Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Владислав Олегович ХуртиловСтр 1 из 13Следующая ⇒
Хуртилов В.О. и др. Криминалистическое исследование тембрально-мелодических характеристик голоса и речи: Методические рекомендации. - М.: ЭКЦ МВД России, 2007. - 48 с., 2 табл., 4 прил., библиогр. Рассматривается проблема криминалистического исследования тембрально-мелодических характеристик голоса и речи. Предпринята попытка оптимизации критериев оценки речевокальных особенностей. Предлагается схема поэтапного анализа тембрально-мелодических особенностей путем соотнесения лингвистических понятий о звучании голоса в речи и логопедической терминологии, применяемой для описания нарушений голоса; получение объективных акустических данных о корректности такого соотнесения позволяет определять индивидуализирующие речевокальные характеристики говорящего. Для сотрудников экспертно-криминалистических подразделений, следователей, а также преподавателей и слушателей высших учебных заведений МВД России. План выпуска литературы ЭКЦ МВД России, 2007 поз. 6 Владислав Олегович Хуртилов Татьяна Владимировна Назарова Константин Александрович Лебедев Ольга Александровна Авдюхина Валентина Александровна Алешина КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМБРАЛЬНО-МЕЛОДИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ГОЛОСА И РЕЧИ Методические рекомендации . Редактор М.П.Фроленко Технический редактор К.И. Новичков Корректоры И.Н. Сорочихша, Н.В. Кунеееа Подписано в печать 15.03.2007 г. Формат 60x84 1/8. Печать офсетная. Печ. л. 6, 0. Уч.-изд. л. 6, 5. Тираж 600 экз. Заказ №616 ОАО «Щербинская типография», 117623, г. Москва, ул. Типографская, д. 10 © ЭКЦ МВД России, 2007 ВВЕДЕНИЕ Проблема исследования и описания тембрально-мелодических характеристик речи относится к числу малоизученных. Термин «тембрально-мелодические характеристики речи» включает в себя описание звучания голоса в соответствии со структурными элементами речи: на сегментном уровне - дифференциальные и индивидуальные характеристики звуков речи, отражающие строение речевого аппарата диктора и степень владения диктором нормами литературного произношения; на супрасегментном уровне - индивидуальная окраска голоса, его качество, что позволяет различать людей даже с одинаковой высотой, силой и длительностью звучания голоса, и функциональные изменения звучания голоса, проявляемые на уровне фразы в соответствии с речевой задачей. В русском языке имеется много лексем, служащих для обозначения характеристик и свойств голоса и речи - речевокальных характеристик. Однако проблема заключается в соотнесении словесного обозначения исследуемого явления и акустического (физического) коррелята. До настоящего времени нет четких, терминологически выверенных понятий тембральных особенностей голоса, нет объективных акустических данных, сопровождающих каждое из имеющихся лингвистических и логопедических понятий, применяющихся для описания речевокальных тембрально-мелодических особенностей. Отсутствует технология описания восприятия на слух тембра, мелодики и других интегральных свойств голоса и речи. Не дифференцированы функциональный и индивидуальный компоненты тембра и мелодики. Имеющиеся в литературе сведения о наличии корреляции тембрально-мелодических параметров и таких данных, как психофизиологическое, эмоциональное состояние говорящего в момент звукозаписи, его тендерная характеристика и др., разрознены и не систематизированы. Отсутствует терминологическая база описания тембрально-мелодических особенностей речи в сопоставлении акустическим коррелятам. Отдельные публикации ученых-филологов, специалистов по культуре речи и логопедов, касающиеся исследования мелодики и тембра, терминологически разнородны, не охватывают всего спектра тембрально-мелодических проявлений реальной устной речи и не имеют прикладной коррекционной и криминалистической направленности. Актуальность решения проблемы обусловлена потребностями экспертной практики в расширении существующей методики определения лингвистических признаков речи; практическая значимость определяется возможностью использования результатов работы сотрудниками экспертно-криминалисти-ческих подразделений МВД России, а также необходимостью формирования банка данных по образцам различных вариантов тембра. Анализ тембрально-мелодических речевокальных особенностей позволяет определить индивидуальные характеристики говорящего, так как составными компонентами тембра и мелодики являются задействованные механизмы голосообразования и интонирования. Исследование возможностей и способов описания тембрально-мелодических особенностей речи в зависимости от проявления тех или иных просодических компонентов, составление глоссария тембрально-мелодических характеристик и банка звуковых эталонов позволят подбирать описательные эквиваленты акустическим параметрам голоса и речи. Звучащая речь ставит перед экспертами ряд вопросов, содержание которых сводится к двум проблемам: как диагностировать отклонения в строении и функционировании речевого аппарата человека, которые проявляются в тембрально-мелодических нарушениях голоса, и как описывать полученные признаки. Из экспертной практики известно, что тембр речи трудно поддается описанию. В специальной и художественной литературе можно встретить слова, значение которых связано с представлением о разных свойствах предметов, не имеющих отношения к звуку: бархатный, богатый, кислый, раскаленный, металлический, жесткий, задавленный, мягкий, острый, круглый, густой, полный, пустой, светлый, сжатый, слабый, твердый, темный, теплый, тусклый, тяжелый, певучий, мечтательный, широкий, холодный, ясный, белый, терпкий. Долгое время в сценическом искусстве была известна система четырех знаменитых тембров: золотого, серебряного, медного и бархатного. Известен и такой прием ха- рактеристики тембра, когда пытаются называть те чувства, которые они выражают: грустный, нежный, безмятежный, спокойный, угрюмый, эмоционально-волевой, шутливо-иронический. Таким образом, для описания характеристик конкретных тембрально-мелодических речевокальных характеристик следует составить тезаурус (идеографический словарь) слов и сочетаний с учетом живых ассоциативных связей и их описаний. Используемые в русской речи субъективные термины, имеющие ассоциативные связи со словом «голос», должны быть сведены и классифицированы по группам. Например, можно группировать определения тембра речи через собственно звуковые представления (дрожащий, звонкий, глухой, дребезжащий, блеющий, назальный и т. д.), путем тактильных ассоциаций (мягкий, бархатный, жесткий, шелковистый, прохладный и т. д.), при помощи запаховых (терпкий, едкий, морозный), вкусовых (сладкий, жирный и т. д.), цветовых (бледный, темный, серебристый) определений и др. Речевокальные характеристики являются коррелятами человеческих чувств, индивидуальных и социальных межличностных отношений, разнообразных поведенческих реакций, причем соответствия эти настолько устойчивы, что образуют в сознании стереотипные представления о формах проявления эмоций, о распределении ролей и о структурах поведения, отражаемые в речевой просодике. Подобные стереотипы подлежат фиксации в толковых словарях или моделях коммуникации, а возможные отклонения от стереотипов, вызываемые лингвистическими или экстралингвистическими факторами, дают интересный материал для лингвистического (семантического, грамматического и прагматического) и логопедического анализа. Решение этой проблемы особенно важно для экспертов, которые на основании методов аудитив-ной перцепции должны иметь возможность полно и емко описать выявленные тембрально-мелодические характеристики. Применительно к проблемам фоноскопии проявление эмоций в речи также интересует экспертов, принимающих во внимание эмоционально-психическое состояние дикторов при исследовании пределов вариативности свойств голоса. ГЛАВА I 2-616 Неповторимые интонации: прихотливая у Ю. Борисовой, своевольная и ломкая у О. Яковлевой, надтреснутая и музыкальная у А. Фрейндлих. Интенсиональное значение: 9. Голос 9 = внутренние побуждения человека к каким-то действиям. Тайный голос. Голос сердца. Голос совести. Голос рассудка. Голос разума. Внутренний голос. Природное значение: 10. Голос 10 = звуки, сопровождающие явление природы или работу механизма. Музыкальные значения: 11. Голос 11 = звуки пения. Голос у нее был чистый и звонкий. У него приятный баритон. Ее раздражали лживые голоса уличных певцов. 12. Голос 12 = способность к пению. Маша имела прекрасный голос и большие музыкальные способности. Концерт пришлось перенести: у певца сел голос. 13. Голос 13 = одна из частей музыкального произведения или партия в вокальном ансамбле. 14. Голос 14 (устар.) = мотив, мелодия. Как мы видим, применительно к человеку в художественной литературе лексическое описание голоса и его свойств может характеризовать не только отдельное лицо, но и указывать на профессиональное мастерство, творческий стиль или манеру целой группы людей и передавать коллективное мнение по некоторому вопросу. Нас в данном исследовании будут интересовать те оттенки значения слова «голос», которые относятся к группам «речевые голоса», «обозначения человека», «культурное значение». Благодаря человеческому голосу в нашем сознании возникает образ конкретного человека или человека определенного типа. По голосу мы узнаем, «угадываем» человека, «вычисляя» какие-то черты его внешнего облика (хотя, разумеется, опознавая человека по голосу, можно и ошибиться). По звучанию голоса мы можем также описать физическое и психическое состояние человека и часто даем незнакомому или малознакомому человеку характеристику или оценку. Глухой или тусклый тембр голоса в стереотипном представлении скорее отвечает характеру мрачному, угрюмому, а резкий, скрипучий голос ассоциируется с недоброжелательным, сварливым, неприятным человеком. Голос слабый, робкий, сдавленный говорит о личности больной или нерешительной, робкой, неуверенной в себе. Сильный, сочный и красивый - голос человека с твердым характером, физически здорового, внешне интересного, благородного. Случаи рассогласования возникающего мысленного образа человека со стереотипным голосом обычно отмечаются в тексте. Голосовая игра, падения и повышения тона, внезапно наступающие паузы, изменение силы и тембра голоса постоянно сопровождают речь. Изменение голоса, не вызванное болезнью или возрастом, обычно маркирует изменение состояния или статуса, причем это характерно как для обычных способов коммуникации, так и для разных форм народной культуры. Например, Г.Е. Крейдлин [32] указывает, что в магической практике используются только маркированные голоса и голосовые модификации, намеренная голосовая мимикрия, причем способы произнесения текста зависят от типа ситуации и ролевых характеристик ее участников. В русской народной культуре ряженые говорят с домочадцами подчеркнуто низкими или нарочито высокими голосами, дополняют свою речь другими па-раязыковыми элементами, например, свистом или хохотом, и подражают голосам животных. Благодаря свойствам голоса речь приобретает и этические, и эстетические характеристики; например, положительно окрашенные эпитеты, передающие эстетическое впечатление от голоса или каких-то его свойств: хороший, красивый, удивительный, прекрасный, замечательный, приятный, бархатный, сильный, выразительный, сочный, мягкий и т. п. Музыкальные голоса, как и речевые, делятся по возрастному и половому признакам и имеют в русском языке особые обозначения: детские голоса - альт, дискант; мужские взрослые голоса - бас, баритон, тенор; женские голоса - альт, контральто, сопрано, меццо-сопрано, колоратурное сопрано. Речевые голоса характеризуются признаками, связанными с речью и параречевыми элементами, например, с особой артикуляцией звуков или с особенностями актуальной коммуникации и различными социальными факторами (ср. «фальшивый» голос - только речевой, в отличие от глагола «фальшивить», который может указывать и на пение; выражение «без голоса» может означать и потерю обычного речевого голоса, и отсутствие хорошего музыкального голоса; слово «безголосый» означает только отсутствие способности к пению). Музыкальные голоса определяются различными свойствами, связанными с пением, например, с качеством голоса (сфальшивить, диапазон голоса, напрягать голос, объемный голос, чистый голос, владеть голосом, управлять голосом и др.) или с его эстетическими оценочными характеристиками (хороший голос, плохой голос, удивительный голос, безобразный голос, замечательный голос и др.). Речевые голоса, в отличие от музыкальных, непостоянны. Они меняются не только в зависимости от пола и возраста или от физических и физиологических причин, но также от характера и содержания сообщаемой информации, от физического и психического состояния говорящего и его отношения к предмету обсуждения, к адресату или к высказываниям адресата, сделанным в ходе диалога. Речевые голоса образуют непрерывную шкалу от самого низкого голоса (речевого баса) до наиболее высокого (тенора), а среднее положение - положение нормы на шкале речевых голосов - занимает баритон. С речевыми басом и тенором в языковой картине мира связаны устойчивые ассоциации. Бас коррелирует не только с определенным физическим обликом человека, но также с известной солидностью, устойчивостью и размеренностью, что проявляется в особенностях лексической сочетаемости. Невозможно, например, тарахтеть или тараторить басом, трудно представить себе захлебывающийся бас. Тенор ассоциируется с легкостью и мягкостью, им вполне можно говорить быстро, даже тараторить. Слово «баритон» в исходном значении - «певческий мужской голос», однако, желая подчеркнуть особенности речи персонажа, авторы часто используют это слово для описания мелодических и тембровых свойств звучащей речи, таких, как глубина голоса, сочность и некоторая напевность. В русском языке слова для обозначения понятий, связанных с характеристиками голоса, имеют ряд семантических и синтаксических ограничений. Отсюда очевидна методическая сложность в выборе слов русского языка для использования в качестве элементов метаязыка в лингвистическом анализе при производстве фоноскопической экспертизы. Хотя голос является неотъемлемой принадлежностью человека, встречается ситуация реального несовпадения визуального и акустического «Я», когда голос искусственно отрывается от своего носителя и начинает жить в чужом теле. Например, в процессе дублирования фильма, когда голос одного актера приписывается изображению другого и как бы начинает жить в другом теле, о чем подробно говорит М.Б. Ямпольский [80]. Едва уловимые, порой даже не получающие языковых обозначений модуляции голоса позволяют человеку сделать вывод о том, что его собеседник сегодня в хорошем настроении или, наоборот, не в духе. Неуместная «игра голосом» способна спровоцировать у собеседника отрицательную реакцию. Адресат может уловить иронию в голосе там, где это вовсе не входило в намерения говорящего. Он способен принять шепотную речь, вызванную физиологическими причинами, за неуместное проявление близости, а быструю речь счесть свидетельством стремления говорящего быстрее закончить разговор. Нередко автор высказывания в своих метатекстовых замечаниях указывает на изменение голосовых характеристик и обозначает мотивы, приводящие к таким изменениям. Имеются высказывания (даже типы высказываний), в которые определенный вид голоса как бы встроен, которые можно произнести только голосом с фиксированными признаками («Да ну?! » -голосом более протяжным, чем обычно, происходит удлинение конечного гласного; слова «Черт побери», «Черт-те что», «Черт его знает» произносятся достаточно быстро; «Ой! » - высоким или более высоким голосом; «Брысь! » - резким, отрывистым голосом; «Закон есть закон» - разделяя слова). Речь здесь идет не об особенностях интонации, а именно о голосовых параметрах ее выражения. Подбадривать нельзя заунывным голосом, вопить - шепотом, а утешать - голосом зычным. Команды и приказы отдаются четким твердым голосом, отрывисто и резко, а напутствия - голосом мягким и теплым. Фраза «У меня срочное сообщение» канонически произносится быстро, а оценочные восклицания типа «Чушь! », «Дребедень! », «Сила! », «Красота! », «Фантастика! » или «Кошмар! » - голосом отрывистым, громким и резким. Недовольство в языке передается словами, обозначающими ворчание, брюзжание, бормотание, фырканье. В подобных случаях (в отличие от фраз с частицами «якобы», «мол», «дескать») трансляция чужой речи предполагает имитацию, возможно даже с нарочитым передразниванием голоса го- верящего. Ворчание, например, означает «выражение недовольства определенным способом», а именно ворчание реализуется обычно монотонным голосом. Ворчание также совершается голосом невнятным, размеренным и низким (или более низким, чем обычно). Голосу, как и лицу, можно придавать определенное выражение: «искренним голосом», «фальшивым голосом», «она постаралась придать голосу печальное выражение». Голос можно изменять, направляя его в нужную сторону. Именно таким способом действует чревовещатель. Работая с куклой, чревовещатель-вентрилок, как описывает свою деятельность на эстраде известная актриса-чревовещательница М. Донская, «направляет звук в нужную ему сторону, не разжимая рта». Способность направлять голос (чревовещатели называют это свойство «полетностью») основывается на умелом использовании чревовещателем определенных органов-резонаторов: рта, глотки и мягкого неба. Комбинируя их, вентрилок может усиливать или ослаблять звук, а также посылать его в том или ином направлении на необходимое расстояние. При этом звуковая имитация обычного внешнего голоса происходит внутри тела. Поставленный голос в норме является характеристикой музыкального голоса. У человека поставленный голос может быть врожденный либо обретенный в результате специальных длительных упражнений. Плохо поставленный голос - это исключительно результат недостаточных усилий со стороны его владельца (и, возможно, некоторых других людей, например, педагогов или врачей-фониатров). Поставленным голосом легко управлять, поэтому утилитарная оценка такого голоса положительная. В то же время адресату обычной речи нередко гораздо важнее понять не столько что именно сказано, сколько как сказано. Внимательный, настроенный на партнера адресат часто вслушивается в речь собеседника не для того, чтобы, напрягая слух, расслышать что-либо, а для того, чтобы понять собеседника, причем понять не только и не столько высказанное, сколько недосказанное и невысказанное. Голос является инструментом речи, он служит надежным средством выражения эмоций и отношений между людьми. Итак, семантическое наполнение слова «голос» включает в себя множество значений, сопряженных как с описанием индивидуальных особенностей звучания речи человека, особенностей его психических проявлений, связанных с его социальным статусом, физическими и тендерными характеристиками, так и с описанием речевокальных особенностей, обусловленных коммуникативной ситуацией, т. е. функционально. Лексема «Тон» В практике речевого описания звучания голоса можно встретить такие термины, как «тон», «тональность». Эти слова имеют множество значений, не соотносимых с речью (например, тон в изобразительном искусстве, тон в медицинской практике, тон музыкальный, общая тональность художественного или музыкального произведения и др.). Многозначность терминов затрудняет восприятие словесного описания речи, делает его размытым и неопределенным. Тем не менее остановимся на тех значениях речевого тона, которые закрепились в языке, и классифицируем их. В своем первом речевом значении слово «тон» означает определенное свойство звучащего голоса - высоту в момент речи. Тон не есть свойство человека, тон - это свойство голоса, но не постоянный признак голоса как такового. Тон специфицирует (причем не сам по себе, а своими признаками) особенности актуально звучащего голоса. Речевой тон, как и голос, может концептуализоваться как вместилище чувств, мыслей, настроений. Зависимыми при слове «тон» в указанном речевом значении могут быть разнообразные прилагательные: говорить оптимистичным, твердым, наставительным, требовательным, умоляющим, заискивающим, ироничным, просительным, особым, саркастичным, шутливым и другим тоном. Отдельные признаки тона, как и признаки голоса, комбинируясь, передают обобщенно-типические характеристики говорящего, и мы различаем административный, директорский, ко мандирский и другие социальные тоны. Физические параметры звучания голоса обычно соотносятся с определенными эмоциями, реляционными и поведенческими элементами. Лексема «Тон» означает способ выражения звучащим голосом чувств говорящего, его отношения к адресату или к предмету речи. Слово «тон», таким обра- зом, означает здесь не инструмент, а манеру речи, способ говорения. Звучащая речь и квалифицируется и оценивается словом. В атрибутивных сочетаниях злой, раздраженный, нервный, возбужденный, разочарованный тон выражено чувство говорящего; в эпитетах ласковый, нежный, насмешливый, властный, предатель ский тон - отношение к адресату речи, а деловой, рассудительный, шутливый тон - отношение к предмету речи (часто одновременно выражая отношение также и к собеседнику). Свойства тона детерминируют степень интимизации диалога. В правила ведения нормальной беседы должно быть включено требование о взаимной настройке речевых регистров участников диалога: собеседникам следует разговаривать в одинаково ровной тональности, подстраиваясь под тон другого. Чаще всего никто заранее не ставит себе такую коммуникативную задачу - настройка в ходе общения происходит подсознательно; язык фиксирует только различные нарушения этого правила речевого взаимодействия. Специальные указания на тот или иной тон (директивный, ультимативный, командирский, вла стный, назидательный, учительский, менторский, покровительственный, надменный, агрессивный и т. п., с одной стороны, или на извиняющийся, просительный, кокетливый, заискивающий, жалоб ный, заигрывающий и т. п., с другой стороны) свидетельствуют о неравенстве коммуникативных или социальных ролей собеседников и, возможно, о сознательном намерении одного из них занять в разговоре доминантное положение. В разговоре люди обращают внимание и на то, что говорится, и на то, как это говорится, однако делают это в разных ситуациях по-разному: иногда больший вес для них имеет тон сообщения, иногда - его содержание. В литературе по речевой коммуникации описаны разные случаи осмысления устных высказываний при несоответствии их речевых (формальных) и смысловых характеристик [31]. В частности, указывается, что если говорящий передает сообщение, в котором слова и тон находятся в противоречии друг с другом, а тон неубедительный (чересчур сглаженный, несколько замедленный, содержит непривычные вокализации и пр.), то он почти не оказывает влияния на интерпретацию сообщения. Напротив, непринужденная, естественная и убедительная голосовая игра заставляет адресата поверить именно тону, несмотря на все слова, которые в действительности произносит говорящий. Сменой тона может маркироваться не только нарушение кодекса речевого поведения и не только переход из одной стилистики диалога в другую, но и ломка стилистических стереотипов. С помощью определенных характеристик тона передаются сведения об особенностях речевой манеры, о мере ее соответствия статусу коммуникантов, о жанре речи. Так, сочетания «в высоких тонах», «на высоком тоне» относятся не только к степени высоты звучащего голоса, но и к стилевой особенности речи. Небрежный, непринужденный, саркастический, развязный тон, монотонно - все эти единицы квалифицируют и оценивают манеру ведения речи; соболезнующий, исповедальный, полемичный, наставнический, приказной тоны - указывают на тип речевого акта, имеющего или имевшего место в конкретном диалоге, или на жанровые свойства речи. Речевой голос как врожденное свойство человека часто ему не подвластен (например, изменения в голосе человек может и не контролировать). Между тем речевой тон находится во власти человека, он обычно тон контролирует (например, «Голос его изменился» и «Тон его изменился»; первое высказывание говорит скорее о новом физическом состоянии человека, второе явно свидетельствует о смене характера речевого поведения говорящего). Общая сочетаемостная закономерность здесь такова: чем менее психическим по своей природе является признак, тем хуже выражающее его прилагательное соединяется со словом «тон». Так, неудачны сочетания: женский, детский, родной, далекий, сильный, простуженный тон. Основное назначение тона - согласовывать межличностные и социальные отношения между участниками данного акта общения, а потому тон является этикетно-нормативным, контролируемым и регламентированным. Именно поэтому применение слова «тон» не универсально для описания звучания реальной речи. Голос же, благодаря своим природным свойствам, является главным выразителем человеческих эмоций и в диалоге часто не контролируем. Именно конкретные голоса, а не тоны сопутствуют определенным спонтанным эмоциональным реакциям и проявлениям участников диалога. 3-616 Тон, таким образом, является языковым оператором, переводящим один речевой акт в другой, одни чувства в другие, и тем самым представляет собой своеобразный канал передачи эмоциональных ощущений и отношений одного человека к другому в ходе коммуникативного акта. Лексема «Нотка» Лексема «Нотка» (или реже: «нота») в речевом значении означает «мельчайшую единицу звуковой или тональной последовательности, в которой проявляется чувство говорящего или отношение к предмету речи» [45]. Характерным вместилищем для ноток является звучащий человеческий голос (я услышала в ее голосе нотки сожаления; он с досадой услышал в собственном голосе заискиваю щие нотки). Лексема «Интонация» Для описания звучания голоса используется также термин «интонация» - сложный структурный комплекс элементов, включающих разнообразные повышения, понижения, усиления или ослабления звучания голоса, паузы разной длительности, размещения и заполнения, темп и ритм и т. д. Эти элементы можно исследовать инструментально и описать при помощи акустических параметров (частота основного тона, длительность, интенсивность и т. д.). Слово «интонация», помимо специальных терминологических значений, имеет также бытовое или, точнее, коммуникативное значение: выражение голосом определенного смысла или коммуникативного намерения. Можно сказать, что областью действия понимаемой так интонации является семантика: интонация в языке призвана соответствовать коммуникативным потребностям говорящего и отражать распределение по предложению и тексту смысла, который говорящий хочет выразить, т.е. представлять актуальное членение предложения и текста. Поскольку интонация является основным средством отражения коммуникативной перспективы высказывания, ее рассогласованность с истинными коммуникативными намерениями говорящего легко вводит адресата в заблуждение. Играя ведущую роль в организации высказывания, интонация, как и тон, регламентирована, но, в отличие от него, регулируется не столько общими правилами речевого общения, сколько коммуникативным смыслом. Таким образом, некоторые особенности голоса можно выразить при помощи описания компонентов интонации. Письменный текст, в свою очередь, содержит указатели мелодики, паузирования, логических ударений и темпа. Однако, во-первых, компоненты интонации не отражают такую характеристику голоса, как тембр голоса; во-вторых, интонация звучащей речи имеет жесткие корреляты с элементами языка (соответствие/несоответствие употребленной интонационной конструкции ее семантико-синтаксической форме), что ограничивает емкостные возможности применения термина. Лексемы «Тембр», «Обертоны», «Полутона» В диалоге человек может фиксировать свое внимание на малейших призвуках основного тона или даже полутонах. Нередко для слушающего чуть более высокие или более низкие по звучанию дополнительные тоны оказываются существенно более значимыми, чем основные. Дополнительные тоны-призвуки получили в языке наименование «полутона» (для эстетических значений) или «обертоны» (для речевых значений). Обертоны в речи соответствуют в пении и музыке подголоскам, т. е. голосам, которые вторят ведущему голосу или мелодии. Термин «тембр» в отечественной литературе [9, 22, 28, 53, 72] употребляется в трех значениях: тембр звука несет информацию, с одной стороны, позволяющую дифференцировать звуки, с другой - свидетельствующую о строении речевого аппарата диктора; тембр голоса можно оценить уже по одной синтагме - индивидуальная окраска голоса, его качество, позволяющее различать людей даже с одинаковой высотой, силой и длительностью звучания голоса; тембр речи - функциональные изменения звучания голоса, проявляемые на уровне фраз в соответствии с речевой задачей. Если тембр звука и тембр голоса терминологически уже утвердились в лингвистической практике, то тембр речи как термин еще не имеет завершенности в своем наполнении. В литературе можно встретить такие синонимы тембра речи: тон речи, тональность речи, смысловая интонация, логика речи. Однако термин «тембр речи» наиболее емко охватывает тот спектр ритмико-интонаци- 10 онных характеристик, которые проявляются на уровне фраз. Г.Н. Иванова-Лукьянова [22] прослеживает изменчивость тембра речи в зависимости от состава звуков в тексте, от наличия восходящей и нисходящей интонации, что в совокупности составляет ритм, и от длительности пауз (являющихся составляющими темпа) во взаимосвязи этих фонетических явлений с лексикой, морфологией и синтаксисом. Лексико-грамматический строй текста определяет его суперсегментную фонетику, устанавливая как жесткие границы фонетических характеристик, так и пределы их вариативности [23]. Тембр речи может включать и другие суперсегментные характеристики: эмфатическую долготу, степень динамической и мелодической модулированности голоса, способ подачи голоса (атаку голоса). Кроме того, тембр речи может быть охарактеризован с точки зрения его помехоустойчивости, выносливости, полетности, креативности, суггестивности, переключения и смешивания регистров, наличия или отсутствия форсирования голоса. В нефонопедической литературе и на практике мы часто встречаемся со смешиванием понятий «тембр голоса» и «тембр речи», что затрудняет понимание сути исследуемого явления и порождает погрешности в оценке речевокальных качеств говорящего. Поэтому чрезвычайно важно четко дифференцировать термины «тембр звука», «тембр голоса», «тембр речи». Поскольку в звучащей речи мы можем наблюдать проявления особенностей и тембра звука, и тембра голоса, и тембра речи, удобно применять термин, составляющий совокупность перечисленных тембров. Совокупность тембральных проявлений в различных речевых единицах (от звука до текста) образует тембрально-мелодические речевокальные характеристики. Таким образом, тембрально-мелодические речевокальные характеристики наиболее полно и емко отражают голосовые особенности, которые в восприятии слушающего составляют следующее: индивидуальную совокупность признаков, позволяющих идентифицировать обладателя голоса; фиксирующих физические (по большей части врожденные) свойства тембра речи, коррелирующие с высотой, силой голоса и с особенностями строения артикуляторного аппарата; образ человека определенного психофизического типа, внешнего облика, физического и психического состояния (тембральная окраска меняется, например, в зависимости от характера воздушной струи: наполненности, направления, распределения, равномерности прохождения через голосовые складки); логику членения речи говорящим, желание побудить собеседника к совершению какого-либо действия, способ выражения экспрессии; помехоустойчивость, выносливость, полетность, гибкость, мелодичность, благозвучие, красивость или некрасивость, приятность или неприятность. Концептуальное решение проблемы исследования тембрально-мелодических характеристик речи базируется на фундаментальных положениях теории речевой деятельности, теории криминалистической диагностики и идентификации, общего и прикладного языкознания и речеведения, психолингвистики, психологии, фониатрии и логопедии. По указанным причинам в дальнейшем для описания свойств голоса применительно к речевому потоку мы будем использовать термин «тембрально-мелодические характеристики» как наиболее всеобъемлющий применительно к описываемой проблеме. ГЛАВА II РЕЧЕВОКАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ 5-616 17 Чтобы охарактеризовать какой-либо сложный звук акустически, необходимо получить представление о его основном тоне, о частоте обертонов основного тона и об относительной интенсивности всех его частотных составляющих (т. е. о том, как основной тон и обертоны относятся друг к другу по интенсивности). Эти данные мы получаем при спектральном анализе звука. Акустические признаки - это признаки, в количественной форме отражающие физические характеристики речевых сигналов, выделяемые и измеряемые в ПЭВМ с помощью программно-математического обеспечения. Спектр, представляющий совокупность значений амплитуд гармоник, называется амплитудно-частотным спектром данного колебания. Спектр звука в определенной степени влияет на субъективное восприятие тембра звука, его субъективную окраску, независимую от громкости и высоты. Единицей измерения частоты является герц. Когда о звуке говорят, что его частота - 100 Гц, это значит, что он образуется при 100 колебаниях в секунду. Диапазон речевых частот, т. е. частот, которые участвуют в образовании звуков речи, - от 50 до 8600 Гц, - это только часть всего диапазона звуков, слышимых человеческим ухом. Звуки разной частоты имеют разные пороги слышимости и разные пороги болевого ощущения, так как чувствительность уха к разным частотам различна. В связи с этим и восприятие громкости звука зависит от его частоты: два звука с разной частотой будут восприниматься как равногромкие при разных уровнях звуковых давлений. Порог слышимости тона 50 Гц лежит примерно на 52 дБ выше порога слышимости тона 1000 Гц, что свидетельствует о большей чувствительности уха к частоте 1000 Гц. Чтобы тоны, лежащие ниже 1000 Гц, воспринимались как одинаковые по громкости, их сила должна быть тем больше, чем меньше их собственная частота. Звук, возникающий в результате колебаний голосовых складок, содержит кроме основного тона большое число обертонов. О качестве этого звука нельзя судить по непосредственным слуховым впечатлениям, так как обычно слышат результат его преобразования в надгортанных полостях. Кроме голоса, возможны и другие источники звука - шумовые: турбулентный и импульсный. Турбулентный шум образуется при наличии сужения в каком-либо месте артикуляционного тракта. В результате воздушный поток, поступающий из легких по относительно широкому проходу, в месте сужения создает вихревые потоки, вызывающие специфический шум, который мы слышим при образовании таких согласных, как [Ш], [С], [X]. Импульсный источник, вызывает, например, звук при образовании согласных [П], [Т], [К], когда происходит резкое прерывание воздушной струи, создается избыточное воздушное давление за местом смыкания артикуляционных органов, а затем его внезапный спад при раскрытии смыкания. При образовании речевокальных звуков действуют или один из этих трех источников, или два, или все три. При производстве гласных источником звука являются колебания голосовых складок; для глухих щелевых согласных источник звука - турбулентный, а для звонких щелевых согласных -и голосовой, и турбулентный; звонкие взрывные согласные образуются и при участии импульсного, и при участии голосового источников. Участие различных источников звуков при образовании тембра голоса и тембра речи до сих пор не было описано и входит в задачи нашего исследования. Организация исследования В соответствии с механизмом взаимодействия речеслухового и речедвигательного анализаторов, человек, воспринимающий устную речь, рефлекторно воспроизводит (на уровне микродвижений) положение мышц языка, губ, мягкого неба, щек, гортани, дыхательного аппарата. Соответственно, при известной практике активного, подражательного восприятия вырабатывается способность сознательно воспроизводить комплекс двигательных стереотипов воспринимаемого лица. Следовательно, можно говорить о возможности описывать кинетические и кинестетические ощущения в определенных зонах периферического речевого аппарата и реконструировать артикуляционные и фонационные особенности речи воспринимаемого лица. Опираясь на это положение, авторы разработали систему речевокальных характеристик, которые группируются в соответствии с компонентами, составляющими тембр речи. При определении тем-брально-мелодических особенностей необходимо определить следующее: тип голоса (мужской, женский, детский); акустические условия (наличие/отсутствие шума, его характер); работа и состояние голосовых складок (органические особенности, функциональное состояние, равномерность и устойчивость смыкания); участие и распределение резонаторов (соотношение полостей рот-нос, форма и состояние слизистой надставной трубы, регистр); артикуляция и мимика (положение гортани, участие мышц лица и шеи); координация дыхания и фонации (атака и сила голоса); мелодика (характер варьирования частотных характеристик голоса); темпо-ритмическая организация (темп, ритм, паузация); диапазон (динамический, мелодический, тембральный). Исследование тембрально-мелодических характеристик речи удобно проводить на материале прочтения одного и того же текста разными дикторами в условиях студии звукозаписи. При этом снимается фактор влияния шума (тембрально-мелодические особенности помехоустойчивости и шумоустойчивости речевокальных характеристик требуют тщательного и более детального исследования с применением адаптивных режимов работы аппаратно-программных средств), достигается лингвистическая тождественность речевого представления. Максимально полно тембрально-мелодические особенности могут быть описаны с применением комплексной методики определения речевокальных признаков, включающей интегральный анализ спектра речи, анализ параметров отдельных речевых фрагментов с помощью ручной обработки и измерений на спектрограммах речи, а также аудитивный перцептивный и лингвистический анализы. Обобщение полученных данных даст полную картину звучания голоса, позволяющую произвести всесторонний логопедический анализ звучащего голоса и выявить имеющиеся нарушения тембра речи. Метод аудитивного перцептивного анализа позволяет характеризовать субъективное слуховое восприятие речевокальных особенностей. В силу своей зависимости от исследователя и его способностей к слуховому анализу метод должен быть либо применен на группе слушателей, либо подкреплен объективными методами. При помощи метода лингвистического анализа выявляются и оцениваются группы сегментных (описывающих свойства одного звука речи) и суперсегментных (просодических, описывающих свойства фонетического слова, синтагмы или высказывания) фонетических признаков в соответствии с нормами русского языка и русской речи. Вычисление физических параметров звуковых колебаний, излучаемых конкретным речеобра-зующим трактом, - акустический анализ дает возможность провести исследование с максимальной точностью, надежностью и объективностью. Исследование фонограмм осуществляется посредством интерактивного общения исследователя с автоматизированной системой «Диалект», которая применяется в ЭКЦ МВД России и имеет паспортизированную методику. Эти исследования предусматривают использование при анализе фонограмм устной речи достижений точных наук, что дает возможность объективно выявлять, точно измерять, оценивать и сравнивать признаки, отражающие 6-616 21 физические характеристики звуков (частоту, длительность, амплитуду). Применение в процессе исследования устной речи количественных методов позволяет объективизировать процесс изучения, сделать его наглядным, удобным для оценки результатов и объективно доказательным. Метод спектрального анализа обработки речевых сигналов позволяет охарактеризовать частотный состав исследуемого сигнала. Получить спектр какого-либо звука - значит измерить совокупность значений амплитуд всех частотных составляющих, образующих данный звук. Тембрально-мелодические речевокальные характеристики в основном зависят от акустического спектра. Автоматизированная система «Диалект» позволяет проводить автоматизированный спектральный анализ интегральных акустических признаков и анализ параметров отдельных речевых фрагментов с помощью ручной обработки и измерений на спектрограммах речи. К интегральным акустическим признакам относятся признаки, описывающие статистические характеристики амплитудно-частотного спектра речевого потока и основного тона речи: первая группа интегральных признаков отражает своеобразие формы спектра голосовых импульсов у различных лиц и особенности фильтрующих функций их речевых трактов (средние значения спектра анализируемого сигнала; нормированные средние значения спектра; относительное время пребывания сигнала в полосах спектра; нормированное время пребывания сигнала в полосах спектра; медианные значения спектра в полосах; значения относительной мощности спектра речи в полосах); вторая группа - признаки вариаций огибающих - характеризуют особенности речевого потока, связанные с динамикой перестройки артикуляционных органов речи у говорящих. Коэффициенты кросскорреляции являются интегральными характеристиками речевого потока, отражающими своеобразие взаимосвязи или синхронности движений артикуляционных органов (величины вариаций огибающих спектра речи; нормированные величины вариаций огибающих спектра речи; значения коэффициентов кросскорреляции спектральных огибающих между полосами спектра); третья группа интегральных признаков основного тона характеризует индивидуальность статистических распределений значений длительности периодов и частоты основного тона говорящего (значения компонент гистограммы распределения длительности периодов основного тона; значения компонент гистограммы распределения частоты основного тона). Анализ параметров отдельных речевых фрагментов акустического спектра позволяет определить частотный состав, получаемый в результате анализа речевого фрагмента. Для оценки тембра имеют значение количество и расположение составляющих (обертонов) в спектре и, в частности, наличие устойчивых групп составляющих, называемых формантами. Существуют узкополосные и широкополосные спектрограммы. Узкополосные спектрограммы позволяют увидеть структуру обертонов тембра; широкополосные - формантную структуру речевого сигнала. Исследование перечисленных технических параметров тембра речи удобно проводить также при помощи метода анализа динамической кепстрограммы, которая связана с произносимыми речевыми единицами, ее поведение соответствует физической природе процесса речеобразования конкретных звуков, и она изменяется во времени плавно, непрерывно, исчезая только на нетональных участках. Динамика звука - нарастание и спадание, импульсивность влияет на тембр речи и на кепстрограмме отражается следующими показателями: индивидуальные положения минимума, максимума и среднего значения основного тона, связанные с особенностями конкретного человека; форма распределения основного тона; характеристики мгновенных изменений основного тона. Метод логопедического анализа является интегральным методом анализа тембрально-мелоди-ческих речевокальных особенностей и требует соотнесения результатов всех использованных в исследовании методов. Метод логопедического анализа может быть с успехом применен специалистами-логопедами, имеющими специальные познания в области теории и практики образования речевого голоса, или экспертами, прошедшими стажировку. Подготовительный этап исследования На подготовительном этапе в целях создания условий для возможности максимального проявления характеристик тембра речи была произведена звукозапись фонограмм более 60 дикторов; затем были отобраны 35 фонограмм в соответствии со следующими требованиями: степень владения навыком чтения - все дикторы владеют техникой беглого озвучивания текста; тендерная характеристика - 18 женщин и 17 мужчин; 22 социальный статус - представлены 4 студента, 4 пенсионера, 5 работников речевых профессий, 5 человек, не имеющих высшего образования, и 17 дикторов с высшим образованием из разных сфер деятельности; возраст - 5 человек от 19 лет до 21 года, 5 человек старше 50 лет, 18 человек 22-35 лет, 7 человек 35-55 лет; тембральные характеристики - наиболее разнообразная база тембров; практика выразительного чтения - 15 дикторов, имеющих практику, и 20 дикторов, не имеющих. При записи фонограмм дикторы начитывали текст, каждое прочтение фиксировалось на магнитный носитель (компакт-кассету) при соблюдении необходимых условий, обеспечивающих качество записи. Дикторы получали установку выразительно прочитать подготовленный художественный текст (см. прил. 1), имеющий необходимый и достаточный диапазон возможных вариантов прочтения (определенный фонетико-лексико-грамматический строй, подвергнутый тщательному анализу и обработке). В процессе записи организатор эксперимента внимательно наблюдал за диктором, фиксируя на бланках результаты наблюдения (поза диктора, проявления его физического и психического состояния, реакция на текст); затем дикторам предлагалось пройти экспресс-обследование: анкетирование в целях фиксации общих сведений о дикторе (пол, возраст, род работы, образование), субъективной оценки настроения, отношения к тексту, наличия актерских способностей, речевой практики и др., и затем - экспресс-тест личностных качеств (психогеометрический тест). После завершения подготовительного этапа были получены фонограммы более сорока дикторов, а также объективные и субъективные данные об их психофизическом состоянии и социальном статусе. В ходе исследования была проведена серия экспериментов. Эксперимент № 1 На первом этапе эксперимента был составлен список всех языковых (понятийных) характеристик тембра голоса и речи. Все имеющиеся характеристики были распределены по семантическим группам. В первую группу вошли характеристики тембра голоса в соответствии с его компонентами: тип голоса (мужской, женский, детский); подтип голоса (дискант, альт, сопрано, тенор, баритон, бас); работа и состояние голосовых складок (сиплый, хриплый, ровный, дрожащий, дребезжащий, однородный, прерывистый, визгливый, писклявый); участие и расположение резонаторных полостей (назализованный, гнусавый, серебристый, тонкий, грубый, звонкий, глухой, металлический, резкий, палатализованный, лабиализованный, светлый, темный, гулкий, сдавленный, густой, глубокий, полный, плотный, насыщенный, грудной, флейтовый, легкий, прозрачный); координация дыхания и фонации (придыхательный, рыхлый, жесткий, мягкий, бархатный, сильный, слабый, форсированный, зычный, раскатистый, звучный). Вторая группа - признаки тембра речи, они связаны с характеристикой эмоционально-психологической сферы. Психические процессы, состояния и свойства целесообразно разграничивать по признаку динамичности (первые наиболее подвижны, вторые занимают среднее положение, третьи наиболее стабильны). Логико-семантический анализ характеристик тембра речи, коррелирующих с психическими состояниями, показал, что в психических состояниях содержатся, как правило, и эмоциональные, и волевые компоненты, что затрудняет дифференцирование характеристик и заставляет при детальной классификации учитывать доминирование того или иного компонента в структуре тем-бральных признаков. Поэтому все перечисленные языковые характеристики этой группы систематизированы как характеристики тембра речи в соответствии с компонентами тембра речи: интегральная темпо-ритмическая организация и мелодика (тягучий, лирический, выразительный, невыразительный, певучий, тусклый); характеристики эмоциональной сферы (тон): обусловленные свойствами личности - характером, темпераментом, социальным статусом (сдержанный, уравновешенный, неторопливый, возбужденный, спокойный, добрый, злой, властный, дружелюбный); связанные с психическим состоянием на момент чтения: фоновым состоянием внимания; состоянием, сопровождающим проявление чувств; практическим состоянием (приподнятый, подавленный, безжизненный, мрачный, веселый, расслабленный, вялый, заторможенный, напряженный); 23 связанные с отношением к выполняемому действию: психическими процессами, обусловленными мотивацией действия (довольный, недовольный, мечтательный, скучный, торжественный, нежный, ласковый, сочувственный, равнодушный, непринужденный). Третья группа признаков связана с оценкой тембра речи, отражающей процесс эстетизации речи и индивидуальность восприятия слушающим речевокальных особенностей: красивый, некрасивый, благородный, интеллигентный, мелодичный, полетный, гибкий, эмоциональный и др. На втором этапе эксперимента были отобраны 15 наиболее разнообразных фонограмм (критерии оценки - социальный статус дикторов, психофизические характеристики, отношение к выполняемому действию, тембрально-мелодическая различаемость и сходство и др.). Отобранные записи были предъявлены для прослушивания группе из 17 человек, каждый из которых имел опыт работы в области судебной фоноскопии менее года. Слушателям было предложено отметить в предоставленной таблице знаком «+» те позиции, которые, по их мнению, соответствуют каждому из 15 дикторов. Для обработки результатов, полученных в ходе исследования аудиозаписей, требовалась оценка тембрально-мелодических речевокальных характеристик каждого диктора экспертной группой коллегиально и по отдельности. Комиссионное прослушивание аудиозаписей проводилось в целях получения наиболее объективной и полной оценки звучания тембра. Все характеристики тембра речи были внесены в бланк опроса эксперта. Бланк разделен на две части. Одна часть включает характеристики тембра голоса и речи. Вторую часть составляют обли-ковые характеристики, позволяющие воссоздать социальный и физический облик человека определенного типа. Слушающим предлагалось отметить из имеющихся вариантов характеристику облика, наиболее соответствующую голосу диктора: пол диктора; возраст (возрастные границы задавались в соответствии с фазами развития голоса: 17-23, 24-35, 36-55, 56-75); образование; состояние здоровья; курит/не курит; настроение; эмоционально-психическое состояние; основная черта личности; артистические способности (есть/нет); опыт преподавания (есть/нет); качества характера; интеллектуальные качества; внешние данные (рост - средний, высокий, низкий; комплекция - средняя, плотная, худощавый; приятная/неприятная внешность); социальный статус (высокое социальное положение, подчиненное положение; относится к маргинальным слоям населения). На третьем этапе все полученные результаты были обобщены и сведены в единую таблицу по каждому диктору; затем наиболее повторяющиеся из отмеченных признаков принимались за устойчивые и выносились на отдельные карточки. Многократно отмеченные признаки, которые противоречили друг другу, фиксировались через знак «/»; признаки, которые противоречили объективной действительности (например, что диктор курит, если это не так), помечались знаком «? ». Каждая карточка была разделена на две части: слева - характеристики тембра речи; справа - обликовые характеристики диктора. В итоге была составлена картотека тембрально-обликовых характеристик 15 дикторов (см. прил. 2). На четвертом этапе эксперимента был проведен анализ речевокальных признаков методом ауди-тивной перцепции путем подбора лингвистических описательных терминов. Новой группе слушателей из 24 человек, каждый из которых имеет опыт работы в области судебной фоноскопии менее года, было предложено неоднократно прослушать записи безымянных дикторов (дикторы были те же) и соотнести эти записи с карточками, на которых не было обозначения принадлежности какому-либо диктору. Обработка результатов показала, что правильно соотнести все тембрально-обликовые характеристики и звучащие записи не смог никто. Количество правильно Количество слушателей, определенных дикторов правильно определивших дикторов 11 4 9 3 8 4 7 и менее 10 В большинстве своем карточки отражают достаточно объективную картину и в целом соответствуют характеристикам дикторов. Однако при сопоставлении карточек было выявлено, что признаков, дифференцирующих карточки между собой, недостаточно. Вероятно, это и обусловило довольно большой процент ошибок, допущенных в присвоении карточек дикторам. 24 Был проанализирован характер ошибок, допущенных слушателями в процессе соотнесения: выяснялось, сколько раз с голосом и речью диктора была соотнесена не та карточка (например, диктор № 6 был соотнесен не со своей карточкой 15 раз); фиксировалось, какая карточка с тембрально-обликовыми характеристиками и сколько раз была неправильно соотнесена с голосом и речью (например, карточка с тембрально-обликовыми характеристиками диктора № 6 была неправильно соотнесена 19 раз); определялось, характеристики каких дикторов и сколько раз были неверно присвоены каждому диктору. В результате обработки данных были выявлены дикторы, карточки с тембрально-обликовыми характеристиками которых наиболее часто взаимозаменялись. Количество ошибок присвоения характеризующих карточек паре дикторов суммировалось и принималось за коэффициент совпадения (например, диктору № 1 была присвоена карточка диктора №6-3 раза; диктору № 6 - карточка диктора № 1 -8 раз; коэффициент совпадения составляет 11 баллов - см. табл. 2). Таблица 2 Эксперимент № 2 Так как отработанной методики исследования тембра не существует, второй эксперимент был проведен для определения акустических параметров, выявляющихся при обработке фонограмм со звучанием голосов с теми или иными тембрально-мелодическими свойствами. Были сделаны фонограммы записей воссоздания звучания тембра голоса. Женщина с актерским образованием и опытом преподавания сценической речи начитывала фрагмент текста, имитируя рече-вокальные характеристики того или иного тембра в соответствии с логопедическим описанием голо-сообразования и интонирования воссоздаваемых тембрально-мелодических характеристик. Записаны 28 имитационных фрагментов (моделей тембра), которые и подвергались детальному акустическому анализу структурных особенностей. Построены динамические спектрограммы, кепстрограммы моделей тембров и диаграммы уровня основного тона фрагментов. При помощи аппаратно-программного комплекса 5/5 5.0 (разработан Центром речевых технологий в Санкт-Петербурге) фонограммы были введены в компьютер и обработаны. Звучащие модели тембра были визуализированы на кепстре и спектре. Для визуализации был выбран фрагмент текста, наиболее представительный по фонетическому и темпо-ритмическому составу: «Отец Туберозов высок ростом и тучен». Все спектральные и кепстральные картинки были собраны в каталоги и детально изучены методом визуального наблюдения отдельных спектральных обертонов на узкополосной спектрограмме, проявления на узкополосной спектрограмме следов формантных траекторий, выявления турбулентных и импульсных шумов, визуального наблюдения за особенностями проявления частоты основного тона (ЧОТ) на динамической кепстрограмме. Частота основного тона кроме кепстрограммы была вычислена при помощи программного определения ЧОТ, в результате которого были построены диаграммы основного тона. Детальное исследование полученных данных спектрального анализа показало, что каждый имитационный фрагмент имеет свои характерные особенности, проявляющиеся на спектрограмме и на кепстрограмме. Диаграммы основного тона не выявили существенных отличий между имитационными тембрами, что явилось следствием неизмененных физических характеристик голосовых складок (источника звука), поэтому дальнейшие исследования диаграмм основного тона не проводились. Эксперимент № 3 Эксперимент № 3 проводился для подтверждения акустических данных, полученных на моделях тембра в эксперименте № 2. Целью эксперимента № 3 было сопоставление акустических коррелятов моделей тембров и акустических коррелятов естественных тембрально-мелодических характеристик различных дикторов, обладающих похожими аудитивными и лингвистическими речево-кальными характеристиками, и выявление пределов вариативности акустических параметров каждой группы тембра. Эксперимент проводился в два этапа. Первый этап - исследование тембра дикторов методами аудитивного, лингвистического и логопедического анализа. Все полученные в результате подготовительного этапа фонограммы записи 35 дикторов предлагалось прослушать двум экспертам-лингвистам с опытом работы около года. Экспертам выдавался бланк сводной таблицы лингвистических и логопедических характеристик тембра голоса (см. табл. 3) и предлагалось отметить наиболее близкую характеристику внутри каждой группы тембрально-мелодических характеристик. После того, как каждая из 35 фонограмм была таким образом обработана, эксперты произвели классификацию полученных данных с целью выявить группы, похожие по набору лингвистико-логопедических характеристик тембров. 28
Так как цель нашей работы - выявить возможности лингвистического анализа тембрально-мелодических характеристик, критерии классификации были предложены в соответствии с имеющимися нарушениями: осиплость; охриплость; неоднородность; назальность; глухость; сдавленность; закрытость («о»-образная или шумовая); регистровое несоответствие; жесткость; слабость голоса; форсирование голоса; несоответствие полу, возрасту, конституции. Естественно было предположить, что могут быть выявлены дикторы с комбинированными нарушениями голоса, поэтому экспертам предлагалось осуществлять группировку по наиболее ярким, ведущим нарушениям. Дикторов, тембрально-мелодические характеристики которых не соответствовали предложенным критериям, мы предложили экспертам классифицировать по наиболее ярким из проявленных компонентов тембрально-мелодических характеристик. В результате были выявлены приведенные ниже две группы. 1. Дикторы с нарушениями тембра голоса (22 диктора): хриплый- 3; неоднородный - 2; гиперназальный - 4; глухой - 2; сдавленный -2; закрытый шумовой -1; закрытый «о»-образный - 2; несоответствующий головной регистр -1; жесткий - 2; слабый -2; форсированный голос - не выявлено; несоответствие полу, возрасту, конституции - не выявлено. 2. Дикторы с нормативными тембрально-мелодическими характеристиками (13 дикторов): звонкий (в сочетании с открытым палатализованным «и»-образным) - 1; закрытый «у»-образный, прикрытый - 2; открытый - 1; грудной (в сочетании с сильным) - 1; придыхательный - 3. Второй этап эксперимента — исследование тембра дикторов методами анализа параметров отдельных речевых фрагментов по динамической спектрограмме и кепстрограмме. Все группы фонограмм дикторов, классифицированные на первом этапе, были обработаны при помощи аппаратно-программного комплекса 5/5 (8реесН 1п1егас1пе 5гМет, версия 5.2) и получены спектрограммы и динамические кепстрограммы речевых фрагментов с тем же лингвистическим содержанием, что и в эксперименте № 2. Спектрограммы и кепстрограммы исследовались и методом визуального наблюдения сравнивались, во-первых, между собой внутри каждой группы и, во-вторых, с кепстрограммами и спектрограммами моделей тембров. В результате были подтверждены данные, полученные в эксперименте № 2 (все акустические данные по каждой модели тембра голоса повторились на спектрограммах и кепстрограммах естественных голосов). Путем сравнения акустических данных внутри каждой группы тембров были выявлены дифференциальные акустические параметры, позволяющие вычленить проявления, характерные для конкретной группы тембров. Эксперимент № 4 Эксперимент № 4 проводился в целях дифференцирования компонентов тембра речи на функционально обусловленные и индивидуальные. Для этого 35 фонограмм, полученных на предварительном этапе исследования, предлагалось прослушать пяти экспертам-лингвистам, перед которыми были поставлены следующие задачи: определить, какие интонационно-просодические признаки (компоненты тембра речи) проявляются на фонограммах; путем сравнения интонационно-просодических признаков (компонентов тембра речи) разных дикторов определить, какие интонационно-просодические признаки проявляются регулярно у всех дикторов (эти признаки принимаются как функционально обусловленные компоненты тембра речи); путем сравнения интонационно-просодических признаков (компонентов тембра речи) разных дикторов определить, совокупность каких интонационно-просодических признаков проявляется регулярно только у одного диктора (эти признаки принимаются как индивидуальные компоненты тембра речи). В ходе эксперимента имеющиеся в вариантах прочтения текста различными дикторами интонационно-просодические признаки (компоненты тембра речи) были классифицированы на три группы. 1. Функционально обусловленные признаки тембра речи, связанные с организацией и членением звуковой состав текста; особенности форм используемых слов (полные/краткие формы прилагательных, наличие/отсутствие уменьшительно-ласкательных суффиксов); членение на предложения; указание на тип предложения; указание на отношения между предложениями; членение предложения на синтагмы; указание на тип отношений между синтагмами; указание на стилистические особенности текста. Функциональные различия между типами интонационных конструкций (ИК) достигаются следующими средствами: мелодический контур; интонационный центр; словесное ударение; граница синтагматического членения; пауза внутри ИК. 2. Индивидуальные признаки тембра речи, связанные с характеристикой личности говорящего: физический статус говорящего (пол, возраст, состояние здоровья и т. д.); социальный статус говорящего (профессия, коммуникативные и речевые навыки и т. д.); целевые установки говорящего; степень владения интонационными моделями различных стилей и жанров речи. 3. Средства, при помощи которых распознаются индивидуальные характеристики тембра речи при тембр голоса и диапазон вариантов тембра голоса; темп речи и диапазон вариантов темпа речи; диапазонная полоса (высота основного тона высказывания по отношению ко всему диапазону голоса человека); 30 эмфатическая долгота; разнообразие используемых ИК (эти мелодические фигуры помогают выразить различные дополнительные смысловые и эмоциональные оттенки; например, ИК-6 - состояние мечтательности, задумчивости, в отличие от ИК-5, выражающей бурные эмоции; ИК-7 - состояние неудовольствия, сопровождающееся сморщенной мимикой); соответствие используемых ИК содержанию высказывания (по характеру мелодики можно многое «услышать» из того, что не выражено словами; так, в вопросах, на которые говорящий хочет получить утвердительный ответ, ударное слово произносится с волнообразной мелодикой, восходяще-нисходящей или нисходяще-восходящей; это своего рода мелодика-подсказка); крутизна изрезанности мелодического контура; наличие дополнительной артикуляции (огубленности, улыбки и т. д.); громкость голоса и диапазон вариантов громкости голоса. ГЛАВА IV МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ТЕЗАУРУС /. Компоненты тембра, характеризующие работу и состояние голосовых складок 1. Обусловленные плотностью смыкания складок Сиплый тембр голоса. Расстройство голоса, обусловленное неполным, неплотным смыканием голосовых складок. Аудитивно характеризуется напряженным шепотным звучанием, речеобразование осуществляется на фоне шума трения воздушной струи о стенки речевого тракта с преобладанием высоких частот. Хриплый тембр голоса. Расстройство (или временное качество, обусловленное эмоциональным состоянием) голоса, обусловленное неплотным смыканием голосовых складок. Аудитивно характеризуется как нечистый, зашумленный звук голоса, энергия шумов сосредоточена на низких частотах. 2. Обусловленные ритмичностью смыкания складок по частоте и амплитуде Неоднородный дрожащий тембр голоса. Расстройство (или временное качество, обусловленное эмоциональным состоянием) голоса, обусловленное неравномерным натяжением мышц гортани, отвечающих за смыкание голосовых складок, или судорогами, гиперкинезами дыхательных мышц. Аудитивно характеризуется как неровное, неоднородное по высоте и силе, как будто прерывистое, звучание голоса, с сильными колебаниями высоты голоса в пределах одного гласного. Неоднородный дребезжащий тембр голоса. Расстройство голоса, обусловленное неравномерным натяжением мышц гортани, отвечающих за смыкание голосовых складок, или судорогами, гиперкинезами дыхательных мышц. Аудитивно характеризуется как неровное, неоднородное по высоте и силе, с резкой сменой высоты голоса на коротких отрезках фонации звучание голоса, сопровождаемое выраженными шумами, энергия шумов сосредоточена на высоких частотах. Неоднородный надсадный тембр голоса. Расстройство голоса, обусловленное неравномерным натяжением мышц гортани, отвечающих за смыкание голосовых складок, или судорогами, гиперки- 33 незами дыхательных мышц. Аудитивно определяется как напряженная, неравномерная по интенсивности и высоте, незвучная фонация, с преобладанием шумов на высоких частотах, сопровождающаяся открытым звукообразованием. Неоднородный скрипучий тембр голоса. Расстройство голоса, обусловленное неравномерным натяжением мышц гортани, отвечающих за смыкание голосовых складок, или судорогами, гиперки-незами дыхательных мышц. Аудитивно определяется как напряженная, неравномерная по интенсивности и высоте, незвучная фонация, с преобладанием шумов на нижних частотах, сопровождающаяся закрытым звукообразованием. Неоднородный вибрирующий тембр голоса. Нормативное, благозвучное проявление тембраль- ной окраски голоса, характеризующееся ритмичными модуляциями частоты основного тона в пределах 4-8 Гц. Является необходимым качеством певческого голоса, в восприятии ассоциируется с проявлением положительных эмоций. //. Компоненты тембра, характеризующие работу и соотношение резонаторов 1. Обусловленные соотношением полостей рот-нос Гиперназальный тембр голоса. Расстройство голоса, обусловленное попаданием части воздушной струи в носоглотку. Аудитивно воспринимается как напряженное речеобразование с носовым оттенком на всех звуках. Гипоназальный тембр голоса. Расстройство голоса, обусловленное непопаданием воздушной струи в носоглотку в потоке речи вследствие, например, сужения, зарастания полости носа, гипертрофического насморка и т. д. Аудитивно воспринимается как напряженное речеобразование с заложенным носом, все носовые звуки ([н], [н'], [м], [м']) становятся ротовыми, голос теряет звучность. 2. Обусловленные формой надставной трубы Звонкий тембр голоса. Нормативное, благозвучное проявление тембральной окраски голоса, ауди-тивно характеризующееся чистым, хорошо слышным голосом благодаря направлению фонационной струи в переднюю часть ротовой полости, где голос и резонирует. Глухой тембр голоса. Расстройство (или временное качество, обусловленное эмоциональным состоянием) голоса, обусловленное неправильным направлением фонационной струи, которая застревает в задней части ротовой полости. Аудитивно воспринимается как зашумленный, плохо слышный голос, речеобразование часто характеризуется низкой разборчивостью. 3. Обусловленные работой и положением гортани Сдавленный придушенный тембр голоса. Расстройство (или временное качество, связанное с эмоциональным состоянием или неудобным для голосообразования положением тела) голоса, обусловленное неправильным положением гортани, которое может быть вызвано гиперкинезом шейных мышц. Аудитивно воспринимается как зашумленный, неинтенсивный голос, незвучный, речеобразование часто характеризуется низкой разборчивостью. Сдавленный горловой тембр голоса. Расстройство голоса, обусловленное неправильной работой мышц гортани, которая характеризуется сужением входа в гортань, которое достигается дополнительным подъемом задней части спинки языка к мягкому небу, оттягиванием его назад и смещением гортани вниз. Аудитивно воспринимается как интенсивный, напряженный, довольно резкий звук голоса, хорошо слышный. Если диктор является носителем языка, в котором есть фонематически закрепленный твердый приступ перед гласными, то голос приобретает гортанную тембральную окраску из-за постоянно встречающихся нефонематических для русского языка гортанных смычек перед гласными. Данная тембральная окраска в этом случае не может быть расценена как расстройство голоса, а лишь как особенность окраски тембра. Сдавленный зажатый. Расстройство (или временное качество, связанное с эмоциональным состоянием или внешним воздействием на мышцы шеи) голоса, обусловленное перенапряжением передних мышц шеи, что вызывает неправильное положение гортани. Аудитивно воспринимается как зашумленный, напряженный голос, с преобладанием высокочастотных шумовых составляющих. 4. Обусловленные работой и положением лицевых мышц Закрытый лабиализованный «у»-образный тембр голоса. Нормативное, благозвучное проявле ние тембральной окраски голоса, аудитивно характеризующееся хорошо слышным, гармоническим голосом благодаря удлинению резонатора ротовой полости; ассоциируется в восприятии с проявлениями любви, нежности. 34 Закрытый темный «о»-образный тембр голоса. Расстройство (или временное качество, связан ное с психофизическим состоянием) голоса, обусловленное малоподвижной мимикой лица. Ауди-тивно воспринимается как зашумленный, звучащий «как будто говорит в бочку», с преобладанием низкочастотных шумовых составляющих; часто.речеобразование человека с таким тембром характеризуется низкой разборчивостью. Закрытый шумовой тембр голоса. Расстройство (или временное качество, связанное с психофизическим состоянием) голоса, обусловленное малоподвижной мимикой лица, перенапряжением артику-ляторных органов и, в связи с этим, неправильной их работой, не обеспечивающей должный резонанс гармоническим составляющим и усиливающей шумовые составляющие. Аудитивно воспринимается как сильно зашумленный, нечистый, хорошо слышный, напряженный, с высокой интенсивностью образованный голос с очень сильным проявлением шумовых составляющих. Открытый палатализованный «и»-образный. Нормативное, благозвучное проявление тембраль-ной окраски голоса (при условии, если не наблюдается малоподвижной артикуляции), характеризующееся как хорошо слышный, светлый, легкий голос «на улыбке» благодаря изменению формы резонатора ротовой полости путем уменьшения ступени ее раскрытия с одновременным перемещением области максимального расширения вперед; при таком голосообразовании возрастает роль артикуляции. Этот тембр ассоциируется в восприятии с проявлениями положительных эмоций. При малоподвижной артикуляции голос воспринимается как ненатуральный, фальшивый; речеобразование как бы «смазанное». 5. Обусловленные регистром голоса Головной тембр голоса. Нормативное проявление тембральной окраски голоса для детских и высоких женских голосов, характеризующееся усилением в основном высокочастотных гармонических составляющих, которое происходит в полостях, расположенных выше гортани, дыхание «освобожденное», открытое. Аудитивно воспринимается как прозрачный, тонкий звук голоса. Если строение речевокального тракта не соответствует головному регистру (большая длина вокального тракта, голосовых складок и т. д.), то происходит перенапряжение голосовых складок вследствие снятия их «с опоры», риск развития фонастении. Грудной тембр голоса. Нормативное проявление тембральной окраски голоса, характеризующееся усилением в основном низкочастотных гармонических составляющих, которое происходит в полостях, расположенных ниже гортани, за счет активного натяжения мягкого неба, расширения полости глотки и образования опоры, возвратного импеданса. Аудитивно воспринимается как мощный, гармонически насыщенный звук голоса, который обычно связывают с силой голоса. Если строение речевокального тракта не соответствует грудному регистру (короткий вокальный тракт, тонкие и короткие голосовые складки и т. д.), то происходит перенапряжение голосовых складок, риск развития фонастении. ///. Компоненты тембра, характеризующие речевое дыхание и фонацию 1. Обусловленные атакой голоса Мягкий тембр голоса. Нормативное, благозвучное проявление тембральной окраски голоса, характеризующееся одновременностью процессов прохождения воздушной струи и смыкания голосовых складок. Аудитивно воспринимается как теплый, ненапряженный звук голоса, с плавными переходами от звука к звуку. Придыхательный тембр голоса. Нормативное проявление тембральной окраски (или временное качество, связанное с эмоциональным состоянием) голоса, характеризующееся тем, что прохождение воздушной струи предваряет смыкание голосовых складок. Аудитивно воспринимается как задушевный, ненапряженный звук голоса; в восприятии ассоциируется с проявлением нежности, томности. Если эмоциональное состояние не обусловливает придыхательной окраски тембра, а голос не имеет звучности, то придыхательный тембр становится рыхлым. Жесткий тембр голоса. Расстройство (или временное качество, связанное с эмоциональным со стоянием) голосообразования. характеризующееся тем, что смыкание голосовых складок предваряет прохождение воздушной струи. Аудитивно воспринимается как напряженный, резкий звук голоса. Если имеются длительные речевые нагрузки на жестком тембре, то происходит риск развития фонастении. 35 2. Обусловленные неправильным направлением фонации (на вдохе) Захлебывающийся тембр голоса. Расстройство (или временное качество, связанное с эмоцио нальным состоянием) голосообразования. характеризующееся тем, что речеобразование осуществляется на вдохе. Неправильное направление воздушного потока при фонации травмирует голосовые складки, при длительных речевых нагрузках развивается фонастения. Аудитивно воспринимается как неплавный, с резкими всплесками звук голоса. 3. Обусловленные силой голоса Слабый тембр голоса. Расстройство (или временное качество, связанное с эмоциональным со стоянием) голосообразования, характеризующееся тем, что речеобразование осуществляется на очень слабой воздушной струе, что может быть следствием малого объема дыхания, неправильного расходования воздуха при голосообразовании. Аудитивно воспринимается как очень тихий, неокрашенный тембр голоса. Постоянное, не обусловленное эмоциями проявление слабого тусклого тембра голоса является свидетельством фонастении. Форсированный визгливый тембр голоса. Расстройство (или временное качество, связанное с эмоциональным состоянием) голосообразования. характеризующееся тем, что речеобразование осуществляется на пределе голосовых возможностей (силовых и высотных) говорящего; при этом основное напряжение падает на низкие тона голоса. Аудитивно воспринимается как очень напряженный, громкий, резкий, неоднородный тембр голоса. При постоянном использовании форсированного визгливого тембра голоса происходит риск развития фонастении. Форсированный крикливый тембр голоса. Расстройство (или временное качество, связанное с эмоциональным состоянием) голосообразования, характеризующееся тем, что речеобразование осуществляется на пределе голосовых возможностей (силовых и высотных) говорящего; при этом основное напряжение падает на низкие тона голоса. Аудитивно воспринимается как очень напряженный, грубый, неоднородный тембр голоса. При постоянном использовании форсированного визгливого тембра голоса происходит риск развития фонастении. Сильный тембр голоса. Нормативное, благозвучное проявление тембральной окраски голоса. характеризующееся хорошей слышимостью голоса, отсутствием голосового напряжения, хорошей разборчивостью речи на всех участках синтагм. IV. Компоненты тембра, обусловленные временным соотношением согласных и гласных Трескучий напряженный тембр голоса. Расстройство (или временное качество, связанное с эмоциональным состоянием) речеобразования. сопровождающее часто речь заикающихся и глухих лю дей, характеризуется тем, что в процессе речеобразования увеличивается время произнесения согласных и уменьшается время произнесения гласных, артикуляция при этом происходит на чрезмерном мышечном напряжении. Аудитивно воспринимается как очень напряженный, неоднородный голос, характерный для речи с быстрым темпом. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение................................................................................................................... 3 Хуртилов В.О. и др. Криминалистическое исследование тембрально-мелодических характеристик голоса и речи: Методические рекомендации. - М.: ЭКЦ МВД России, 2007. - 48 с., 2 табл., 4 прил., библиогр. Рассматривается проблема криминалистического исследования тембрально-мелодических характеристик голоса и речи. Предпринята попытка оптимизации критериев оценки речевокальных особенностей. Предлагается схема поэтапного анализа тембрально-мелодических особенностей путем соотнесения лингвистических понятий о звучании голоса в речи и логопедической терминологии, применяемой для описания нарушений голоса; получение объективных акустических данных о корректности такого соотнесения позволяет определять индивидуализирующие речевокальные характеристики говорящего. Для сотрудников экспертно-криминалистических подразделений, следователей, а также преподавателей и слушателей высших учебных заведений МВД России. План выпуска литературы ЭКЦ МВД России, 2007 поз. 6 Владислав Олегович Хуртилов |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 940; Нарушение авторского права страницы