Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Элементы композиции, основные композиционные принципы и приемы.



 

В композиции текста принято различать несколько частей, каждая из которых имеет свое назначение. Еще античные риторы выделяли вступление, основную часть и заключение. Вступление вводило в курс дела, ставило проблему, в основной части проблема разрабатывалась, и заключение подводило итог сказанному. В самом общем виде те же части выделяются и сейчас. Но по роли и коммуникативным требова­ниям принято противопоставлять рамочные элементы композиции и основную часть.

Рамочные элементы — это и элементы самого текста, и га­зетной или журнальной полосы в целом. К рамочным элементам (кроме некоторых жанров рекламы) относятся заголовки, подзаголов­ки, вступления, заключения, врезы — выделенные графически абза­цы, резюмирующие тему. В рекламе текстовые рамочные элементы имеют свои наименования. Это слоган — основная ударная фраза текста, содержащая рекламное предложение, и эхо-фраза — также ударная фраза текста, поддерживающая, комментирующая слоган. Своеобразие рекламы в том, что она может состоять только из этих элементов и последовательность их может варьировать. Например, перед Новым годом в метро был размещен плакат, текст которого со­стоял из двух фраз: Хороша работа без седьмого noma. « Rexona» никогда не подведет (реклама дезодоранта). В нем первое высказывание — это эхо-фраза, а второе — слоган.

К рамочным элементам полосы издания относятся рубрики, кото­рые называют тему серии материалов, публикуемых продолжительное время, и выделители, называющие тему одного или нескольких мате­риалов, а не постоянной серии, и занимающие место рубрики.

Основные функции рамочных элементов композиции:

• обозначение рамок текста, т.е. выделение его в потоке коммуни­кации;

• привлечение и удержание внимания адресата;

• информирование о теме и содержании текста;

• в рекламе еще и афористичное формулирование рекламного предложения, формирование положительного отношения к пред­мету рекламы.

Рамочные элементы, кроме заключения, всегда графически выде­лены, и к ним предъявляются несколько иные требования, чем к ос­новной части. Например, стилистически любой рамочный элемент должен быть особенно выразительным и информативным.

Назначение основной части – передать информацию по те­ме в оптимальной языковой форме. Принято выделять два основных композиционных принципа, в соответствии с которыми организует­ся содержание основной части: сюжетный и логический. Сюжет­ный принцип композиции предполагает построение текста в соответствии с законами сюжета и фабулы художественного или пуб­лицистического произведения и используется прежде всего в литера­туре и художественно-публицистических и сатирических жанрах СМИ: очерках, зарисовках, фельетонах. Наиболее простая компози­ция, соответствующая сюжетному принципу, состоит из хронологи­ческой последовательности фактов, представляющих то или иное событие в развитии. На такой основе создаются репортажи как цело­стные произведения. Кроме того, хронология — это принцип систе­матизации смысловых компонентов повествования как способа из­ложения.

18. Редакторский анализ элементов композиции. Составление плана текста.

Логический принцип композиции предполагает следова­ние общим закономерностям правильного, логичного мышления, отражающимся в плане текста. Строится план по правилам деления понятий и в соответствии с основными топосами — ти­пичными мыслительными схемами, применяемыми при раскрытии содержательно родственных тем. В риторике описано примерно два десятка топосов, среди них такие, как «род — вид», «определение», «свойства предмета, его качества, признаки», «причина — следст­вие», «обстоятельства», «примеры и свидетельства», «сопоставле­ние». План и соответствующий топос предполагают анализ явления от целого к части, от более важных признаков к менее важным, от настоящего состояния к перспективам будущего, от причин к след­ствиям и другие последовательности, соответствующие закономер­ностям мышления и реальному положению вещей. В теории компо­зиции построение текста в соответствии с ними получило название нулевого уровня композиции. Подавляющее большинст­во текстов средств массовой информации, рекламы и паблик рилейшнз создаются на основании таких схем. Поскольку эти тексты не являются художественными, в их построении «главенствующим принципом выступает логическая организация текста».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь