Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Татьяна Владимировна Назарова Константин Александрович Лебедев
Ольга Александровна Авдюхина Валентина Александровна Алешина КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМБРАЛЬНО-МЕЛОДИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ГОЛОСА И РЕЧИ Методические рекомендации . Редактор М.П.Фроленко Технический редактор К.И. Новичков Корректоры И.Н. Сорочихша, Н.В. Кунеееа Подписано в печать 15.03.2007 г. Формат 60x84 1/8. Печать офсетная. Печ. л. 6, 0. Уч.-изд. л. 6, 5. Тираж 600 экз. Заказ №616 ОАО «Щербинская типография», 117623, г. Москва, ул. Типографская, д. 10 © ЭКЦ МВД России, 2007 ВВЕДЕНИЕ Проблема исследования и описания тембрально-мелодических характеристик речи относится к числу малоизученных. Термин «тембрально-мелодические характеристики речи» включает в себя описание звучания голоса в соответствии со структурными элементами речи: на сегментном уровне - дифференциальные и индивидуальные характеристики звуков речи, отражающие строение речевого аппарата диктора и степень владения диктором нормами литературного произношения; на супрасегментном уровне - индивидуальная окраска голоса, его качество, что позволяет различать людей даже с одинаковой высотой, силой и длительностью звучания голоса, и функциональные изменения звучания голоса, проявляемые на уровне фразы в соответствии с речевой задачей. В русском языке имеется много лексем, служащих для обозначения характеристик и свойств голоса и речи - речевокальных характеристик. Однако проблема заключается в соотнесении словесного обозначения исследуемого явления и акустического (физического) коррелята. До настоящего времени нет четких, терминологически выверенных понятий тембральных особенностей голоса, нет объективных акустических данных, сопровождающих каждое из имеющихся лингвистических и логопедических понятий, применяющихся для описания речевокальных тембрально-мелодических особенностей. Отсутствует технология описания восприятия на слух тембра, мелодики и других интегральных свойств голоса и речи. Не дифференцированы функциональный и индивидуальный компоненты тембра и мелодики. Имеющиеся в литературе сведения о наличии корреляции тембрально-мелодических параметров и таких данных, как психофизиологическое, эмоциональное состояние говорящего в момент звукозаписи, его тендерная характеристика и др., разрознены и не систематизированы. Отсутствует терминологическая база описания тембрально-мелодических особенностей речи в сопоставлении акустическим коррелятам. Отдельные публикации ученых-филологов, специалистов по культуре речи и логопедов, касающиеся исследования мелодики и тембра, терминологически разнородны, не охватывают всего спектра тембрально-мелодических проявлений реальной устной речи и не имеют прикладной коррекционной и криминалистической направленности. Актуальность решения проблемы обусловлена потребностями экспертной практики в расширении существующей методики определения лингвистических признаков речи; практическая значимость определяется возможностью использования результатов работы сотрудниками экспертно-криминалисти-ческих подразделений МВД России, а также необходимостью формирования банка данных по образцам различных вариантов тембра. Анализ тембрально-мелодических речевокальных особенностей позволяет определить индивидуальные характеристики говорящего, так как составными компонентами тембра и мелодики являются задействованные механизмы голосообразования и интонирования. Исследование возможностей и способов описания тембрально-мелодических особенностей речи в зависимости от проявления тех или иных просодических компонентов, составление глоссария тембрально-мелодических характеристик и банка звуковых эталонов позволят подбирать описательные эквиваленты акустическим параметрам голоса и речи. Звучащая речь ставит перед экспертами ряд вопросов, содержание которых сводится к двум проблемам: как диагностировать отклонения в строении и функционировании речевого аппарата человека, которые проявляются в тембрально-мелодических нарушениях голоса, и как описывать полученные признаки. Из экспертной практики известно, что тембр речи трудно поддается описанию. В специальной и художественной литературе можно встретить слова, значение которых связано с представлением о разных свойствах предметов, не имеющих отношения к звуку: бархатный, богатый, кислый, раскаленный, металлический, жесткий, задавленный, мягкий, острый, круглый, густой, полный, пустой, светлый, сжатый, слабый, твердый, темный, теплый, тусклый, тяжелый, певучий, мечтательный, широкий, холодный, ясный, белый, терпкий. Долгое время в сценическом искусстве была известна система четырех знаменитых тембров: золотого, серебряного, медного и бархатного. Известен и такой прием ха- рактеристики тембра, когда пытаются называть те чувства, которые они выражают: грустный, нежный, безмятежный, спокойный, угрюмый, эмоционально-волевой, шутливо-иронический. Таким образом, для описания характеристик конкретных тембрально-мелодических речевокальных характеристик следует составить тезаурус (идеографический словарь) слов и сочетаний с учетом живых ассоциативных связей и их описаний. Используемые в русской речи субъективные термины, имеющие ассоциативные связи со словом «голос», должны быть сведены и классифицированы по группам. Например, можно группировать определения тембра речи через собственно звуковые представления (дрожащий, звонкий, глухой, дребезжащий, блеющий, назальный и т. д.), путем тактильных ассоциаций (мягкий, бархатный, жесткий, шелковистый, прохладный и т. д.), при помощи запаховых (терпкий, едкий, морозный), вкусовых (сладкий, жирный и т. д.), цветовых (бледный, темный, серебристый) определений и др. Речевокальные характеристики являются коррелятами человеческих чувств, индивидуальных и социальных межличностных отношений, разнообразных поведенческих реакций, причем соответствия эти настолько устойчивы, что образуют в сознании стереотипные представления о формах проявления эмоций, о распределении ролей и о структурах поведения, отражаемые в речевой просодике. Подобные стереотипы подлежат фиксации в толковых словарях или моделях коммуникации, а возможные отклонения от стереотипов, вызываемые лингвистическими или экстралингвистическими факторами, дают интересный материал для лингвистического (семантического, грамматического и прагматического) и логопедического анализа. Решение этой проблемы особенно важно для экспертов, которые на основании методов аудитив-ной перцепции должны иметь возможность полно и емко описать выявленные тембрально-мелодические характеристики. Применительно к проблемам фоноскопии проявление эмоций в речи также интересует экспертов, принимающих во внимание эмоционально-психическое состояние дикторов при исследовании пределов вариативности свойств голоса. ГЛАВА I |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы