Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Выводы по результатам эксперимента № 3



Тембрально-мелодические характеристики голоса подвергаются классификации на основе ана­лиза компонентов тембра.

Каждому компоненту тембра соответствуют определенные акустические проявления, которые мож­но визуализировать и обследовать.

Выводы по перцептивному аудитивному анализу тембров речи можно подтвердить, применив методы акустического анализа.

На основании акустико-логопедического анализа возникает возможность выявления ведущего компонента нарушения голоса.

Эксперимент № 4

Эксперимент № 4 проводился в целях дифференцирования компонентов тембра речи на функ­ционально обусловленные и индивидуальные. Для этого 35 фонограмм, полученных на предвари­тельном этапе исследования, предлагалось прослушать пяти экспертам-лингвистам, перед которыми были поставлены следующие задачи:

определить, какие интонационно-просодические признаки (компоненты тембра речи) проявляют­ся на фонограммах;

путем сравнения интонационно-просодических признаков (компонентов тембра речи) разных дик­торов определить, какие интонационно-просодические признаки проявляются регулярно у всех дикто­ров (эти признаки принимаются как функционально обусловленные компоненты тембра речи);

путем сравнения интонационно-просодических признаков (компонентов тембра речи) разных дик­торов определить, совокупность каких интонационно-просодических признаков проявляется регулярно только у одного диктора (эти признаки принимаются как индивидуальные компоненты тембра речи).

В ходе эксперимента имеющиеся в вариантах прочтения текста различными дикторами интонаци­онно-просодические признаки (компоненты тембра речи) были классифицированы на три группы.

1. Функционально обусловленные признаки тембра речи, связанные с организацией и членением
речевого потока:

звуковой состав текста;

особенности форм используемых слов (полные/краткие формы прилагательных, нали­чие/отсутствие уменьшительно-ласкательных суффиксов);

членение на предложения;

указание на тип предложения;

указание на отношения между предложениями;

членение предложения на синтагмы;

указание на тип отношений между синтагмами;

указание на стилистические особенности текста.

Функциональные различия между типами интонационных конструкций (ИК) достигаются сле­дующими средствами:

мелодический контур;

интонационный центр;

словесное ударение;

граница синтагматического членения;

пауза внутри ИК.

2. Индивидуальные признаки тембра речи, связанные с характеристикой личности говорящего:
особенности эмоционального отношения говорящего к предмету и/или адресату речи;
эмоциональное состояние говорящего в момент речи;

физический статус говорящего (пол, возраст, состояние здоровья и т. д.);

социальный статус говорящего (профессия, коммуникативные и речевые навыки и т. д.);

целевые установки говорящего;

степень владения интонационными моделями различных стилей и жанров речи.

3. Средства, при помощи которых распознаются индивидуальные характеристики тембра речи при
произнесении речевых фрагментов:

тембр голоса и диапазон вариантов тембра голоса; темп речи и диапазон вариантов темпа речи;

диапазонная полоса (высота основного тона высказывания по отношению ко всему диапазону голоса человека);

30


эмфатическая долгота;

разнообразие используемых ИК (эти мелодические фигуры помогают выразить различные допол­нительные смысловые и эмоциональные оттенки; например, ИК-6 - состояние мечтательности, за­думчивости, в отличие от ИК-5, выражающей бурные эмоции; ИК-7 - состояние неудовольствия, сопровождающееся сморщенной мимикой);

соответствие используемых ИК содержанию высказывания (по характеру мелодики можно мно­гое «услышать» из того, что не выражено словами; так, в вопросах, на которые говорящий хочет по­лучить утвердительный ответ, ударное слово произносится с волнообразной мелодикой, восходяще-нисходящей или нисходяще-восходящей; это своего рода мелодика-подсказка);

крутизна изрезанности мелодического контура;

наличие дополнительной артикуляции (огубленности, улыбки и т. д.);

громкость голоса и диапазон вариантов громкости голоса.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь