Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лингвистический анализ тембрально-мелодических характеристик диктора, речь которого представлена в форме чтения текста



1. Диктор; дата производства фонограммы.

2. Характеристики чтения:

 

- имеет навыки беглого (побуквенного, послогового) чтения;

- расположен к замедленному (убыстренному, прерывистому, переменному) темпу прочтения;

- отмечается тенденция к резкому (плавному) мелодическому выделению при помощи повыше­
ния высоты голоса на ударном слоге логически выделенных слов
(тенденция к мелодическому
монотону, тенденция к динамическому выделению ударных слогов, тенденция к переходу в
другой высотный диапазон при произнесении логически выделенных слов, тенденция к эмфа­
тическому выделению логически значимых слов);

32


- диапазон:

тембральный -узкий (широкий, средний); динамический - узкий (широкий, средний); высотный - средний, одна октава (широкий, узкий);

- выносливость голоса: высокая (низкая).

3. Характеристики тембра голоса:

а) тип голоса - мужской (женский, детский);

б) подтип голоса - тенор (бас, баритон, сопрано, контральто, дискант, альт);

в) компоненты источника звука - однородный, ровный (сиплый, хриплый, неоднородный, фальцет);

г) резонаторные компоненты, обусловленные:

соотношением полостей рот-нос - гиперназальный (гипоназальный);

формой надставной трубы - звонкий (глухой);

работой гортани и лицевых мышц - сдавленный зажатый (закрытый, открытый);

регистром - микстовый (грудной, головной);

д) компоненты координации и направления дыхания и фонации, обусловленные:
атакой голоса -мягкий маслянистый (придыхательный, жесткий);
направлением фонации - на выдохе (на вдохе - захлебывающийся);

силой голоса - слабый приглушенный (сильный, форсированный визгливый, форсированный крикливый);

е) соотношением звучания согласных и гласных - без особенностей (трескучий).

4. Лингвистическое заключение.

Тембр речи соответствует (не соответствует) логике построения текста, прочтение текста не оформлено (оформлено) тембральными оттенками (если оформлено, то перечислить, какими).

Ведущее нарушение тембра голоса: гиперназалъностъ, выявляемая акустическими методами: по­ лоса антиформант на уровне 3000-4000 Гц.

При проведении комплексного анализа тембрально-мелодических характеристик голоса рекомен­дуем воспользоваться тезаурусом (идеографическим словарем) основных определений тембрально-мелодических особенностей голоса.








ТЕЗАУРУС

/. Компоненты тембра, характеризующие работу и состояние

голосовых складок

1. Обусловленные плотностью смыкания складок

Сиплый тембр голоса. Расстройство голоса, обусловленное неполным, неплотным смыканием го­лосовых складок. Аудитивно характеризуется напряженным шепотным звучанием, речеобразование осуществляется на фоне шума трения воздушной струи о стенки речевого тракта с преобладанием вы­соких частот.

Хриплый тембр голоса. Расстройство (или временное качество, обусловленное эмоциональным состоянием) голоса, обусловленное неплотным смыканием голосовых складок. Аудитивно характе­ризуется как нечистый, зашумленный звук голоса, энергия шумов сосредоточена на низких частотах.

2. Обусловленные ритмичностью смыкания складок по частоте и амплитуде Неоднородный дрожащий тембр голоса. Расстройство (или временное качество, обусловленное эмоциональным состоянием) голоса, обусловленное неравномерным натяжением мышц гортани, от­вечающих за смыкание голосовых складок, или судорогами, гиперкинезами дыхательных мышц. Ау­дитивно характеризуется как неровное, неоднородное по высоте и силе, как будто прерывистое, звуча­ние голоса, с сильными колебаниями высоты голоса в пределах одного гласного.

Неоднородный дребезжащий тембр голоса. Расстройство голоса, обусловленное неравномерным натяжением мышц гортани, отвечающих за смыкание голосовых складок, или судорогами, гиперкине­зами дыхательных мышц. Аудитивно характеризуется как неровное, неоднородное по высоте и силе, с резкой сменой высоты голоса на коротких отрезках фонации звучание голоса, сопровождаемое выра­женными шумами, энергия шумов сосредоточена на высоких частотах.

Неоднородный надсадный тембр голоса. Расстройство голоса, обусловленное неравномерным натяжением мышц гортани, отвечающих за смыкание голосовых складок, или судорогами, гиперки-

33


незами дыхательных мышц. Аудитивно определяется как напряженная, неравномерная по интен­сивности и высоте, незвучная фонация, с преобладанием шумов на высоких частотах, сопровож­дающаяся открытым звукообразованием.

Неоднородный скрипучий тембр голоса. Расстройство голоса, обусловленное неравномерным натяжением мышц гортани, отвечающих за смыкание голосовых складок, или судорогами, гиперки-незами дыхательных мышц. Аудитивно определяется как напряженная, неравномерная по интен­сивности и высоте, незвучная фонация, с преобладанием шумов на нижних частотах, сопровож­дающаяся закрытым звукообразованием.

Неоднородный вибрирующий тембр голоса. Нормативное, благозвучное проявление тембраль- ной окраски голоса, характеризующееся ритмичными модуляциями частоты основного тона в преде­лах 4-8 Гц. Является необходимым качеством певческого голоса, в восприятии ассоциируется с про­явлением положительных эмоций.

//. Компоненты тембра, характеризующие работу и соотношение резонаторов

1. Обусловленные соотношением полостей рот-нос

Гиперназальный тембр голоса. Расстройство голоса, обусловленное попаданием части воздуш­ной струи в носоглотку. Аудитивно воспринимается как напряженное речеобразование с носовым оттенком на всех звуках.

Гипоназальный тембр голоса. Расстройство голоса, обусловленное непопаданием воздушной струи в носоглотку в потоке речи вследствие, например, сужения, зарастания полости носа, гипер­трофического насморка и т. д. Аудитивно воспринимается как напряженное речеобразование с за­ложенным носом, все носовые звуки ([н], [н'], [м], [м']) становятся ротовыми, голос теряет звучность.

2. Обусловленные формой надставной трубы

Звонкий тембр голоса. Нормативное, благозвучное проявление тембральной окраски голоса, ауди-тивно характеризующееся чистым, хорошо слышным голосом благодаря направлению фонацион­ной струи в переднюю часть ротовой полости, где голос и резонирует.

Глухой тембр голоса. Расстройство (или временное качество, обусловленное эмоциональным состоянием) голоса, обусловленное неправильным направлением фонационной струи, которая за­стревает в задней части ротовой полости. Аудитивно воспринимается как зашумленный, плохо слышный голос, речеобразование часто характеризуется низкой разборчивостью.

3. Обусловленные работой и положением гортани

Сдавленный придушенный тембр голоса. Расстройство (или временное качество, связанное с эмоциональным состоянием или неудобным для голосообразования положением тела) голоса, обу­словленное неправильным положением гортани, которое может быть вызвано гиперкинезом шей­ных мышц. Аудитивно воспринимается как зашумленный, неинтенсивный голос, незвучный, рече­образование часто характеризуется низкой разборчивостью.

Сдавленный горловой тембр голоса. Расстройство голоса, обусловленное неправильной работой мышц гортани, которая характеризуется сужением входа в гортань, которое достигается дополнитель­ным подъемом задней части спинки языка к мягкому небу, оттягиванием его назад и смещением гор­тани вниз. Аудитивно воспринимается как интенсивный, напряженный, довольно резкий звук голоса, хорошо слышный.

Если диктор является носителем языка, в котором есть фонематически закрепленный твердый приступ перед гласными, то голос приобретает гортанную тембральную окраску из-за постоянно встречающихся нефонематических для русского языка гортанных смычек перед гласными. Данная тембральная окраска в этом случае не может быть расценена как расстройство голоса, а лишь как осо­бенность окраски тембра.

Сдавленный зажатый. Расстройство (или временное качество, связанное с эмоциональным со­стоянием или внешним воздействием на мышцы шеи) голоса, обусловленное перенапряжением пе­редних мышц шеи, что вызывает неправильное положение гортани. Аудитивно воспринимается как зашумленный, напряженный голос, с преобладанием высокочастотных шумовых составляющих.

4. Обусловленные работой и положением лицевых мышц

Закрытый лабиализованный «у»-образный тембр голоса. Нормативное, благозвучное проявле­ ние тембральной окраски голоса, аудитивно характеризующееся хорошо слышным, гармоническим голосом благодаря удлинению резонатора ротовой полости; ассоциируется в восприятии с проявле­ниями любви, нежности.

34


Закрытый темный «о»-образный тембр голоса. Расстройство (или временное качество, связан­ ное с психофизическим состоянием) голоса, обусловленное малоподвижной мимикой лица. Ауди-тивно воспринимается как зашумленный, звучащий «как будто говорит в бочку», с преобладанием низкочастотных шумовых составляющих; часто.речеобразование человека с таким тембром характе­ризуется низкой разборчивостью.

Закрытый шумовой тембр голоса. Расстройство (или временное качество, связанное с психофизи­ческим состоянием) голоса, обусловленное малоподвижной мимикой лица, перенапряжением артику-ляторных органов и, в связи с этим, неправильной их работой, не обеспечивающей должный резонанс гармоническим составляющим и усиливающей шумовые составляющие. Аудитивно воспринимается как сильно зашумленный, нечистый, хорошо слышный, напряженный, с высокой интенсивностью об­разованный голос с очень сильным проявлением шумовых составляющих.

Открытый палатализованный «и»-образный. Нормативное, благозвучное проявление тембраль-ной окраски голоса (при условии, если не наблюдается малоподвижной артикуляции), характери­зующееся как хорошо слышный, светлый, легкий голос «на улыбке» благодаря изменению формы резонатора ротовой полости путем уменьшения ступени ее раскрытия с одновременным перемеще­нием области максимального расширения вперед; при таком голосообразовании возрастает роль ар­тикуляции. Этот тембр ассоциируется в восприятии с проявлениями положительных эмоций.

При малоподвижной артикуляции голос воспринимается как ненатуральный, фальшивый; рече­образование как бы «смазанное».

5. Обусловленные регистром голоса

Головной тембр голоса. Нормативное проявление тембральной окраски голоса для детских и высоких женских голосов, характеризующееся усилением в основном высокочастотных гармониче­ских составляющих, которое происходит в полостях, расположенных выше гортани, дыхание «осво­божденное», открытое. Аудитивно воспринимается как прозрачный, тонкий звук голоса.

Если строение речевокального тракта не соответствует головному регистру (большая длина во­кального тракта, голосовых складок и т. д.), то происходит перенапряжение голосовых складок вследствие снятия их «с опоры», риск развития фонастении.

Грудной тембр голоса. Нормативное проявление тембральной окраски голоса, характеризую­щееся усилением в основном низкочастотных гармонических составляющих, которое происходит в полостях, расположенных ниже гортани, за счет активного натяжения мягкого неба, расширения по­лости глотки и образования опоры, возвратного импеданса. Аудитивно воспринимается как мощ­ный, гармонически насыщенный звук голоса, который обычно связывают с силой голоса.

Если строение речевокального тракта не соответствует грудному регистру (короткий вокальный тракт, тонкие и короткие голосовые складки и т. д.), то происходит перенапряжение голосовых скла­док, риск развития фонастении.

///. Компоненты тембра, характеризующие речевое дыхание и фонацию

1. Обусловленные атакой голоса

Мягкий тембр голоса. Нормативное, благозвучное проявление тембральной окраски голоса, ха­рактеризующееся одновременностью процессов прохождения воздушной струи и смыкания голосо­вых складок. Аудитивно воспринимается как теплый, ненапряженный звук голоса, с плавными пе­реходами от звука к звуку.

Придыхательный тембр голоса. Нормативное проявление тембральной окраски (или временное качество, связанное с эмоциональным состоянием) голоса, характеризующееся тем, что прохождение воздушной струи предваряет смыкание голосовых складок. Аудитивно воспринимается как задушев­ный, ненапряженный звук голоса; в восприятии ассоциируется с проявлением нежности, томности.

Если эмоциональное состояние не обусловливает придыхательной окраски тембра, а голос не имеет звучности, то придыхательный тембр становится рыхлым.

Жесткий тембр голоса. Расстройство (или временное качество, связанное с эмоциональным со­ стоянием) голосообразования. характеризующееся тем, что смыкание голосовых складок предваряет прохождение воздушной струи. Аудитивно воспринимается как напряженный, резкий звук голоса.

Если имеются длительные речевые нагрузки на жестком тембре, то происходит риск развития фонастении.

35


2. Обусловленные неправильным направлением фонации (на вдохе)

Захлебывающийся тембр голоса. Расстройство (или временное качество, связанное с эмоцио­ нальным состоянием) голосообразования. характеризующееся тем, что речеобразование осуществляет­ся на вдохе. Неправильное направление воздушного потока при фонации травмирует голосовые складки, при длительных речевых нагрузках развивается фонастения. Аудитивно воспринимается как неплавный, с резкими всплесками звук голоса.

3. Обусловленные силой голоса

Слабый тембр голоса. Расстройство (или временное качество, связанное с эмоциональным со­ стоянием) голосообразования, характеризующееся тем, что речеобразование осуществляется на очень слабой воздушной струе, что может быть следствием малого объема дыхания, неправильного расходования воздуха при голосообразовании. Аудитивно воспринимается как очень тихий, неок­рашенный тембр голоса.

Постоянное, не обусловленное эмоциями проявление слабого тусклого тембра голоса является свидетельством фонастении.

Форсированный визгливый тембр голоса. Расстройство (или временное качество, связанное с эмоциональным состоянием) голосообразования. характеризующееся тем, что речеобразование осуществляется на пределе голосовых возможностей (силовых и высотных) говорящего; при этом основное напряжение падает на низкие тона голоса. Аудитивно воспринимается как очень напря­женный, громкий, резкий, неоднородный тембр голоса.

При постоянном использовании форсированного визгливого тембра голоса происходит риск раз­вития фонастении.

Форсированный крикливый тембр голоса. Расстройство (или временное качество, связанное с эмоциональным состоянием) голосообразования, характеризующееся тем, что речеобразование осуществляется на пределе голосовых возможностей (силовых и высотных) говорящего; при этом основное напряжение падает на низкие тона голоса. Аудитивно воспринимается как очень напряжен­ный, грубый, неоднородный тембр голоса.

При постоянном использовании форсированного визгливого тембра голоса происходит риск раз­вития фонастении.

Сильный тембр голоса. Нормативное, благозвучное проявление тембральной окраски голоса. характеризующееся хорошей слышимостью голоса, отсутствием голосового напряжения, хорошей разборчивостью речи на всех участках синтагм.

IV. Компоненты тембра, обусловленные временным соотношением согласных и гласных

Трескучий напряженный тембр голоса. Расстройство (или временное качество, связанное с эмо­циональным состоянием) речеобразования. сопровождающее часто речь заикающихся и глухих лю­ дей, характеризуется тем, что в процессе речеобразования увеличивается время произнесения со­гласных и уменьшается время произнесения гласных, артикуляция при этом происходит на чрезмер­ном мышечном напряжении. Аудитивно воспринимается как очень напряженный, неоднородный голос, характерный для речи с быстрым темпом.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.05 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь