Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Выводы по результатам эксперимента № 1
Тембрально-обликовые характеристики, присваиваемые в соответствии с предложенной схемой, позволяют выявить интегральные речевокальные признаки диктора. Есть определенные голоса, характеристики которых имеют индивидуализирующие особенности (голоса дикторов № 5, 8, И), т. е. речевокальные признаки каждого из этих дикторов отличаются ярко выраженными компонентами тембра речи, четко отграничивающими указанных дикторов от других. Выявляемые тембрально-обликовые характеристики в целом отражают объективные данные, однако при сравнении дикторов, обладающих близкими по звучанию голосами, не несут в себе достаточное количество дифференцирующих признаков. Это свидетельствует о том, что тембрально-обликовые характеристики позволяют выявить лишь принадлежность диктора какой-либо группе, обладающей сходными интегральными характеристиками. Анализ характера ошибок группы слушателей в выборе карточек с тембрально-обликовыми характеристиками дикторов позволил выявить дикторов, обладающих схожим тембром речи, причем коэффициент ошибок в выборе карточек прямо пропорционален сходству речевокальных особенностей дикторов. Перцептивный анализ обликовых характеристик (вторая часть бланка опроса) не требует дополнительной корректировки, его результативность зависит от индивидуального опыта эксперта по определению этих характеристик. При определении тембрально-обликовых характеристик неопытный исследователь речи опирается на обликовые характеристики диктора, которые в его сознании воссоздают определенный образ; затем исследователь, в соответствии со своим субъективным отношением к этому образу, наделяет носителя голоса какими-то тембрально-мелодическими характеристиками, не всегда отражающими объективную реальность. Признаки тембра речи, связанные с характеристикой эмоционально-психологической сферы диктора, определяются носителями языка наиболее точно, выявлен наименьший процент ошибок в определении этих признаков. Точность определения этой группы признаков зависит от опыта слушателя и от его знаний законов и правил русской интонации, следовательно, необходимо привести в систему деталировку этих лингвистических признаков, исследование которых может явиться материалом для отдельной научной работы на ином лингвистическом материале. Акустический анализ интегральных признаков речевого потока подтвердил сходство речевокальных характеристик в исследуемых парах дикторов, что объективно доказывает правильность ау-дитивной оценки экспертами тембрально-мелодических особенностей дикторов. Интегральный акустический анализ и обычный перцептивный (без логопедической и лингвистической деталировки) анализ речевокальных характеристик не может выявить индивидуализирующую совокупность признаков, а только групповую; требуется проведение более детального перцептивного и акустического анализа. Таким образом, результаты первого эксперимента подтвердили возможность применения метода выделения интегральных речевокальных тембрально-обликовых характеристик на основании анализа компонентов тембра речи, что составляет алгоритм присвоения характеристик тембра речи. Кроме того, стала очевидной необходимость доработки системы характеристик в целях достижения возможности их дифференциации внутри каждого из компонентов тембра речи. Поэтому все имеющиеся языковые (понятийные) речевокальные характеристики тембра голоса и тембра речи были классифицированы и составили три класса. Один класс признаков составили логопедические признаки тембра голоса, распадающиеся на четыре группы (группировка обусловлена различными компонентами тембра голоса): 1) компоненты источника звука: тип и подтип голоса (мужской, женский, детский); работа и состояние голосовых складок - источника звука (сиплый, хриплый, однородный, неоднородный, фальцет); 2) компоненты усиления источника звука (резонаторные компоненты): соотношение полостей рот-нос.(гиперназальный, гипоназальный); форма надставной трубы (звонкий, глухой); 26 работа гортани и лицевых мышц (сдавленный, закрытый, открытый); регистр - отдел резонаторов, осуществляющий преимущественное усиление (грудной, головной); 3) компоненты координации дыхания и фонации (энергетические компоненты): атака голоса (придыхательный, жесткий, мягкий); направление фонации (захлебывающийся); сила голоса (слабый, сильный, форсированный визгливый, форсированный крикливый); 4) соотношение звучания согласных и гласных (трескучий). Во второй класс признаков вошли описательные лингвистические (языковые, понятийные) характеристики тембра голоса. Близкие по смыслу описательные лингвистические характеристики были скомпонованы в группы. Эти группы были соотнесены с логопедической классификацией в соответствии с компонентами тембра голоса (см. прил. 3). Минимальным речевым фрагментом для определения тембрально-мелодических характеристик тембра голоса является синтагма - фонетическое единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речи (по определению Л.В. Щербы). Объединенные в синтагму речевые фрагменты составляют единый мелодический рисунок, характеризуются определенными изменениями значений интенсивности и длительности. Средняя длительность синтагмы - 3-4 сек. Именно фонетически целостный фрагмент речи позволяет нам выявить постоянные, повторяющиеся элементы компонентов тембра голоса и сформировать его полновесную оценку. Третий класс составили речевокальные признаки тембра речи. Они были сведены в таблицу, где было отражено следующее: логопедические признаки, классифицированные по группам в соответствии с задействованными компонентами тембра речи; лингвистические (понятийные) признаки, классифицированные по группам интонем, которые коррелируют в большей степени с понятием тона речи. В приложении 4 приводится сводная таблица компонентов тембра речи, составленная на основе таблиц интонем, предложенных О.В. Филипповой [72], и дополненная авторами на основе применения метода лингвистического анализа структуры реализованных в тексте интонем. Как видно из таблицы, основными компонентами тембра речи являются темп, ритм, мелодика и тембральная окраска голоса. По таблице можно проследить, как меняется соотношение компонентов тембра речи при реализации различных групп интонем. Так, интеллектуальная группа интонем (отражающих смысловые отношения между фрагментами речи) реализуется, в основном, путем задействования темпо-ритмических компонентов тембра речи (артикуляционная группа). Для реализации волюнта-тивных интонем (они отражают отношения волеизъявления) помимо артикуляционной группы компонентов тембра речи оказываются задействованными уже в большей степени мелодические компоненты фонационной группы. Для реализации некоторых волюнтативных интонем (приказа, уверенного ответа-волеизъявления) задействуются элементы тембральной окраски голоса. Для реализации изобразительных и эмоциональных интонем активно используются все группы компонентов тембра речи -и темпо-ритмические (артикуляторная группа), и тембрально-мелодические (фонационная группа). Таким образом, можно утверждать, что в нормативной русской речи адекватное речевое реагирование и понимание невозможно без достижения навыка реализации закрепившегося в речи соотношения темпо-ритмических и тембрально-мелодических компонентов тембра речи при реализации основных групп интонем. Исследование этих признаков тембра речи является материалом для отдельной научной работы на ином лингвистическом материале (спонтанной русской речи). В пределах полученного авторами речевого материала можно осуществлять дальнейшие исследования только тембра голоса, для чего необходимо исследовать полученные записи методом детального акустического анализа. Для решения этой задачи были проведены эксперименты № 2 и № 3. Эти эксперименты проводились экспериментаторами, не являющимися специалистами в области акустического анализа. 27 Эксперимент № 2 Так как отработанной методики исследования тембра не существует, второй эксперимент был проведен для определения акустических параметров, выявляющихся при обработке фонограмм со звучанием голосов с теми или иными тембрально-мелодическими свойствами. Были сделаны фонограммы записей воссоздания звучания тембра голоса. Женщина с актерским образованием и опытом преподавания сценической речи начитывала фрагмент текста, имитируя рече-вокальные характеристики того или иного тембра в соответствии с логопедическим описанием голо-сообразования и интонирования воссоздаваемых тембрально-мелодических характеристик. Записаны 28 имитационных фрагментов (моделей тембра), которые и подвергались детальному акустическому анализу структурных особенностей. Построены динамические спектрограммы, кепстрограммы моделей тембров и диаграммы уровня основного тона фрагментов. При помощи аппаратно-программного комплекса 5/5 5.0 (разработан Центром речевых технологий в Санкт-Петербурге) фонограммы были введены в компьютер и обработаны. Звучащие модели тембра были визуализированы на кепстре и спектре. Для визуализации был выбран фрагмент текста, наиболее представительный по фонетическому и темпо-ритмическому составу: «Отец Туберозов высок ростом и тучен». Все спектральные и кепстральные картинки были собраны в каталоги и детально изучены методом визуального наблюдения отдельных спектральных обертонов на узкополосной спектрограмме, проявления на узкополосной спектрограмме следов формантных траекторий, выявления турбулентных и импульсных шумов, визуального наблюдения за особенностями проявления частоты основного тона (ЧОТ) на динамической кепстрограмме. Частота основного тона кроме кепстрограммы была вычислена при помощи программного определения ЧОТ, в результате которого были построены диаграммы основного тона. Детальное исследование полученных данных спектрального анализа показало, что каждый имитационный фрагмент имеет свои характерные особенности, проявляющиеся на спектрограмме и на кепстрограмме. Диаграммы основного тона не выявили существенных отличий между имитационными тембрами, что явилось следствием неизмененных физических характеристик голосовых складок (источника звука), поэтому дальнейшие исследования диаграмм основного тона не проводились. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы