Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


От площади Республики до площади Барберини



Улица Национале завершается огромной полукруглой площадью Республики (Piazza della Repubblica), известной среди местного населения как площадь Эзедры (Piazza dell Esedra). Два ее боковых крыла вмещают в себя пятизвездочную гостиницу, многозальный кинотеатр, "Макдоналдс" и аптеку, а посередке красуется фонтан с наядами. Сейчас его почти не разглядеть из-за потока машин, но в 1901 году, когда скульптор Марио Рутелли только водрузил здесь своих обнаженных красавиц, вокруг них разгорелся нешуточный скандал. Благонамеренная публика требовала прикрыть срам или запретить фонтан вовсе, но наяд, как ни странно, удалось отстоять.
Форма же площади объясняется очень просто: на этом месте находился стадион при термах Диоклетиана (Terme di Diocleziano), циклопическом банном комплексе, где один только бассейн имел площадь в 3 000 м2. Из всех сооружений древнего Рима начатые в 298 году Максимианом, завершенные в 306 году Диоклетианом и заброшенные в 553 году после очередной варварской осады термы уступали по масштабу разве что Неронову "Золотому дому" они занимали всю территорию между нынешними улицами Вольтурно (Volturno), Венти-Сеттембре (XX settembre), Торино (Torino), Виминале (Viminale) и площадью Чинквеченто (Piazza dei Cinquecento). Кроме того, в Средние века им очень повезло: поскольку подножие Эсквилина находилось далеко от тогдашнего центра города, стоявшими тут зданиями никто особенно не интересовался, на стройматериалы их не растаскивал и крепостей там не строил. Так что гуманистам термы достались почти что в целости и сохранности, даже с мраморными украшениями.
На месте античного калидария в XVI веке решено было возвести церковь в память о христианских мучениках, которых, по легенде, согнали на строительство терм в количестве сорока тысяч. Проект церкви - нынешней базилики Санта-Мария-дельи-Анджели (Santa Maria degli Angeli) - поручили Микеланджело; он же придумал просторный двор для прилегавшего к церкви монастыря, в котором теперь устроен музей (вход со стороны площади Чинквеченто). Здание вышло поистине античного эпического размаха: внутри базилика похожа на гигантскую крытую площадь. В 1702 году в ее пол встроили солнечные часы - диагональную черную полосу из мрамора с металлическом лучом, на который нанесены градации и названия созвездий. По этим часам сверял время весь Рим, пока в 1846 году не учредили полуденный выстрел из пушки с башни замка Святого Ангела. Стреляют и по сей день.
Если обойти термы с правой стороны, минуя букинистические лотки и розовую громаду Римского музея (Museo Nazionale Romano al Palazzo Massimo), вы окажетесь на привокзальной площади Чинквеченто, где останавливается большая часть городских автобусов, тусуется местная украинская диаспора и торчат из земли остатки сервианских стен.
Первый поезд - Рим Фраскати - прибыл на вокзал Термини (Stazione Termini) при Пие IX, который в начале своего правления слыл большим либералом и проявлял невероятный интерес к новинкам вроде телеграфа или железной дороги. Начатое при нем здание чем-то смахивало на Рижский вокзал в Москве, но гигантомана Муссолини оно не устраивало, и в 30-х годах Термини начали переделывать. Нынешний вокзал с лихо заломленной крышей - результат работ, продолжавшихся с 1938 по 1950 год. Через полвека (к Юбилею 2000 года) его вычистили, привели в порядок, оснастили подземной галереей и неожиданно приятными лавками и забегаловками - и превратили во вполне светский торговый центр. Правда, римляне до сих пор - по привычке - продолжают считать Термини местом как минимум весьма сомнительным. Между тем в его окрестностях есть на что посмотреть: на идущей вдоль путей улице Джолитти (Via Giolitti) стоит церковь Санта-Бибиана (Santa Bibiana), первое, что построил в Риме Бернини, а за ней - развалины, известные как храм Минервы (Tempio di Minerva Medica). На самом деле это строение с оригинальной конструкции куполом, видное из окон всех подъезжающих к Риму поездов, было, скорее всего, обеденным залом императорской виллы.
Кстати, о Бернини. В церкви Санта-Мария-делла-Виттория (Santa Maria della Vittoria, Карло Мадерно, 1626), куда от терм Диоклетиана можно попасть по улице Орландо (Via V.E.Orlando), хранится его самая скандальная скульптура - удивительно эротичный "Экстаз святой Терезы" (1644-1652, в капелле Корнаро слева от главного алтаря), любимая мишень просвещенных путешественников ("Если это и есть религиозный экстаз, то я хорошо с ним знаком", - сказал якобы один заезжий француз).
Отсюда - мимо гигантского фонтана с кривоватым Моисеем и церкви Санта-Сусанна с фасадом Карло Мадерно (1603) - спускается вниз с холма широкая и малоинтересная улица Барберини (Via Barberini), утыкающаяся в конце концов в одноименную площадь (Piazza Barberini). Площадь славна двумя фонтанами работы все того же Бернини: "Тритоном" (в центре) и "Пчелами" (в дальнем левом углу), а также самым удобным и дешевым в Риме интернет-кафе easyEverything.
Когда-то - до того как возникли нынешние интернет-кафе и кинотеатр - с площади было видно боковое крыло палаццо Барберини (Palazzo Barberini), фамильной резиденции главных римских меценатов XVII века. В послужном списке папы Урбана VIII (1623-1644) - завершение собора Святого Петра, сооружение площади перед ним и балдахина над алтарем, не говоря уже о более мелких церквях вроде Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане или Сант-Иво-алла-Сапиенца. Кроме того, папа Барберини был большим поклонником и покровителем Бернини - говорят, что он даже держал перед скульптором зеркало, когда тот делал автопортрет. Разумеется, в строительстве дворца Барберини папский любимец тоже поучаствовал - он проектировал лоджию, парадную лестницу, главный зал, дворцовый театр и шкафы для библиотеки. Правда, вторая лестница - спиральная - досталась его извечному сопернику Борромини. И по той и по другой можно пройтись, зайдя в Музей старинного искусства, который был устроен во дворце после того, как в 1949 году дворец продали государству.
Античные термы состояли из аподитерия (раздевалки), судатория (помещения вроде сауны), калидария (где мылись теплой водой), тепидария (где полагалось остывать) и фригидария (бассейна с холодной водой). Кроме того, в них имелись гимнастические холлы, сады, библиотеки и т.п.
Санта-Мария-дельи-Анджели (Santa Maria degli Angeli) пн-сб 7.00-18.30, вс 8.00-19.30

Церковь Санта-Бибиана (Santa Bibiana) Via Giolitti 154 пн-сб 7.00-10.00, 17.00-18.00
Санта-Мария-делла-Виттория (Santa Maria della Vittoria)
Largo Santa Susanna пн-вс 7.00-12.00, 15.30-18.00
Пчелы были изображены на гербе папы Урбана VIII Барберини













Квиринал

По значению Квиринал - второй холм после Капитолия. В легендарные времена основания города тут обитали сабиняне - те самые, чьих дочерей умыкнули латинские первопоселенцы под водительством Ромула. Когда инцидент (после некоторого количества вооруженных столкновений) был исчерпан, примирившиеся стороны объединенными усилиями воздвигли на холме храм богу Квирину, в честь которого всех последующих римлян стали именовать квиритами.
Вторая важная вещь, которую следует знать про это место: здесь даже в самую сильную жару дует небольшой ветерок, поэтому на Квиринале с давних пор строились летние виллы. Папы поселились тут в XVI веке: Квиринальский дворец (Palazzo del Quirinale) начали при изобретателе григорианского календаря Григории XIII Бонкомпаньи, а закончили двумя столетиями позже, при Клименте XII Корсини. В работах поучаствовали, кажется, все сколько-нибудь известные архитекторы тех времен - от Мартино Лонги Старшего до Доменико Фонтаны, Карло Мaдерно и Джан Лоренцо Бернини. Вышло у них, правда, скорее внушительно, чем удачно. Самая лучшая часть дворца - это сады, куда, как назло, не пускают: после того как объединенно-итальянские войска выгнали из Квиринальского дворца Пия IX и водворили туда Витторио Эмануэле II, здание превратилось в резиденцию главы государства. Сейчас тут обитает президент. Так что на сады можно взглянуть только одним глазком - через ворота со стороны Квиринальской улицы (Via del Quirinale). В сам дворец - с росписями Ланфранко, Гвидо Рени и Пьетро да Кортоны - неправительственную публику пускают по воскресеньям. Во все прочие дни остается любоваться охраняющими президента гвардейцами, видом купола Сан-Пьетро с балюстрады и фонтаном Кастора и Поллукса. Колоссальные статуи Диоскуров (римские копии греческих оригиналов v века до н.э.), украшавшие когда-то термы Константина, водрузил в центр площади Сикст v, после чего еще несколько поколений архитекторов мучились, разворачивая близнецов и устанавливая между ними обелиск. Кроме того, имеет смысл бросить взгляд на папские конюшни (Scuderie papali) в левом углу площади: после окончившейся пару лет назад реставрации там стали устраивать презанятнейшие выставки.
Больше на Квиринальской площади делать нечего; можно только спуститься вниз к фонтану Треви или отправиться вдоль так называемого "длинного крыла" (manica lunga) папского дворца по Квиринальской улице, где стоят две барочные церкви-конкурентки: Сант-Андреа-аль-Квиринале и Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане.
Розовомраморную, с остроумным овальным портиком, Сант-Андреа-аль-Квиринале (Sant Andrea al Quirinale) построил в 1665 году Бернини, который остался так доволен своей работой, что потом много лет втайне ездил ею любоваться. Естественно, радовался архитектор не просто так: он был абсолютно уверен, что утер наконец-то нос Борромини, автору Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане (San Carlo alle Quattro Fontane). Победа, правда, получилась сомнительная: уравновешенно-элегантная Сант-Андреа явно проигрывает неожиданно дерзкой, причудливо изломанной Сан-Карло, с которой Борромини начал свою карьеру и которую потом доделывал всю жизнь, по двадцать раз лихорадочно перечерчивая каждую деталь, от колодца во дворике до окошечка в исповедальне. Задание архитектора напоминало салонную игру: ему предлагалось вписать всю церковь в площадь, в точности равную площади столба, поддерживающего купол Сан-Пьетро.
Затейливое изобретение Борромини стоит на не менее затейливо изукрашенном перекрестке Четырех фонтанов
(Quadrivio delle Quattro Fontane), где по углам возлежат статуи Тибра, Арно, Дианы и Юноны. Отсюда, если встать посередке, видны сразу три обелиска - эсквилинский, квиринальский и тот, что у церкви Тринита-деи-Монти: результат градостроительных игрищ Сикста V. В четвертую сторону вид открывается на построенные по рисунку Микеланджело ворота Пия (Porta Pia), прославившиеся тем, что именно через них ворвались в город отряды Гарибальди в 1870 году.
Квиринальский дворец (Palazzo del Quirinale) Сентябрь-июнь: вс 8.30-12.30 Вход - ?5,16
Из-за конных статуй у фонтана Квиринал называли еще Лошадиным холмом - Monte Cavallo
Церковь Сант-Андреа-аль Квиринале (Sant Andrea al Quirinale) ср-пн 8.00-12.00, 16.00-19.00
Церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане (San Carlo alle Quattro Fontane) пн-пт 10.00-13.00, 15.00-17.00, сб 10.00-13.00










Древнеримские сады

Гигантские виллы с затейливо подстриженными садами, скульптурами, фонтанами и расписными павильонами во множестве появились в Риме после завоевания Греции, в I веке. Назывались они Horti и располагались в основном как раз вокруг Эсквилина. Традиция пошла от Лукулла, главного гурмана античности (его владения находились в районе нынешней виллы Боргезе), и Саллюстия - историка и африканского наместника. От Саллюстиевой виллы остался один-единственный круглый павильон посреди площади Саллюстия
(Piazza Sallustio). Непрофессиональному глазу строение говорит немного, зато здесь можно оценить толщину накопившегося за два тысячелетия культурного слоя - фундамент павильона ниже уровня мостовой на 14 метров - и фирменную римскую непредсказуемость: проблески античности попадаются в заведомо скучных районах

Светоний о Золотом доме Нерона

"Но более всего он был расточителен в постройках. От Палатина до самого Эсквилина он выстроил дворец, назвав его сначала Проходным, а потом, после пожара и восстановления, Золотым. Прихожая в том доме была такой высоты, что в ней стояла колоссальная статуя императора ростом в 120 римских футов (1 римский фут = 0,296 м); площадь его была такова, что тройной портик по сторонам был в милю длиной; внутри был пруд, подобный морю, окруженный строениями, подобными городам, а затем - поля, пестреющие пашнями, пастбищами, лесами и виноградниками, и на них - множество домашней скотины и диких зверей. В остальных покоях все было покрыто золотом, украшено драгоценными камнями и жемчужными раковинами; в обеденных палатах потолки были штучные, с поворотными плитками, чтобы рассыпать цветы, с отверстиями, чтобы рассеивать ароматы; главная палата была круглая и днем и ночью безостановочно вращалась вслед небосводу"


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь