Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Эмилий Павел (Луций Эмилий Павел)
(ок. 230 – 160 гг. до н.э.) полководец, победитель македонского царя Персея
Устроить пир и выстроить боевую линию – задачи весьма сходные: первый должен быть как можно приятнее в глазах гостей, вторая – как можно страшнее в глазах врагов.[1390]
Луцилий Гай
(ок. 180 – 102 гг. до н.э.) поэт
Если труд, то труд такой уж, чтоб и польза была, и честь.
Сосредотачивать мысль всегда на пользе отчизны. После – на пользе родных, а потом уж на собственной пользе.
Если бы то, чего человеку достаточно, удовлетворяло его, он был бы вполне обеспечен.
Не всякому всякое дело под силу.
Глуп, кто меж плясунов и сам пускается в пляску.
Возносись душою в счастьи и смирись, когда беда.
Доблесть – всегда сознавать последствия наших поступков, Доблесть – всегда разбирать, где честь, где право, где польза, Что хорошо и что нет, что гнусно, бесчестно и вредно. Доблесть – предел полагать и меру нашим желаниям, Доблесть – способность познать настоящую цену богатства, Доблесть – то почитать, что действительно чести достойно.
Макробий Амвросий Феодосий
(IV – V вв. н.э.) политический деятель, писатель
Хорошие законы порождаются дурными нравами.[1391]
Неразвитый ум охотнее верит примеру, чем доводу.[1392]
Природа питает всю вселенную.
Подобное радуется подобному.
Все побеждает упорный труд.
Манилий
(I в. н.э.) поэт
Все подчинено определенному закону.
Человек не ценит того, что у него есть.
Рождаясь, мы умираем, конец предвещается началом.
Истина сокрыта глубоко.
И на долю неблагоразумия приходит успех: благоразумие часто обманывает, и фортуна, мало разбираясь в заслугах, не всегда благоприятствует правому делу. Непостоянная, она переходит от одного к другому, не делая никакого различия.
Марк Аврелий
(121—180 гг.) римский император с 161 г., покровитель науки и философии, философ-стоик
Не пошел я в общие школы, а учился дома у хороших учителей и понял, что на такие вещи надо тратиться не жалея.[1393]
Самая продолжительная жизнь ничем не отличается от самой краткой. Ведь настоящее для всех равно, а следовательно, равны и потери – и сводятся они всего-навсего к мгновенью. Никто не может лишиться ни минувшего, ни грядущего. Ибо кто мог бы отнять у меня то, чего я не имею?[1394]
Все от века единообразно и вращается по кругу, и безразлично, наблюдать ли одно и то же сто лет, двести или бесконечно долго. (…) И долговечнейший, и тот, кому вот-вот умирать, теряет ровно столько же.[1395]
Каждое дело исполняй как последнее в своей жизни.[1396]
Жизнь – борьба и странствие по чужбине; посмертная слава – забвение.[1397]
Кто чувствует и вдумывается поглубже, что происходит в мировом целом, тот вряд ли хоть в чем-нибудь из сопутствующего природе не найдет, что оно как-то приятно пристроено. (…) Своими здравомысленными глазами он сумеет увидеть красоту и некий расцвет старухи или старика, и прелесть новорожденного.[1398]
Не сделаешь ничего человеческого хорошо, не соотнеся это с божественным, и наоборот.[1399]
Жить, не рассчитывая на тысячи лет. Нависает неизбежность. Покуда жив, покуда можно – стань хорош.[1400]
Что же такое вечная слава? Сущая суета. (…) Все мимолетно: и тот, кто помнит, и то, о чем помнят.[1401]
Вот сказал бы тебе кто-нибудь из богов, что завтра умрешь или уж точно послезавтра – не стал бы ты ломать голову, как умереть именно послезавтра, а не завтра, если ты, конечно, не малодушен до крайности. В самом деле, велик ли промежуток? Точно так же через много лет или завтра – не думай, что велика разница.[1402]
Несчастный я, такое со мной случилось! – Нет! Счастлив я, что со мной это случилось, а я по-прежнему беспечален, настоящим не уязвлен, перед будущим не робею. Случиться-то с каждым могло такое, но беспечальным остаться сумел бы не всякий.[1403]
Ни с кем не случается ничего, что не дано ему вынести.[1404]
Нет (…) ничего устойчивого, а рядом с нами безмерная бездна прошедшего и грядущего, в которой все исчезает.[1405]
Хоть бы и с трудом тебе давалось что-нибудь – не признавай это невозможным для человека, а напротив, что возможно и свойственно человеку, то считай доступным и для себя.[1406]
Азия, Европа – закоулки мира. Целое море – для мира капля. (…) Всякое настоящее во времени – точка для вечности.[1407]
Нет, что они делают! – людей, живущих в одно с ними время и вместе с ними, они хвалить не желают, а сами тщатся снискать похвалу у потомков, которых они никогда не видели и не увидят. Отсюда совсем уже близко до огорчения, что предки не слагали тебе похвальных речей.[1408]
Кто видел настоящее, тот уже видел все, бывшее в течение вечности, и все, что еще будет в течение беспредельного времени.[1409]
Город и отечество мне, Антонину, Рим, а мне, человеку, мир.[1410]
Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет.[1411]
Скоро ты забудешь обо всем, и все, в свою очередь, забудет о тебе.[1412]
Лицо, искаженное гневом, есть нечто совершенно противоестественное. Если такое выражение повторяется часто, оно как бы умерщвляет человеческий облик, совершенно погашает его, так что никоим образом нельзя его восстановить. Из этого уже можно понять, что оно противоречит разуму.[1413]
О боли: что непереносимо, уводит из жизни, а что затянулось, переносимо.[1414]
Как морской песок ложится покровом поверх прежнего, так прежнее в жизни быстро заносится новым.[1415]
Безразлично, будешь ли ты наблюдать человеческую жизнь в течение сорока лет или же десяти тысяч лет. Ибо что увидишь ты нового?[1416]
Представь себе, что ты уже умер, что жил только до настоящего момента, и оставшееся время жизни, как доставшееся тебе сверх ожидания, проводи согласно с природой.[1417]
Люби только то, что случается с тобой и предопределено тебе. Ибо что могло бы более соответствовать тебе?[1418]
Искусство жизни более напоминает искусство борьбы, нежели танцев. Оно требует готовности и стойкости и в отношении к внезапному и непредвиденному.[1419]
Вполне возможно стать богоподобным человеком, оставаясь никому не известным.[1420]
Совершенство характера – (…) чтобы всякий день проводить как последний.[1421]
Боги бессмертны, а не сетуют, что уж придется им целую вечность терпеть вечно великое множество прескверных людей; более того, боги всячески о них заботятся; а ты, который вот-вот прекратишься, зарекаешься.[1422]
Смешно, стараясь избежать чужой порочности – что невозможно, не стараться избежать своей собственной – что вполне возможно.[1423]
Ты сделал добро, другому – сделано добро. Что же ты, как безумный, ищешь что-то третье сверх этого? чтобы еще и знали, как хорошо ты сделал, или чтобы получить что-то взамен?[1424]
Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся.[1425]
Старайся расположить к себе современников. Те, кто предпочитает гнаться за славой у потомства, забывают, что грядущие поколения ничем не будут отличаться от настоящего, которым они тяготятся. И эти поколения тоже смертны.[1426]
Хочешь, чтобы тебя хвалил человек, который за один час трижды тебя обругает? хочешь нравиться тому, кто сам себе не нравится?[1427]
Люди рождены друг для друга. Значит, переучивай или переноси.[1428]
Либо боги ничего не могут, либо могут. Если не могут, зачем молишься? А если могут, почему бы не помолиться лучше о том, чтобы не бояться ничего такого, ни к чему такому не вожделеть и ни о чем таком не печалиться?[1429]
Погрешающий погрешает против себя; несправедливый, делая себя злым, делает себе зло.[1430]
Когда тебя возмутит чье-то бесстыдство, тотчас же спроси себя: «Возможно ли, чтобы в мире не было людей без стыда?» Нет, невозможно. Не требуй же невозможного.[1431]
Если делаешь добро человеку, чего еще хочешь? мало тебе сделать нечто сообразное со своей природой – еще ты мзды себе ищешь? все равно как глаз требовал бы плату за то, что смотрит, или ноги – за то, что ходят.[1432]
Тот, кто во всем следует разуму, не суетлив и в то же время деятелен, весел и вместе с тем уравновешен.[1433]
Все происходящее ничем не отличается от происходившего ранее и имеющего произойти в будущем. (…) Повсюду одно и то же, только действующие лица другие.[1434]
Нет такого счастливца, чтобы по смерти его не стояли рядом люди, которым приятна случившаяся беда. Был он положителен, мудр – так разве не найдется кто-нибудь, кто про себя скажет: «наконец-то отдохну от этого воспитателя. Он, правда, никому не досаждал, но я-то чувствовал, что втайне он нас осуждает».[1435]
Презирающие друг друга – друг другу угождают, а желающие превзойти друг друга – пресмыкаются друг перед другом.[1436]
Я часто дивился тому, что каждый, любя себя больше других, в то же время своему убеждению о себе придает меньшее значение, нежели убеждению других (…) Мы более стесняемся своих ближних – что-то они подумают о нас, – нежели самих себя.[1437]
Ни на богов нельзя сетовать (они-то не погрешают ни вольно, ни невольно), ни на людей (эти не иначе, как невольно). Сетовать, выходит, не на кого.[1438]
Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора и стать им.
Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге и верхняя челюсть – нижней.
Не все ли равно, если твоя жизнь будет продолжаться триста или даже три тысячи лет? Ведь живешь только в настоящем мгновении и, кто бы ты ни был, утрачиваешь только настоящий миг. Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его еще не имеем.
Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза.
Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, – вот что я называю наслаждаться жизнью.
Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым.
Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобою законом.
Терпит вред тот, кто упорствует в заблуждении и невежестве.
Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни ее достоинство.
Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием; часто она состоит именно в бездействии.
Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни.
Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу.
Помни, что изменить свое мнение и следовать тому, что исправляет твою ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке.
Человека хорошего, благожелательного и искреннего можно узнать и по его глазам.
Настоящий способ мстить врагу – это не походить на него.
Если кто меня оскорбил – это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе.
Совершенство нравов состоит в том, чтобы проводить каждый день так, как если б он должен был быть последним, без тревоги, без трусости, без притворства.
Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности.
Самый презренный вид малодушия – это жалость к самому себе.
Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей.
Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни.
Если что-либо тебе не по силам, то не решай еще, что оно вообще невозможно для человека. Но если что-нибудь возможно для человека и свойственно ему, то считай, что оно доступно и тебе.
Для меня, как Антонина, град и отечество – Рим, как человека – мир. И только полезное этим двум градам есть благо для меня.
Боги или безвластны, или же властны. Если они безвластны, то зачем ты молишься им? Если же они властны, то не лучше ли молиться о том, чтобы не бояться ничего, не желать ничего, не огорчаться ничем, нежели о наличности или отсутствии чего-либо?
Без соображения с божественным не сделаешь хорошо ничего человеческого, и наоборот.
Чем больше человек любит самого себя, тем больше он зависит от чужого мнения.
Марк Теренций Варрон
(116—27 гг. до н.э.) ученый и писатель
В жене пороки или исправь, или терпи: исправишь – жена твоя будет лучше, а стерпишь – лучше будешь сам.[1439]
Такого и больному ведь не взбредится, Чего б уже не молвили философы.[1440]
[О скупце:] Ежели целый мир ему достанется в долю, Он (…) у себя самого воровать и откладывать будет.[1441]
Иным легче учить, чем научиться тому, чего они не знают.[1442]
Наследник плачет, как невеста: плач обоих скрытый смех.[1443]
Число гостей должно быть не меньше числа Граций и не больше числа Муз [т. е. от трех до девяти].[1444]
Марциал Марк Валерий
(ок. 40 – ок. 104 гг.) поэт
Бесчестно поступает тот, кто изощряет свое остроумие на чужой книге.[1445]
Книжки мои соблюдать приучены меру такую: лиц не касаясь, они только пороки громят.
Правдивей правды.
Не могу жить ни с тобой, ни без тебя.
Люби, чтобы тебя любили.
Тот, кто всюду живет, нигде не живет.
Порядочный человек всегда простак.
Грабь, хватай, копи, владей – все придется оставить.
Жизнь легко презирать, когда очень трудно живется; мужествен тот, кто сумел добрым в несчастии быть.
Истинна скорбь у того, кто втихомолку скорбит.
Слава, которая приходит к тому, кто стал уже прахом, – запоздалая слава.
Сам бог повелевает тебе помнить о смерти.
Не бойся последнего дня, но и не призывай его.
Уметь наслаждаться прожитой жизнью – значит жить дважды.
Невий Гней
(ок. 270 – 201 гг. до н.э.) драматург и поэт
Приятна похвала из уст людей, достойных похвалы.
Что нечестно приобретено, то прахом пойдет.
Корнелий Непот
(ок. 100 – 25 гг. до н.э.) историк
Таков общий порок, великих и свободных государств: зависть сопутствует там славе, унижению подвергаются люди, которые кажутся слишком высоко стоящими, и бедняки с раздражением глядят на недоступное им богатство богачей.[1446]
Мир создается войной.
Каждому человеку судьбу создают его собственные нравы.
На войне ничем не стоит пренебрегать.
Излишняя уверенность обыкновенно ведет к беде.
Публий Овидий Назон
(43 г. до н.э. – ок. 18 г. н.э.) поэт
Не подлежит сомнению мудрость итакийца (т. е. Одиссея), желающего увидеть дым отечественных очагов.
Тем, чем мы были и чем являемся, завтра уже не будем.
Все изменяется, ничто не исчезает.
Пользуйся юностью; жизнь быстро проходит: последующие радости не будут столь же прекрасны, как первые.
Души не умирают. Покидая прежнее местопребывание, они живут в других местах, которые вновь принимают их.
Бог в нас самих.
Мы восхищаемся древностью, но живем современностью. Мгновения вечно сменяют друг друга.
Каждый в пределах своей пусть остается судьбы.
Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен.
О деле суди по исходу.
Трудитесь, пока позволяют силы и годы.
Или не берись, или доводи до конца.
Сказано – сделано.
Результат оправдывает действие.
Чего мы не сделали сами, того я нашим не назвал бы.
Какие кто сознает за собой деяния, такие надежды или страхи и порождает это в глубине его сердца.
И у врага дозволено учиться.
Опыт – самый лучший наставник.
Верь опыту.
К неизвестному нет влечения.
Позволь мне остаться в своем заблуждении.
Чтобы тебя любили, будь достойным любви, а этого не дадут тебе исключительно красивая наружность или стройная фигура, – ты должен физическую красоту соединить с даром ума. Красота – ненадежное преимущество: чем больше стараешься ты, тем сильнее блекнет она, само время заставляет ее увядать. Не всегда цветут фиалки и фиолетовые лилии; на цветочном стебле розы, когда на ней опадут лепестки, остаются одни шипы. И у тебя, красавец, скоро покажутся седые волосы, придут в свое время и бороздящие тебе лицо морщины. Старайся образовать ум – нечто прочное – и сделать из него помощника красоте: только ум остается с нами до могилы!
Несчастных прежде всего оставляет разум.
Средний путь – самый безопасный.
Словом вождь побуждает смело сражаться в бою.
Молодые римляне, прошу вас, изучайте ораторское искусство, но не исключительно для защиты испуганных подсудимых! Как сдается народу серьезный судья или Сенат, состоящий из лучших членов общества, так и сдается девушка, побежденная твоим ораторским талантом. Скрывай, однако, свои силы, не выставляй напоказ своего красноречия! Отнюдь не употребляй изысканных фраз и выражений!
Первое слово всегда тревожит вам слух и вниманье.
Вечно и всюду молчать – небольшая в этом заслуга. Но грешно говорить то, о чем должно молчать.
Словами подобает скрашивать зло.
Молчи, мой язык, говорить больше не о чем.
Слезам присуща подчас сила слова. В легком деле кто угодно сможет блистать красноречием.
Посулами всякий может быть богат.
Говорливая молва, которая любит прибавить к правде ложь, растет с каждой самой маленькой ложью.
Законы для того и даны, чтобы урезать власть сильнейшего.
Всякая надежда, основанная на заслуге, законна.
Пусть не хватает сил, но желание все же похвально.
Для добродетели ни одна дорога не является непроходимой.
Положить конец войнам.
Пусть воюют другие.
То, что упало, топтать – подлого труса почин.
Храброму вся земля – родина.
Вам, красавицы, полезно смешиваться с толпой. Почаще выходите из дому, хоть и без определенной цели! Чтобы поймать одну овцу, волчица гоняется за несколькими. Орел налетает разом на нескольких птиц. Пусть и хорошенькая женщина выставляет себя напоказ – быть может, из многих она увлечет хоть одного! Всюду она должна стараться нравиться и все мысли посвятить заботе о привлечении большого числа поклонников. Везде решающее значение имеет случай, поэтому у тебя всегда должна быть закинута удочка: рыба попадается и на такой глубине, на какой ты меньше всего ожидаешь ее встретить.
Счастлив, кто смело берет под свою защиту то, что любит.
Пока ты счастлив, у тебя множество друзей; когда времена омрачаются, ты останешься один.
Слова женщины легче падающих листьев, которые вода и ветер несут куда им угодно.
Трудно верить, между тем женщины берут уроки даже смеха и здесь также стараются быть хорошенькими! Открывать рот при смехе надо умеренно: на щеках должны быть видны две ямочки и нижняя губа чуть-чуть приоткрывать низ верхних зубов… Смех должен быть, если можно так выразиться, легким и чем-то женственным для уха! Есть женщины, безобразящие себе рот неумеренным смехом. Другие, смеясь, трясутся; можно думать, что они плачут. У третьих смех какой-то хриплый, отвратительный. Когда они смеются, думаешь, что это противный рев ослицы у мельничного жернова.
Небезопасно хвалить предмет своей любви приятелю – стоит ему поверить твоим похвалам, он пойдет по твоим стопам.
Мы, мужчины, ненавидим переходящую всякую меру спесь – верьте человеку опытному! – и часто, даже не сказав с женщиной ни слова, начинаем ненавидеть ее за один ее взгляд.
Учитесь ходить, как следует женщине. В походке есть своего рода красота, пренебрегать которой не годится. Она или привлекает, или отталкивает от себя незнакомых мужчин. Одна женщина движется грациозно, распустив платье по ветру и гордо ступая. Другая… разгуливает сама не своя, огромными шагами.
Чего не сможет искусство? – Женщины умеют и красиво плакать! Они плачут, когда хотят и как хотят!
Вино располагает к нежностям и разжигает. От выпитого в большом количестве неразбавленного вина бегут, исчезая, заботы. Тогда на сцену является смех, тогда и бедняк собирается с духом, тогда проходят грусть, заботы и морщины на лбу, тогда намерения становятся искренними – что так редко в наш век, вино уничтожает всякую искусственность. Здесь красавицы часто пленяли сердца молодых людей, и любовь в вине оказывалась огнем в огне.
Будь уверен прежде всего, что овладеть можно любою женщиной, – и овладеешь ею, расставляй только свои сети! Скорей перестанут петь птицы, летом стрекотать кузнечики, скорей аркадская собака пустится бежать от зайца, чем ответит отказом женщина на вкрадчивые предложения молодого человека! Согласится даже та, о согласии которой ты не мог бы и думать.
У женщин разные характеры, а на тысячу разных сердец нужно действовать и тысячею разных средств… Сколько на свете разных физиономий, столько и характеров… Одних рыб ловят острогою, других – удочкой, третьи попадаются в натянутую для них сеть. Так и ты не должен применять одного и того же средства для обольщения женщин всех возрастов. Если ты покажешься образованным невежде или нахалом жеманной, она, бедняжка, тотчас перестанет доверять себе. Оттого-то женщина, боящаяся отдаться честному, падает иногда в грязные объятия мерзавца.
Не вздумай ставить на вид женщине ее недостатки.
Часто прикидывающийся влюбленным влюбляется не на шутку и, начав с притворства, кончает серьезно. Тем снисходительнее должны вы, женщины, относиться к разыгрывающим из себя влюбленных – прежний мнимый любовник превратится в настоящего.
Страдания, неразлучные с любовью, бесчисленны, как раковины на морском берегу.
Если хочешь, чтобы женщина продолжала любить тебя, старайся внушить ей мысль, что в восторге от ее красоты. Будет она в красном платье, хвали красное платье, будет она в платье из легкой материи, говори, что оно идет к ней. Если на ней золотые украшения, скажи, что лично тебе она дороже золота; если она вздумает надеть костюм из зимней материи, похвали ее, что она надела костюм – из зимней материи. Подойдет она в одной рубашке, кричи: «Ты жжешь меня!…» – и умоляющим голосом проси ее не простудиться. Если ее волосы искусно расчесаны на две косы, восторгайся, что они расчесаны на две косы; если эти волосы завиты, хвали завивку. Восхищайся и ее руками, в танцах, и голосом, когда она поет; если же она перестанет, заяви сожаление, что она рано кончила.… Смотри только не покажись притворным на словах и не наноси смертельного удара выражению своих чувств – своею физиономией: тайная хитрость полезна, но, если ее разгадают, она заставляет краснеть и заслуженно лишает доверия навсегда.
Кто может скрыть любовь?
При ухаживании помогают и слезы – слезами ты размягчишь хоть алмаз! По возможности, старайся, чтобы красавица видела твои мокрые от слез щеки. Если не будет слез – не всегда же они являются вовремя, – намочи кончики пальцев и приложи к глазам.
Без размолвок недолго длится любовь.
Какой умный человек не примешает к нежностям поцелуев? Пусть красавица откажется подарить тебе поцелуй – срывай их, если тебе отказываются дать их! Быть может, сперва она начнет упираться и скажет: «Бессовестный». Но, и упираясь, она захочет быть побежденной! Берегись только бесцеремонно срывать поцелуи с ее нежных губок и давать повод жаловаться на грубость! Кому удавалось получить поцелуй, заслуживает потерять и то, что ему дали, – если не добудет остального. Много ли оставалось сделать после поцелуя для исполнения всех своих желаний? Ночь любовь и вино не пробуждают скромных желаний: ночь прогоняет стыдливость, а вино и любовь – робость.
Слишком горячая и пылкая любовь нагоняет на нас в конце концов скуку и вредна точно так же, как слишком вкусная пища для желудка.
Ревность наносит смертельный удар самой прочной и самой сильной любви.
Безобразное явление – старческая любовь.
Ночь, да еще вино не позволяют судить о красоте… Ночь скрывает недостатки и не дает составить понятия ни о каких отрицательных сторонах; эти часы любую женщину делают красавицей.
Чтобы любовь заслужить, мало одной красоты.
Любовь травами не лечится.
Всякий влюбленный – солдат, и есть у Купидона свой (военный) лагерь.
Ты был бы уступчив и снисходителен к мольбам, если бы прежде пылал любовью к кому-либо.
Время исцеляет любовную тоску.
Что делать женщинам, если мужчины легкомысленнее их?
Сколько на небе звезд, столько и девушек в Риме.
Влюбленный всегда готов поверить в реальность того, чего он опасается.
Смелому помогают и Венера и счастливый случай.
Там, где нет опасности, наслаждение менее приятно.
Запретный плод сладок.
Страж жены – добродетель. Добродетельная только та, которую не принуждает страх, а кто верна из боязни, совсем не верна.
Та, которая не согрешает потому, что это не дозволено, та согрешает.
Занятия налагают отпечаток на характер.
Груз становится легким, когда несешь его с покорностью.
Кротость людям к лицу, гнев подобает зверям.
Мы всегда стремимся к запретному и желаем недозволенного.
Приходят посмотреть, приходят, чтобы и на них посмотрели.
Как хрупкий лед проходит гнев, если переждать.
Способен на любой обман тот, кто привык делать из черного белое и из белого черное.
Есть некоторое наслаждение и в слезах.
Мы плохо верим тому, чему неприятно поверить.
Остерегайтесь чьи-либо пороки приписывать всему миру.
Мелочи прельщают легкомысленных.
На чужом поле жатва всегда обильнее, у соседского скота вымя кажется крупнее.
Зависть терзает и сама терзается.
Потерпевший кораблекрушение и тихой воды боится.
Почести приносят доходы.
Сберечь приобретенное – не меньшее искусство, чем его приобрести.
Бедный повержен везде.
Смотри, как разрушается от безделья ленивое тело, Как портится в озере без движения вода. Больная душа не выносит ничего тягостного.
Противодействуй болезни вначале; поздно думать о лекарствах, Когда болезнь укоренилась от долгого промедления.
Не всегда во власти врача исцелить больного.
Подчас болезнь оказывается сильнее медицины.
Я хочу, чтобы смерть застигла меня посреди трудов.
Менее мучительна сама смерть, чем ее ожидание.
Все может ослабить время, но не мою печаль.
Капля долбит камень, изнашивается от употребления кольцо.
Ни река, ни быстротечное время остановиться не могут.
Время тянется так медленно, что кажется, будто оно остановилось.
Время уходит, и мы молчаливо с годами стареем, Дни убегают, и нам их невозможно сдержать.
Всепожирающее время.
Молодость быстро летит: лови уходящее время. День миновавший всегда лучше, чем нынешний день.
Искусства смягчают нравы.
Делать из ручья большую реку.
Октавиан Август
(63 до н.э.—14 н.э.) римский император с 30 г. до н.э.
Измена мне мила, а изменники противны.[1447]
Пакувий Тавр, настойчиво добиваясь подарка от императора Августа, сказал ему, что уже масса народа говорит о том, что он якобы получил от Августа немалую сумму денег. «А ты, – сказал Август, – им не верь».[1448]
Геренния, юношу, предававшегося порокам, Август приказал выгнать из своего лагеря. Тот умолял о прощении и говорил: «Как я вернусь к себе домой, что я скажу отцу?» – «Скажи, что я тебе не понравился», – ответил Август.[1449]
Торопись медленно. (Излюбленная поговорка Августа).[1450]
[Август] никогда не начинал сражения или войну, если не был уверен, что при победе выиграет больше, чем потеряет при поражении. Тех, кто домогается малых выгод ценой большой опасности, он сравнивал с рыболовом, который удит рыбу на золотой крючок: оторвись крючок – никакая добыча не возместит потери.[1451]
Одному оробевшему просителю он [Август] (…) сказал в шутку, что тот подает ему просьбу, словно грош слону.[1452]
Когда Август с триумфом вернулся после победы [над Марком Антонием] при Акциуме, то навстречу ему среди поздравляющих поспешил человек, держащий в руке ворона, наученного говорить: «Привет Цезарю, победителю, императору». Цезарь в восторге купил приветливую птицу за двадцать тысяч сестерциев. Приятель этого ремесленника, который ничего не получил от щедрости Августа, заверил императора, что у того есть и другой ворон, и просил, чтобы заставили принести и его. Принесенный ворон ясно произнес заученные слова: «Привет Антонию, победителю, императору». Август, нисколько не рассердившись, ограничился тем, что приказал виновному разделить полученные деньги с приятелем.[1453]
[Август в письме к своему сыну Тиберию:] Не слишком возмущайся, если кто-то говорит обо мне дурно: довольно и того, что никто не может нам сделать дурного.
(Светоний. «Божественный Август», 51, 3) [Август о Тиберии, своем наследнике:] Бедный римский народ, в какие он попадет медленные челюсти![1454]
Я принял Рим кирпичным, а оставляю его мраморным.[1455]
Пакувий Марк
(220—130 гг. до н.э.) драматург и художник
У кого друзья, у того богатство.
Персий Флакк Авл
(34—62 гг.) поэт-сатирик
Будем веселиться: нынешний день – наш.
Брось пустые слова!
Час убегает, в нем и то, что я говорю.
Разумом дух покорен и старается быть побежденным.
Живи по своей жатве.
Предупреждайте болезнь, когда она только наступает.
Гай Петроний Арбитр
(? – 66 г. н.э.) писатель
Трудно хорошо пахнуть, живя на кухне.[1456]
[Учителям] поневоле приходится бесноваться среди бесноватых [т. е. учеников].[1457]
[О Риме:] Бога здесь легче встретить, чем человека.[1458]
Глоток горячего вина – лучшая шуба.[1459]
[Об умершем:] Он присоединился к большинству.[1460]
Далеко бежит тот, кто бежит от своих.[1461]
Человек всегда в центре неба.[1462]
Кто не может по ослу, тот бьет по седлу.[1463]
От змеи не родится канат.[1464]
Каждый грешит за себя.[1465]
Учитель не из очень ученых, да зато старательный, который учит большему, чем сам знает.[1466]
Каков хозяин, таков и слуга.[1467]
Это уже мое дело предусмотреть в завещании, чтобы я после своей смерти не претерпел обиды.[1468]
Любовь к творчеству еще никого не обогатила.[1469]
Я (…) стараюсь использовать всякий день, точно это последний день моей жизни.[1470]
Всякий охотно слушает, когда его уговаривают есть или жить.[1471]
Весь мир занимается лицедейством.[1472]
Попади только на чужбину, так начнешь уверять, что у нас свиньи жареные разгуливают.
Только сердце делает человеком – все остальное вздор.
Никто ничем никогда не довольствуется.
Солнце светит всем.
Все лучшее в природе принадлежит всем вместе.
Если мы знаем, что обречены на смерть, почему же нам сейчас не пожить в свое удовольствие?
Весь мир играет комедию.
Мы люди, а не боги.
Рожденным в лачуге о дворцах мечтать не пристало.
Чего нет сегодня, то будет завтра: в том вся жизнь проходит.
Минуя нас, судьба вершит дела.
У другого ты видишь вошь, а у себя и клеща не замечаешь.
Всякому приходится расплачиваться за свои грехи.
Если что-нибудь затеваешь, кончай поскорее.
Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.
Наука – это клад, и ученый человек никогда не пропадет.
Человек благородного ума не терпит пустословия, и дух его не может ни зачать, ни породить ничего, если его не оросит живительная влага знаний.
Хуже всего то, что кто смолоду плохо обучен, тот до старости в этом не сознается.
Всякий из нас ошибается.
Не произносить цветистых фраз, а говорить по существу.
Кто поверит нам на слово?
Что делать законам там, где царствуют одни деньги?
Испорченному уму кажется ничтожным то, что позволено, и душа такого человека, охваченная заблуждением, считает достойными противозаконные действия.
Враг порока, раз и навсегда избравший в жизни прямой путь и так уклонившийся от нравов толпы, вызывает всеобщую ненависть – ибо ни один не одобрит того, кто на него не похож.
Дома – львы, вне дома – лисицы.
Тот, кто врага не добьет, – победитель вдвойне.
В беде познаешь друга.
В нужде познаются друзья.
Оскорбивший незнакомцев зовется разбойником, оскорбивший друзей приравнивается почти что к отцеубийце.
Где дело пошатнулось, там друзья за дверь.
Любовь ранит даже богов.
Старая любовь не забывается.
Почему же только любовь должна красть, а не получать в награду?
Порицания достойны родители, не желающие воспитывать своих детей в строгих правилах.
Долго лежит снег на необработанных диких местах; но где земля сияет, укрощенная плугом, он тает скорее инея. Так же и гнев в сердце человеческом: он долго владеет умами дикими, скользит между утонченных.
Лучше давать повод к смеху, чем к насмешкам.
Всякий сам себе грешен.
Легковерие никогда до добра не доводит.
Нет ничего нелепее глупых человеческих предрассудков и пошлее лицемерной строгости.
Боятся поверить собственным глазам.
Не понимаю, как это бедность может быть сестрой высокого ума.
Те, кто стремится лишь к обогащению, не желают верить, что есть у людей блага выше тех, за которые держатся они.
Врач – не что иное, как утешение для души.
За смертью далеко ходить не надо.
Душа жаждет того, что утратила, и уносится воображением в прошлое.
Искусство никогда не умирает.
Кто снесет теленка, снесет и быка.
Легкодоступное мало ценится.
Змея веревки не родит.
Где сладко, там и горько.
На что спрос, то и кажется самым лучшим.
Всюду, где есть сладкое, найдешь и кислое.
Плавт Тит Макций
(ок. 250 – ок. 184 гг. до н.э.) комедиограф
Кто бежит от своих, тому долго придется бежать.
Неожиданное случается в жизни чаще, чем ожидаемое.
Судьба лепит и мнет как ей заблагорассудится.
Ни у кого не бывает постоянного счастья.
Истинно честен тот, кто всегда спрашивает себя, достаточно ли он честен.
За добро воздается добром, а на зло отвечается злом.
Дело тем верней свершишь, чем важней его считаешь.
То, что сделано, не может стать несделанным.
Один человек не может быть всезнающим.
Приятнее, если ты поумнел от опыта других, чем другие от твоего.
Не всякий возраст подходит для школьной учебы.
Знакомое зло есть зло наименьшее.
Легко стать мудрым тому, кто научился на чужой беде.
Нужда всему научит тех, кого она коснется.
Не годами, а природным дарованием достигается мудрость.
Мудрый сам кует себе счастье.
К чему лишние слова?
Двух слов довольно умному.
Совет дороже золота.
Если что-нибудь сказано в шутку, того не обращай в серьезное.
На ваших языках мед, а в сердцах желчь.
Голого раздеть невозможно.
Из свидетелей лучше один видевший, чем десять слышавших.
Рабство – тюрьма души.
Позорит человека лишь то наказание, которое он сам заслужил.
Будь верен тому, кто верен тебе.
Душевное спокойствие – лучшее облегчение в беде.
Мужество в несчастье – половина беды.
Человек человеку – волк.
Всем умным людям следует находиться во взаимном общении.
Предпочитаю, чтобы мои недруги завидовали мне, чем я моим недругам.
У человека среди многих друзей мало верных.
Когда состояние пришло в упадок, тогда и друзья начинают разбегаться.
Тот тебе друг, кто в несчастье помогает делом, когда в этом есть необходимость.
Любовь обильна и медом и желчью.
Снаружи – Елена, внутри – Гекуба.
Нам надо делать то, что родители приказывают.
Спокойствие в несчастье – отличная приправа.
Кто утратил стыд, того нужно считать погибшим.
Кто в гневе мягок, тот умней гораздо.
Не заставляй себя ждать.
Не бей по камню, чтобы не остаться без руки.
Все люди опытны в том, что касается их выгоды.
Злому делать добро так же опасно, как доброму зло.
Наглухо закрытое сердце.
Плохая штука – старость.
Любимцы богов умирают молодыми.
Кто желает съесть орех, должен разбить скорлупу.
Делать все, что душе угодно.
Черпать воду решетом.
Искать узлы в тростнике.
Бить кулаками по остриям.
Одновременно дуть и глотать нелегко.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы