Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Никто никогда бы не терял надежды на Его рай».



Аллах Всевышний сказал:

م َ ا ل ِ ك ِ ي َ و ْ م ِ ا ل د ّ ِ ي ن ِ

(4) «Малики йяумиддин» - Властелин (царь) Дня воздаяния


Некоторые чтецы читали: «Малики йяумиддин», а другие – «Ма а лики йяумиддин» (ставя алиф после мим ), и оба чтения верны, а также переданы в семи способах чтения путем «мутаваатыр» (в каждом звене цепочки передачи имеется четыре и более передатчиков). Буква « лям » читается с кясрой (« малики ») или сукуном (« малки »), также читается: « мали и ки », а Нафи‘ удлинял кясру буквы « кяф »: « Маликии » и оба чтения были найдены верными с точки зрения смысла и оба они являются верными и прекрасными.

 

Абу Бакр ибн Абу Давуд передал в «Масахифе» (№104) на это счет странное

и малоизвестное сообщение о том, что Ибн Шихаба (аз-Зухри) достигло сообщение, что посланник Аллаха, да благос -ловит его Аллах и приветствует, Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, Му‘а -вия, его сын Йазид ибн Му‘авия читали: «Ма а лики йяумиддин ».

Ибн Шихаб сказал: «Первым, кто начал читать: « Малики йяумиддин » – это Марван».

Я (ибн Касир ) говорю: Марван знал достоверность своего чтения,

и это знание не дошло до Ибн Шихаба. А лучше всего об этом известно Аллаху.

 

Через многочисленные цепочки, которые привел в своем «Таф- сире» Ибн Мардавайх, передано, что посланник Аллаха, да благос- ловит его Аллах и приветствует, читал: « Ма а лики йяумиддин ». (Здесь) « маалик » взято от слова « мульк » (владение),

как Всевышний Аллах сказал: ( إ ِ ن ّ َ ا ن َ ح ْ ن ُ ن َ ر ِ ث ُ ا ل ْ أ َ ر ْ ض َ و َ م َ ن ْ ع َ ل َ ي ْ ه َ ا و َ إ ِ ل َ ي ْ ن َ ا ي ُ ر ْ ج َ ع ُ و ن َ )

 «Воистину, Мы унаследуем землю и тех, кто на ней, и они вернутся к Нам! »

 (Марьям-40).И Он сказал: ( ق ُ ل ْ أ َ ع ُ و ذ ُ ب ِ ر َ ب ّ ِ ا ل ن ّ َ ا س ِ )

 «Скажи: прибегаю к защите Царя людей».

(Здесь) « малик » взято из слова « мульк » (власть, царство),

как сказал Всевышний Аллах: ( ل ِ م َ ن ْ ا ل ْ م ُ ل ْ ك ُ ا ل ْ ي َ و ْ م َ ل ِ ل ّ َ ه ِ ا ل ْ و َ ا ح ِ د ِ ا ل ْ ق َ ه ّ َ ا ر ِ )

 «Кому же принадлежит царство сегодня?

 Аллаху, Единственному, Всемогущему » (Прощающий-16)

и Его Слова: ( ق َ و ْ ل ُ ه ُ ا ل ْ ح َ ق ّ ُ و َ ل َ ه ُ ا ل ْ م ُ ل ْ ك ُ )

 «Его Слово является истиной. Ему одному будет принадле -жать царство » (Скот-73).

ا ل ْ م ُ ل ْ ك ُ ي َ و ْ م َ ئ ِ ذ ٍ ا ل ْ ح َ ق ّ ُ ل ِ ل ر ّ َ ح ْ م َ ن ِ و َ ك َ ا ن َ ي َ و ْ م ً ا ع َ ل َ ى ا ل ْ ك َ ا ف ِ ر ِ ي ن َ ع َ س ِ ي ر ً ا

«В тот день царство будет истинным и будет принадлежать Милостивому,

 и день тот будет тяжким для неверующих» (Различение-26).

Особое выделение наличия власти в День воздаяния не отрицает того, что эта власть не распространяется на другие времена, ибо выше было приведено повествование того, что Он является Господом миров, а это имеет широкое значение: в ближнем и вечном мирах.

Слово «власть» было связано с тем Днем лишь потому, что в (тот День) Там никто не будет претендовать на что-либо, и никто не будет говорить, кроме как с Его позволения.

Всевышний Аллах сказал:

 ( ي َ و ْ م َ ي َ ق ُ و م ُ ا ل ر ّ ُ و ح ُ و َ ا ل ْ م َ ل َ ا ئ ِ ك َ ة ُ ص َ ف ّ ً ا ل َ ا ي َ ت َ ك َ ل ّ َ م ُ و ن َ إ ِ ل ّ َ ا م َ ن ْ أ َ ذ ِ ن َ ل َ ه ُ ا ل ر ّ َ ح ْ م َ ن ُ و َ ق َ ا ل َ ص َ و َ ا ب ً ا )

 «В тот день, когда Дух (Джибриль) и ангелы станут рядами, не будет говорить никто, кроме тех, кому позволит Милостивый, и говорить они будут правду» (Весть-38).
  И Всевышний сказал: ( و َ خ َ ش َ ع َ ت ْ ا ل ْ أ َ ص ْ و َ ا ت ُ ل ِ ل ر ّ َ ح ْ م َ ن ِ ف َ ل َ ا ت َ س ْ م َ ع ُ إ ِ ل ّ َ ا ه َ م ْ س ً ا )

 «Их голоса перед Милостивым будут смиренны,

и ты услышишь только тихие звуки» (Та ха-108).
  Всевышний также сказал: ( ي َ و ْ م َ ي َ أ ْ ت ِ ل َ ا ت َ ك َ ل ّ َ م ُ ن َ ف ْ س ٌ إ ِ ل ّ َ ا ب ِ إ ِ ذ ْ ن ِ ه ِ ف َ م ِ ن ْ ه ُ م ْ ش َ ق ِ ي ّ ٌ و َ س َ ع ِ ي د ٌ )

 «Когда этот день наступит, ни один человек не заговорит без Его соизволения.

 И среди них будут несчастные и счастливые» (Худ-105).

 

Ад-Даххак передал от Ибн ‘Аббаса,

 что он говорил: ( ي َ و ْ م ِ ا ل د ّ ِ ي ن ِ ) «« Йяумуддин »– это день,

 в котором никто не будет обладать властью вместе с Ним,

 как они обладали (определенной) властью в этом мире».

 Он сказал:  ( ي َ و ْ م ِ ا ل د ّ ِ ي ن ِ ) «« Йяумуддин »  - это день расчета для творений,

и это День воскресения, в котором Он воздаст им за их деяния:

 если они творили добро, то добром, а если они творили зло, то злом.

 Кроме лишь тех, кого Он простит».

То же сказали и другие люди из числа сподвижников,

 их последователей и предшественников, и это явно.

Ибн Джарир передал от некоторых мнение, что ( م َ ا ل ِ ك ِ ي َ و ْ م ِ ا ل د ّ ِ ي ن ِ ) « малики йяумиддин »

 означает, что Он способен установить этот День.

Ибн Джарир стал доказывать слабость этого мнения. Однако между обоими мнениями нет противоречия, и сторонники обоих мнений признают верность другого мнения

 и не отрицают друг друга. Однако явный контекст, свидетельствует, что первое мнение подобно словам Всевышнего: ( ا ل ْ م ُ ل ْ ك ُ ي َ و ْ م َ ئ ِ ذ ٍ ا ل ْ ح َ ق ّ ُ ل ِ ل ر ّ َ ح ْ م َ ن ِ و َ ك َ ا ن َ ي َ و ْ م ً ا ع َ ل َ ى ا ل ْ ك َ ا ف ِ ر ِ ي ن َ ع َ س ِ ي ر ً ا )

«В тот день царство будет истинным и будет принадлежать Милостивому,

 и день тот будет тяжким для неверующих» (Различение-26).

А второе мнение подобно словам Всевышнего: ( و َ ي َ و ْ م َ ي َ ق ُ و ل ُ ك ُ ن ْ ف َ ي َ ك ُ و ن ُ )

 «В тот день Он скажет: «Будь! » – и это сбудется» (Скот-73).

А лучше всего об этом известно Аллаху.

И Аллах действительно является Царем (« малик »),

 как Он сказал: ( ه ُ و َ ا ل ل ّ َ ه ُ ا ل ّ َ ذ ِ ي ل َ ا إ ِ ل َ ه َ إ ِ ل ّ َ ا ه ُ و َ ا ل ْ م َ ل ِ ك ُ ا ل ْ ق ُ د ّ ُ و س ُ ا ل س ّ َ ل َ ا م ُ )

 «Он – Аллах, и нет божества, кроме Него, Царя, Святого, Пречистого» (Сбор-23).

 

В обоих «Сахихах» от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передано,

 что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, самым униженным именем перед Аллахом является (имя) того, кто назван «Маликуль-амляк» (Царь царей). Нет Царя, кроме Аллаха».

Там же от Абу Хурайры (Бухари №4812, Муслим №2788 от Ибн ‘Умара) передано,

что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Аллах свернет в День воскресения небеса и возьмет их Своей Десницей, а затем скажет: «Я – Царь, а где же цари земель (тираны)? Где же высокомерные гордецы? »

В Великом же Коране сказано: ( ل ِ م َ ن ْ ا ل ْ م ُ ل ْ ك ُ ا ل ْ ي َ و ْ م َ ل ِ ل ّ َ ه ِ ا ل ْ و َ ا ح ِ د ِ ا ل ْ ق َ ه ّ َ ا ر ِ )

 «Кому же принадлежит царство сегодня?

 Аллаху, Единственному, Всемогущему» (Прощающий-16).

Что же касается именования в этом мире других, кроме Него,

 именем «малик» (царь), то это именование является метафорой, подобно тому,

 как Всевышний Аллах сказал: ( إ ِ ن ّ َ ا ل ل ّ َ ه َ ق َ د ْ ب َ ع َ ث َ ل َ ك ُ م ْ ط َ ا ل ُ و ت َ م َ ل ِ ك ً ا )

 «Аллах назначил вам царем Талута (Саула)» (Корова-247).

Или ( و َ ك َ ا ن َ و َ ر َ ا ء َ ه ُ م ْ م َ ل ِ ك ٌ )   «Перед ними находился царь (тиран)»   (Пещера-79)                                     или                         ( إ ِ ذ ْ ج َ ع َ ل َ ف ِ ي ك ُ م ْ أ َ ن ْ ب ِ ي َ ا ء َ و َ ج َ ع َ ل َ ك ُ م ْ م ُ ل ُ و ك ً )                                  

  «Когда (Он) создал среди вас пророков, сделал вас царями» (Трапеза-20).

В обоих «Сахихах» сказано: « Подобно королям на тронах ».

 

Слово Аллаха: ( د ي ن ِ ) «Дин» - это воздаяние и расчет,

 как сказал Всевышний: ( ي َ و ْ م َ ئ ِ ذ ٍ ي ُ و َ ف ّ ِ ي ه ِ م ْ ا ل ل ّ َ ه ُ د ِ ي ن َ ه ُ م ْ ا ل ْ ح َ ق ّ َ )

 «В тот день Аллах воздаст им в полной мере по их истинному счету» (Свет-25).

Также Аллах сказал: ( أ َ ئ ِ ن ّ َ ا ل َ م َ د ِ ي ن ُ و ن َ )

 «Неужели мы подвергнемся воздаянию и расчету? » (Стоящие в ряд-53).

Аллах Всевышний сказал:

إ ِ ي ّ َ ا ك َ ن َ ع ْ ب ُ د ُ و َ إ ِ ي ّ َ ا ك َ ن َ س ْ ت َ ع ِ ي ن ُ

(5)   « Иййяака на‘буду ва иййяака наста‘ийн »

  - Тебе одному мы поклоняемся и лишь Тебя одного молим о помощи


Чтецы семи способов и большинство (ученых)

 читало слово ( إ ي ّ َ ا ك َ ) « иййяяка » с удвоенным « йя ».

‘Амр ибн Фааид читал ее без удвоения: « ийяяка », однако это отвергаемое чтение,

противоречащее большинству правильных мнений, ибоَ « ийяа » – это свет солнца.

Некоторые читали: «а ййяяка », а другие: «ха ййяяка ».

Все читали: ( ن َ س ْ ت َ ع ِ ي ن ُ ) « наста‘ийн »,

кроме Йахйи ибн Васаба и аль-‘Амаша, которые ставили туда кясру: « н и ста‘ийн » согласно диалекту племен Бану Асад, Раби‘а и Бану Тамим.

 « ‘Ибаада » имеет словарное значение – покорность, смирение.

В Шариате это означает совершенную любовь, покорность и страх.

Слово إ ي ّ َ ا ك َ  « иййяяка »

 является здесь причастием страдательного залога («маф‘ууль»),

 которое поставлено впереди глагола ( ن َ ع ْ ب ُ د ُ  « на‘буду », ن َ س ْ ت َ ع ِ ي ن   « наста‘ийн »)

 и повторено дважды для ограничения значения и придания ему важности.То есть:

« Мы не поклоняемся никому, кроме Тебя, и не уповаем ни на кого, кроме Тебя ».

А это является совершенством повиновения,

 и вся религия имеет отношение к этим двум значениям.

 

 Как сказали некоторые предшественники: «« Фатиха » - тайна Корана,

 и ее тайной являются эти слова: ( إ ِ ي ّ َ ا ك َ ن َ ع ْ ب ُ د ُ و َ إ ِ ي ّ َ ا ك َ ن َ س ْ ت َ ع ِ ي ن )

 « Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного мы молим о помощи ».

Первая часть выражения ( إ ِ ي ّ َ ا ك َ ن َ ع ْ ب ُ د ُ )  « иййяяка на`буду »

( Тебе одному мы поклоняемся),

является отречением от придания Аллаху сотоварищей,

 а вторая часть ( و َ إ ِ ي ّ َ ا ك َ ن َ س ْ ت َ ع ِ ي ن ُ ) « ва иййяяка наста`иин »

( и только у Тебя одного мы молим о помощи )

– отречением от (всякой) мощи и силы и упованием на Аллаха,

 Всемогущ Он и Велик. Этот смысл имеется и в других аятах Корана:

ف َ ا ع ْ ب ُ د ْ ه ُ و َ ت َ و َ ك ّ َ ل ْ ع َ ل َ ي ْ ه ِ و َ م َ ا ر َ ب ّ ُ ك َ ب ِ غ َ ا ف ِ ل ٍ ع َ م ّ َ ا ت َ ع ْ م َ ل ُ و ن َ

«Посему поклоняйся Ему и уповай на Него,

ибо Господь твой не находится в неведении о том, что вы совершаете» (Худ-123).

ق ُ ل ْ ه ُ و َ ا ل ر ّ َ ح ْ م َ ن ُ آ م َ ن ّ َ ا ب ِ ه ِ و َ ع َ ل َ ي ْ ه ِ ت َ و َ ك ّ َ ل ْ ن َ ا

«Скажи: «Он – Милостивый!

Мы уверовали в Него и уповаем только на Него» (Власть-29).

ر َ ب ّ ُ ا ل ْ م َ ش ْ ر ِ ق ِ و َ ا ل ْ م َ غ ْ ر ِ ب ِ ل َ ا إ ِ ل َ ه َ إ ِ ل ّ َ ا ه ُ و َ ف َ ا ت ّ َ خ ِ ذ ْ ه ُ و َ ك ِ ي ل ً ا

«Господь востока и запада – нет божества, кроме Него.

Сделай же Его своим Попечителем и Хранителем» (Закутавшийся-9).

После упоминания об Аллахе в третьем лице

( ب ِ س ْ م ِ ا ل ل ّ َ ه ِ «Именем Аллаха م َ ا ل ِ ك ِ ي َ و ْ م ِ ا ل د ّ ِ ي ن ِ Властелин Дня воздаяния»)

речь перешла в прямую (то есть, с обращением к Аллаху,

 как ко второму лицу: ( إ ِ ي ّ َ ا ك َ ن َ ع ْ ب ُ د ُ )   « Тебе одному мы поклоняемся »),  

как будто (раб Аллаха) после восхваления Его стал ближе к Нему и предстал перед Всевышним. В этом содержится доказательство тому, что первая (по счету) сура является повествованием от Аллаха с восхвалением Самого Себя прекрасными качествами и указанием Его рабам восхвалить Его этими словами. И поэтому молитва того,

кто не скажет этого, будучи способным на это, не является действительной.

Как сказано в хадисе двух «Сахихов» (№756 Бухари, №394 Муслим) от ‘Убады ибн Самита,

от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

  «Нет молитвы для того, кто не читал Открывающую Писание».

В хадисе Муслима (№395) от Абу Хурайры сказано,

что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

«Всевышний Аллах сказал:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь