Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Им уготованы великие мучения.



Ас-Суди сказал, что خ َ ت َ م َ ا ل ل ّ َ ه ُ « хатамаЛлах » - т.е. Аллах запечатал их (сердца).

 Катада сказал: «Сатана одолел их, когда они повиновались ему,

 и Аллах запечатал их сердца и слух, а на глазах у них – покрывало.

 Они не видят верного пути, не слышат, не понимают и не разумеют».

Ибн Джарир сказал, что некоторые сказали, что слова

خ َ ت َ م َ ا ل ل ّ َ ه ُ ع َ ل َ ى ق ُ ل ُ و ب ِ ه ِ م ْ « Аллах запечатал их сердца »

 являются повествованием их высокомерия и отказа слушать истину,

 к которой их призывают. Однако Ибн Джарир сказал, что это недостоверно,

 ибо Всевышний Аллах сообщил, что Он Сам запечатал их сердца и слух.

Замахшари много высказался, подтверждая мнение, которое отверг Ибн Джарир,

 и истолковывая этот аят с пяти точек зрения, однако все они слабые.

Его (Замахшари) на это подтолкнуло лишь его муътазилитское мнение о том,

что недостойно Аллаха запечатывать их сердца и препятствовать достижению ими истины.

Но если бы только он подумал об аяте: «Когда же они уклонились, Аллах совратил их сердца» и «Мы отворачиваем их сердца и взоры, поскольку они не уверовали в него в первый раз, и оставляем их скитаться вслепую в собственном беззаконии» (Скот-110)

и похожих по смыслу аятах, которые являются доказательством тому, что Всевышний Аллах запечатал их сердца и поставил преграду между ними и наставлением на верный путь лишь в качестве соответствующего наказания за их упорство в ложном, и оставление истины.

И это является прекрасной справедливостью со стороны Всевышнего, и никак не скверным (деянием). Если бы (Замахшари) охватил это знанием, то не сказал бы то,

что сказал. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Куртуби сказал: «Община единогласна в том, что Аллах описал Себя качеством запечатывания сердец неверных в наказание за их неверие, как, например,: ب َ ل ْ ط َ ب َ ع َ ا ل ل ّ َ ه ُ ع َ ل َ ي ْ ه َ ا ب ِ ك ُ ف ْ ر ِ ه ِ م

«О нет, это Аллах запечатал их сердца за их неверие» (Женщины-155)».

И он упомянул хадис: «О переворачивающий сердца, укрепи наши сердца

 в Твоей религии» (Муслим №2654), а также хадис Хузайфы в достоверном сборнике:

«Перед сердцами один за другим будут представать испытания (и оставлять след),

  как циновка (оставляет след на боку или испытания будут следовать друг за другом,

как стебли в циновке). Какое бы сердце не погрузилось в него, в нем останется черное пятно. Какое бы сердце не отвергло его, в нем останется белое пятно. Так что, (в конце концов), останутся два вида сердец: белое, как гладкий камень, и ему не повредит смута, пока существуют небеса и земля; и другое – пепельно-черное (сердце), похожее на искривленный кувшин, которое не знает благого, и не отвергает порицаемого [5] »

Ибн Джарир сказал, что истиной является то, что достоверно передано с похожим смыслом Абу Хурайрой от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

«Если верующий совершает грех, то у него на сердце появляется черное пятно.

Если он кается, перестает (совершать его), упрекает (себя), его сердце очищается.

 Но если он увеличивает (свои грехи), то (черное пятно) будет увеличиваться.

 И это окутывание, о котором сказал Всевышний Аллах:

ك َ ل ّ َ ا ب َ ل ْ ر َ ا ن َ ع َ ل َ ى ق ُ ل ُ و ب ِ ه ِ م ْ م َ ا ك َ ا ن ُ و ا ي َ ك ْ س ِ ب ُ و ن َ

«Но нет! Их сердца окутаны тем, что они приобрели» (Обвешивающие-14)».

Этот хадис передали, (кроме Ибн Джарира) Тирмизи (№3334), Насаи в «‘Амаль» (413),

Ибн Маджа (№4244) от Абу Хурайры по другим цепочкам.

Тирмизи сказал, что это хороший, достоверный хадис.


Знай, что полная пауза находится (между) словами Всевышнего:

ع َ ل َ ى س َ م ْ ع ِ ه ِ م ْ «‘аля сам‘ихим» Аллах запечатал их сердца и слух.

و َ ع َ ل َ ى أ َ ب ْ ص َ ا ر ِ ه ِ م ْ «ва ‘аля абсорихим»: А на глазах у них – покрывало

Ибо печать бывает на сердце и слухе, а покрывало бывает на глазах.

Как передал Судди от Ибн ‘Аббаса, Ибн Мас‘уда

и людей из числа сподвижников, что о словах Всевышнего Аллаха:

 خ َ ت َ م َ ا ل ل ّ َ ه ُ ع َ ل َ ى ق ُ ل ُ و ب ِ ه ِ م ْ و َ ع َ ل َ ى س َ م ْ ع ِ ه ِ م ْ «Аллах запечатал их сердца и слух»

  они говорили: «И они не разумеют, не слышат». Они говорили (далее):

«А на глаза у них наброшено покрывало, и они не могут видеть».

Ибн Джарир передал от Ибн ‘Аббаса, что он сказал:

«Аллах запечатал их сердца и слух. А на их глазах – покрывало».

Он передал также от Ибн Джурайджа, что тот сказал:

 «Печать – на сердце и слухе, а покрывало – на глазах».

 

Всевышний Аллах сказал: ف َ إ ِ ن ْ ي َ ش َ أ ْ ا ل ل ّ َ ه ُ ي َ خ ْ ت ِ م ْ ع َ ل َ ى ق َ ل ْ ب ِ ك َ

 «Если бы Аллах пожелал, то наложил бы печать на твое сердце» (Совет-24).

И Он сказал также: خ َ ت َ م َ ع َ ل َ ى س َ م ْ ع ِ ه ِ و َ ق َ ل ْ ب ِ ه ِ و َ ج َ ع َ ل َ ع َ ل َ ى ب َ ص َ ر ِ ه ِ غ ِ ش َ ا و َ ة ً

 «(Аллах) запечатал его слух и сердце

и бросил на его взор покрывало» (Коленопреклоненные-24).
После того, как Всевышний Аллах описал в четырех аятах качества верующих,

 и в этих двух аятах качества неверных, Он стал разъяснять положение лицемеров, которые пока зывают свою «веру» и скрывают свое неверие, и их состояние похоже на состояние мно гих людей. Аллах много раз упоминал об их многочисленных качествах, каждое из которых является лицемерием, как например, Он ниспослал о них суру «Отречение» и суру

«Лицемеры», и упомянул о них в суре «Свет» и других сурах для того,

чтобы ты сторонился их, и чтобы их сторонился тот, кто обманут ими.

 

Всевышний Аллах сказал:

و َ م ِ ن ْ ا ل ن ّ َ ا س ِ م َ ن ْ ي َ ق ُ و ل ُ آ م َ ن ّ َ ا ب ِ ا ل ل ّ َ ه ِ و َ ب ِ ا ل ْ ي َ و ْ م ِ ا ل ْ آ خ ِ ر ِ و َ م َ ا ه ُ م ْ ب ِ م ُ ؤ ْ م ِ ن ِ ي ن َ

(8) Среди людей есть такие, которые говорят:

«Мы уверовали в Аллаха и в Последний день». Однако они суть неверующие.

ي ُ خ َ ا د ِ ع ُ و ن َ ا ل ل ّ َ ه َ و َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ آ م َ ن ُ و ا و َ م َ ا ي َ خ ْ د َ ع ُ و ن َ إ ِ ل ّ َ ا أ َ ن ف ُ س َ ه ُ م ْ و َ م َ ا ي َ ش ْ ع ُ ر ُ و ن َ

(9) Они пытаются обмануть Аллаха и верующих,

 но обманывают только самих себя и не осознают этого


ا ل ن َ ف ِ ا ق  « Нифак » (лицемерие)означает демонстрацию добродетели и сокрытие зла.

Оно бывает нескольких видов: лицемерие убеждения (идеологическое),

которое является причиной вечного оставления его обладателя в аду;

 и лицемерие действия (практическое), которое является одним из самых больших грехов, как это будет подробно изложено на своем месте, если на то будет воля Аллаха.

 

 Это подобно тому, как сказал Ибн Джурайдж, что лицемер – это тот, у кого слова

противоречат его делам, его тайноепротиворечит его явному, то, что проникает в него, противоречит тому, что исходит из него, его присутствие противоречит его отсутствию.

Описания о качествах лицемеров были ниспосланы в Медине, ибо в Мекке не было лицемерия, однако среди людей было обратное тому: тот, кто по принуждению показывал неверие, а в душе был верующим. Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, переселился в Медину, там были ансары из племен Аус и Хазрадж, которые во времена невежества поклонялись идолам, как поклонялись многобожники-арабы. Там были также иудеи, которые придерживались пути своих предшественников и состояли из трех племен: Бану Кайнука‘ – союзник Хазраджа, Бану Надир и Бану Курайза – союзники Ауса.

Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в Медину, и Ислам приняла (большая) часть ансаров из двух племен Аус и Хазрадж, и очень малое число людей из иудеев, как например, ‘Абдуллах ибн Салам, да будет доволен им Аллах, тогда тоже не было лицемерия, ибо у мусульман не было еще могущества, которое бы вызывало страх. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (в то время) оставил (в покое) иудеев и арабские племена вокруг Медины. Когда же произошли события при Бадре, Аллах возвеличил Свое слово, Ислам и его приверженцев. Во времена невежества старейшиной в Медине и главой одной из двух групп был ‘Абдуллах ибн Убай ибн Салюль, принадлежавший племени Хазрадж, и (мединцы тогда) решили избрать его для себя правителем. Когда пришло благо, и они приняли Ислам, они отвлеклись от (‘Абдуллаха ибн Убаййа ибн Салюля), и у него осталась неприязнь к Исламу и его приверженцам. После события при Бадре он сказал: «Вот, пришло дело Аллаха». И он внешне продемострировал свое вступление в Ислам, и вместе с ним вступили в Ислам группы, которые придерживались его пути и убеждений, а также другие люди из числа людей Писания. Тогда-то и появилось лицемерие в Медине и среди арабов-бедуинов вокруг нее. Что же касается мухаджиров, то ни у одного из них не было лицемерия, ибо никто из них не переселился по принуждению, а переселился и оставил свое имущество, детей и землю, желая того, что имеется у Аллаха.

 

Мухаммад ибн Исхак передал от Ибн ‘Аббаса, что о словах:

و َ م ِ ن ْ ا ل ن ّ َ ا س ِ م َ ن ْ ي َ ق ُ و ل ُ آ م َ ن ّ َ ا ب ِ ا ل ل ّ َ ه ِ و َ ب ِ ا ل ْ ي َ و ْ م ِ ا ل ْ آ خ ِ ر ِ و َ م َ ا ه ُ م ْ ب ِ م ُ ؤ ْ م ِ ن ِ ي ن َ

«Среди людей есть такие, которые говорят:

 «Мы уверовали в Аллаха и в Последний день», однако они суть неверующие»

он сказал: «То есть лицемеры из племен Аус и Хазрадж и те,

 кто придерживался того же». Подобным же образом прокомментировали

 этот аят Абу ‘Алийа, аль-Хасан, Катада и Судди: лицемеры из Аус и Хазрадж.

Поэтому Пречистый Аллах обратил внимание на качества лицемеров, чтобы верующие не были обмануты их внешним проявлением, что могло быть причиной обширного вреда,

 и (Он обратил внимание) на их убеждение, ибо они были по сути неверными.

Это является одной из больших опасностей - думать о распутниках благое.

 

И поэтому Всевышний Аллах сказал:

و َ م ِ ن ْ ا ل ن ّ َ ا س ِ م َ ن ْ ي َ ق ُ و ل ُ آ م َ ن ّ َ ا ب ِ ا ل ل ّ َ ه ِ و َ ب ِ ا ل ْ ي َ و ْ م ِ ا ل ْ آ خ ِ ر ِ و َ م َ ا ه ُ م ْ ب ِ م ُ ؤ ْ م ِ ن ِ ي ن َ

«Среди людей есть такие, которые говорят:

«Мы уверовали в Аллаха и в Последний день», однако они - суть неверующие»,

то есть они произносят это словами, за которыми нет ничего.

Как сказал Всевышний: إ ِ ذ َ ا ج َ ا ء َ ك َ ا ل ْ م ُ ن َ ا ف ِ ق ُ و ن َ ق َ ا ل ُ و ا ن َ ش ْ ه َ د ُ إ ِ ن ّ َ ك َ ل َ ر َ س ُ و ل ُ ا ل ل ّ َ ه ِ

 «Когда лицемеры приходят к тебе, они говорят:

 «Свидетельствуем, что ты – посланник Аллаха» (Лицемеры-1),

 то есть они говорят это только тогда, когда приходят к тебе, но не на самом деле.

И Аллах назвал их лжецами: و َ ا ل ل ّ َ ه ُ ي َ ع ْ ل َ م ُ إ ِ ن ّ َ ك َ ل َ ر َ س ُ و ل ُ ه ُ و َ ا ل ل ّ َ ه ُ ي َ ش ْ ه َ د ُ إ ِ ن ّ َ ا ل ْ م ُ ن َ ا ف ِ ق ِ ي ن َ ل َ ك َ ا ذ ِ ب ُ و ن َ

«Аллах знает, что ты – Его посланник,

и Аллах свидетельствует, что лицемеры являются лжецами» (Лицемеры-1) и

  و َ م َ ا ه ُ م ْ ب ِ م ُ ؤ ْ م ِ ن ِ ي ن    « они суть неверующие » (Корова-8).

И Его слова: ي ُ خ َ ا د ِ ع ُ و ن َ ا ل ل ّ َ ه َ و َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ آ م َ ن ُ و ا

 «Они (пытаются) обмануть Аллаха и верующих»,

то есть они выражают веру, а втайне являются неверующими. Они из-за своего невежества полагают, что обманывают этим Аллаха, и что это у Аллаха принесет им пользу,

и что это будет иметь на Него такое же действие, как и на некоторых верующих.

Как сказал Всевышний Аллах:

ي َ و ْ م َ ي َ ب ْ ع َ ث ُ ه ُ م ْ ا ل ل ّ َ ه ُ ج َ م ِ ي ع ً ا ف َ ي َ ح ْ ل ِ ف ُ و ن َ ل َ ه ُ ك َ م َ ا ي َ ح ْ ل ِ ف ُ و ن َ ل َ ك ُ م ْ و َ ي َ ح ْ س َ ب ُ و ن َ أ َ ن ّ َ ه ُ م ْ ع َ ل َ ى ش َ ي ْ ء ٍ أ َ ل َ ا إ ِ ن ّ َ ه ُ م ْ ه ُ م ْ ا ل ْ ك َ ا ذ ِ ب ُ و ن َ

«В тот день, когда Аллах воскресит их всех, они станут клясться перед Ним,


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь