Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕМБРАЛЬНО-МЕЛОДИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК РЕЧИ
Анализ речи предполагает получение исчерпывающего ответа не только на вопрос «что сказано? », но и на вопрос «кем и как сказано? », а потому задача систематического описания и последующей классификации лингвистических и паралингвистических средств экспертной оценки голоса и речи является не только интересной, но и весьма актуальной. Голосовые характеристики речи с полным основанием могут быть отнесены к группе важнейших факторов, определяющих и организующих речевую коммуникацию: условия и характер протекания коммуникации; успешность в достижении цели; физиологическое и психическое состояние участников общения; стилистика речевого поведения в диалоге; прагматическая заданность/стихийность появления речевых и поведенческих реакций и др. Для достижения поставленных целей на первом этапе было проведено изучение художественной литературы на материале прозаических и поэтических произведений отечественных авторов с задачей выяснить, какие особенности, свойства и состояния человека связывает автор с лексемами, используемыми им для характеристики и описания голоса и его свойств. Исследование художественной литературы свидетельствует об общности используемых кодов для обозначения указанных характеристик звучания голоса у авторов - мастеров художественного слова и у читателей - носителей языка. Лексема «Голос» Голос дан человеку от рождения, а потому обладание им может рассматриваться как природное и неотъемлемое свойство, имеющее типичное проявление, именуемое звучанием. Сформулируем значения слова «голос» по семантическим группам в соответствии с классификацией Г.Е. Крейдлина [32]. Речевые голоса: 1. Голос 1 = звуки, возникшие в результате колебания складок и исходящие изо рта человека или Голос девочки доносился откуда-то издалека. Я его узнал по взволнованному голосу. Громкий голос. Звучный голос. 2. Голос 2 = орган производства таких звуков. Я сразу почувствовал, что у Тани больной голос. Не надо напрягать так голос. 3. Голос 3 = способность человека или некоторого животного извлекать такие звуки. Обозначения человека: 4. Голос 4 = человек, обладающий голосом 2 или голосом 3 (употребляется для обозначения че Голос за дверью тихо произнес: «Кто там? ». Хриплый голос все что-то говорил и говорил. «Ты на стол влезь», -вдруг резко, с открытой неприязнью сказал молодой голос. Голос в трубке был женский, молодой, знакомый. 5. Голос 5 = творческая личность в ее становлении и развитии (обозначение пространственно- У Марфиной был свой голос. Внезапно прорезавшийся голос. Сегодня мы повсюду слышим совсем другие голоса. Ментальные значения: 6. Голос 6 = мнение или суждение человека, высказываемое по тому или иному существенному Я думаю, голос доктора важнее моего. Решающим на выборах будет голос народа. 1. Голос 7 = право человека заявлять свое мнение при решении вопросов в государственных и общественных учреждениях. Каждый избиратель имеет один голос. Культурное значение: 8. Голос 8 = квалификация или оценка творческой деятельности, стиля, направления и отдельных произведений искусства. 2-616 Неповторимые интонации: прихотливая у Ю. Борисовой, своевольная и ломкая у О. Яковлевой, надтреснутая и музыкальная у А. Фрейндлих. Интенсиональное значение: 9. Голос 9 = внутренние побуждения человека к каким-то действиям. Тайный голос. Голос сердца. Голос совести. Голос рассудка. Голос разума. Внутренний голос. Природное значение: 10. Голос 10 = звуки, сопровождающие явление природы или работу механизма. Музыкальные значения: 11. Голос 11 = звуки пения. Голос у нее был чистый и звонкий. У него приятный баритон. Ее раздражали лживые голоса уличных певцов. 12. Голос 12 = способность к пению. Маша имела прекрасный голос и большие музыкальные способности. Концерт пришлось перенести: у певца сел голос. 13. Голос 13 = одна из частей музыкального произведения или партия в вокальном ансамбле. 14. Голос 14 (устар.) = мотив, мелодия. Как мы видим, применительно к человеку в художественной литературе лексическое описание голоса и его свойств может характеризовать не только отдельное лицо, но и указывать на профессиональное мастерство, творческий стиль или манеру целой группы людей и передавать коллективное мнение по некоторому вопросу. Нас в данном исследовании будут интересовать те оттенки значения слова «голос», которые относятся к группам «речевые голоса», «обозначения человека», «культурное значение». Благодаря человеческому голосу в нашем сознании возникает образ конкретного человека или человека определенного типа. По голосу мы узнаем, «угадываем» человека, «вычисляя» какие-то черты его внешнего облика (хотя, разумеется, опознавая человека по голосу, можно и ошибиться). По звучанию голоса мы можем также описать физическое и психическое состояние человека и часто даем незнакомому или малознакомому человеку характеристику или оценку. Глухой или тусклый тембр голоса в стереотипном представлении скорее отвечает характеру мрачному, угрюмому, а резкий, скрипучий голос ассоциируется с недоброжелательным, сварливым, неприятным человеком. Голос слабый, робкий, сдавленный говорит о личности больной или нерешительной, робкой, неуверенной в себе. Сильный, сочный и красивый - голос человека с твердым характером, физически здорового, внешне интересного, благородного. Случаи рассогласования возникающего мысленного образа человека со стереотипным голосом обычно отмечаются в тексте. Голосовая игра, падения и повышения тона, внезапно наступающие паузы, изменение силы и тембра голоса постоянно сопровождают речь. Изменение голоса, не вызванное болезнью или возрастом, обычно маркирует изменение состояния или статуса, причем это характерно как для обычных способов коммуникации, так и для разных форм народной культуры. Например, Г.Е. Крейдлин [32] указывает, что в магической практике используются только маркированные голоса и голосовые модификации, намеренная голосовая мимикрия, причем способы произнесения текста зависят от типа ситуации и ролевых характеристик ее участников. В русской народной культуре ряженые говорят с домочадцами подчеркнуто низкими или нарочито высокими голосами, дополняют свою речь другими па-раязыковыми элементами, например, свистом или хохотом, и подражают голосам животных. Благодаря свойствам голоса речь приобретает и этические, и эстетические характеристики; например, положительно окрашенные эпитеты, передающие эстетическое впечатление от голоса или каких-то его свойств: хороший, красивый, удивительный, прекрасный, замечательный, приятный, бархатный, сильный, выразительный, сочный, мягкий и т. п. Музыкальные голоса, как и речевые, делятся по возрастному и половому признакам и имеют в русском языке особые обозначения: детские голоса - альт, дискант; мужские взрослые голоса - бас, баритон, тенор; женские голоса - альт, контральто, сопрано, меццо-сопрано, колоратурное сопрано. Речевые голоса характеризуются признаками, связанными с речью и параречевыми элементами, например, с особой артикуляцией звуков или с особенностями актуальной коммуникации и различными социальными факторами (ср. «фальшивый» голос - только речевой, в отличие от глагола «фальшивить», который может указывать и на пение; выражение «без голоса» может означать и потерю обычного речевого голоса, и отсутствие хорошего музыкального голоса; слово «безголосый» означает только отсутствие способности к пению). Музыкальные голоса определяются различными свойствами, связанными с пением, например, с качеством голоса (сфальшивить, диапазон голоса, напрягать голос, объемный голос, чистый голос, владеть голосом, управлять голосом и др.) или с его эстетическими оценочными характеристиками (хороший голос, плохой голос, удивительный голос, безобразный голос, замечательный голос и др.). Речевые голоса, в отличие от музыкальных, непостоянны. Они меняются не только в зависимости от пола и возраста или от физических и физиологических причин, но также от характера и содержания сообщаемой информации, от физического и психического состояния говорящего и его отношения к предмету обсуждения, к адресату или к высказываниям адресата, сделанным в ходе диалога. Речевые голоса образуют непрерывную шкалу от самого низкого голоса (речевого баса) до наиболее высокого (тенора), а среднее положение - положение нормы на шкале речевых голосов - занимает баритон. С речевыми басом и тенором в языковой картине мира связаны устойчивые ассоциации. Бас коррелирует не только с определенным физическим обликом человека, но также с известной солидностью, устойчивостью и размеренностью, что проявляется в особенностях лексической сочетаемости. Невозможно, например, тарахтеть или тараторить басом, трудно представить себе захлебывающийся бас. Тенор ассоциируется с легкостью и мягкостью, им вполне можно говорить быстро, даже тараторить. Слово «баритон» в исходном значении - «певческий мужской голос», однако, желая подчеркнуть особенности речи персонажа, авторы часто используют это слово для описания мелодических и тембровых свойств звучащей речи, таких, как глубина голоса, сочность и некоторая напевность. В русском языке слова для обозначения понятий, связанных с характеристиками голоса, имеют ряд семантических и синтаксических ограничений. Отсюда очевидна методическая сложность в выборе слов русского языка для использования в качестве элементов метаязыка в лингвистическом анализе при производстве фоноскопической экспертизы. Хотя голос является неотъемлемой принадлежностью человека, встречается ситуация реального несовпадения визуального и акустического «Я», когда голос искусственно отрывается от своего носителя и начинает жить в чужом теле. Например, в процессе дублирования фильма, когда голос одного актера приписывается изображению другого и как бы начинает жить в другом теле, о чем подробно говорит М.Б. Ямпольский [80]. Едва уловимые, порой даже не получающие языковых обозначений модуляции голоса позволяют человеку сделать вывод о том, что его собеседник сегодня в хорошем настроении или, наоборот, не в духе. Неуместная «игра голосом» способна спровоцировать у собеседника отрицательную реакцию. Адресат может уловить иронию в голосе там, где это вовсе не входило в намерения говорящего. Он способен принять шепотную речь, вызванную физиологическими причинами, за неуместное проявление близости, а быструю речь счесть свидетельством стремления говорящего быстрее закончить разговор. Нередко автор высказывания в своих метатекстовых замечаниях указывает на изменение голосовых характеристик и обозначает мотивы, приводящие к таким изменениям. Имеются высказывания (даже типы высказываний), в которые определенный вид голоса как бы встроен, которые можно произнести только голосом с фиксированными признаками («Да ну?! » -голосом более протяжным, чем обычно, происходит удлинение конечного гласного; слова «Черт побери», «Черт-те что», «Черт его знает» произносятся достаточно быстро; «Ой! » - высоким или более высоким голосом; «Брысь! » - резким, отрывистым голосом; «Закон есть закон» - разделяя слова). Речь здесь идет не об особенностях интонации, а именно о голосовых параметрах ее выражения. Подбадривать нельзя заунывным голосом, вопить - шепотом, а утешать - голосом зычным. Команды и приказы отдаются четким твердым голосом, отрывисто и резко, а напутствия - голосом мягким и теплым. Фраза «У меня срочное сообщение» канонически произносится быстро, а оценочные восклицания типа «Чушь! », «Дребедень! », «Сила! », «Красота! », «Фантастика! » или «Кошмар! » - голосом отрывистым, громким и резким. Недовольство в языке передается словами, обозначающими ворчание, брюзжание, бормотание, фырканье. В подобных случаях (в отличие от фраз с частицами «якобы», «мол», «дескать») трансляция чужой речи предполагает имитацию, возможно даже с нарочитым передразниванием голоса го- верящего. Ворчание, например, означает «выражение недовольства определенным способом», а именно ворчание реализуется обычно монотонным голосом. Ворчание также совершается голосом невнятным, размеренным и низким (или более низким, чем обычно). Голосу, как и лицу, можно придавать определенное выражение: «искренним голосом», «фальшивым голосом», «она постаралась придать голосу печальное выражение». Голос можно изменять, направляя его в нужную сторону. Именно таким способом действует чревовещатель. Работая с куклой, чревовещатель-вентрилок, как описывает свою деятельность на эстраде известная актриса-чревовещательница М. Донская, «направляет звук в нужную ему сторону, не разжимая рта». Способность направлять голос (чревовещатели называют это свойство «полетностью») основывается на умелом использовании чревовещателем определенных органов-резонаторов: рта, глотки и мягкого неба. Комбинируя их, вентрилок может усиливать или ослаблять звук, а также посылать его в том или ином направлении на необходимое расстояние. При этом звуковая имитация обычного внешнего голоса происходит внутри тела. Поставленный голос в норме является характеристикой музыкального голоса. У человека поставленный голос может быть врожденный либо обретенный в результате специальных длительных упражнений. Плохо поставленный голос - это исключительно результат недостаточных усилий со стороны его владельца (и, возможно, некоторых других людей, например, педагогов или врачей-фониатров). Поставленным голосом легко управлять, поэтому утилитарная оценка такого голоса положительная. В то же время адресату обычной речи нередко гораздо важнее понять не столько что именно сказано, сколько как сказано. Внимательный, настроенный на партнера адресат часто вслушивается в речь собеседника не для того, чтобы, напрягая слух, расслышать что-либо, а для того, чтобы понять собеседника, причем понять не только и не столько высказанное, сколько недосказанное и невысказанное. Голос является инструментом речи, он служит надежным средством выражения эмоций и отношений между людьми. Итак, семантическое наполнение слова «голос» включает в себя множество значений, сопряженных как с описанием индивидуальных особенностей звучания речи человека, особенностей его психических проявлений, связанных с его социальным статусом, физическими и тендерными характеристиками, так и с описанием речевокальных особенностей, обусловленных коммуникативной ситуацией, т. е. функционально. Лексема «Тон» В практике речевого описания звучания голоса можно встретить такие термины, как «тон», «тональность». Эти слова имеют множество значений, не соотносимых с речью (например, тон в изобразительном искусстве, тон в медицинской практике, тон музыкальный, общая тональность художественного или музыкального произведения и др.). Многозначность терминов затрудняет восприятие словесного описания речи, делает его размытым и неопределенным. Тем не менее остановимся на тех значениях речевого тона, которые закрепились в языке, и классифицируем их. В своем первом речевом значении слово «тон» означает определенное свойство звучащего голоса - высоту в момент речи. Тон не есть свойство человека, тон - это свойство голоса, но не постоянный признак голоса как такового. Тон специфицирует (причем не сам по себе, а своими признаками) особенности актуально звучащего голоса. Речевой тон, как и голос, может концептуализоваться как вместилище чувств, мыслей, настроений. Зависимыми при слове «тон» в указанном речевом значении могут быть разнообразные прилагательные: говорить оптимистичным, твердым, наставительным, требовательным, умоляющим, заискивающим, ироничным, просительным, особым, саркастичным, шутливым и другим тоном. Отдельные признаки тона, как и признаки голоса, комбинируясь, передают обобщенно-типические характеристики говорящего, и мы различаем административный, директорский, ко мандирский и другие социальные тоны. Физические параметры звучания голоса обычно соотносятся с определенными эмоциями, реляционными и поведенческими элементами. Лексема «Тон» означает способ выражения звучащим голосом чувств говорящего, его отношения к адресату или к предмету речи. Слово «тон», таким обра- зом, означает здесь не инструмент, а манеру речи, способ говорения. Звучащая речь и квалифицируется и оценивается словом. В атрибутивных сочетаниях злой, раздраженный, нервный, возбужденный, разочарованный тон выражено чувство говорящего; в эпитетах ласковый, нежный, насмешливый, властный, предатель ский тон - отношение к адресату речи, а деловой, рассудительный, шутливый тон - отношение к предмету речи (часто одновременно выражая отношение также и к собеседнику). Свойства тона детерминируют степень интимизации диалога. В правила ведения нормальной беседы должно быть включено требование о взаимной настройке речевых регистров участников диалога: собеседникам следует разговаривать в одинаково ровной тональности, подстраиваясь под тон другого. Чаще всего никто заранее не ставит себе такую коммуникативную задачу - настройка в ходе общения происходит подсознательно; язык фиксирует только различные нарушения этого правила речевого взаимодействия. Специальные указания на тот или иной тон (директивный, ультимативный, командирский, вла стный, назидательный, учительский, менторский, покровительственный, надменный, агрессивный и т. п., с одной стороны, или на извиняющийся, просительный, кокетливый, заискивающий, жалоб ный, заигрывающий и т. п., с другой стороны) свидетельствуют о неравенстве коммуникативных или социальных ролей собеседников и, возможно, о сознательном намерении одного из них занять в разговоре доминантное положение. В разговоре люди обращают внимание и на то, что говорится, и на то, как это говорится, однако делают это в разных ситуациях по-разному: иногда больший вес для них имеет тон сообщения, иногда - его содержание. В литературе по речевой коммуникации описаны разные случаи осмысления устных высказываний при несоответствии их речевых (формальных) и смысловых характеристик [31]. В частности, указывается, что если говорящий передает сообщение, в котором слова и тон находятся в противоречии друг с другом, а тон неубедительный (чересчур сглаженный, несколько замедленный, содержит непривычные вокализации и пр.), то он почти не оказывает влияния на интерпретацию сообщения. Напротив, непринужденная, естественная и убедительная голосовая игра заставляет адресата поверить именно тону, несмотря на все слова, которые в действительности произносит говорящий. Сменой тона может маркироваться не только нарушение кодекса речевого поведения и не только переход из одной стилистики диалога в другую, но и ломка стилистических стереотипов. С помощью определенных характеристик тона передаются сведения об особенностях речевой манеры, о мере ее соответствия статусу коммуникантов, о жанре речи. Так, сочетания «в высоких тонах», «на высоком тоне» относятся не только к степени высоты звучащего голоса, но и к стилевой особенности речи. Небрежный, непринужденный, саркастический, развязный тон, монотонно - все эти единицы квалифицируют и оценивают манеру ведения речи; соболезнующий, исповедальный, полемичный, наставнический, приказной тоны - указывают на тип речевого акта, имеющего или имевшего место в конкретном диалоге, или на жанровые свойства речи. Речевой голос как врожденное свойство человека часто ему не подвластен (например, изменения в голосе человек может и не контролировать). Между тем речевой тон находится во власти человека, он обычно тон контролирует (например, «Голос его изменился» и «Тон его изменился»; первое высказывание говорит скорее о новом физическом состоянии человека, второе явно свидетельствует о смене характера речевого поведения говорящего). Общая сочетаемостная закономерность здесь такова: чем менее психическим по своей природе является признак, тем хуже выражающее его прилагательное соединяется со словом «тон». Так, неудачны сочетания: женский, детский, родной, далекий, сильный, простуженный тон. Основное назначение тона - согласовывать межличностные и социальные отношения между участниками данного акта общения, а потому тон является этикетно-нормативным, контролируемым и регламентированным. Именно поэтому применение слова «тон» не универсально для описания звучания реальной речи. Голос же, благодаря своим природным свойствам, является главным выразителем человеческих эмоций и в диалоге часто не контролируем. Именно конкретные голоса, а не тоны сопутствуют определенным спонтанным эмоциональным реакциям и проявлениям участников диалога. 3-616 Тон, таким образом, является языковым оператором, переводящим один речевой акт в другой, одни чувства в другие, и тем самым представляет собой своеобразный канал передачи эмоциональных ощущений и отношений одного человека к другому в ходе коммуникативного акта. Лексема «Нотка» Лексема «Нотка» (или реже: «нота») в речевом значении означает «мельчайшую единицу звуковой или тональной последовательности, в которой проявляется чувство говорящего или отношение к предмету речи» [45]. Характерным вместилищем для ноток является звучащий человеческий голос (я услышала в ее голосе нотки сожаления; он с досадой услышал в собственном голосе заискиваю щие нотки). Лексема «Интонация» Для описания звучания голоса используется также термин «интонация» - сложный структурный комплекс элементов, включающих разнообразные повышения, понижения, усиления или ослабления звучания голоса, паузы разной длительности, размещения и заполнения, темп и ритм и т. д. Эти элементы можно исследовать инструментально и описать при помощи акустических параметров (частота основного тона, длительность, интенсивность и т. д.). Слово «интонация», помимо специальных терминологических значений, имеет также бытовое или, точнее, коммуникативное значение: выражение голосом определенного смысла или коммуникативного намерения. Можно сказать, что областью действия понимаемой так интонации является семантика: интонация в языке призвана соответствовать коммуникативным потребностям говорящего и отражать распределение по предложению и тексту смысла, который говорящий хочет выразить, т.е. представлять актуальное членение предложения и текста. Поскольку интонация является основным средством отражения коммуникативной перспективы высказывания, ее рассогласованность с истинными коммуникативными намерениями говорящего легко вводит адресата в заблуждение. Играя ведущую роль в организации высказывания, интонация, как и тон, регламентирована, но, в отличие от него, регулируется не столько общими правилами речевого общения, сколько коммуникативным смыслом. Таким образом, некоторые особенности голоса можно выразить при помощи описания компонентов интонации. Письменный текст, в свою очередь, содержит указатели мелодики, паузирования, логических ударений и темпа. Однако, во-первых, компоненты интонации не отражают такую характеристику голоса, как тембр голоса; во-вторых, интонация звучащей речи имеет жесткие корреляты с элементами языка (соответствие/несоответствие употребленной интонационной конструкции ее семантико-синтаксической форме), что ограничивает емкостные возможности применения термина. Лексемы «Тембр», «Обертоны», «Полутона» В диалоге человек может фиксировать свое внимание на малейших призвуках основного тона или даже полутонах. Нередко для слушающего чуть более высокие или более низкие по звучанию дополнительные тоны оказываются существенно более значимыми, чем основные. Дополнительные тоны-призвуки получили в языке наименование «полутона» (для эстетических значений) или «обертоны» (для речевых значений). Обертоны в речи соответствуют в пении и музыке подголоскам, т. е. голосам, которые вторят ведущему голосу или мелодии. Термин «тембр» в отечественной литературе [9, 22, 28, 53, 72] употребляется в трех значениях: тембр звука несет информацию, с одной стороны, позволяющую дифференцировать звуки, с другой - свидетельствующую о строении речевого аппарата диктора; тембр голоса можно оценить уже по одной синтагме - индивидуальная окраска голоса, его качество, позволяющее различать людей даже с одинаковой высотой, силой и длительностью звучания голоса; тембр речи - функциональные изменения звучания голоса, проявляемые на уровне фраз в соответствии с речевой задачей. Если тембр звука и тембр голоса терминологически уже утвердились в лингвистической практике, то тембр речи как термин еще не имеет завершенности в своем наполнении. В литературе можно встретить такие синонимы тембра речи: тон речи, тональность речи, смысловая интонация, логика речи. Однако термин «тембр речи» наиболее емко охватывает тот спектр ритмико-интонаци- 10 онных характеристик, которые проявляются на уровне фраз. Г.Н. Иванова-Лукьянова [22] прослеживает изменчивость тембра речи в зависимости от состава звуков в тексте, от наличия восходящей и нисходящей интонации, что в совокупности составляет ритм, и от длительности пауз (являющихся составляющими темпа) во взаимосвязи этих фонетических явлений с лексикой, морфологией и синтаксисом. Лексико-грамматический строй текста определяет его суперсегментную фонетику, устанавливая как жесткие границы фонетических характеристик, так и пределы их вариативности [23]. Тембр речи может включать и другие суперсегментные характеристики: эмфатическую долготу, степень динамической и мелодической модулированности голоса, способ подачи голоса (атаку голоса). Кроме того, тембр речи может быть охарактеризован с точки зрения его помехоустойчивости, выносливости, полетности, креативности, суггестивности, переключения и смешивания регистров, наличия или отсутствия форсирования голоса. В нефонопедической литературе и на практике мы часто встречаемся со смешиванием понятий «тембр голоса» и «тембр речи», что затрудняет понимание сути исследуемого явления и порождает погрешности в оценке речевокальных качеств говорящего. Поэтому чрезвычайно важно четко дифференцировать термины «тембр звука», «тембр голоса», «тембр речи». Поскольку в звучащей речи мы можем наблюдать проявления особенностей и тембра звука, и тембра голоса, и тембра речи, удобно применять термин, составляющий совокупность перечисленных тембров. Совокупность тембральных проявлений в различных речевых единицах (от звука до текста) образует тембрально-мелодические речевокальные характеристики. Таким образом, тембрально-мелодические речевокальные характеристики наиболее полно и емко отражают голосовые особенности, которые в восприятии слушающего составляют следующее: индивидуальную совокупность признаков, позволяющих идентифицировать обладателя голоса; фиксирующих физические (по большей части врожденные) свойства тембра речи, коррелирующие с высотой, силой голоса и с особенностями строения артикуляторного аппарата; образ человека определенного психофизического типа, внешнего облика, физического и психического состояния (тембральная окраска меняется, например, в зависимости от характера воздушной струи: наполненности, направления, распределения, равномерности прохождения через голосовые складки); логику членения речи говорящим, желание побудить собеседника к совершению какого-либо действия, способ выражения экспрессии; помехоустойчивость, выносливость, полетность, гибкость, мелодичность, благозвучие, красивость или некрасивость, приятность или неприятность. Концептуальное решение проблемы исследования тембрально-мелодических характеристик речи базируется на фундаментальных положениях теории речевой деятельности, теории криминалистической диагностики и идентификации, общего и прикладного языкознания и речеведения, психолингвистики, психологии, фониатрии и логопедии. По указанным причинам в дальнейшем для описания свойств голоса применительно к речевому потоку мы будем использовать термин «тембрально-мелодические характеристики» как наиболее всеобъемлющий применительно к описываемой проблеме. ГЛАВА II |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы