Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Воистину, Аллах способен на всякую вещь».



Мухаммад ибн Исхак передал об Ибн ‘Аббаса, что о словах Всевышнего:

و َ ل َ و ْ ش َ ا ء َ ا ل ل ّ َ ه ُ ل َ ذ َ ه َ ب َ ب ِ س َ م ْ ع ِ ه ِ م ْ و َ أ َ ب ْ ص َ ا ر ه ِ م ِ

«Если бы Аллах пожелал, Он лишил бы их слуха и зрения»,

  он сказал: «Из-за того, что они оставили истину после того, как узнали о ней».

إ ِ ن ّ َ ا ل ل ّ َ ه َ ع َ ل َ ى ك ُ ل ّ ِ ش َ ي ْ ء ٍ ق َ د ِ ي ر ٌ «Воистину, Аллах способен на всякую вещь».

Ибн ‘Аббас сказал: «То есть, поистине, Аллах способен на то,

 что пожелает сделать со Своими рабами в качестве возмездия или помилования».

Ибн Джарир сказал: «Всевышний Аллах описал Себя качеством мощи в этом месте ق َ د ِ ي ر  лишь для того, чтобы предостеречь лицемеров Своей силой и мощью. И Он сообщил им,

 что Он объемлет их, и что Он способен лишить их слуха и зрения».

Ибн Джарир и многие комментаторы, которые последовали за ним в этом, считали,

 что эти два примера были приведены для одной группы лицемеров,

и союз أ َ و ْ «или» в словах Всевышнего: أ َ و ْ ك َ ص َ ي ّ ِ ب ٍ م ِ ن ْ ا ل س ّ َ م َ ا ء ِ

 «Или же они подобны (оказавшимся под) ливнем с неба»

имеет значение союза «и», как словах Всевышнего: و َ ل َ ا ت ُ ط ِ ع ْ م ِ ن ْ ه ُ م ْ آ ث ِ م ً ا أ َ و ْ ك َ ف ُ و ر ً ا

 «и не повинуйся грешникам и неверующим среди них» (Человек-24),

 в этом аяте использован союз أ َ و « или » между словами آ ث ِ م ً ا « грешникам »

и ك َ ف ُ و ر ً ا « неверующим »). Либо же союз أ َ و « или » здесь имеет значение выбора:

«Приведи им в пример это или, если пожелаешь, вот это».

Куртуби сказал: «Союз أ َ و « или » здесь приведен для сравнения».

Замахшари сказал, что оба примера одинаковы:

 «Все равно: ты приведешь им в пример это, или то, они соответствуют их состоянию».

Я говорю (Ибн Касир): это (высказанное выше сравнение двух примеров)

является таковым с точки зрения (отделения) лицемеров (от других). (Но в свою очередь) лицемеры делятся на группы и имеют различные состояния и качества, как Всевышний Аллах упомянул об этом в суре «Отречение»: « среди них (есть), те. ..», Он упомянул их состояния, качества, деяния, на которые они опираются, и слова, которые они утверждают.

И Он привел эти два примера (в суре «Корова») для тех двух групп из них, которые больше всего подходят по своим состояниям и качествам, как Он привел два примера в суре «Свет»

для двух групп неверных: призывающих и подражателей:

و َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ك َ ف َ ر ُ و ا أ َ ع ْ م َ ا ل ُ ه ُ م ْ ك َ س َ ر َ ا ب ٍ ب ِ ق ِ ي ع َ ة ٍ

 «А деяния неверующих подобны мареву в пустыне, которое жаждущий

принимает за воду. Когда он подходит к нему, то ничего не находит» (Свет-39).

أ َ و ْ ك َ ظ ُ ل ُ م َ ا ت ٍ ف ِ ي ب َ ح ْ ر ٍ ل ُ ج ّ ِ ي ّ ٍ

«Или же они подобны мраку во глубине морской пучины. (Свет-40).

Первый пример – это для призывающих, которые имеют сложное невежество,

 а второй – это для последователей-подражателей.

 А лучше всего об истине известно Аллаху.

 

Далее Аллах Всемогущий сказал:


ي َ ا أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ن ّ َ ا س ُ ا ع ْ ب ُ د ُ و ا ر َ ب ّ َ ك ُ م ْ ا ل ّ َ ذ ِ ي خ َ ل َ ق َ ك ُ م ْ و َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ م ِ ن ْ ق َ ب ْ ل ِ ك ُ م ْ ل َ ع َ ل ّ َ ك ُ م ْ ت َ ت ّ َ ق ُ و ن َ

(21) О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех,

 кто был до вас, – быть может, вы устрашитесь.

ا ل ّ َ ذ ِ ي ج َ ع َ ل َ ل َ ك ُ م ْ ا ل ْ أ َ ر ْ ض َ ف ِ ر َ ا ش ً ا و َ ا ل س ّ َ م َ ا ء َ ب ِ ن َ ا ء ً و َ أ َ ن ْ ز َ ل َ م ِ ن ْ ا ل س ّ َ م َ ا ء ِ م َ ا ء ً ف َ أ َ خ ْ ر َ ج َ ب ِ ه ِ م ِ ن ْ ا ل ث ّ َ م َ ر َ ا ت ِ ر ِ ز ْ ق ً ا ل َ ك ُ م ْ

 ف َ ل َ ا ت َ ج ْ ع َ ل ُ و ا ل ِ ل ّ َ ه ِ أ َ ن د َ ا د ً ا و َ أ َ ن ْ ت ُ م ْ ت َ ع ْ ل َ م ُ و ن َ

(22) Он сделал для вас землю ложем,

 а небо – кровлей, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания.

 Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно


Всеблагой и Всевышний Аллах разъяснил Свою Единственность и Божественность,

ибо Он является Дарующим блага Своим рабам, Который создал их из ничего и довел до совершенства Свои явные и скрытые блага: Он сделал для них землю ложем, наподобие твердой, расстеленной постели, укрепленной высокими горами, а небо – кровлей,

как Он сказал в другом аяте: و َ ج َ ع َ ل ْ ن َ ا ا ل س ّ َ م َ ا ء َ س َ ق ْ ف ً ا م َ ح ْ ف ُ و ظ ً ا و َ ه ُ م ْ ع َ ن ْ آ ي َ ا ت ِ ه َ ا م ُ ع ْ ر ِ ض ُ و ن َ

 «Мы сделали небо оберегаемой кровлей,

 однако они отворачиваются от его знамений» (Пророки-32).

Для них во время их нужды و َ أ َ ن ْ ز َ ل َ م ِ ن ْ ا ل س ّ َ م َ ا ء ِ م َ ا ء ً « Он низвел с неба воду »,

под которой здесь имеются в виду облака.Он взрастил ею различные видимые растения и плоды в качестве пропитания для них и для их животных, что Он подтвердил не в одном месте в Коране. Больше всего на данный аят походит вот этот аят:

ا ل ل ّ َ ه ُ ا ل ّ َ ذ ِ ي ج َ ع َ ل َ ل َ ك ُ م ْ ا ل ْ أ َ ر ْ ض َ ق َ ر َ ا ر ً ا و َ ا ل س ّ َ م َ ا ء َ ب ِ ن َ ا ء ً و َ ص َ و ّ َ ر َ ك ُ م ْ ف َ أ َ ح ْ س َ ن َ ص ُ و َ ر َ ك ُ م ْ و َ ر َ ز َ ق َ ك ُ م ْ م ِ ن ْ ا ل ط ّ َ ي ّ ِ ب َ ا ت ِ

 ذ َ ل ِ ك ُ م ْ ا ل ل ّ َ ه ُ ر َ ب ّ ُ ك ُ م ْ ف َ ت َ ب َ ا ر َ ك َ ا ل ل ّ َ ه ُ ر َ ب ّ ُ ا ل ْ ع َ ا ل َ م ِ ي ن َ

«Тот, Кто сотворил для вас землю местом пребывания, а небо – кровлей. Он придал вам облик и сделал ваш облик прекрасным. Он наделил вас благами.

Таков Аллах, ваш Господь. Благословен Аллах, Господь миров! » (Прощающий-64.)

Смысл его: Он – Творец, Наделяющий уделом, Властелин жилищ и их жильцов,

а также Наделяющий их уделом, и поэтому Он достоин,

чтобы поклонялись только Ему и не придавали Ему ничего в сотоварищи.

И поэтому Он сказал: ف َ ل َ ا ت َ ج ْ ع َ ل ُ و ا ل ِ ل ّ َ ه ِ أ َ ن د َ ا د ً ا و َ أ َ ن ْ ت ُ م ْ ت َ ع ْ ل َ م ُ و ن َ  

 « Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно ».

В двух «Сахихах» (Бухари №447, Муслим №86) от Ибн Мас‘уда передано,

что он сказал: «Я спросил: «О, посланник Аллаха, какой грех самый большой? »

 Он, да благословит его Аллах и приветствует,  ответил:

 « Приравнивать кого-либо Аллаху, хотя создал тебя - Он ».

Также в хадисе Му‘аза (Бухари №7373, Муслим №30):

  «Знаешь ли ты право Аллаха над Его рабами?

 Поклоняться Ему и не придавать ничего Ему в сотоварищи».

В другом хадисе сказано: « Пусть никто из вас не говорит:

 «Что пожелал Аллах и пожелал такой-то, а пусть говорит:

 «Что пожелал Аллах, а затем пожелал такой-то ».

 

….Хаммад ибн Салама передал со слов ‘Абдульмалика ибн ‘Умайра со слов Риб‘и ибн Харроша со слов Туфаля ибн Сахбары, брата ‘Аиши, матери правоверных, со стороны ее матери: «Он сказал: «Я увидел (во сне) то, что видит спящий, будто я подошел к группе иудеев и сказал: «Кто вы? » Они ответили: «Мы – иудеи». Я сказал: «Если бы вы – народ,

 не говорили: «‘Узайр – сын Аллаха (было бы хорошо)». Они сказали: «Вы – народ, если бы вы только не говорили: «Что пожелал Аллах, и пожелал Мухаммад». Затем я прошел мимо группы христиан и спросил их: «Кто вы? » Они отве- тили: «Мы – христиане».

 Я сказал: «Вы – народ, если бы только вы не говорили: «Аль-Масих – сын Аллаха (было бы хорошо)». Они ответили: «Вы – народ, если бы только не говорили: «Что пожелал Аллах,

 и пожелал Мухаммад». Когда я проснулся, я сообщил об этом кое-кому.

 Затем я пошел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сообщил ему об этом. Он спросил: «Ты сообщил об этом кому-либо? » Я ответил: «Да». Тогда он встал, восхвалил Аллаха, восславил Его, а затем сказал: «Итак, поистине, Туфайль увидел

сон и сообщил о нем кое-кому из вас. Воистину, вы произнесли (такое) слово, но мне препятствовало запретить вам это лишь то-то и то-то. Так не говорите же: «Что пожелал Аллах, и пожелал Мухаммад», но говорите: «Что пожелал один Аллах»».

Так передал этот хадис Ибн Мардавайх в комментарии к данному аяту из хадиса Хаммада ибн Саламы и далее

с той же цепочкой передатчиков. Его передал также Ибн Маджа (№2118) с несколько другим текстом через ‘Абдульмалика ибн ‘Умайра и далее с той же цепочкой передатчиков.

 

Суфйан ибн Са‘ид ас-Саври передал от аль-Аджлаха ибн ‘Абдуллаха аль-Кинди со слов Йазида ибн аль-Асомма со слов Ибн ‘Аббаса, что он сказал: «Один мужчина сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Что пожелал Аллах, и пожелал ты».

 Тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

  «Ты приравниваешь меня Аллаху? Говори: «Что пожелал один Аллах»».

Его передал Ибн Мардавайх, Насаи («‘Амаль» №988) и Ибн Маджа (№2117) из хадиса ‘Исы ибн Йунуса со слов аль-Аджлаха и далее с той же цепочкой передатчиков. Все это – для обережения Единства Господа.

 А лучше всего об этом известно Аллаху.

Мухаммад ибн Исхак передал от Ибн ‘Аббаса, что он сказал:

Всевышний Аллах сказал: ي َ ا أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ن ّ َ ا س ُ ا ع ْ ب ُ د ُ و ا ر َ ب ّ َ ك ُ م ْ

 « О люди, поклоняйтесь вашему Господу » обоим группам

 – неверующим и лицемерам. То есть: придерживайтесь Единства вашего Господа,

 который сотворил вас и тех, кто был до вас».

С той же цепочкой передатчиков передано от Ибн ‘Аббаса:

Слово Аллаха Всевышнего

ف َ ل َ ا ت َ ج ْ ع َ ل ُ و ا ل ِ ل ّ َ ه ِ أ َ ن د َ ا د ً ا و َ أ َ ن ْ ت ُ م ْ ت َ ع ْ ل َ م ُ و ن َ « Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно »,

то есть: не придавайте Аллаху в сотоварищи никого из أ َ ن د َ ا د ً « равных »,

которые не могут принести ни пользы, ни вреда, и вы знаете, что они не являются вашим Господом. Вас наделяют уделом не они. Вы, поистине, знаете, что Единобожие,

 к которому призывает вас посланник, да благословит его Аллах и приветствует,

 является истиной, в которой нет сомнения». То же сказал Катада.

 

Ибн Абу Хатим передал от Ибн ‘Аббаса, что о словах Аллаха, Всемогущ Он и Велик:

ف َ ل َ ا ت َ ج ْ ع َ ل ُ و ا ل ِ ل ّ َ ه ِ أ َ ن د َ ا د ً ا « Посему никого не равняйте с Аллахом »,

он сказал: « أ َ ن د َ ا د ً ا   « Равные »» - это придание Аллаху сотоварищей,

 которое более скрыто, чем ползание муравья по черному камню во тьме ночи.

 Это – произнесение слов: «Клянусь Аллахом, твоей жизнью – о, такой-то –

и моей жизнью», и произнесение: «если бы не эта собака, вчера к нам непременно пришли бы воры», «если бы не утки, то во двор обязательно пришли бы воры», слова человека своему товарищу: «Что пожелал Аллах, и пожелал ты», и слова человека: «Если бы не Аллах и такой-то…» все это является придаванием Ему сотоварищей».

 

В (вышеупомянутом) хадисе сказано, что один человек сказал посланнику Аллаха,

 да благословит его Аллах и приветствует: «Что пожелал Аллах, и пожелал ты»,

(пророк, да благословит его Аллах и приветствует) ответил: « Ты равняешь меня Аллаху? »

 

В другом хадисе сказано: « О, вы – народ, (было бы хорошо), если бы вы не приравнивали (Аллаху), говоря: «Что пожелал Аллах, и пожелал такой-то ».

Абу ‘Алийа сказал: ف َ ل َ ا ت َ ج ْ ع َ ل ُ و ا ل ِ ل ّ َ ه ِ أ َ ن د َ ا د ً ا «Посему никого не равняйте с Аллахом »,

то есть (имеются в виду) равные, сотоварищи».

То же сказали Раби‘ ибн Анас, Катада, Судди, Абу Малик, Исмаил ибн Абу Халид.

Муджахид о словах: ف َ ل َ ا ت َ ج ْ ع َ ل ُ و ا ل ِ ل ّ َ ه ِ أ َ ن د َ ا د ً ا

 « Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно »,

 сказал: «Зная, что Он – Единственный Бог в Торе и Евангелии»


  Имам Ахмад (4/130) передал от аль-Хариса аль-Аш‘ари,

что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

  «Поистине, Аллах, Всемогущ Он и Велик, (ниспослал) Йахйе ибн Закариййе пять

 слов и велел ему исполнять их и велеть потомкам Исраила исполнять их… Йахйа ибн Закариййа сказал израильтянам: «Первое: поклоняйтесь Аллаху и не придавайте никого Ему в сотоварищи. Ибо это (придание в сотоварищи) подобно тому, как если человек купит раба за истинно собственное имущество, за серебро или золото, а (тот раб) начнет работать и выплачивать доход не своему господину. Кого из вас обрадует, чтобы у него был такой раб? Поистине, Аллах сотворил вас и наделил вас уделом, так поклоняйтесь же Ему и никого не придавайте Ему в сотоварищи …».

Это хороший (хасан) хадис, и его, да благословит его Аллах и приветствует, слова:

«Поистине, Аллах сотворил вас и наделил вас уделом, так поклоняйтесь же Ему и никого не придавайте Ему в сотоварищи» являются подтверждением данного аята.

 

ü Доказательства Единственнности Аллаха


Этот аят является доказательством Единственности Всевыщнего в поклонении Ему

и тому, что у Него нет сотоварищей. Многие комментаторы, такие как ар-Рази и другие привели этот аят в доказательство сущестования Всевышнего Творца. (Раз уж) данный аят (свидетельствует о Единственности Аллаха в поклонении Ему, он) тем более свидетельствует об этом (существовании Всевышнего Творца). Ибо тот, кто поразмыслит над земными и небесными существами, различием их форм, цветов, характера (природы), пользы, прочности их установления в полезных местах, тот узнает мощь их Творца, Его мудрость, знание, совершенство (мастерство), величие Его господства. Как сказал один из арабов, когда он был спрошен: «Каково доказательство существованию Всевышнего Господа? » Он ответил: «Пречист Аллах, поистине, навоз является доказательством существования верблюда. Поистине, следы шагов являются доказательством существования идущего. Небо имеет созвездия, земля имеет долины, а море имеет волны. Разве это не является доказательством существования Проницательного, Всеведующего? » Ар-Рази передал от Имама Малика, что ар-Рашид спросил его об этом, и (Малик) привел ему в доказательство различие языков,

 голосов и тонов.От Абу Ханифы передается, что некоторые безбожники (лицемеры) спросили его о существовании Всевышнего Создателя. Он сказал: «Оставьте меня, ибо я сейчас размышляю о том, что мне сообщили. Мне упомянули о корабле в море, который нагружен различными товарами, и никто не охраняет его, и никто не ведет его. Он, несмотря на это, путешествует и плывет сам по себе, проходит через огромные волны и освобождается от них. Он путешествует сам по себе, куда пожелает, и никто не руководит им». Они сказали: «Разумный не скажет об этом». Тогда (Абу Ханифа) сказал: «Горе вам! А как же вся эта - вселенная с тем, что находится в ней из небесных и земных творений, и все, что они охватывают из упроченных вещей. (Разве) у них нет Создателя? » Они были поражены, вернулись к истине и приняли Ислам под его руководством. От Шафии передается, что когда его спросили о существовании Создателя, он ответил: «Вот это - лист тутовника, и вкус его единственен. Его ест червь, и выходит шелк. Его ест пчела, и выходит мед. Его ест овца, корова и (другой) скот, и ты обнаружишь его пометом и навозом. Его поедает газель,

и выходит мускус. И этот (лист тутовника) – одна вещь». Когда Имама Ахмада ибн Ханбаля спросили об этом, он сказал: «Есть прочная гладкая крепость без дверей и отверстий. Снаружи она похожа на белое серебро. Изнутри она похожа на чистое золото. Пока она находится в этом состоянии, вдруг ее стенка раскалывается, и из нее выходит видящее и слышащее животное, имеющее прекрасную форму и красивый голос».  Он имел в виду под этой (крепостью) яйцо, когда из него выходит курица. Ибн аль-Му‘таз сказал: «Как можно ослушаться Бога? Как отрицающий отрицает Его? когда в каждой вещи есть доказательство

 Единственности Его».  Другие сказали, что тот, кто поразмыслит над этими небесами,  

об их возвышенности и обширности, о больших звездах и малых светилах в них из числа движущихся (планет) и неподвижных звезд, и кто понаблюдает, как они движутся вместе с тем, что небо огромно, каждый день и каждую ночь небольшими циклами, и они сами имеют свой собственный цикл движения; кто поразмыслит над морями, окружающими землю со всех сторон; и горами, установленными в земле для того, чтобы она упрочилась,

и чтобы ее жители могли пребывать на ней, а (горы эти) имеют различные формы и цвета,  как сказал Всевышний Аллах:

و َ م ِ ن ْ ا ل ْ ج ِ ب َ ا ل ِ ج ُ د َ د ٌ ب ِ ي ض ٌ و َ ح ُ م ْ ر ٌ م ُ خ ْ ت َ ل ِ ف ٌ أ َ ل ْ و َ ا ن ُ ه َ ا و َ غ َ ر َ ا ب ِ ي ب ُ س ُ و د ٌ و َ م ِ ن ْ ا ل ن ّ َ ا س ِ و َ ا ل د ّ َ و َ ا ب ّ ِ و َ ا ل ْ أ َ ن ْ ع َ ا م ِ

 م ُ خ ْ ت َ ل ِ ف ٌ أ َ ل ْ و َ ا ن ُ ه ُ ك َ ذ َ ل ِ ك َ إ ِ ن ّ َ م َ ا ي َ خ ْ ش َ ى ا ل ل ّ َ ه َ م ِ ن ْ ع ِ ب َ ا د ِ ه ِ ا ل ْ ع ُ ل َ م َ ا ء ُ

 «В горах также есть различные тропы – белые, красные и совершенно черные.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 855; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.06 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь