Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Редактирование повествовательного текста.



Работа редактора с хронологией и ее виды. Начинать работу целесообразно с определения вида повествования и его композиционной ос­новы. Поскольку этот способ изложения предполагает передачу хро­нологической последовательности событий, можно выделить два основных принципа построения — прямую хронологию, когда изложение соответствует реальному ходу события от начала к концу, и обратную хронологию, когда событие излагается от конца к началу. Повествование чаще строится на основе прямой хронологии, поскольку она соответствует реальному развитию собы­тия и ее применение не требует дополнительных обоснований. Обрат­ная хронология – композиционный принцип, правомерность кото­рого автор и редактор обязаны оценить, и употребляется этот принцип довольно редко. Кроме того, существует так называемая смешанная хронология — хронологические отступления от прямой последовательности, которые также должны быть оправданны и не должны препятствовать пониманию текста. В основной части текста они обычно оформляются специальными композиционными связками типа забегая вперед, предвещая события, вспомним, что и т.п. В материалах массовой информации элементы смешанной хронологии встречаются преимущественно в зачине, который по сути является сообщением о каком-либо событии, предваряющем рассказ автора.

 

Полным провалом закончилась 13 апреля попытка ограбить инкассаторов фир­мы «Трейдинг ойл» в Подольске. Один из грабителей оказался настоящим разиней: он умудрился прямо на месте преступления потерять и деньги, и пистолет, и рацию! А двое его сообщников, удирая, попали в автоаварию!

 

Это типичный зачин подобных текстов. Далее автор возвращается к прямой хронологии и рассказывает все от начала до конца: как ин­кассаторы возвращались в офис, как на них напали и попытались ограбить, к счастью безуспешно.

Задача редактора — проверить обоснованность и последователь­ность соблюдения избранного композиционного принципа и при не­обходимости для начала выправить хронологию, помня о том, что прямая хронологическая последовательность наиболее естественна для повествования.

Выделение и оценка узлов повествования. Следующий этап работы ре­дактора — оценка узлов повествования с точки зрения правомерности их выделения, степени подробности изложения, точности подбора сло­ва и его грамматической формы. В текстах с линейной композицией, к которым относится и повествование, все это приобретает первосте­пенное значение. Неправильный выбор узлов, неточное словоупотреб­ление, сбои ритма повествования снижают литературное качество текс­та, оставляют ощущение неряшливо, наспех написанного материала.

Узлы повествования можно считать выбранными правомерно тог­да, когда каждый из них с необходимостью влечет за собой появление следующего и в тексте не возникает невосполнимых смысловых сква­жин, т.е. временные связи между узлами повествования должны сопровождаться причинно-следственными, и эти связи ре­дактор обязан четко отслеживать. Рассмотрим пример:

Сначала Лика жила в Москве, училась в школе. Но в восемнадцать вышла замуж за француза и уехала в Париж. В двадцать два развелась. Увлеклась было конной охо­той, но скоро заскучала. Совершенно случайно попала на корриду. И, недолго думая, унеслась в Испанию.

Учиться отрабатывать удар она пошла на обыкновенную скотобойню и четы­ре месяца трудилась помощником забойщика-мясника. Теперь Лика выступает среди известных тореро.

Полужирным курсивом выделены узлы повествования. Один из них — в двадцать два развелась – неправомерен, так как он не имеет прямого отношения к теме и не продвигает повествования вперед. Еще два узла: Учиться отрабатывать удар она пошла на обыкновенную скотобойню и четыре месяца трудилась помощником забойщика-мясни­ка — по сути, повторяют друг друга, поэтому первый надо просто уб­рать, а из последних двух сделать один, например, так: Там она нал обыкновенной скотобойне, помогая забойщику-мяснику, четыре месяца отрабатывала удар.

Лишние узлы повествования, лишние подробности — один из наиболее частых пороков таких текстов: они либо уводят в сторону, либо сильно замедляют ритм, делают повествование рыхлым, вялотеку­щим. Это усугубляется неточным словоупотреблением.

Возможен и другой случай: когда узлы повествования неоправдан­но пропускаются и возникают смысловые скважины или неверные истолкования ситуации. Например, В.Г. Короленко, редак­тируя очерк молодого автора, в текст о только что искалеченном на работе парне: Парень натянуто улыбнулся, но на лице его отразилась боль – вставляет недостающее звено: Парень натянуто улыбнулся, по­пробовал двинуться, но на лице его отразилась боль, поскольку боль воз­никла не от улыбки, а именно от попытки сделать движение. В нашем тексте вставлен узел (5) о том, что охранник уже был во время нападения на улице; в противном случае не понятно, как преступник, будучи на улице, смог ударить его, находящегося в машине, по лицу. Редактору следует обратить внимание и на выбор деталей внутри узлов повествования: они должны точно и образно характеризовать ситуацию, но не менять общий ритм. Так, в тексте о горе-грабителях в узлах 1—4 даны лишние подробности о том, чем занята фирма, сколько у нее бензоколонок и где они находятся, сколько лет инкассатору. Все эти детали отвлекают внимание читателя от самого события.

Тексту вредны детали, диссонирующие с общей интонацией повествования. В примере с текстом молодого автора: Стиснув зубы, с побелевшим лицом подошел Дмитрий и опустился на свежезеленую траву, словно блестками вышитую золотыми бутонами огоньков – Королен­ко исключил поэтичное и предметно точное сравнение, так как ясно, что Дмитрию в описываемой ситуации было не до цветов.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь