Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
У Него – самые прекрасные имена. Славит Его то, что на небесах и на земле.
Он – Могущественный, Мудрый» (Сбор-22-24). «У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их» (Ограды-180). ق ُ ل ْ ا د ْ ع ُ و ا ا ل ل ّ َ ه َ أ َ و ْ ا د ْ ع ُ و ا ا ل ر ّ َ ح ْ م َ ن َ أ َ ي ّ ً ا م َ ا ت َ د ْ ع ُ و ا ف َ ل َ ه ُ ا ل ْ أ َ س ْ م َ ا ء ُ ا ل ْ ح ُ س ْ ن َ ى «Скажи: «Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни призывали Его, у Него – самые прекрасные имена» (Ночной перенос-110). В двух «Сахихах» передан хадис Абу Хурайры (Бухари №6410, Муслим №2677), в котором посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах обладает девяноста девятью именами. Кто сосчитает их, войдет в рай». В версии Тирмизи (№3507) и Ибн Маджи есть перечисление имен, однако между этими двумя версиями существуют противоречия, добавления и недостатки. Ар-Рази упомянул в своем «Тафсире», что у Аллаха пять тысяч имен: тысяча в Коране и достоверной Сунне, тысяча в Торе, тысяча в Евангелии, тысяча в Забуре и тысяча в Хранимой Скрижали. Это имя ا ل ل ّ َ ه («Аллах»), которым никто, кроме Всеблагого и Всевышнего, не называется. Поэтому в арабском языке неизвестны производные от этого имени в форме глаголов прошедшего и настояще-будущего времен. Некоторые ученые грамматики сказали, что ا ل ل ّ َ ه («Аллах») - это имя, из которого нет производных. Куртуби привел подобное мнение от группы ученых-лингвистов и ученых-богословов, среди них Шафии, Хаттаби, Имам аль-Харамайн, Газзали и другие. От Халиля и Сибавайха передано, что они считали буквы « а » (алиф) и « л » (лям) в этом слове («Аллах»), как необходимые (коренные). Хаттаби тоже сказал, что это коренные буквы. Ар-Рази выбрал это мнение и сказал, что это мнение аль-Халиля, Сибавайха, большинства ученых доктрины и богословов. Затем ар-Рази привел мнение о том, что имя Всевышнего «Аллах» - еврейского происхождения, а потом сказал, что это слабое мнение. И это действительно слабое мнение.
Это два имени, производные от слова «ар-рохма» ر َ ح ْ م َ ة (милость) с целью преувеличения, и «ар-Рохман» имеет более преувеличенное значение, чем «ар-Рохийм». Из слов Ибн Джарира можно понять, что он привел это мнение, как единодушное. В комментариях к Корану некоторых предшественников имеется то, что является доказательством этому. Это похоже на вышеприведенное сообщение о том, что ‘Иса, мир ему, сказал: ا ل ر ّ َ ح ْ م َ ن ِ «Ар-рохман» – Милостивый в ближнем и вечном мирах, а ا ل ر ّ َ ح ِ ي م ِ «ар-рохийм»– Милостивый в вечном мире». Абу Исхак аз-Заджадж в «Ма‘ании аль-Куръан» сказал, что необходимо избегать слов о том, что слово «ар-Рохман» – еврейского происхождения. Куртуби сказал, что доказательством тому, что это слово («ар-Рохман») является производным, служит хадис у Тирмизи (№1907), который назвал его достоверным, от ‘Абдуррахмана ибн ‘Авфа, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всевышний Аллах сказал: «Я – Милостивый ا ل ر ّ َ ح ْ م َ ن («ар-Рохман»). Я создал родство ر َ ح ْ م َ ة («рохм») и произвел для него имя от Своего имени. Кто будет поддерживать родственные связи, с тем буду поддерживать связь и Я. Кто порвет родственные узы, с тем узы порву и Я». (Куртуби) сказал: «Арабы отрицали имя «ар-Рохман» из-за своего невежества по отношению к Аллаху». Абу ‘Убайд сказал, что эти два слова ( ا ل ر ّ َ ح ْ م َ ن ِ «ар-Рохман» и « ا ل ر ّ َ ح ِ ي م ِ ар-Рохийм») однозначны, как «надман» и «надийм», но другие отвергли это, сказав, что слова в шаблонах «фа‘лаан» и «фа‘иил» - неодинаковы по значению, ибо «фа‘лаан» используется для преувеличения, а «фа‘иил» может иметь значение шаблонов, как «фаа‘ил» (причастие действительного залога), так и «маф‘уул» (причастие страдательного залога). Абу ‘Али аль-Фариси сказал, что ا ل ر ّ َ ح ْ م َ ن ِ имеет более общее значение, охватывая все виды милости, свойственные Аллаху. А ا ل ر ّ َ ح ِ ي م ِ имеет отношение лишь к верующим .Всевышний Аллах сказал: «И к верующим Он – милосерден ا ل ر ّ َ ح ِ ي م ِ (ар-рохийм)». Ибн ‘Аббас сказал, что эти два имени означают «мягкий» ( ар-рокык ), одно из которых больше по мягкости, то есть по милости, чем другое. Затем (Куртуби) привел от Хаттаби и других сообщение, что у них были трудности с толкованием качества «мягкий» ( ар-рокык ), и они сказали, что, скорее всего, (в словах Ибн ‘Аббаса) имеется в виду (или было сказано) «ар-рофиик», как сказано в хадисе: «Поистине, Аллах добр (ар-рофиик), любит доброту (в каждом деле), и дарует за нее то, чего не дарует ни за суровость(, ни за что иное)» (Муслим №2593). Ибн аль-Мубарак сказал: « ا ل ر ّ َ ح ْ م َ ن ِ Ар-Рохман – если Его просят, то Он дает. ا ل ر ّ َ ح ِ ي م ِ Ар-рохийм – если Его не просят, то Он не гневается». В хадисе Тирмизи и Ибн Маджи от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах гневается на того, кто не просит Его». Поэты сказали: «Аллах гневается, когда ты Его не просишь, а потомок Адама гневается, когда ты его просишь». Ибн Джарир передал слова аль-‘Азруми: ا ل ر ّ َ ح ْ م َ ن ُ « Ар-Рохман – (Милостивый) для всех творений, а ا ل ر ّ َ ح ِ ي م ِ ар-Рохийм – (Милосердный) для верующих». Поэтому было сказано: ا ل ر ّ َ ح ْ م َ ن ُ ع َ ل َ ى ا ل ْ ع َ ر ْ ش ِ ا س ْ ت َ و َ ى «Милостивый – вознесся на Трон». Вознесение на Трон было упомянуто вместе с именем «ар-Рохман», ибо оно охватывает милостью все творения. И Он сказал: «(Аллах) – Милосердный для верующих ». Здесь Он выделил верующих, отнеся к ним Свое имя «ар-рохийм». Они сказали: «Это является доказательством тому, что «ар-рохман» является более преувеличенным в милости из-за его общности в двух мирах для всех творений. А « ар-рохийм» – относится к верующим. Однако в мольбе, которая передана в хадисе сказано: «Милостивый ближнего мира и вечного мира, Милосердный обоих миров» (Табарани в «Сагире» от Анаса ибн Малика).
Имя Всевышнего ا ل ر ّ َ ح ْ م َ ن «ар-Рохман» свойственно лишь Ему, и никто, кроме Него, не называется этим именем. Как сказал Всевышний Аллах: ق ُ ل ْ ا د ْ ع ُ و ا ا ل ل ّ َ ه َ أ َ و ْ ا د ْ ع ُ و ا ا ل ر ّ َ ح ْ م َ ن َ أ َ ي ّ ً ا م َ ا ت َ د ْ ع ُ و ا ف َ ل َ ه ُ ا ل ْ أ َ س ْ م َ ا ء ُ ا ل ْ ح ُ س ْ ن َ ى «Скажи: «Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы