Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Характеристика повествовательного текста.



Повествование – это способ изложения, цель которого дать представление о событии в хронологической последовательности эпизодов, его составляющих. Каждый эпизод повествования пред­ставляется как относительно законченный, необходимо влекущий последующие. Рассмотрим пример:

Это был акт детской мести. В 1886 году некий московский сорвиголова 10—12лет от роду, сын дворника, служившего в доме купца Клишина, получил за какую-то ша­лость взбучку от хозяина, оскорбился и решил отомстить. На болотистом берегу реч­ки Пресни он наловил с десяток ужей. Добычу свою в мешке принес в купеческие хо­ромы и спрятал в кладовке, чтобы потом незаметно выпустить в гостиную или спальню. Но пронырливые твари уползли из мешка.

Рандеву змеюки с хозяйкой дома состоялось в коридоре. Мощное купеческое «Ка­раул! Спасите!» услышал дворник (тот самый, папаша юного змеелова) и, решив, что дело серьезное, принялся свистеть в свисток, призывая на помощь полицию.

Прибывший на место происшествия будочник разобрался во всем быстро: нашел мешок в кладовке, поймал одну змеюку, другую... без особого труда вычислил винов­ника переполоха (судя по всему, отрок долго после этого не мог сидеть), мешок с тварями отнес в участок, чтобы следующим утром выпустить несчастных куда-ни­будь в подмосковный лес. А пока положил его в шкаф в участке, отправился нести службу и забыл про подопечных.

После этого участковый пристав (начальник будочника), заглянув в шкаф, заин­тересовался содержимым явно «не местного» мешка. Какой же мощи были выраже­ния, разносившиеся по всему участку! В результате решительных действий разгне­ванного пристава «таких-растаких змеюк» вышвырнули на ближайший пустырь, а забывчивого будочника подвергли взысканию.

 

Перед вами типичный повествовательный текст. Курсивом выде­лены основные моменты, составляющие его смысловую основу, - узлы повествования. Каждый из них представляет относитель­но законченный смысловой и временной эпизод, а каждый такой эпизод обусловливает появление следующего. Мальчик получил взбучку — оскорбился — решил отомстить — наловил ужей — спрятал в мешке в кладовке — но твари уползли из мешка — состоялось ран­деву хозяйки со змеюкой — дворник услышал испуганный крик и позвал свистком на помощь будочника... Не представляет труда за­кончить это перечисление. Расположены узлы повествования в соот­ветствии с реальным ходом событий – в хронологической последовательности. Это композиционный принцип система­тизации узлов повествования. Существенный элемент оформления повествовательного текста – его ритм (в данном случае краткость, динамизм), который создается и за счет отбора узлов повествования, называющих в каждом фрагменте основное для него действие, и за счет того, что опускаются подробности, которые читатель может восстановить, исходя из собственного жизненного опыта. Например, не оформляется как самостоятельный узел повествования подробность о ром, что купчиха при встрече с ужом закричала, что горе-змеелова здорово наказали. Наконец, немаловажная особенность повествования – авторская интонация, в данном случае насмешливая, которая может меняться на протяжении текста.

 Композиционно в этом рассказе можно выделить зачин (первая и вторая фразы, в которых в самом общем виде называется и характери­зуется тема), концовку (последняя фраза, итог событий) и несколько подтем, связанных с появлением новых действующих лиц: в первом эпизоде это мальчик с ужами, во втором — испуганная купчиха и дворник, в третьем — будочник, в четвертом — участковый пристав. Переходы к подтемам графически оформлены абзацами.

Синтаксической опорой повествовательного текста служат формы глаголов совершенного вида прошедшего времени, которые передают значение завершенного действия, результата. Между собой предложения синтаксически и логически равноправны и соединены сочини­тельной связью или бессоюзной, но передающей те же сочинитель­ные смысловые отношения.

Приведенный пример – это так называемое эпическое по­вествование. Автор, наблюдавший ситуацию со стороны, ведет обобщенный рассказ о ней как о событии случившемся. Все необхо­димые подробности либо упоминаются в тексте, либо легко восста­навливаются из него.

Помимо эпического с древности выделяется сценическое повествование, суть которого в том, чтобы через образную, часто не передаваемую текстом, но непосредственно наблюдаемую де­таль (внешность, манера говорить, интонация, костюм) охарактери­зовать событие. Сценическое повествование лежит в основе всех драматических произведений и характерно для текстов, рассчитанных прежде всего на произнесение. Оно закономерно тогда, когда событие осмысляется образно. К сценическому можно отнести и такое повествование, в котором движение передается чередованием деталей, наглядных образных картинок.

Во всем остальном сценическое повествование строится так же, как и эпическое.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь