Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


То, что ему непременно будет даровано то, что лучше, чем он взял».



 

Куртуби привел слова группы ученых, которые сказали, что слова раба

«аль-хамду лилляхи роббиль-‘алямийн» лучше, чем « ля иляха иллаллах» , ибо это слово охватывает и единобожие и хвалу. Однако другие сказали, что « ля иляха иллаллах »

 имеет больше достоинств, ибо является разделением между верой и неверием,

и во имя этого борются люди, как это утверждено в хадисе Бухари и Муслима.

 

В другом хадисе сказано: «Самое лучшее слово, которое произнес я и пророки до меня: «Ля иляха иллаллах, вахдаху ля шарийка ляху, ляхуль-мулку ва ляхуль-хамду, ва хува ‘аля кулли шайъин кадийр». (Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, Ему принадлежит власть и Ему принадлежит хвала и Он мощен над всякой вещью) Выше был приведен хадис от Джабира ибн ‘Абдуллаха, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшим поминанием является «ля иляха иллаллах»,

 а лучшей мольбой является «альхамду лиллях»», и Тирмизи назвал его хорошим.
Алиф и лям (в слове « аль-хамду ») придают значение общности для охвата всех видов хвалы Всевышнему Аллаху. Как сказано в хадисе: « Аллахумма лякаль-хамду куллюху

(О Аллах тебе принадлежит хвала всякая или ( полностью ) ) …» так начинается длинный хадис от Рифа‘ы аз-Заркы в «Адаб аль-Муфрад», а в хадисе Байхаки от Са‘да ибн Абу Ваккаса: «Аллахумма лякаль-хамду куллюху ва иляйка йарджи‘уль-амру куллуху».

 

Слово Аллаха: ( ا ل ر ب ) «Ар-роб» – это властелин и управляющий.

Это слово используется в абсолютном смысле для хозяина и для того, кто правильно управляет. И все это верно в отношении Всевышнего Аллаха. «Ар-роб» (единичное слово

 с определенным артиклем) не используется ни для кого, кроме Аллаха, однако ты можешь сказать в сопряженном сочетании («идафа»): «робб ад-даар» (хозяин поместья),

« роб …» (хозяин того-то), однако « ар-роб » не используется ни для кого, кроме Аллаха, Всемогущ Он и Велик. Некоторые сказали, что это является самым великим именем.

 

 

Слово Аллаха:  ( ا ل ع َ ا ل َ م ِ ي ن ) «Аль-‘аалямийн» – это множественное число «‘аалям»,

а это все существующее, кроме Аллаха, Всемогущ Он и Велик.

Само ل ْ ع َ ا ل َ م ا «аль-‘аалям» - это слово во множественном числе,

 у которого не существует единственного числа в лексике.

«Аль-‘аваалим» – это группы творений в небесах, на суше и море.

 Каждое их поколение и каждый их род называется «‘аалам».

Бишр ибн ‘Умара передал со слов Абу Ровка, со слов ад-Даххака,

со слов Ибн ‘Аббаса, что он сказал:

ا ل ح َ م ْ د ُ ل ِ ل ّ َ ه ِ ر َ ب ّ ِ ا ل ْ ع َ ا ل َ م ِ ي ن َ ««Аль-хамду лилляхи роббиль-‘аалямийн»

- это хвала Аллаху, которому принадлежат все творения: небеса и земли,

то, что в них и между ними, из того, что мы знаем, и чего мы не знаем».

В версии Са‘ида ибн Джубайра и ‘Икримы сказано: «Господь джиннов и людей».

 То же сказали Са‘ид ибн Джубайр, Муджахид и Ибн Джурайдж. Похожее передано также от ‘Али,

 о чем сказал Ибн Абу Хатим с цепочкой передатчиков,  на которую нельзя опираться.

Куртуби привел в доказательство этому слова Всевышнего Аллаха:

ت َ ب َ ا ر َ ك َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ز ّ َ ل َ ا ل ْ ف ُ ر ْ ق َ ا ن َ ع َ ل َ ى ع َ ب ْ د ِ ه ِ ل ِ ي َ ك ُ و ن َ ل ِ ل ْ ع َ ا ل َ م ِ ي ن َ ن َ ذ ِ ي ر ا ً

«Благословен Тот, Кто ниспослал Cвоему рабу Различение (Коран),

чтобы он стал предостерегающим увещевателем для миров» (Различение-1).

Здесь для слова «миров» было использовано

 слово «аль-‘аалямийн, а это – джинны и люди.

Аль-Фараа и Абу ‘Убайд сказали: «« Аль-‘алям » - выражение,

 используемое для разумных существ, таких, как люди, джинны

, ангелы и шайтаны. А про животных не говорится: «‘ аалям »».

От Зайда ибн Аслама и Абу Мухайсына имеется сообщение:

«« Аль-‘аалам » – все, в чем трепещет душа».

 

Катада сказал:  ( ر َ ب ّ ِ ا ل ْ ع َ ا ل َ م ِ ي ن َ ) « Робб аль-‘аалямийн »

 - (Господь) всех видов творений («‘ аалям »).

Абу Джа‘фар ар-Рази передал от Раби‘а ибн Анаса со слов Абу аль-‘Алийи,

что он сказал о словах Всевышнего Аллаха: ( ر َ ب ّ ِ ا ل ْ ع َ ا ل َ م ِ ي ن َ ) « Робб аль-‘аалямийн »:

 «Люди – это один мир, джинны – (еще) один мир. А все остальное – восемнадцать тысяч – или четырнадцать тысяч, тут он засомневался – миров из числа ангелов на Земле.

 А у Земли – четыре края (угла, стороны), и в каждом из них – по три тысячи миров.

 И пятьсот миров Аллах создал для поклонения Ему».

 Это передали Ибн Джарир и Ибн Абу Хатим, однако эти слова странны и малоизвестны.

Подобное требует достоверного доказательства.

 

Ибн Абу Хатим передал от Саби‘а аль-Химйари, что тот сказал о словах Всевышнего:

( ر َ ب ّ ِ ا ل ْ ع َ ا ل َ م ِ ي ن َ ) « Робб аль-‘аалямийн »: «(Имеется) тысяча миров:

 шестьсот общин (народов) на море и четыре тысячи – на суше».

Он передал похожее и от Са‘ида ибн аль-Мусаййаба.

Похожее передано в хадисе в «Муснаде» Абу Йа‘ла через Мухаммада ибн ‘Ису ибн Кайсана

от Джабира ибн ‘Абдуллаха, что он слышал,

как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

« Аллах создал тысячу общин: шестьсот на море, и четыреста на суше ».

Передатчик Мухаммад ибн ‘Иса (ибн Кайсан) аль-Хиляли является слабым.

 

Аз-Заджадж сказал: ( ا ل ع َ ا ل َ م ) «« ‘Аалям »

это все, что создал Аллах в ближнем и вечном мирах».

Куртуби сказал: «Это – верно, ибо охватывает все миры,

 наподобие слов Всевышнего Аллаха:

ق َ ا ل َ ف ِ ر ْ ع َ و ْ ن ُ و َ م َ ا ر َ ب ّ ُ ا ل ْ ع َ ا ل َ م ِ ي ن َ ق َ ا ل َ ر َ ب ّ ُ ا ل س ّ َ م َ ا و َ ا ت ِ و َ ا ل ْ أ َ ر ْ ض ِ و َ م َ ا ب َ ي ْ ن َ ه ُ م َ ا إ ن ْ ك ُ ن ت ُ م ْ م ُ و ق ِ ن ِ ي ن َ

 «Фараон сказал: «А что такое Господь миров? » Он сказал: «Господь небес, земли

 и того, что между ними, если только вы обладаете убежденностью» (Поэты-23-24).

« Аль-‘аалям » является производным от слова « аль-‘аляяма » (признак, знамение).

Я (ибн Касир) говорю: ибо это (мир, творения) является доказательством

 существования его Творца, Созидателя и Его единственности.

Как сказал Ибн аль-Му‘таз:

 «О как удивительно, как ослушаются Бога, или как отрицающий отрицает Его,

 в то время, как каждая вещь является доказательством Его единственности».

Аллах Всевышний сказал:

ا ل ر ّ َ ح ْ م َ ن ِ ا ل ر ّ َ ح ِ ي م ِ

(3) «Ар-рохманир-рохийм» - Милостивый, Милосердный


Выше в теме «басмала» были приведены слова,

которых достаточно, чтобы не повторять их.

Куртуби сказал: «Аллах описал Себя, как « Ар-рохманир-рохийм » после приведения слов: « Роббиль-‘аалямийн » лишь для побуждения после устрашения (предостережения).
Как сказал Всевышний: ( ن َ ب ّ ِ ئ ْ ع ِ ب َ ا د ِ ي أ َ ن ّ ِ ي أ َ ن َ ا ا ل ْ غ َ ف ُ و ر ُ ا ل ر ّ َ ح ِ ي م ُ و َ أ َ ن ّ َ ع َ ذ َ ا ب ِ ي ه ُ و َ ا ل ْ ع َ ذ َ ا ب ُ ا ل ْ أ َ ل ِ ي م ُ )

«Сообщи Моим рабам, что Я – Прощающий, Милосердный,

но наказание Мое – наказание мучительное» (Хиджр-49-50).
И слова Всевышнего: ( إ ِ ن ّ َ ر َ ب ّ َ ك َ س َ ر ِ ي ع ُ ا ل ْ ع ِ ق َ ا ب ِ و َ إ ِ ن ّ َ ه ُ ل َ غ َ ف ُ و ر ٌ ر َ ح ِ ي م ٌ )

 «Воистину, твой Господь скор в наказании. Воистину,

Он – Прощающий, Милосердный» (Скот-165).

В слове ( ر ب ) « Робб » имеется устрашение, а в слове

ا ل ر ّ َ ح ْ م َ ن ِ ا ل ر ّ َ ح ِ ي م ِ « ар-рохманир-рохийм » имеется побуждение.

В «Сахихе» (№2755) Муслима от Абу Хурайры сказано,

что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если бы верующий знал, какое наказание имеется у Аллаха, то никто никогда не надеялся бы на Его рай. Если бы неверный знал, какая милость имеется у Аллаха,


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь