Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Алгоритм написания сочинения С2.1 (сочинения-рассуждения на лингвистическую тему)



1. Нужно точно понять смысл задания.

Для примера-образца:

1) Написать нужно именно рассуждение, то есть в нём должен быть тезис и аргументы / примеры.

2) Нужно «раскрыть смысл высказывания».

Раскрыть – 1) Поднять крышку; раздвинуть створки чего-нибудь. Раскрыть чемодан. Раскрыть ворота. 2) Разомкнуть… что-то сомкнутое, сложенное. Раскрыть зонт. Раскрыть душу перед кем-то. 3) Обнаружить, сделать известным, объяснить что-нибудь тайное, неизвестное. Раскрыть подробности происшествия. Раскрыть существо дела. (Словарь С.И. Ожегова.)

Понятно, что в задании слово раскрыть употреблено в 3-м значении, то есть во фразе Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают есть какой-то смысл, который при первом прочтении неочевиден. В данном случае ничего неочевидного в предложенной фразе нет: это утверждение (тезис), которое требует не «раскрытия», а приведения доказательств, которые его подтвердят или опровергнут. Следовательно, содержание сочинения и будет определяться примерами особенностей словаря и грамматики исходного текста.

2. Нужно точно понять значение всех слов во фразе, смысл которой предложено раскрыть. В данном случае это прежде всего слова словарь и грамматика.

Словарь - 1. Собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык. Толковый словарь. 2. Совокупность слов какого-нибудь языка, а также слов, употреблённых в каком-нибудь одном произведении, в произведениях какого-нибудь писателя или вообще употребляемых кем-нибудь. Поэтический словарь Пушкина. (Словарь С.И. Ожегова.)

Очевидно, что речь идёт о словаре во втором значении. Следовательно, в случае согласия с утверждением о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди» надо в исходном тексте найти слова, которые максимально точно передают мысли автора или персонажей. При этом можно идти либо от мысли к слову, либо от слова к мысли.

В первом случае, исходя из понимания темы, проблемы и идеи (основной мысли) текста, надо сделать вывод о тех мыслях, которые передаёт нам автор, и о том, что по ходу развития сюжета думают персонажи. Затем – посмотреть на те слова, которые отобрал автор для выражения этих мыслей.

Для примера-образца:

Внучка Анны Федотовны Таня любит свою бабушку. Это подтверждается тем, что именно она рассказывает ребятам о судьбе сына Анны Федотовны, героически погибшем на войне. Она терпеливо читает бабушке читанные-перечитанные письма с фронта. Она также потрясена поступком школьников. Это её отношение проявляется в том, как она обращается к бабушке: бабуля (сравните возможные варианты, которые такого отношения не передают: бабушка, баба, баб и т.п.).

«Большая девочка» хочет получить желаемое любой ценой, вплоть до кражи. Причём делает она это чужими руками. Она, несмотря на юный возраст, уже цинична и думает об окружающих лишь как об исполнителях её воли. Это ярко проявляется в тех словах, которые она обращает, например, к мальчику, который не решался забрать письма, пользуясь слепотой Анны Федотовны, и тем самым обмануть мать погибшего солдата, - трус несчастный: попытку быть совестливым она называет трусостью. Вместо возможного ну возьми, пожалуйста использует грубое выражение только пикни.

Во втором случае, исходя из того, какие стилистически отмеченные слова, слова, которые входят в синонимические ряды, и т.п. употребляет автор и персонажи, надо сделать вывод о том, что они думают.

Для примера-образца:

Слова бабуля, только пикни и т.п. показывают, что думает о бабушке Таня и что думает «большая девочка» об окружающих людях.

 

Грамматика – 1. Формальный строй языка (словообразование, морфология и синтаксис), образующий вместе с фонетикой и лексикой его целостную систему. 2. Наука об этом строе. Теория грамматики. 3. Книга, описывающая этот строй. Академическая грамматика. (Словарь С.И. Ожегова.)

Очевидно, что речь идёт о грамматике в первом значении. Следовательно, в случае согласия с утверждением о том, что «грамматика [свидетельствует о том, ] как они [люди] думают» необходимо в исходном тексте найти какие-то факты словообразования, морфологии и / или синтаксиса, выбор которых мотивирован не содержанием, а способом мышления. В случае если человек мыслит логически, то это может быть движение мысли от общего к частному (от тезиса к доказательствам, фактам, примерам и т.п.) или от частного к общему (наоборот). Кроме того, человек может находиться в состоянии, когда мысли вообще спутаны, мысль без всякой логики перескакивает с одного на другое. Всё это будет отражаться на грамматической стороне речи. Так, в случае логически стройного течения мысли человек будет употреблять относительно много сложноподчинённых предложений. В случае «спутанности мыслей» синтаксис будет гораздо проще, возможен вообще обрыв предложения и т.п. Таким образом, способ мышления отражается именно в синтаксисе.

При этом так же можно идти либо от способа мышления к грамматике, либо от грамматики к способу мышления.

В первом случае, исходя из понимания темы, проблемы и идеи (основной мысли) текста, надо сделать вывод об общем интеллектуальном состоянии автора и персонажей. Затем – посмотреть на грамматические особенности их речи

       Для примера-образца:

       Бó льшую часть текста занимает диалог персонажей. Когда люди общаются в неофициальной обстановке, то они одновременно и думают, и строят высказывание. Часто бывает, что какая-то мысль приходит неожиданно, поэтому человек, вроде бы закончив говорить, через несколько секунд продолжает мысль. В результате одно по сути предложение оказывается состоящим из нескольких фрагментов, которые разделены точкой[46].

       Примеры из речи Анны Федотовны: 1. (9) Сын успел написать всего одно письмо. (10) А второе написал после его смерти его товарищ. 2. (31) Мальчик, поставь шкатулку на место. (32) И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.

Во втором случае, исходя из того, какие синтаксические конструкции употребляет автор и персонажи, надо сделать вывод о том, как (=каким образом) они думают.

Для примера-образца:

В речи автора данного текста много однородных членов: 1. Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии . 2. Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала … 3. Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. Это свидетельствует о стремлении понять предмет речи со всех сторон, характеризовать то или иное действие максимально подробно, в деталях.

       3. Продумать композицию сочинения.

       Поскольку сочинение проверяется по критериям, то удобно в основу композиции положить следующий порядок его составных частей: 1) ответ на поставленный в задании вопрос; 2) примеры-аргументы; 3) вывод[47].

       4. Написать черновик сочинения, помня о том, что необходимо выдерживать научный стиль речи[48].

       5. Проверить черновик, обращая внимание на: 1) логику развития вашей мысли (она должна быть понятна не только вам, но и эксперту, который будет читать и оценивать сочинение); 2) ошибкоопасные в орфографическом и пунктуационном отношении места (в случае затруднения замените слово, написание которого вы не знаете, или синтаксическую конструкцию, в пунктуационном оформлении которой вы не уверенны).

       6. Переписать исправленный вариант сочинения в лист ответов.

 

Примерный вариант сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по приведённому выше тексту-образцу.

С мнением Г. Степанова трудно не согласиться. Действительно, выбор человеком слов и более крупных лексических единиц (например, фразеологизмов) из ряда возможных в языке показывает, что именно человек думает о предмете речи. Предпочтение тех или иных синтаксических конструкций, что связано уже с грамматической стороной речи, обусловлено способом мышления человека – от общего к частному или от частного к общему, а также тем, как мысль развёртывается в зависимости от ситуации общения – плавно или скачками, прерывисто.

Например, в данном тексте по слову, которое выбирает внучка для обращения к её бабушке – «бабуля», можно сделать вывод о том, что Таня любит Анну Федотовну. А грубое «только пикни», брошенное «большой девочкой» мальчику, отказывающемуся красть письмо погибшего сына Анны Федоровны, говорит о том, что мысли этой девочки об окружающих полны презрения и недетского цинизма.

Что касается грамматики, то можно обратиться к речи автора данного текста. В ней много однородных членов (в предложениях 27, 30, 52 и других). Это свидетельствует о стремлении понять предмет речи полно, характеризовать то или иное действие в деталях, то есть мыслит Б. Васильев, кропотливо складывая из отдельных фрагментов общую картину происходящего.

Приведённые примеры доказывают справедливость утверждения отечественного языковеда, а также то, что речь – самая яркая и надёжная характеристика каждого из нас.

(192 слов.)

 

Алгоритм написания сочинения С2.2 (сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста).

В целом алгоритм остаётся тем же самым. Ниже описано его применение для примера-образца.

1. Понимание смысла задания.

1) Написать нужно именно рассуждение, то есть в нём должен быть тезис и аргументы[49] / примеры.

2) Нужно «понять смысл финала».

Понять – 1. Уяснить значение чего-нибудь, смысл чьих-нибудь слов, поступков. Понять урок, чьи-либо слова. 2. Познать, постигнуть. Понять законы мироздания. (Словарь С.И. Ожегова.)

Вывод: слово понять используется в первом значении.

Смысл – 1. Содержание, сущность, суть, значение чего-нибудь. Понять смысл происходящего. 2. Цель, разумное основание чего-нибудь. Жизнь получила новый смысл. 3. Разум, разумность. Здравый смысл. Действовать со смыслом. (Словарь С.И. Ожегова.)

Вывод: слово смысл используется в первом значении.

2. Понимание значения всех слов во фразе, смысл которой предложено понять.

Очевидно, что понимать смысл чего бы то ни было необходимо в том случае, если этот смысл скрыт, неочевиден при первом чтении. Это происходит прежде всего тогда, когда слова используются в переносном значении. Следовательно, задача экзаменуемого – найти такие слова. Во фразе Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа... комментариев требуют построенные на переносном значении слов метафоры письма… вынули из её души и ослепла и оглохла её душа [50].

Метафора, как известно, это скрытое сравнение. Попробуем сделать его явным, то есть понять, что с чем и по какому основанию сравнивается.

1) Душа Анны Федотовны сравнивается со шкатулкой, то есть с ящичком, в котором хранятся важные, значимые, памятные вещи. Письма же сравниваются с этими самыми вещами. То, что письма погибшего сына для Анны Федотовны бесконечно дороги, совершенно очевидно (об этом она сама говорит – см. предложение № 14, а также предложения 17, 30). Несмотря на то, что письма хранятся в реальной шкатулке, они буквально запечатлелись в душе матери.

2) Душа Анны Федотовны сравнивается с живым существом, которое обладает собственными глазами и ушами. Действительно, слушая, как внучка по вечерам читает письма с фронта, Анна Федотовна слышала голос не Тани, а голос сына, видела его внутренним взором, беседовала с ним. Пока были эти письма, для матери сын был жив, ведь люди для нас живы до тех пор, пока мы с ними общаемся. Поэтому кража писем «оглушила» и «ослепила» женщину. Более того, её душа ещё и онемела (предложение 51).

3. Продумывание композиции сочинения.

Если использовать описанный выше принцип, то порядок составных частей сочинения будет следующий: 1) объяснение содержания (смысла) фрагмента (в данном случае – финала) текста; 2) примеры-аргументы; 3) вывод.

4-6. Содержание этих пунктов то же самое.

Примерный вариант сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста, по приведённому выше тексту-образцу.

Смысл финальной фразы предложенного текста заключается в том, что поступок школьников, которые под благовидным предлогом создания школьного музея воинской славы украли у матери письма её погибшего сына, является бесчеловечным, жестоким.

Красть чужое всегда безнравственно, а в данном случае дело усугубляется тем, что для Анны Федотовны эти письма не листки исписанной бумаги, а бесконечно дорогие вещи (об этом она сама говорит – см. предложение № 14, а также предложения 17, 30). Письма хранятся в реальной шкатулке, но они буквально запечатлелись в душе матери.

Слушая, как внучка по вечерам их читает, Анна Федотовна слышала голос не Тани, а сына, видела его внутренним взором, беседовала с ним. Пока были эти письма, для матери сын был жив, ведь люди для нас живы до тех пор, пока мы с ними общаемся. Поэтому кража писем «оглушила» и «ослепила» женщину. Более того, её душа ещё и онемела (предложение 51).

Такой финал не может оставить читателя равнодушным к горю Анны Федотовны и не укрепить возмущение поведением ребят. Наш эмоциональный отклик, когда мы буквально видим истерзанную душу матери, помогает нам задуматься об очень важной проблеме соотношения целей и средств, которыми они достигаются.

(177 слов.)

 



СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

1. Способы сжатия (компрессии) текста [51]

       1) И с к л ю ч е н и е:

- подробностей, деталей, повторов, фрагментов предложений, имеющих утоняющий характер,

- описаний или повествовательных фрагментов, если сжимаемый текст представляет из себя в целом рассуждение,

- описаний или рассуждений, если сжимаемый текст представляет из себя в целом повествование,

- рассуждений или повествовательных фрагментов, если сжимаемый текст представляет из себя в целом писание.

2) О б о б щ е н и е однородных понятий (через замену обобщающим словом), ряда синонимов.

3) З а м е н а предложения или его части местоимением с обобщающим значением.

Пример


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь