Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проза «сорокалетних» в литературном процессе 80-90-х. Проблематика и художественное своеобразие произведений В. Маканина (Утрата, Лаз и др.)⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16
Маканин: «Безотцовщина», «На первом дыхании», «Валечка Чекина», «Старые книги», «Погоня», «Повесть о старом поселке. Автор наблюдает, как активный характер молодого человека, разбуженного «оттепелью», приспосабливает свою невостребованную энергию к новому социальному климату — как из романтиков формируются люди практического действия, живущие интересами одной минуты, для которых вопрос прописки, обмена или карьеры становится способом осуществить свою личность, свою свободу. В произведениях 1980-90х герой Маканина—человек безвременья, непитающий ни малейших иллюзий насчет возможности обрести духовную почву во внешнем мире, поэтому он ищет эту почву в себе, в собственной психике, пытаясь открыть в себе самом нечто тайное, нереализованное, связывающее изнутри и с прошлым, и с будущим. Одним из сквозных мотивов в зрелой прозе-образ туннеля—купчик Пекалов в повести «Утрата» роет бессмысленный туннель под рекой Урал; Ключарев в повести«Лаз» по вертикальному туннелю спускается в некий подземный благополучный мир. Повесть Утрата(1987).-общий сюжетный принцип «наложения, совпадений, просвечиваний одного сюжета сквозь другой и сквозь третий» (И. Соловьева). Действие повести -в нескольких временных пластах, свободно перетекает из века в век, подчиняясь творческой воле автора. Купец Пекалов, роющий туннель под Уралом, герой повести «Утрата», был святым в глазах окружающих, т.к. делал фанатично работу, которую никак нельзя было объяснить. И это привлекало людей, т.к. если объяснить нельзя, то значит это «божье дело», значит это нужно кому-то зачем-то свыше. Но раз Сразу же после легенды о Пекалове идет легенда о китайском враче, только тогда вошедшем в легенду, когда он решил вскрыть голову императора и поплатился жизнью. И затем рассуждение автора и героя повести вообще о том, как появляется легенда и почему лишь одержимые бессмысленным делом становятся героями легенд. Герой повести не знает ответа.И опять Маканин дальнейшим ходом повести разрушает то, что выстроилось вначале. Герой повести рассказывает легенду и вспоминает свой бред в болезни и затем поездку в умершую родную деревню, как бы пытаясь уравняться в одержимости с купцом Пекаловым. Ничего от него не останется, даже легенды. И он это понимает. Он хочет найти опору в прошлом, хоть как-то быть причастным хотя бы к туннелю, что рыл Пекалов, но увы... Бред остается бредом, деревни нет, а своего туннеля герой повести прорыть уже не сможет. И это-то и есть главная утрата-понимание этого толкает к поискам веры, которую каждый находит соответственно своему уровню. Подменяя понятие "памяти" понятием "памятник", человек утрачивает связь с прошлым=> теряет ощущение самого себя во времени. Герой Маканина теряет связь м/у прошлым и настоящим(память) и безнадежно пытается вновь обрести смысл жизни, хотя терпит поражение в попытке сохранить хотя бы часть потерянного. Утрата выступает как антоним памяти, неспособность сохранить в себе ушедшее. Беспамятные люди, однако, инстинктивно испытывают состояние тревоги и страха перед вечностью, перед забвением. И чем больше героем "Утраты" овладевает ощущение его смертности, тем больше он противится этой силе. "Костылюшка" снова и снова идет на помощь девочке, блуждая в коридорном лабиринте. Пекалов продолжает копать, отбрасывает землю, вгрызается в щебень, входит в раж. Так вместе со своими героями Маканин ищет не общую истину, а смысл индивидуального бытия -всегда конкретный смысл, который обещает ответ на страшный вопрос: "Неужели забудут?". В повести много символики, часто встречается само слово "утрата": предметов (часовни), чувств (встречаешь знакомого, а говорить не о чем), памяти (фамилии на крестах стёрлись)...
49. Проблематика и поэтика произведений Л. Петрушевской (Свой круг, Время ночь)
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 763; Нарушение авторского права страницы