Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Редактирование композиции – начальный этап работы с авторским текстом.



Термин «композиция» в переводе с латыни означает «составление». Как раздел искусствоведения, литературоведения и языкознания учение о композиции выявляет закономерности построения це­лостного речевого произведения, роль его отдельных частей, их взаимосвязей в воплощении замысла автора. А сама композиция текста — это строение, структура произведения, последовательность смысловых фрагментов, образующих целостный и связный в отношении содержания и формы текст. Через композицию цепочка предложений, которой представлен любой текст, приобретает важнейшее содержательное качество — смысловую целостность.

Композиция — одна из универсальных, основополагающих категорий, связывающих языковую форму с содержанием, а не чисто формальное явление.

Есть жанры, в которых количество и последовательность смысло­вых элементов жестко заданы, например тексты оперативной инфор­мации, рекламные объявления и плакаты, инструкции, афиши и пр. Это облегчает их обработку с помощью компьютера. Другие допуска­ют варьирование набора смысловых элементов и порядка их изложе­ния, но предполагают наличие обязательных аспектов содержания, например расширенные информационные заметки, репортажи. И на­конец, есть жанры достаточно свободные — зарисовки, очерки, эссе, аналитические тексты, например статья. Но каковы бы ни были со­держание и жанр текста, выбор смысловых элементов и их располо­жение важны всегда, даже когда текст состоит всего из двух-трех фраз и решаются не художественные, а чисто практические задачи.

Требования к композиции текстов массовой коммуникации осно­ваны на закономерностях логически правильного мышления. Они включают:

• соответствие выбранного композиционного принципа теме, идее текста, специфике фактического материала;

• последовательность в изложении, отсутствие перескоков с одно­го предмета на другой или неоправданных повторений, четкость композиционных переходов от одного аспекта темы к другому, четкость и мотивированность связей между частями;

• ход изложения — от известного к новому, неизвестному, от настоящего к будущему, от причин или условий к следствиям;

• полноту, исчерпанность темы в пределах авторского замысла и жанра текста;

• соразмерность частей произведения, но с учетом важности каж­дой из них (что важнее – о том больше и говорим);

• четкость рамочных элементов произведения;

• целесообразность различных композиционных приемов.

Дробность членения текста зависит от его назначения и аудито­рии. Принято считать, что чем популярнее издание, тем более дроб­ным может быть деление текста. В частности, это утверждение доказывается практикой средств массовой информации — тенден­цией дробить развернутые тексты на относительно самостоятель­ные фрагменты, каждый из которых имеет свое название — подза­головок.

Такое членение помогает читателю ориентироваться в содержании и избавляет от монотонности сплошного текста.

 

Анализ и оценка композиции происходят на этапе углубленного чтения. Задача редактора — проверить соответствие избранного ком­позиционного принципа теме, последовательность, полноту изложе­ния, целостность и связность текста, соответствие выбранной компо­зиции содержанию и замыслу, оправданность композиционных приемов. Правка композиции, структуры текста — один из первых этапов правки-обработки. Не выправив ее, нецелесообразно исправ­лять другие недочеты, скажем стилистические, с чего часто начинают неопытные редакторы. Это все равно что начать отделку здания, не убедившись в прочности его стен и крыши. Проделанная работа ока­жется попросту бесполезной, если в дальнейшем будут обнаружены конструктивные недостатки рукописи.

Работа с основной частью текста. Главные редакторские требова­ния к содержанию — полнота и последовательность изложения, чет­кая взаимосвязанность частей, их соразмерность, обоснованность композиционного членения текста. Текст, разбитый на части механи­чески, без учета смысла, или хаотичное, плохо организованное изло­жение только затрудняют понимание.

Проанализировать эти качества помогает составление плана текс­та. Если текст мал по объему, достаточно плана в устной форме, но все равно он служит опорой и автору при написании, и редактору при анализе и правке текста. Работа над содержанием и формой без плана подобна плаванию корабля без руля и ветрил.

Говоря о смысловых и, соответственно, композиционных элемен­тах, которые могут стать основой плана, обычно имеют в виду более или менее развернутые фрагменты, освещающие какой-либо один ас­пект темы, начиная с части, главы, параграфа и заканчивая одним или несколькими сверхфразовыми единствами. Но в краткой информации за такой фрагмент можно принять одно предложение или даже его часть. Критерий выделения — смысловое единство фрагмента. Каждый такой фрагмент, за исключением отдельного предложения, также имеет внутреннюю структуру, соответствующую закономернос­тям избранного способа изложения.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь