Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Общая характеристика стихийных групп и массовых движений.
Стихийна группа - это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия (класс, нация, профессия, возраст и т.д.) Такая «группа» может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но тем не менее может быть весьма активной. В современных обществах от действий таких групп часто зависят принимаемые политические и социальные решения. Среди стихийных групп в социально-психологической литературе чаще всего выделяют толпу, массу, публику. (Г. Лебон, Г. Тард и др.). Фактор формирования - общественное мнение. Во всяком обществе идеи, убеждения, социальные представления - массовое сознание общества. Выразителем этого массового сознания и является общественное мнение. Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий: дорожно-транспортного происшествия, поимки правонарушителя, недовольства действиями представителя власти или просто проходящего человека. Длительность ее существования определяется значимостью инцидента. В толпе кардинально меняется психика человека, протекание психических процессов приобретает специфику. Основным регулятором поведения становятся инстинкты. Когнитивные процессы, направленные на познание категоризацию окружающего мира, значительно ослабевают. Толпа является кратковременной социальной общностью, в которой поведение человека не зависит от культурных норм и правил. Толпа – это «подкультурный» феномен, связанный с проявлением естественной природы человека. Свойства толпы: импульсивность, раздражительность, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждений и критики, преувеличенная чуствительность. Масса - более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобно толпе; она может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. Потребности толпы или массы: 1. Потребность в снятии напряжения, через танцы, агрессивность, транс, алкоголь и развлекательную информацию. 2. Воспроизводство и восполнение недостающих частей. 3. Самосохранение (папика, миграция) 4. Потребность в ориентации (нужен лидер) Характеристики толпы: 1. Однородность и упорядоченность (мы все равны) 2. Подражание, копирование поведения другого. 3. Реактивность 4. Размывание личной ответственности 5. Брутальность- фиксация на потребностях еды, сексуальных удовольствий и выпивке. 6. Размывание границ 7. Отсутствие структуры и иерархии 8. Действие толпы реализуется через примитивные акты 9. Однородность неоднородных состояний Публика - кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем — на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения. способов воздействия, реализуемые в стихийных группах: - Заражение - бессознательная невольная подверженность индивида определенньм психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя» . - Внушение - особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. - Подражание - здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Социальные движения - особый класс социальных явлений, который должен быть рассмотрен в связи с анализом психологической характеристики больших социальных групп и массового стихийного поведения. Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности. Социальные движения обладают различным уровнем: - быть широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний, за охрану окружающей среды и т.п.), - локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определенной социальной группой, - движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета). Базируется всегда на определенном общественном мнении, которое как бы подготавливает социальное движение, хотя впоследствии само формируется и укрепляется по мере развития движения. 19 - 1. культурно-историческая теория развития ВПФ Выготского. (1896-1934). . Эта концепция возникла в советской психологии, Выготский, назвал её культурно-исторической теорией психики человека. Иногда ее называют теорией общественно-исторического происхождения высших психических функций человека. Доказав, что высшие психические функции (произвольное запоминание, активное внимание, отвлеченное мышление, волевые действия) нельзя понять как непосредственные функции мозга, Л.С. Выготский пришел к выводу, что для понимания сущности этих функций необходимо выйти за пределы организма и искать их корни в общественных условиях. Гипотеза Л.С. Выготского заключалась в том, что психические процессы изменяются у человека так же, как изменяются процессы его практической деятельности, т.е. они также становятся опосредованными. Но сами по себе орудия, являясь вещами непсихологическими, не могут опосредовать психические процессы. Следовательно, должны быть «психологические орудия» - «орудия духовного производства». Этими психологическими орудиями являются различные знаковые системы – язык, математические символы, мнемотехнические приемы. Знак – средство (инструмент) воздействия, с одной стороны, на другого человека, а с другой – на самого себя. Например, взрослый человек, завязывая ребенку узелок «на память», тем самым воздействует на процесс запоминания у ребенка, делая его опосредованным (узелок как стимул – средство определяет запоминание стимулов – объектов), а впоследствии ребенок, используя тот же мнемотехнический прием, овладевает своим собственным процессом запоминания, который становится произвольным. Изучая процессы высших функций у детей, Л.С. Выготский пришел к следующему выводу: всякая высшая форма поведения проявляется в своем развитии дважды – сначала как интерпсихологическая, а затем как функция интрапсихологическая, как известный способ поведения. Если раньше «приказ», например, что-то запомнить и исполнение (само запоминание) разделены между двумя людьми (взрослый, ребенок), то потом оба действия выполняются одним и тем же человеком: сначала процесс был интерпсихологическим (межличностным), затем эти отношения превратились в отношения с самим собой и стали интрапсихологическими. Л.С. Выготским выделено 2 линии развития ребенка: «натуральное» и «культурное» развитие. В процессе овладения субъектом системами знаков – языком, письменностью, рисованием (линия «культурного развития») натуральные психические функции превращаются в высшие психические функции, которые характеризуются тремя основными свойствами: 1. социальностью; 2. опосредованностью; 3. произвольностью. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние – психологические - носит название интериоризации. Итак, высшие психические функции – сложные психические процессы, формирующиеся прижизненно, социальные по своему происхождению, опосредованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы