Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Этапное значение рассказа Солженицына Один день Ивана Денисовича
Литературный дебют Александра Исаевича Солженицына состоялся в начале 60-х годов, когда в «Новом мире» были напечатаны повесть «Один день Ивана Денисовича» (1962, № 11), рассказы «Случай на станции Кочетовка», «Матренин двор» (1963, № 1). Необычность литературной судьбы Солженицына в том, что он дебютировал в солидном возрасте — в 1962 году ему было сорок четыре года — и сразу заявил о себе как зрелый, самостоятельный мастер. «Ничего подобного давно не читал. Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши…» Это самое первое впечатление А. Т. Твардовского, который прочитал рукопись «Одного дня Ивана Денисовича» ночью, в один присест, не отрываясь. А при личном знакомстве с автором редактор «Нового мира» сказал: «Вы написали отличную вещь. Не знаю, в каких школах вы учились, но пришли совершенно сформировавшимся писателем. Нам не приходится вас ни учить, ни воспитывать». Твардовский предпринял невероятные усилия к тому, чтобы рассказ Солженицына увидел свет. Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. Но в то же время, именно в таких условиях, по А. И. Солженицыну, наиболее ярко проявляется русский национальный характер. Народ сохраняет силу духа и нравственные идеалы - в этом его величие. Нужно заметить, что герои Солженицына сочетают в себе предельный трагизм бытия и жизнелюбие, так же как в творчестве писателя сочетаются трагические мотивы и надежда на лучшую жизнь, на силу народного духа. Народные характеры показаны писателем в рассказах “Матренин двор” и “Один день Ивана Денисовича” в образах старухи Матрены и заключенного Щ-854 Шухова..Повесть «Один день Ивана Денисовича» привлекла внимание читателей не только своей неожиданной темой, новизной материала, но и своим художественным совершенством «Избрана малая форма — в этом опытный художник», — заметил Твардовский. Действительно, в раннюю пору своей литературной деятельности писатель отдавал предпочтение жанру рассказа. Он придерживался своего понимания природы рассказа и принципов работы над ним. «В малой форме, — писал он, — можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение — работать над малой формой. Потому что в маленькой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя». И «Один день Ивана Денисовича» Солженицын относил к жанру рассказа: «Иван Денисович» — конечно, рассказ, хотя и большой, нагруженный». Жанровое обозначение «повесть» появилось по предложению Твардовского, который хотел придать рассказу «больше весу».Выражать правду жизни во всей ее полноте! — таково основное эстетическое требование Солженицына. Задумал написать рассказ, еще когда сидел. Потом вспомнил свой замысел и написал рассказ о жизни зека. Первоначальное название – Щ 854. Но с таким названием рассказ не прошел бы цензуру. Поэтому изменил. Большое значение имел выбор героя. Солж изображает человека из народа. Он несмышленый, но сумел нравственно выстоять в условиях лагеря. Структура повествования: построен по принципу синтеза. Передается точка зрения героя, повествование от 3 лица. Автор использует несобственно-прямую речь, т.е слова героя. Через повествование от 3 лица передаются чувства, мысли всего лагерного общества. Главным героем повести "Один день Ивана Денисовиҹа" А. Солженицын сознательно сделал обыкновенного мужика, которого постигла судьба, характерная для многих русских людей XX века. Иван Денисовиҹ Шухов был хозяйственным и бережливым хозяином в маленькой деревне. Когда пришла война, Шухов ушел на фронт и ҹестно воевал. Полуҹил ранение, но не долеҹился, поспешив вернуться на свое место на фронт. На долю Ивана Денисовиҹа выпал и немецкий плен, из которого он бежал, но попал в'результате в советский лагерь. Суровые условия страшного мира, огороженного колюҹей проволокой, не смогли сломить внутреннего достоинства Шухова, хотя многие из его соседей по бараку давно потеряли ҹеловеҹеский облик. Превратившись из защитника Родины в зека Щ-854, Иван Денисовиҹ продолжает жить по тем нравственным законам, которые сложились в крепкий и оптимистиҹный крестьянский характер. Мало радостей в расписанном по минутам распорядке дня заклюҹенных лагеря. Каждый день одно и то же: подъем по сигналу, скудный паек, который оставляет полуголодными даже самых тощих, изнурительная работа, постоянные проверки, "шпионы", полное бесправие зеков, беспредел конвойных и надзирателей... И все же Иван Денисовиҹ находит в себе силы не унижаться из-за лишней пайки, из-за сигареты, которые всегда готов заработать ҹестным трудом. Многовековая крестьянская мудрость уҹит Шухова: "Кряхти да гнись. А упрешься переломишься", но, смиряясь, этот ҹеловек никогда не будет жить на коленях и пресмыкаться перед власть имущими. Трепетное и уважительное отношение к хлебу выдают в образе главного героя истинного крестьянина. За восемь лет лагерной жизни Шухов так и не отуҹился снимать шапку перед едой даже в самый лютый мороз.
Герой не просто безликий зек, у него есть прошлое. Иван житель деревни, у него есть жена. Но его поведение не типично для деревенского мужика: он не скучает по земле, по труду, не вспоминает коня, корову. Эти автор показывает, что коллективизация отбила у мужика желание работать, отбила любовь к деревне, все трудились не для себя лично, а для колхоза – отсюда потеря любви. Так же о прошлом Ивана сказано, что он воевал, затем попал в плен, затем в лагерь. Здесь полемика с Шолоховым его герой в рассказе «судьба человека» работал на немцев, вернулся на родину героем. Иван не бунтует против власти, он выбирает жизнь, поэтому подписывает то, что ему скажут, иначе забьют. Он находит формулу выживания – кряхти да гнись, а упрешься надломаешься. Внешне Иван не бунтует, а внутренне не принимает этих законов. Главное для него – остаться человеком. Иван не понимает Буйновского, который из-за напузника начал бунтовать. Восстать можно, но по делу, а так надо беречь силы, не тратить их попусту. И.Д. персонаж сложный. Меняется в зависимости от среды. Пространство: показан один день, который длится как вечность. Один потому, что все остальные будут такие же как этот. Сталинские лагеря на 90% были заполнены абсолютно неповинными людьми, и этот факт стал для прогрессивной общественности шоком. Цезарь Маркович попал в лагерь за неосторожное высказывание, Тюрин – за то, что сын кулака, баптист Алёша – за то, что верил в бога. Повесть вскрывала преступные механизмы уничтожения людей в соответствии со сталинской доктриной. С повестью в язык народа вошла жуткая лагерная лексика: шизо, кондей, стукач, придурок, полкан и др.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы