Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мотивация самоопределяемого действия



                                                                                                   В начале было слово.

                                                                                                                  Книга Бытия.

                                                                  

       Если человек есть существо, свободное самостоятельно определять свои действия, то как этот процесс самоопределения строится? Если сознание играет ключевую роль в побуждении человеческих поступков, то как это происходит?

       Наиболее массовый и повседневный факт человеческой мотивации, факт, который настолько примелькался нам, что мы склонны не обращать на него внимания, состоит в том, что действия человека побуждаются чаще всего словом – словами команды или инструкции, словами просьбы или задания, словами убеждения или предрассудка, словами, которые произносим мы сами или которые слышим от других людей… Даже когда на человека «действует» какой-либо несловесный «стимул» (например, ребёнок видит шоколадку или взрослый – машину, о которой давно мечтал), то, начиная с очень раннего возраста, человек сначала сформулирует своё желание словами («я хочу её! »), и только потом будет действовать.

       В развитии ребёнка есть короткий возраст (обычно в промежутке примерно от года до полутора лет), когда он уже достаточно хорошо понимает обращённую к нему речь взрослого, но сам ещё не говорит. За детьми этого возраста очень интересно наблюдать с точки зрения их мотивации. С одной стороны, они в очень большой степени находятся под властью непосредственно воспринимаемых стимулов (блестящий на солнце осколок стекла побуждает их подойти, протянуть руку и взять его, конфета побуждает съесть её, незнакомый сердитый взрослый – отвернуться и убежать или спрятаться за маму и т.д.). С другой стороны – они склонны беспрекословно, как ни в одном другом возрасте, подчиняться взрослому и выполнять все его команды («Не тронь! » – и ребёнок убирает руки от блестящей стекляшки; «дай! » – и ребёнок отдаёт своё сокровище взрослому; «пошли! » – и ребёнок послушно семенит за мамой). Непосредственные побуждения и побуждения, исходящие от взрослого, могут вступать в конфликт между собой, и тогда поведение малыша дезорганизуется: он начинает реветь, впадает в истерику и его приходится успокаивать. Но если взрослому удаётся отвлечь его от захватившего его внимание непосредственного стимула, то малыш беспрекословно выполнит всё, что скажет ему взрослый. Власть слова выступает здесь в наиболее чистом и простом виде.

Следующий этап наступает, когда ребёнок начинает говорить сам. Одним из первых слов очень часто оказывается «нет» или «не хочу» – период беспрекословного подчинения кончается и начинаются первые «диалоги» типа: «Пошли домой! » – «Не хочу! ». Этот простейший диалог решает чисто мотивационную задачу – побудить ребёнка к определённому действию. Со временем структура диалога усложняется, каждая из представленных в нём позиций обрастает определёнными основаниями, например: «Пошли домой, а то уже поздно и тебе надо делать уроки» – «Нет, ещё рано, а уроков задали немного, я потом успею.» Число «тактов» обмена репликами также может увеличиваться. Наряду с «мотивационными» диалогами (направленными на то, чтобы побудить ребёнка нечто сделать) появляются «познавательные» (простейшим случаем их является последовательность вопроса и ответа, например: «Что это? » – «Это дуб.»).

Дальнейшее развитие приводит к тому, что диалог (это относится и к мотивационному диалогу, и к познавательному) может интериоризироваться и становиться внутренним. Иначе говоря, обе позиции защищаются одним и тем же человеком и спор или столкновение позиций происходит у него внутри. Например, так: «Надо идти домой – но так хочется ещё погулять – а уроки? – да, ладно, успею, там немного.» Здесь-то и появляется самоопределение, т.е. человек, в результате внутреннего диалога, сам определяет, что он будет делать, сам устанавливает предел для своего действия. Появление внутреннего мотивационного диалога не означает исчезновения мотивационного диалога с другими людьми, как правило, они сосуществуют на протяжении всей взрослой жизни человека.

С полностью развитым внутренним диалогом «мотивационного» типа, в ходе которого человек определяет границы своих действий, мы встречаемся, в частности, в романах Ф.М. Достоевского, показавшего реальные хитросплетения процессов побуждения человеческих поступков. Вот, например, Раскольников отправляется «на пробу» на место своего будущего преступления и, спускаясь по лестнице, боится встретиться со своей квартирной хозяйкой, которой он задолжал:

«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! – подумал он со странною улыбкой. – Гм… да… всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они больше всего боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лёжа по целым суткам в углу и думая… о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьёзно? Совсем не серьёзно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй, что и игрушки! »2

Мотивационный диалог может, как в случае Раскольникова, быть развёрнутым и определять ход действия на всех этапах его осуществления – от возникновения замысла через принятие принципиального решения о действии и уточнение конкретной цели, на протяжении всех этапов осуществления действия и при оценке его результатов. Или же быть свёрнутым и быть нужным лишь в отдельный момент осуществления действия. Например, человек может долго колебаться, прежде чем принять решение о действии, но, приняв его, уже не нуждаться ни в каком мотивационном диалоге. В других же ситуациях, например, когда цель действия задаётся извне, мотивационный диалог может появляться лишь при столкновении с трудностями, когда человеку приходится принимать решение о том, продолжать действие или прекратить его.

Один из ключевых фактов, принципиально отличающих сферу человеческой мотивации от мотивации животных, состоит в том, что осознание человеком какого-либо побуждения выводит его из-под непосредственной власти этого побуждения и даёт возможность занять определённую позицию по отношению к нему – т.е. начать процесс самоопределения, который может привести, например, к отказу от следования этому побуждению или к откладыванию его на более поздний срок.

На экспериментальных исследованиях мотивации человека этот факт отразился весьма своеобразно: он стал прежде всего не объектом исследования, а породил наиболее стойкое требование к построению эксперимента: требование «наивности» испытуемых, т.е. требование введения их в заблуждение по поводу настоящей цели исследования. Ибо зная о том, что исследуются его мотивационные процессы, и какие именно, человек сможет, например, сознательно отказаться вести себя «естественным» в данной ситуации образом, так что никаких данных о его мотивационных механизмах исследователь не получит. Впрочем, незнание испытуемыми действительной цели исследования не мешает им занимать определённую позицию по отношению к своим мотивационным процессам. Это зафиксировано, в частности, в экспериментах школы Курта Левина, где культивировалось тщательное протоколирование каждого индивидуального случая. Например, исследовавшая психическое насыщение А. Карстен обнаружила, что если, испытывая насыщение, человек поставит себе цель, с этим насыщением связанную (допустим, «посмотреть, сколько я ещё смогу продержаться»), то проявления насыщения резко уменьшаются или вовсе исчезают3.

Назовём действие, решение о котором человек принимает сам на основе столкновения различных позиций во внутреннем диалоге, свободным или самоопределяемым. Тогда следующий вопрос будет таким: все ли действия человека являются самоопределяемыми или есть ещё и другие типы мотивирования человеческих действий?

Выше уже шла речь об импульсивных – побуждаемых непосредственно теми или иными стимулами – действиях маленького ребёнка. Импульсивные действия возможны и у взрослого – например, «инстинктивное» отшатывание от опасности или нападение на соперника в состоянии ослепляющего гнева. Но и здесь может разворачиваться мотивационная вертикаль – ребёнок может бояться идти через тёмную комнату и одновременно уговаривать себя, что ничего страшного там нет, охваченный гневом человек может «взять себя в руки» и приказать себе остановиться и т.д.

Но сфера чисто импульсивных действий у взрослого человека не слишком велика. Гораздо чаще встречаются действия, похожие на импульсивные, но опосредованные осознанным желанием: например, человеку «хочется сходить на концерт», он покупает билет и идёт. Здесь нет столкновения позиций, и внутренний диалог оказывается излишним. Функция желания (или намерения) состоит, как показал в своё время Курт Левин4, в том, чтобы создать «психологическую силу», толкающую к намеченной цели и позволяющую не отвлекаться на посторонние стимулы. Если осуществление такого «действия намерения» наталкивается на серьёзные препятствия (например, билетов нет) или вступает в конфликт с другими побуждениями («хочется сходить на концерт», но «надо доделать срочную работу»), то человек может перейти к обсуждению с самим собой (или с другими людьми) разных возможностей, что переводит действие по желанию в разряд самоопределяемых действий. Критерий действий по желанию – нам «хочется» их осуществить: хочется есть, хочется посмотреть определённый фильм, хочется поскорее встретиться с любимым человеком… Учебные действия также могут быть «действиями по желанию» – такими являются учебные действия, побуждаемые интересом и любознательностью («Покажи мне, как складывать в столбик» – спрашивает первоклассник, и с увлечением пытается сам воспроизвести это новое и необычное действие, бурно радуясь, что «длинные» числа «складываются сами»). Из таких действий складывается «естественное» или «стихийное» учение (см. ниже, раздел 5).

Ещё один очень распространённый тип мотивирования человеческих действий заслуживает отдельного рассмотрения. Это заданные действия.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь