреевича Телятевского, Ивашка Болотников, собрався со многими людми и приде под Кромы; и воеводы ж от Кром отойдоша. Слышаху ж под Ельцом 9 Заказ 769 129 бояре, что под Кромами смутилось, отойдоша от Ельца прочь и поидоша все к Москве. Ратные же люди, отъехав к Москве, разъехалися по своим домам, царь же Василей на Москве бысть не с великими людьми... Новый летописец. Поли, собр русских летописей. СПб., 1910, т. XIV, с. 58, 71. Объяснение терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся в «Новом летописце» 1) Паки — опять, снова; 2) древле — издавна; 3) еже — что, которое; 4) лихоимъствовать — брать лишнее, давать деньги в рост; 5) не токмо — не только; 6) не бысть—не было; 7) многижда—много раз; 8) аки— как; 9) сотворити — сделать; 10) посецаху — посекали; 11) яко — что; 12) зело — очень, весьма; 13) переима-ти — перебрать, перехватывать; 14) со многою ратью — с большим войском; 15) живота — жизни; 16) уйдоша — ушли; 17) погрести — похоронить; 18) егда — когда; 19) имати — брать; 20) животы — имущество. Г., ноября 30. — Отрывок из грамоты Митрополита Ростовского Филарета в Устюг О распространении из стана И. И. Болотникова В с. Коломенском воззваний с призывом холопов К восстанию А стоят те воры под Москвою, в Коломенском, и пишут к Москве проклятые свои листы, и велят боярским холопем побивати своих бояр, и жены их и вотчины и поместья им сулят, и шпыням и безъимянником вором велят гостей и всех торговых людей побивати и животы их грабити и призывают их воров к себе и хотят им да-вати боярство, и воеводство, и окольничество, и дьяче-ство: божиим же неизреченным человеколюбием и молитвами крепкия нашия заступницы пречистыя богородицы, и святых великих чудотворцев московских Петра и Алексея и Ионы, и новаго страстотерпца царевича и мученика Дмитрея, и всех святых молитвами и целованием креста животворящего, всенародное множество госу-дарьства Московского, крепко вооружась, стоят против тех врагов креста Христова и просятся на них у государя, мстити кровь християнскую; и государь милостив 130 ждет их воров к себе обращения, и чтобы перестала брань межуусобная и погибели бы крестьяном не было, к ним злодеем от Москвы ни един же отторжеся, .и от них к государю приезжаючи многие добивают челом и государь милостив их вины им отпущает. ААЭ, т. II, № 57, с. 129. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 872; Нарушение авторского права страницы