Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лингвистический аспект исследования тембрально-мелодических речевокальных характеристик



Сложный комплекс элементов, таких, как интенсивность, мелодика, логическое ударение, пауза, темп, тембр звуков и тембр голоса, диапазонная полоса и эмфатическая долгота, используется при произнесении каждой фразы. В совокупности все эти компоненты составляют тембр речи, часть признаков которого индивидуальны, а часть - функционально обусловлены.

Тембр как художественно значимая составляющая авторского текста может быть задан автором и воспроизведен читателем независимо от голосовых качеств прочитывающего. Так, исследовав звуко­вой состав художественного текста и его лексико-грамматическую сторону, можно определить, какие особенности тембра речи будут отражены при прочтении дикторами (речь идет о функциональных изменениях тембра в пределах текста, детально исследованных Г.Н. Ивановой-Лукьяновой [23]).

Если в тексте преобладают высокие, продвинутые вперед звуки, то и тембровая окраска его вы­ше, чем того текста, где подавляющее большинство звуков низкие. Так, огубленные звуки на полто­на ниже, чем простые; а смягченные - на полтона выше, чем несмягченные. Огубленные называют­ся бемольными; смягченные - диезными. Бемольные звуки воспринимаются как более «темные», а диезные - как более «светлые», чем простые. Усиление «диезности» и «бемольности» осуществля­ется и за счет ударной позиции, в которой оказываются гласные звуки.

Наличие в тексте уменьшительно-ласкательных суффиксов (например, -еньк-), которые сами по себе добавляет слову оттенки смысла, на фонетическом уровне обеспечивает более высокое звучание.

Полные формы прилагательных усиливают «диезность» по сравнению с краткими за счет со­держащихся в них дополнительных мягких согласных, высветляя текст.

Структура предложений определяет тон: при обилии в тексте коротких предложений его тон бу­дет ниже, что обусловливается оформлением коротких повествовательных предложений интонема-ми нисходящего типа. Большое количество тоновых понижений, являющихся следствием синтакси­ческого строения текста, требует множества длительных пауз, так как нисходящий тон вызывает бо­лее продолжительную паузу, чем восходящий. Увеличение продолжительности пауз влияет на ха­рактер темпа и ведет к общему понижению тональности текста.

Кроме звукового состава, функционально обусловленные единицы тембра речи - единицы инто­национной системы. Е.А. Брызгунова [10] выделяет 7 типов интонационных конструкций, способных различать значения высказываний с одинаковым синтаксическим строением и лексическим составом.

Интонационные конструкции (ИК) отличаются движением мелодики на трех участках фразы: в предцентровой части, в центре (где мелодика ломается) и в постцентровой части.

ИК-1: интонационный центр - на ударном гласном последнего слова, на предцентровой части ровный тон движения по среднему уровню, затем на гласном центра резко падает вниз. Это интона­ция повествовательного невосклицательного предложения: У него есть права.

ИК-2: интонационный центр на ударном гласном первого слова, тон незначительно повышается, движение тона ровное или нисходящее, ударный гласный центра произносится с усиленным ударе­нием (логическое ударение). Такая конструкция характерна для вопросительных предложений с во­просительным словом: У кого есть права?

ИК-3: тон резко повышается на том же интонационном центре, затем падает. Так оформляется общий вопрос без вопросительных слов: У него есть права?

ИК-4: в предцентровой части тон незначительно понижается, на ударном гласном он повышает­ся, а затем постоянно поднимается. Так оформляются переспрос, эллиптические вопросы и незакон­ченность: У него? У него есть права? А билет? А сколько девушек?

ИК-5: конструкция имеет два центра: на первом - тон повышается и движется по высокому уровню; затем тон резко падает на ударном гласном второго центра. Так оформляется восклицательность, пе­редается значение восторженности, восхищения: Как хорошо, что он пришел! У него есть права!

12


ИК-6: тон повышается плавно, на ударном гласном центра (последнего слова) наблюдается еще большее повышение. Эта интонация характерна для предложений восклицательных: А сколько де­ вушек! У него есть права!

ИК-7: на первом ударном гласном уровень тона резко повышается, затем в постцентровой части снижается и остается на том же уровне до конца фразы. Фраза имеет отрицательное значение: Какая там школа! (разочарование). Какие у него права!

Для носителя языка эти ИК естественны.

Как видим, различные классификации особенностей тембра речи в основе имеют разные при­знаки. Однако до настоящего времени нет четких критериев для создания системы тембрально-мелодических характеристик в русском языке.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь